Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника и формы бухгалтерского учета




Классификация счетов

 

1. По отношению к балансу счета делятся на активные, пассивные и забалансовые.

2. Экономическое содержание – основа построения всей суммы счетов бухгалтерского учета и важнейший признак их классификации.

Группировка счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, отражаемых на них объектов отвечает на вопрос: «Что учитывается в данном счете».

Все счета по данному признаку делятся на три большие группы:

1) счета для учета имущества;

2) счета для учета источников образования имущества;

3) счета для учета хозяйственных процессов и их результатов.

На счетах для учета имущества отражается наличие, образование и движение средств хозяйствующего субъекта. Все счета этой группы являются активными. Строение любого счета данной группы можно представить следующим образом:

Схема 5

 

Д Счет средств К
Сн – наличие имущества Об – увеличение, поступление имущества (+)   Об – уменьшение, выбытие, использование имущества (–)
Ск – остаток имущества  

 

На счетах второй группы отражаются источники образования имущества хозяйства. Они подразделяются на две подгруппы:

а) счета для учета собственных источников средств;

б) счета для учета заемных источников средств.

Все счета этой группы являются пассивными. Строение любого счета данной группы можно представить следующим образом:

Схема 6

Д Счет источников средств К
  Об – выбытие, использование источников образования (–) Сн – наличие источников образования имущества на начало периода Об – привлечение источников (+)
  Ск – наличие источников образования имущества

Счета, используемые для учета хозяйственных процессов и их результатов, делятся на три подгруппы:

а) счета для учета процесса производства;

б) счета для учета процесса обращения;

в) счета для учета результатов хозяйственных процессов.

Счета для учета процесса производства являются активными. По дебету этих счетов отражаются затраты, связанные с производством продукции и исчисляется их себестоимость. С кредита этих счетов списываются затраты, распределенные по объектам учета и включенные в себестоимость готовой продукции.

На счетах, предназначенных для учета процесса обращения собираются расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг).

Счета для учета результатов хозяйственных процессов используются для исчисления результата хозяйственной деятельности.

 

3. Классификация счетов по структуре.

При группировке счетов по структуре их можно разделить на несколько разделов.

1. Основные

а) инвентарные;

б) фондовые;

в) счета для учета расчетов;

г) счета учета денежных средств.

2. Регулирующие

а) дополнительные;

б) контрарные;

3. Операционные

а) собирательно-распределительные;

б) калькуляционные;

в) сопоставляющие;

г) бюджетно-распределительные.

4. Забалансовые

Основные счета служат базой для составления бухгалтерского баланса.

Инвентарные счета используются для учета имущества хозяйства, фактическое наличие которого устанавливается путем проведения инвентаризации. Все инвентарные счета являются активными.

Строение любого инвентарного счета можно представить как:

 

Схема 7

 

Д Инвентарный К
Сн – наличие имущества на начало периода Доб – поступление имущества Коб – выбытие имущества
Ск – наличие имущества на конец периода  

 

К инвентарным счетам можно отнести: «Основные средства», «Нематериальные активы», «Готовая продукция» и др.

Фондовые счета, используемые для учета собственных источников образования имущества, являются пассивными.

Строение фондовых счетов:

Схема 8

 

Д Фондовый К
Доб – уменьшение источника образования имущества Сн – наличие источников образования имущества на начало периода Коб – увеличение, привлечение источников
  Ск – наличие источников образования имущества на конец периода

 

К фондовым счетам относятся «Уставный капитал», «Резервный капитал» и др.

На активных счетах для учета расчетов отражается образование и движение дебиторской задолженности.

Строение активного счета для учета расчетов:

Схема 9

 

Д Активный К
Сн – наличие непогашенной дебиторской задолженности на начало периода Об – образование и увеличение дебиторской задолженности Об – погашение, списание дебиторской задолженности
Ск – наличие непогашенной дебиторской задолженности на конец периода  

Примером активных счетов для учета расчетов является счет «Расчеты с подотчетными лицами».

Пассивные счета для учета расчетов используются для учета образования и движения кредиторской задолженности.

Строение пассивного счета для учета расчетов:

Схема 10

 

Д Пассивный К
Об – погашение, уменьшение кредиторской задолженности Сн – непогашенная кредиторская задолженность на начало периода Об – образование, увеличение кредиторской задолженности
  Ск – непогашенная кредиторская задолженность на конец периода

 

К пассивным счетам для учета расчетов относятся счета: «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты по налогам и сборам» и т.д.

Активно-пассивные счета для учета расчетов применяются для отражения взаимных расчетов данного предприятия с другими хозяйственными организациями. Например, счет «Внутрихозяйственные расчеты»:

Строение активно-пассивного счета для учета расчетов:

Схема 11

 

Д Активно-пассивный К
Либо Сн – непогашенная дебиторская задолженность Об – образование, увеличение дебиторской и погашение кредиторской задолженности Либо Сн – непогашенная кредиторская задолженность на начало периода Об – погашение дебиторской задолженности, образование и увеличение кредиторской задолженности
Либо Ск – непогашенная дебиторская задолженность на конец периода Либо Ск – непогашенная кредиторская задолженность на конец периода.

 

Активно-пассивный счет для учета расчетов всегда имеет один остаток либо по дебету, либо по кредиту. В зависимости от наличия дебетового или кредитового сальдо в одном отчетном периоде счет является активным или пассивным.

Исключением является счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Этот счет может иметь два остатка сразу, т.к. на нем осуществляется учет расчетов со многими дебиторами и кредиторами. Долг одних предприятий не может быть погашен задолженностью другим предприятиям. Развернутое сальдо соответственно отражается в активе и пассиве баланса.

Регулирующие счета – сохраняют на основных счетах неизменной оценку объектов, уточняя ее. Самостоятельного значения они не имеют и применяются только вместе с основным счетом.

По способу уточнения оценки все регулирующие счета подразделяются на дополнительные счета, контрарные.

Регулирующие дополнительные счета всегда увеличивают оценку объекта и имеют прямую связь с основными счетами. Если основной счет активный, то и дополнительный счет к нему будет активный, если основной счет пассивный, то и регулирующий пассивный.

Например, счет «Уставный капитал» – основной счет, а счет «Добавочный капитал» – регулирующий, дополнительный.

Контрарные счета – противоположные основным, оценку объектов на которых они уточняют. Следовательно, если основной счет активный, то контрарный – пассивный. Контрарный пассивный счет называется контрактивным.

Например, счет «Основные средства» – основной активный, а счет «Амортизация основных средств» – регулирующий контрактивный к счету «Основные средства».

Операционные счета предназначены для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг и подразделяются на четыре группы:

а) собирательно-распределительные;

б) счета калькуляционные;

в) сопоставляющие;

г) бюджетно-распределительные.

Собирательно-распределительные счета – активные. По дебету этих счетов собираются затраты для распределения их по объектам учета. Остатков они, как правило, не имеют.

Строение собирательно-распределительного счета.

Например, «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы».

Схема 12

Д Собирательно-распределительный К
Сн – собирание расходов для распределения Об – сумма расходов распределения Об – списание распределенных расходов по объектам учета
   

Калькуляционные счета – активные счета. Они используются для учета затрат и исчисления себестоимости продукции. К ним относятся «Основное производство», «Вспомогательное производство».

Строение калькуляционного счета:

Схема 13

Д Калькуляционный К
Сн – незавершенное производство на начало отчетного периода Об – затраты на отчетный период Об – себестоимость выпущенной готовой продукции
Ск – незавершенное производство на конец отчетного периода  

 

Сопоставляющие счета применяются для выявления результатов по реализации продукции, работ, услуг. Особенностью строения этих счетов является отражение одного объекта учета в двух разных оценках.

К сопоставляющим счетам относятся счета: «Продажи», «Прочие доходы и расходы», «Прибыли и убытки».

Бюджетно-распределительные счета предназначены для распределения расходов по смежным отчетным периодам.

Примером активного счета является «Расходы будущих периодов».

Строение активного бюджетно-распределительного счета.

Схема 14

 

Д Активный бюджетно-распределительный К
Сн – сумма расходов, относящаяся к следующему отчетному периоду Об – расходы, возникшие в отчетный период, но относящиеся к следующему периоду Об – списание расходов, относящихся к данному отчетному периоду
Ск – сумма расходов, относящаяся к следующему периоду  

Строение пассивного бюджетно-распределительного счета.

 

Схема 15

 

Д Пассивный бюджетно-распределительный К
Об – покрытие затрат за счет ранее созданных источников Сн – остаток неиспользованных источников на начало периода Об – создание источников покрытия затрат в следующем отчетном периоде
  Ск – остаток неиспользованных источников на конец периода

На практике имеется ряд счетов, сочетающих в себе разные группировочные признаки. Поэтому их можно отнести к двум группам счетов. Например, счет «Брак в производстве».

Схема 16

 

Д Брак в производстве К
Об – затраты при изготовлении бракованной продукции и расходы по исправлению брака Об – возмещение, полученное от виновных лиц, и стоимость лома по цене возможного использования
Ск – потери от брака  

 

По счету отражается один объект учета – забракованная продукция.

По дебету счета исчисляется ее себестоимость и затраты по исправлению брака (признаки калькуляционного счета), по кредиту – величина возмещения. Сопоставлением дебетового и кредитового оборота определяется результат от изготовления бракованной продукции (признаки сопоставляющего счета). Забалансовые счета используются для учета наличия и движения средств, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, условных прав и обязательств последней, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Забалансовые счета показываются за итогом баланса и в общий подсчет средств организации не входят. Они предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании и распоряжении. Забалансовые счета не корреспондируют с другими счетами. В них делаются односторонние записи – только по дебету (увеличение) или по кредиту (уменьшение).

Строение забалансового счета.

Схема 17

Д Забалансовый К
Сн – наличие имущества на начало периода Об – поступление средств Об – выбытие средств
Ск – наличие имущества на конец периода  

 

5.5 План счетов бухгалтерского учета

 

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по их экономическому содержанию.

Исходя из Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности с 1 января 2001 года, вступил в силу План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом МФ.

План счетов используется для организации бухгалтерского учета на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и кредитных организаций, а также бюджетных учреждений) независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

План счетов состоит из 8 разделов. Кроме того, отдельно выделены забалансовые счета.

План счетов содержит двухзначный код синтетического счета, его наименование, код субсчета и его наименование. Каждый раздел имеет свободные кодовые номера, позволяющие при необходимости дополнять план новыми счетами без изменения общей нумерации счетов. Забалансовым счетам присвоен трехзначный код.

К плану счетов разработана инструкция по его применению, приводится и типовая корреспонденция счетов.

 

6.1 Бухгалтерские документы и их классификация.

 

Совершаемые на предприятиях хозяйственные операции оформляются документами определенной формы.

Документ бухгалтерского учета представляет собой надлежащим образом оформленную деловую бумагу, в которой письменно зафиксированы признаки и показатели одной или нескольких хозяйственных операций для отражения их в учете.

Любой документ должен содержать ряд показателей, которые называются реквизитами. Каждый документ содержит обязательные реквизиты:

- название документа (формы), код формы;

- номер документа;

- подпись;

- дату составления и действия документа;

- измерители операций;

- штамп (печать) организации.

Отсутствие какого-либо обязательного реквизита лишает документ юридической силы, и его показатели не могут быть включены в систему бухгалтерского учета.

Составленные первичные документы подвергаются в бухгалтерии проверке по существу и по форме. Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергаются учетной обработке, которая состоит из таксировки, группировки и контировки.

Таксировка – это проставление расценки в документах. Это необходимо, поскольку значительное число документов составляется в натуральных показателях.

Группировка – это сортировка документов по определенным признакам. На основе группировки первичных документов составляются накопительные и сводные ведомости.

Контировка – это форма разметки корреспондирующих счетов, на которых зарегистрированная в данном документе операция должна быть учтена.

После учетной обработки первичные документы поступают в текущий бухгалтерский архив, в котором подлежат хранению один год. По истечении указанного срока документы передаются в постоянный архив. Сроки хранения документов в нем зависят от их вида и устанавливаются Правительством.

Движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив называется документооборотом.

Движение регламентируется графиком документооборота, разработанным главным бухгалтером.

График документооборота является одним из элементов учетной политики предприятия, разрабатывается на год и утверждается приказом руководителя.

Для отражения хозяйственных операций используется большое количество разнообразных документов. Они группируются по ряду признаков:

1) По назначению:

- организационно-распорядительные. Такие документы содержат приказ на совершение хозяйственной операции, факта ее осуществления они не подтверждают, а, следовательно, не являются основанием для учетных записей (например, приказы, распоряжения, банковский чек);

- оправдательные. Эти документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции и служат основанием для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете (например, приходные ордера склада);

- документы бухгалтерского оформления. Эти документы не содержат фактов, подтверждающих совершение хозяйственных операций. Они составляются бухгалтером для подготовки информации с целью отражения ее в учетных регистрах (например, ведомость учета заработной платы);

- комбинированные документы. Они содержат признаки распорядительного и оправдательного документов.

2. По времени составления:

- первичные. Документы, которые составляются в момент совершения хозяйственной операции;

- сводные. Документы, которые обобщают данные первичных документов.

3. По объему информации:

- разовые. Документы, которые оформляют одну хозяйственную операцию;

- накопительные. Документы, которые составляются за определенный период времени и содержат информацию об однородных хозяйственных операциях.

4. По месту составления:

- внутренние. Документы, которые составляются и используются на предприятии;

- внешние. Документы, которые поступают от других организаций и лиц и используются на данном предприятии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.