КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Второй вопрос. Сущность и общие понятия оценки персонала
Первый вопрос Сущность и общие понятия оценки персонала Учебные вопросы лекции Оценка персонала 2 Оценка членов персонала 3 Оценка кадрового потенциала организации 4 Технология оценки персонала 5 Аттестация членов персонала
В сложившейся терминологии термин «оценить» означает - осуществить процесс оценки (произвести оценку) чего – то, а также, определить уровень (величину) чего – то. Оценка – это всегда процесс и результат, выраженный в виде количественного и качественного уровня (величины) чего – то. Оценка производится для достижения двух основных целей (по двум моделям): - оценка кандидата при приеме на работу; - оценка деятельности членов персонала или всего персонала. Оценка персонала (в профессиональной управленческой деятельности – деловая оценка персонала) - это профессиональная деятельность, направленная на определение степени соответствия работника, предъявляемым к нему организацией требованиям. Кибанов А.Я. дает следующее определение деловой оценки персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (показателей способностей, мотивации и свойств) требованиям должности или рабочего места. Оценка персонала по содержанию управленческой деятельности совпадает с понятием аттестации для определенной части членов персонала, так как является ее основным элементом. Центральным вопросом любой деловой оценки является установление показателей: - результативности труда; - личностных свойств работников.
Оценка членов персонала производится в следующих случаях: · При определении соответствия работника занимаемой должности (после прохождения испытательного срока, при плановых и не плановых аттестациях, а также с целью определения целесообразности оставления работника на рабочем месте при достижении им пенсионного возраста); · Для улучшения результатов использования кадров в существующей структуре персонала, а также при проведении реорганизации структуры с соответствующими ей изменениями состава подразделений организации, требующими ротации работников (при выборе места в организационной структуре и установлении функциональной роли оцениваемого работника); · При определении степени соответствия работника заданным критериям оплаты труда и установлении ее величины; · При определении трудового вклада работника с целью определения целесообразности его поощрения; · При продвижении работника по служебной карьере или при определении необходимости повышения его квалификации. Деятельность системы управления персоналом (конкретно – подсистемы управления развитием персонала), направленную на оценку персонала (как членов персонала, так и кадровый потенциал персонала всей организации), можно разделить на три основные стадии: 1 - подготовительная; 2 – основная (непосредственная оценка); 3 - заключительная. Подготовительная стадия включает проведение следующих мероприятий или этапов работы: - разработка (или приобретение) методики и технологии деловой оценки и их адаптация к условиям использования в конкретной организации; - формирование оценочной комиссии; - определение места и времени проведения оценки; - определение процедуры подведения итогов оценки; - проработка вопросов информационного и документального обеспечения процессов оценки персонала; - подготовка членов оценочной комиссии; - подготовка линейных руководителей к оценке подчиненных им работников. Основная стадия включает проведение следующих этапов работ: - сбор информации об оцениваемом работнике; - анализ результатов предыдущей оценки работника; - оценка работника членами комиссии и линейным руководителем по установленным показателям принятой методики; - экспертиза полученных результатов; - принятие решения экспертной комиссией (аттестационной комиссией)по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях. Заключительная стадия – содержит в себе принятие кадрового решения руководителем организации. Очень важно знать, что подходы к оценке различных категорий персонала должны быть разные: · Для производственников (например: токарь, столяр, кондитер, водитель и др.) достаточно провести только профессиональную оценку (например – умение шить красивую одежду); · Для руководителей всех уровней кроме того необходимо оценить: результаты работы подчиненного подразделения, деловые характеристики и личностные свойства самих руководителей. При оценке каждого работника из руководящего состава нужно определить: · Знание производства; · Знание экономики; · Знание психологии персонала; · Умение проявить требовательность; · Честность и справедливость; · Выдержанность; · Склонность к вредным привычкам и др. Результаты оценки должен быть точными и достоверными. Для соблюдения этого требования этого создается система оценки персонала, включающая специалистов: руководителя организации, руководителя кадрового органа, психолога, группу экспертов; а также методы оценки и средства оценки. Этапы работы комиссии (системы) оценки персонала: · Определение стандартных требований; · Определение сроков и порядка оценки; · Сбор данных о результате деятельности оцениваемых; · Определение реальных значений показателей оценки; · Комиссионное обсуждение полученных значений показателей; · Принятие решение и его документальное оформление. Методы оценки персонала подразделяются на группы: · Качественные (позволяют определить наличие и характеристики таких свойств, как ответственность, коммуникабельность, сила воли и др. Оценка этих характеристик чаще всего производится по отзывам начальников и коллег); · Количественные (числовая оценка, чаще всего по коэффициентам и баллам); · Комбинированные (основанные на использовании интегральных, обобщенных показателей, например: качество продукции, текучесть кадров, рентабельность производства и др.). К числу методов оценки работников относятся: метод шкалирования, метод ранжирования, метод анкетирования, метод попарного сравнения и другие.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |