Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработала





Политический режим – это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим

С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим – это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом.

Государственно-правовой режим выражает особенности функцио­нирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

Это настолько важная для всей политической жизни общества ди­намичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

Государственный режим отражает уровень и формы развития демо­кратии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую об­щность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.



 

Приведенное выше позволяет выделить следую­щие признаки данного феномена.

 

1. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения, согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только пра­вовое принуждение, то налицо, прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

 

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государ­ства имеют мандат народа, власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда власть переходит в руки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что:

— народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

— вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

— устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

— решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

— личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

С глубокой древности известны деспотические и тиранические раз­новидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жес­токости правителей. Их отличие выражается лишь в различных спосо­бах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, госу­дарственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демо­кратии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничива­ется деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип раз­деления властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

Притоталитарном режиме господствуют одна официальная идеоло­гия, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;

— правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Аб­солютная концентрация власти, объединяющей (при отсутствии неза­висимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;



— крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

— бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;

— милитаризация экономики и люмпенизация населения, органи­зуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.

Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его осно­ве тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.

 

Самые известные диктаторы второй половины XX века:

· Садам Хусейн, Ирак, 1979 – 2003

· Аугусто Пиночет, Чили, 1973 – 1990

· Альфредо Стресснер, Парагвай, 1954 – 1989. Отстранен от власти после военного переворота. Умер 16 августа 2006 года в Бразилии в результате операции на грыже.

· Анастасио Сомоса, Никарагуа, 1967 – 1979. Свергнут сандинистами, бежал в Парагвай. Убит 16 сентября 1980 года агентами новой власти.

· Жан Бокасса, Центрально-Африканская республика, 1966 – 1979. Свергнут французскими войсками. 28 октября 1996 года умер от инфаркта в своей постели.

· Пол Пот, Камбоджа, 1975 – 1979. После свержения вьетнамской армией бежал в джунгли с группой вооруженных сторонников. Умер 15 апреля 1998 года от сердечного приступа.

 

Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государствен­но-правовых режимах, которые, как правило, носят временный ха­рактер.

Переходные режимы формируются в результате победы радикаль­ных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отлича­ются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанав­ливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожаю­щих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном поло­жении»). Они могут распространяться как на всю территорию государ­ства, так и на его отдельные регионы.

Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещени­ем митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельнос­ти некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

Решение о введении особого режима принимается высшими пред­ставительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представитель­ных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного поло­жения устанавливается законом и при необходимости может быть про­длена лишь по решению компетентных органов государства.

Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные пред­ставительные органы власти, активно участвует в управлении общест­вом, контролирует деятельность исполнительного аппарата;

— управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

— устанавливаются демократические методы властвования (огра­ничиваются различного рода императивные запреты, расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм), примат права над государством. Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.

Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы.

В последнее время в политологической литературе акцентируется внимание на таком условии демократического режима, как экономически самостоятельная, свободная личность. Однако для установления режима подлинной демократии, этого явно недостаточно. Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устояв­шиеся моральные начала и т.п. Обнищавший, необразованный, разоб­щенный народ может погубить любое народовластие. Поэтому перед Россией стоит задача не только и не столько улучшения материального благосостояния, сколько обучения и повышения уровня культуры и ответственности граждан, без которых не будет и экономического про­цветания.

 

Следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависи­мость между различными элементами формы государства. Так, абсо­лютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой центра­лизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, террито­риально большие государства вынуждены создавать обширный бюро­кратический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает анти­демократические начала управления. Кроме того, на соотношение эле­ментов формы государства влияют национальные традиции, тип мыш­ления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовласт­ный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.

 

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Чрезвычайные государственно-правовые режимы в истории России.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Характеристика формы правления как элемента формы государства. 2. Формы государственного устройства. 3. Политический режим.

4. Повторить материалы лекции и подготовиться к практическому занятию следующего содержания: 1. Текстологический анализ Конституции Российской Федерации с целью характеристики сложившихся в современной России форм правления и территориального устройства, политического режима. 2. Сравнительный анализ формы государства различных стран мира.

 

 

Заместитель начальника кафедры

теории и истории государства и права,

кандидат юридических наук

п/полковник внутренней службы Т.В. Жукова

«______» _______________ 2011 года

 

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.