Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и цивилизация. 1) гуманистическая(человекотворческая или образовательно-воспитательная) – развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности




Функции культуры

1) гуманистическая (человекотворческая или образовательно-воспитательная) – развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности, формирование человека (индивида) как личности;

2) познавательная – культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

3) информационная – функция трансляции социального опыта, знаний, информации (обеспечивает связь времен, поколений);

4) нормативно-регулятивная – культура выступает средством социального регулирования и контроля за поведением людей: с помощью идеалов, норм, ценностей и образцов поведения она формирует и регулирует поведение людей; культура определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек;

5) ценностно-ориентационная – культура задает определенную систему координат, жизненных ценностей, в которых существует и на которые ориентируется человек;

6) коммуникативная – функция социального общения: задавая систему ценностей, норм и образцов поведения, культура способствует общению людей в рамках принятых в данном обществе норм;

7) интегративная – освоение культуры создает у людей того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религиозной конфессии, стране и т.п. Таким образом, культура сплачивает людей, объединяет их, обеспечивает целостность сообщества.

 

Понятие «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный) в широкий научный оборот первыми ввели французские мыслители эпохи Просвещения (в сер. XVIII в., Гольбах, Буланже, Тюрго, Мирабо, Вольтер и др.) для обозначения идеального устройства человеческого общества, основанного на принципах свободы, равенства и справедливости. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии общества, следующий за варварством, с другой, - всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов. Понятие цивилизации так же многозначно, как и культура; однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Сложность его употребления обусловлена не только семантической (смысловой) многозначностью, но и языковыми особенностями разных народов. Получив большое распространение во французском и английском языках, в немецком оно почти не употребляется, по смыслу заменяется термином «культура».

Понятие «цивилизация» употребляется в следующих основных значениях (смыслах):

1) унитарный смысл - идеал прогрессивного развития человечества, разумного общественного устройства («цивилизованное» и «нецивилизованное» общества);

2) стадиально-исторический смысл – различные ступени, этапы исторического развития человечества, мировой истории (аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации и др.);

3) локально-исторический смысл – уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно-временными рамками (древнеегипетская, шумерская, античная, византийская, конфуцианская и др.цивилизации);

4) узко-исторический смысл – ступень общественного развития, следующая за варварством: 1) дикость, 2) варварство, 3) цивилизация (Л.Морган, Ф.Энгельс);

5) культурологический смысл – определенный тип, путь развития общества, социокультурных образований (восточная и западная цивилизации);

6) синоним культуры – совокупность материальных и духовных достижений общества.

 

Определения цивилизации:

(1) Цивилизация – историческое социокультурное образование, имеющее единое геополитическое пространство, однородную культуру, определенную нормативно-ценностную ориентацию и специфическую форму интеграции.

(2) Цивилизация – культурная общность людей, обладающих определенным социальным генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое автономное, замкнутое мировое пространство, в силу этого получившая прочное место в мировом сообществе.

(3) Цивилизация – это способ организации коллективной жизни людей через социальное наследие в области экономики, социально-политической и духовной жизни людей.

(4) Цивилизация – это образ особого человечества на отдельной земле, который создается в силу общности истории, традиций, обычаев, языка, религиозных верований.

 

Признаки цивилизации:

1) появление письменности;

2) различные формы разделения труда;

3) появление городов;

4) возникновение государства;

5) появление права (закона);

6) гуманизм.

Следует отметить, что понятие цивилизации еще полностью не сформировалось, хотя ни у кого нет сомнения в том, что цивилизация является основным феноменом исторического развития человечества, вытесняя весьма распространенное в прошлом в марксистской теории понятие общественно-экономических формаций. Цивилизация становится основной категорией современной исторической и других гуманитарных наук. Но это условная единица трактовки человеческой истории, некий условный теоретический конструкт. Подтверждением этого служит тот факт, что никто не может сказать, сколько цивилизаций на Земле было в прошлом и есть сегодня. Никто не может назвать единое число цивилизаций на земном шаре. Даже один и тот же ученый (не говоря уже о разных мыслителях), А.Тойнби, называет разное число цивилизаций в своих трудах («Постижение истории»): 21, 23, 27, из которых к настоящему времени остались 7: китайская, индуистская, дальневосточная, исламская, западная, славянско-православная, иранская. В более поздних исследованиях называются следующие наиболее крупные цивилизации современного мира:

· западная,

· восточно-европейская (православная),

· исламская,

· конфуцианская,

· индуистская,

· японская,

· латиноамериканская,

· африканская.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.