Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование и цены на продукцию: методы ценообразования




Ценообразование — процесс формирования и из­менения цен, их структуры, уровней и соотношений. Один из важных инструментов управления экономикой. В на­стоящее время, исходя из отечественного и мирового опы­та, представляется возможным выделить три основных ме­тода (способа) формирования цен — с ориентацией на из­держки, спрос и конкуренцию. Способ ориентации на из­держки предполагает построение цены по принципу «из­держки + прибыль (или + торговая надбавка, наценка)», а также через получение общего объема прибыли и безу­быточность. Установление цены по формуле «издержки + прибыль» основано на калькуляции полной себестои­мости продукции (единицы) с добавлением прибыли как процента сверх издержек, т. е. по уровню рентабельности данного вида продукции (работ, услуг). Преимущество такого Ц. заключается в том, что издержки производства сравнительно легче определить, чем спрос, методика их калькулирования достаточно разработана, проста и удоб­на. К тому же для конкретной отрасли или вида продук­ции (работ, услуг) цена может быть единой, что снижает ценовую конкуренцию. Однако одним из его недостатков является игнорирование спроса, а поэтому существует ве­роятность потери потенциальной прибыли. Ц. через общий объем прибыли включает определение общего объе­ма производства в течение рассматриваемого периода, рас­чета всей суммы издержек и прибыли на этот объем. Сум­мируя издержки и прибыль, получают общую сумму до­хода, а поделив его на объем производства — искомую цену. По этому способу используется оценочная величина объема реализации (продаж), но игнорируется, что цена может быть определяющим фактором (детерминантом) при продаже, поэтому он более применим для рынка с неэластичным спросом. Расчет цены на основе безубы­точности (когда нет прибыли, но нет и убытков) основан на предположении, что предприятие может быть безубы­точным при достижении реализации определенного объе­ма продукции (работ, услуг) ОП при данной цене Ц, т. е. Ц х ОП = И1 + И2 х ОП,

гдеИ1 и И2— постоянные и переменные издержки. Цена, рассчитанная из этого уравнения (Ц = И 1 /ОП + И2 = (И1 + + И2 х ОП)/ОП), соответствует точке безубыточности, в которой она будет минимальной, а найденный объем производства определяет, при каком уровне использования проектной (или производственной) мощности (лучше в %) доходы от реализации (продаж) равны издержкам произ­водства.

Ц. с ориентацией на спрос усложняется тем, что его (спрос) значительно сложнее определять и выразить количественно по сравнению с издержками. В лучшем случае можно иметь общее представление о форме кри­вой движения спроса, но она подвержена постоянным ко­лебаниям из-за влияния конкуренции, рекламы, появле­ния товаров-субститутов (заменителей), других факторов внешней и внутренней среды. К тому же при оценке спро­са на новый товар отсутствуют данные за прошедший пе­риод. Приемы оценки спроса — прямые интервью (кто, в каком диапазоне цен готов уплатить за данный товар), эксперимент (цена варьируется в определенных пределах, покупателям, районам и т. п.), статистическая информа­ция (выявление закономерностей между ценой и спросом методом аналогии и др.). Выделяют два приема определе­ния цены с учетом спроса: дискриминации, т. е. установ­ления разных цен на различных рынках или сегментах рынка с тем, чтобы максимизировать доход в зависимос­ти от различия в кривых спроса; и по ассортиментной груп­пе товаров, когда назначение цены с той или иной целью (например, с целью увеличения прибыли, продаж) дости­гается в рамках всей ассортиментной группы. Существу­ющие между товарами одной ассортиментной группы вза­имоотношения и взаимозависимый спрос (спрос на один товар оказывает влияние на спрос другого) могут осуще­ствляться в виде замещения и взаимодополняемости. Если, например, товар А является субститутом товара Б и вос­принимается как более нужный, а разница в их цене не­значительна, то товар Б будет пользоваться большим спро­сом. В случаях, когда товар А не намного лучше товара Б, а разница в цене существенная — спрос на товар Б будет расти. Западные экономисты (например, А. Хоскинг и др.) это явление называют позитивной перекрестной эластич­ностью. Могут быть случаи, когда продажа одного товара стимулирует сбыт другого, и может оказаться-весьма вы­годным один из них продавать по низкой (предельной) цене (и даже в убыток для привлечения покупателей), по­лучая прибыль за счет реализации другого товара. Это на­зывают негативной перекрестной эластичностью.

Ц. с ори­ентацией на конкуренцию (закрытые торги) заключается в приглашении поставщиков (производителей, строителей и т. п.) к участию в торгах на поставку определенного вида товара (строительство объекта и т. п.). Их предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены представляют за­ранее в опечатанном конверте, после вскрытия которого принимается предложение с наименьшей ценой как наи­более выгодное для покупателей. В этом случае решение о назначении цены должно основываться не только и не столько на собственных затратах, как на анализе возмож­ных предложений конкурентов. Проблема состоит в том, что торги может выиграть предложение с наиболее низ­кой ценой, но при этом возникает определенная степень риска потерять потенциальную прибыль; в свою очередь, предложение с высокой ценой может проиграть торги, что приведет к соответствующим потерям (например, затрат на разработку изделия, участие в торгах и др.).

Также можно выделить метод полученяи целевой нормы прибыли.

Метод дает возможность установить прибыль из рассчета желаемого ее объема. Для возмещения издержек про-ва необходимо, чтобы объем деятельности фирмы превышал критический объем, характеризующий безубыточность деятельности. Такой метод обеспечивает полное покрытие постоянных затрат, независимых от объема пр-ва. Например: амортизация, з/плата админ. управл. персонала, электроэнергия для отопления и освещения, др. ком. платежи и ведение в хоз.деятельность пред-тий управленческого учета, который предусматрив. деление всех затрат на постоянные и переменные.

20. Прибыль предприятия: понятие дохода и прибыли; балансовая прибыль, её составляющие; чистая прибыль и её распределение.

Доход — денежные средства или материальные цен­ности, получаемые в результате какой-либо деятельности предприятий (фирм, компаний и т. п.) за определенный период времени (например, от реализации продукции, ра­бот, услуг). Это могут быть и средства в денежной и нату­ральной форме, получаемые населением (отдельным че­ловеком, семьей и т. д.) для удовлетворения своих по­требностей (доходы населения), система показателей, ха­рактеризующих объем и источники поступления средств в балансе (смете) доходов и расходов предприятия, доход­ной части бюджета. Термин «доходный» часто употреб­ляется и в значении прибыльный, рентабельный, прино­сящий Д. При использовании Д. в качестве обобщающего показателя деятельности хозяйствующего субъекта (пред­приятия, объединения, ведомства и т. п.), характеризую­щего конечные результаты работы коллектива, его исчис­ляют без учета (за вычетом) материальных затрат, пере­несенной стоимости потребленных в процессе производ­ства средств и предметов труда, что позволяет избежать повторного счета.

Прибыль предприятия — разность между выруч­кой от реализации продукции (работ, услуг) и общими из­держками. Различают прибыль балансовую, валовую, налогооблагаемую, чистую прибыль и другие ее виды. В ус­ловиях коммерческого расчета П. п. выступает не только в качестве главного результата (основного показателя, кри­терия оценки) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и источника его развития, финансирова­ния инновационных и инвестиционных проектов, удовлет­ворения других потребностей, включая и материальные, как членов данного трудового коллектива и собственника, так и общества в целом. Поэтому главным в системе ее распределения должно быть сочетание интересов субъек­тов хозяйствования, общества в целом и конкретных ра­ботников. Реализация этого требования обусловливает ос­новные принципы ее распределения: первоочередное вы­полнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства), максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного производства, использование ее на материальное стимулирование рабо­тающих, направление на развитие непроизводственной сферы, выплата дивидендов по акциям членам трудового коллектива и отчисления в фонд жилищного строительства. Предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них — за счет валового дохода, другие — непосредственно из прибыли, основным из которых явля­ется налог на прибыль.

Остаток налогооблагаемой прибыли после уплаты налогов и других обяза­тельных платежей, поступающих в бюджет и внебюджет­ные фонды, увеличенный на прибыль от доходов и умень­шенный на сумму налога на доходы, и составляет чистую прибыль предприятия. Она поступает в распоряжение пред­приятия и используется для формирования финансового резерва (рискового фонда), фондов накопления и потреб­ления, дивидендного и др., а также может быть передана в собственность членов трудового коллектива, если это предусмотрено уставом предприятия. Если сумма при­были, причитающаяся работнику, направлена как вклад в развитие производства, то на его сумму предприятие на­числяет дивиденды.

Прибыль балансовая — бухгалтерская прибыль, отражающаяся в балансе доходов и расходов предприятия. Включает: прибыль от реализации продукции (работ, ус­луг), иных материальных ценностей (включая основные фонды), доходы от внереализационных операций, умень­шенные на сумму расходов, по ним. Прибыль от реализа­ции продукции — это разность между суммой выручки от реализации продукции (дохода) и суммой издержек про­изводства и обращения, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений во внебюджетные фонды для финансирования затрат на содержание ведомственного жилого фонда и некоторых др. Состав доходов от внереа­лизационных операций: дивиденды по акциям, доходы по облигациям и от участия в совместных предприятиях, на­числения (проценты) по суммам средств, числящихся на счетах предприятия, выручка от реализации излишков ма­териальных ценностей и других активов, денежные сред­ства, полученные в виде безвозвратной финансовой помо­щи а другие доходы, поступающие в собственность пред­приятия, от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции. В них (в эти доходы) не включается перечисляемая в бюджет сумма арендной платы, а также средства, поступающие из цент­рализованных фондов вышестоящих органов (министерств, ведомств) и бюджета, имеющих целевое назначение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.