КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие культуры, основные подходы к ее изучению
И функции План: 1. Понятие культуры, основные подходы к ее изучению. 2. Структура культуры, ее основные компоненты. 3. Виды культуры. 4. Функции культуры. 5. Культура и цивилизация.
Литература: 1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. М., 2008. 2. Введение в культурологию: Уч.пос. в 3 ч. / Под ред. В.А.Сапрыкина. Ч. 1. М., 1995. 3. Гуревич П.С. Культурология: Учебник 3-е изд. М., 1999. 4. Культурология / Авт.колл.: Аганосов В.В., Бабочкин П.П., Добрынина В.И. М., 1993. 5. Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М., 2008. 6. Культурология: Учебник для студ.техн.вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1999. 7. Культурология: Учебник для студ.вузов / Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д., 1995. 8. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. М., 2003. 9. Полищук В.И. Культурология: Учеб.пос. М., 1999. 10. Пушкова Ю.Б., Шельнова Н.И., Мирошникова Д.Г. и др. Культурология: Учеб.пос. М., 2005.
Вряд ли есть более широкое и многогранное понятие, чем понятие культура. Существует свыше 500 различных определений культуры, десятков подходов к ее изучению, различных концепций, моделей культуры. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений, имеет богатое содержание, множество оттенков смысла и потому имеет предельно высокий уровень абстракции. Именно поэтому оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной формулировкой. В обыденной жизни мы встречаемся с понятием культуры на каждом шагу. Оно употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле – для обозначения культуры тех или иных народов, обществ и эпох: древнеегипетская культура, шумерская культура, античная культура, российская культура и др. В более узком смысле – а) для обозначения степени развития и оптимального функционирования социальных институтов, отдельных сфер жизни общества и деятельности («культура производства», «культура быта», «политическая культура» и т.п.); б) для обозначения духовной сферы жизни общества – искусство, наука, религия, образование и т.п.; в) ассоциируется с воспитанностью и образованностью человека («культура поведения», «культура мышления», «культура речи» и пр.); г) возделывание, обработка почв, земли; д) разведение, выращивание каких-либо растений, а также само выращиваемое растение -«злаковая культура» и т.п. в специфическом и предельно узком смысле – искусственно выращенные микроорганизмы (бактерии, дрожжи и др.). Формирование понятия «культура» Необходимо различать само слово (термин) «культура» и понятие культуры. Слово возникает раньше понятия. Слово «культура» впервые появилось в латинском языке. Оно происходит от латинских слов «cultura» – возделывание, обрабатывание и «colere» - возделывать, обрабатывать что-либо (первоначально почву). Так, римский государственный деятель и писатель Марк Катон (3-2 вв. до н.э.) написал трактат о земледелии с названием «Агрокультура». Чуть позже римский оратор и философ Цицерон (106-43 г. до н.э.) использовал этот термин в применении к духовности («культура духа», «культура ума» и т.п.). Необходимо отметить, что первоначально (в Древнем Риме) слово «культура» употреблялось в сочетании с каким-нибудь другим зависимым словом: «культура мышления», «культура речи» и т.п. В эпоху средневековья чаще употреблялось слово «культ» (в пер. с лат. – почитание, поклонение) как совокупность символических действий, ритуалов, направленных на возвеличение Бога и поклонение ему. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека. (1) Итак, первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина выражена очень важная особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало: единство культуры, человека и его деятельности. (2) В значении самостоятельного понятия «культура» оформилась в новое время, впервые появилась в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура противопоставлялась природному, или естественному, состоянию человека. До этого времени в европейских языках термин «культура» употреблялся с приставкой или другим зависимым словом. В новое время (XVII-XVIII вв.) культура понималась с гуманистических позиций и представлялась только как духовная сторона общественной жизни (искусство, наука, философия, мораль и т.д.). Эти представления о культуре являлись лишь первыми шагами к созданию универсального научного понятия. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Кондорсе, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества понималась как постепенное его развитие от ступени варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию. (3) В дальнейшем понятие «культура» получило более широкое и обобщенное значение и им стали обозначать все то, что создано человеком, в противовес тому, что существует естественно (природа). В таком понимании культуры отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Там, где есть человек, его деятельность, там имеется и культура. Иными словами, культура включает в себя результаты как материального, так и духовного производства, впрочем, как и сам труд. Культура является результатом деятельности человека и общества. Вне этой деятельности культуры просто не существует. Деятельность – необходимое условие существования и функционирования культуры. Но человек не только создает культуру, но и самого себя, т.е. оказывается ее результатом. Другими словами, человек – не только творец, но и продукт культуры. (4) При таком понимании культуру можно определить как способ деятельного существования человека (как способ жизнедеятельности человека). Таким образом, как видно из проведенного анализа, понятие культуры многогранно, оно обогащалось на протяжении человеческой истории. Культура включает в себя все, что создано трудом и разумом человека. Орудия труда, техника и средства транспорта, язык и письменность, научные открытия и технические изобретения, произведения искусства и нормы морали, философские учения и религиозные верования, традиции и обычаи, политические системы и правовые законы, образование и воспитание, здравоохранение и спорт – все это многообразный мир культуры. Приведем философские определения понятия культуры, которые позволяют более глубоко понять сущность и содержание культуры. Философские определения понятия «культура» (1) Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, к самим себе и к обществу. (2) Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания и распредмечивания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. Согласно этим определениям, культура представляет собой триединый процесс, включающий в себя: 1) совокупность достижений человечества, материальные и духовные ценности (предметный мир культуры); 2) саму человеческую деятельность по созданию (опредмечивание), распространению и хранению культурных благ, материальных и духовных ценностей; 3) освоение культурного наследия, потребление предметов культуры (распредмечивание). Результатом этого триединого процесса является всестороннее развитие сущностных сил человека, превращение богатства человеческой истории (культуры) во внутреннее богатство личности, т.е. становление и развитие самого человека. Таким образом, человек – не только творец, но и продукт культуры.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |