Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность и значение культурологии




 

Актуальность культурологии, повышение научного интереса к проблемам культуры в современном мире обусловлены рядом причин:

1) Большим творческим потенциалом культуры: культура преображает окружающую среду, общество, быт людей, самого человека, поэтому она оценивается как важнейший фактор жизнеустроения, созидания, общественного развития, человеческой самореализации, неиссякаемый источник инноваций. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, возможности ее активизации.

2) Большим разнообразием культур на планете. Сегодня межкультурные различия становятся главным фактором международной политики. В условиях, когда период «холодной войны», противостояние двух мировых систем (социализма и капитализма) ушли в прошлое, стали историей, на передний план в международной политике выходят взаимоотношения и взаимодействия различных культур и цивилизаций. Проведение корректных и взаимоприемлемых коммуникаций между различными странами и народами предполагает глубокое знание современных культур.

3) В условиях глобализации, когда мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым и усиливаются процессы культурной универсализации, обостряется проблема сохранения культурной самобытности многих народов. Процессы глобализации в мире обостряют проблемы культуры двояким образом: во-первых, угрожая сохранению культурной самобытности стран и народов, во-вторых, насильственным, искусственным навязыванием единых стандартов и образцов культурной жизни в виде вестернизации и т.п.

4) После распада СССР на постсоветском пространстве обострились межкультурные (национальные, социально-экономические и др.) противоречия и конфликты, которые требуют научного осмысления и разрешения.

5) Высокие темпы развития современных обществ и их дальнейшее ускорение, насыщенность исторических событий, нестабильность и неравновесность социокультурных процессов актуализируют глубокое изучение культуры, закономерности ее развития.

6) Кризисные явления в мировой культуре (экономический, социальный, демографический, нравственный и др. кризисы), обострение глобальных проблем современности, снижение общего уровня культуры в последние годы актуализируют дальнейшее развитие и изучение культурологии.

Культурология, будучи молодой областью научного знания, со второй половины ХХ в. выдвигается на передний край научных исследований, развиваясь быстрыми темпами. Ее дальнейшее развитие и изучение способствует повышению общекультурного развития как отдельных людей, так и различных сообществ. Преподавание курса «Культурология» в вузах способствует гуманитаризации образования. Культурология выполняет следующие функции:

1) познавательная функция – состоит в разработке научной теории культуры, т.е. системы знаний о сущности, структуре, типологизации культуры, закономерностях ее функционирования и развития, роли в человеческой жизнедеятельности, о своеобразии и взаимодействии различных культур прошлого и современности, особенностях, тенденциях и проблемах современного культурно-исторического процесса;

2) культурно-воспитательная – способствует общекультурному развитию человека, повышению его творческого потенциала, обогащению внутреннего мира, т.е. помогает стать гармонично развитой личностью; стимулирует интерес студентов к культурной деятельности, освоению культурного наследия человечества, помогает осуществлять культурное творчество, вносить свой вклад в развитие отечественной и мировой культуры;

3) аксиологическая – показывает ценность культурного достояния того или иного народа и всего человечества, непреходящее значение культурных памятников прошлого и настоящего;

4) практическая – использование знаний о культуре для решения практических задач (в организации и управлении культурными процессами, трансляции культурного опыта, охране культурных памятников, культурно-просветительской работе), а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов;

5) коммуникативная – способствует взаимовыгодному межкультурному взаимодействию народов земли на принципах равноправия, плодотворного сотрудничества и обмена культурным опытом, формирует толерантность, уважение прав, норм, традиций разных народов.

 

Лекция 2. Тема2: Понятие культуры, ее сущность, структура




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.