Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды культуры




Структура культуры, ее основные компоненты

Будучи сложным, богатым и многогранным феноменом, культура включает в себя различные компоненты, стороны, моменты. И структуру культуры можно рассматривать под разным углом зрения. С точки зрения социологии культура включает в себя следующие компоненты:

  • язык,
  • ценности,
  • нормы,
  • обычаи,
  • традиции,
  • обряды и ритуалы.

Язык – это система знаков и символов, наделенная определенным значением. Это объективная (материальная) форма выражения, аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, информации.

Ценности – материальные и духовные блага, взятые со стороны их общественной значимости, полезности для жизни человека и общества. Это свойство общественных предметов и явлений удовлетворять потребности, желания, интересы.

Норма – общепризнанное правило, или образец поведения, действия. Это требование, определяющее поведение и взаимоотношения людей и выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений индивидов, социальных групп, организаций и социальных институтов.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном сообществе или социальной группе и является регулятором поведения для его членов. Обычай – это неписаные правила поведения, состоящие в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе или социальной группе в течение длительного времени.

Обряд - это совокупность символических стереотипных действий, воплощающих в себе определенные идеи, представления и ценности и выражающих и закрепляющих обычай.

Культура представляет собой сложное, многогранное и многоуровневое образование. Как любой сложный объект, изучение культуры предполагает использование системно-структурного метода (принципа системности), суть которого состоит в выполнении следующих требований:

  • рассмотрение исследуемого объекта как системы;
  • выявление составляющих его компонентов (элементов);
  • выяснение их взаимосвязи и взаимодействия, т.е. структуры;
  • рассмотрение объекта как структурированной целостности.

Как и любой сложный объект, культуру можно рассматривать с разных сторон, под разным углом зрения, осуществлять ее структурирование и деление по различным основаниям. Рассмотрим три различных деления культуры на разные виды в зависимости от трех критериев (оснований): вида деятельности, формы существования и видов отношений.

I. В зависимости от двух видов деятельности (материальной и духовной) принято различать два вида культуры:

  • материальную и
  • духовную.

Но их подразделение является относительным и условным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

К материальной культуре относится все то, что предназначено для удовлетворения материальных потребностей и интересов людей: орудия труда, техника, транспорт, здания, предметы быта, а также сама культура труда, быта и т.п.

К духовной культуре относится все то, что предназначено для удовлетворения духовных потребностей и интересов людей: наука, искусство, религия, мораль, образование и др.

Деление на материальную и духовную культуру условно. В любом объекте материальной культуры есть элементы духовной культуры и наоборот. Так, любой объект духовной культуры нуждается в материальном (предметном) носителе, посреднике (язык, книги, полотна и пр.). С другой стороны, в материальных предметах воплощены, опредмечены духовные качества человека (идеи, мысли, чувства, способности и пр.).

 

II. В зависимости от формы (способа) существования культуры выделяют два ее вида:

Ø предметный и

Ø функциональный (личностный).

Предметный вид культуры составляют различные предметно-вещественные плоды (результаты) как материального, так и духовного производства: орудия труда, техника, сооружения, бытовой инвентарь (материальная культура); произведения искусства (картины, скульптурные изделия, архитектурные сооружения), научные достижения, моральные и правовые нормы и пр. (духовная культура). Особенностью этого вида культуры является предметная (вещественная) форма ее выражения и существования, поэтому она и называется предметным видом культуры и составляет предметный мир культуры.

Функциональный вид культуры существует в деятельностной форме – в виде деятельности не только по созданию, но и по хранению, передаче и освоению культуры, напр., культура труда, культура быта, культура общения, научное и художественное творчество и т.д.

 

III. В зависимости от объекта воздействия и видов отношений выделяют следующие виды культуры:

ü виды культуры по отношению к природе (характеризуют взаимоотношения человека с природой) – культура земледелия, садоводства, овощеводства, скотоводства и т.п.;

ü виды культурной деятельности в обществе – характеризуют взаимоотношения людей между собой, а также культуру функционирования различных сфер общества и социальных институтов (культура производства, культура управления, политическая культура, культура быта, культура общения, культура досуга и т.д.);

ü виды культурной деятельности человека по отношению к самому себе, они подразделяются на:

· культуру духа (культуру мышления, речи, культуру чувств и т.п.) и

· культуру тела (физическая культура: занятия физической культурой и спортом, гигиена, охрана здоровья и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.