КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценообразование и цены на продукцию: методы ценообразования
Ценообразование — процесс формирования и изменения цен, их структуры, уровней и соотношений. Один из важных инструментов управления экономикой. В настоящее время, исходя из отечественного и мирового опыта, представляется возможным выделить три основных метода (способа) формирования цен — с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию. Способ ориентации на издержки предполагает построение цены по принципу «издержки + прибыль (или + торговая надбавка, наценка)», а также через получение общего объема прибыли и безубыточность. Установление цены по формуле «издержки + прибыль» основано на калькуляции полной себестоимости продукции (единицы) с добавлением прибыли как процента сверх издержек, т. е. по уровню рентабельности данного вида продукции (работ, услуг). Преимущество такого Ц. заключается в том, что издержки производства сравнительно легче определить, чем спрос, методика их калькулирования достаточно разработана, проста и удобна. К тому же для конкретной отрасли или вида продукции (работ, услуг) цена может быть единой, что снижает ценовую конкуренцию. Однако одним из его недостатков является игнорирование спроса, а поэтому существует вероятность потери потенциальной прибыли. Ц. через общий объем прибыли включает определение общего объема производства в течение рассматриваемого периода, расчета всей суммы издержек и прибыли на этот объем. Суммируя издержки и прибыль, получают общую сумму дохода, а поделив его на объем производства — искомую цену. По этому способу используется оценочная величина объема реализации (продаж), но игнорируется, что цена может быть определяющим фактором (детерминантом) при продаже, поэтому он более применим для рынка с неэластичным спросом. Расчет цены на основе безубыточности (когда нет прибыли, но нет и убытков) основан на предположении, что предприятие может быть безубыточным при достижении реализации определенного объема продукции (работ, услуг) ОП при данной цене Ц, т. е. Ц х ОП = И1 + И2 х ОП, гдеИ1 и И2— постоянные и переменные издержки. Цена, рассчитанная из этого уравнения (Ц = И 1 /ОП + И2 = (И1 + + И2 х ОП)/ОП), соответствует точке безубыточности, в которой она будет минимальной, а найденный объем производства определяет, при каком уровне использования проектной (или производственной) мощности (лучше в %) доходы от реализации (продаж) равны издержкам производства. Ц. с ориентацией на спрос усложняется тем, что его (спрос) значительно сложнее определять и выразить количественно по сравнению с издержками. В лучшем случае можно иметь общее представление о форме кривой движения спроса, но она подвержена постоянным колебаниям из-за влияния конкуренции, рекламы, появления товаров-субститутов (заменителей), других факторов внешней и внутренней среды. К тому же при оценке спроса на новый товар отсутствуют данные за прошедший период. Приемы оценки спроса — прямые интервью (кто, в каком диапазоне цен готов уплатить за данный товар), эксперимент (цена варьируется в определенных пределах, покупателям, районам и т. п.), статистическая информация (выявление закономерностей между ценой и спросом методом аналогии и др.). Выделяют два приема определения цены с учетом спроса: дискриминации, т. е. установления разных цен на различных рынках или сегментах рынка с тем, чтобы максимизировать доход в зависимости от различия в кривых спроса; и по ассортиментной группе товаров, когда назначение цены с той или иной целью (например, с целью увеличения прибыли, продаж) достигается в рамках всей ассортиментной группы. Существующие между товарами одной ассортиментной группы взаимоотношения и взаимозависимый спрос (спрос на один товар оказывает влияние на спрос другого) могут осуществляться в виде замещения и взаимодополняемости. Если, например, товар А является субститутом товара Б и воспринимается как более нужный, а разница в их цене незначительна, то товар Б будет пользоваться большим спросом. В случаях, когда товар А не намного лучше товара Б, а разница в цене существенная — спрос на товар Б будет расти. Западные экономисты (например, А. Хоскинг и др.) это явление называют позитивной перекрестной эластичностью. Могут быть случаи, когда продажа одного товара стимулирует сбыт другого, и может оказаться-весьма выгодным один из них продавать по низкой (предельной) цене (и даже в убыток для привлечения покупателей), получая прибыль за счет реализации другого товара. Это называют негативной перекрестной эластичностью. Ц. с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) заключается в приглашении поставщиков (производителей, строителей и т. п.) к участию в торгах на поставку определенного вида товара (строительство объекта и т. п.). Их предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены представляют заранее в опечатанном конверте, после вскрытия которого принимается предложение с наименьшей ценой как наиболее выгодное для покупателей. В этом случае решение о назначении цены должно основываться не только и не столько на собственных затратах, как на анализе возможных предложений конкурентов. Проблема состоит в том, что торги может выиграть предложение с наиболее низкой ценой, но при этом возникает определенная степень риска потерять потенциальную прибыль; в свою очередь, предложение с высокой ценой может проиграть торги, что приведет к соответствующим потерям (например, затрат на разработку изделия, участие в торгах и др.). Также можно выделить метод полученяи целевой нормы прибыли. Метод дает возможность установить прибыль из рассчета желаемого ее объема. Для возмещения издержек про-ва необходимо, чтобы объем деятельности фирмы превышал критический объем, характеризующий безубыточность деятельности. Такой метод обеспечивает полное покрытие постоянных затрат, независимых от объема пр-ва. Например: амортизация, з/плата админ. управл. персонала, электроэнергия для отопления и освещения, др. ком. платежи и ведение в хоз.деятельность пред-тий управленческого учета, который предусматрив. деление всех затрат на постоянные и переменные. 20. Прибыль предприятия: понятие дохода и прибыли; балансовая прибыль, её составляющие; чистая прибыль и её распределение. Доход — денежные средства или материальные ценности, получаемые в результате какой-либо деятельности предприятий (фирм, компаний и т. п.) за определенный период времени (например, от реализации продукции, работ, услуг). Это могут быть и средства в денежной и натуральной форме, получаемые населением (отдельным человеком, семьей и т. д.) для удовлетворения своих потребностей (доходы населения), система показателей, характеризующих объем и источники поступления средств в балансе (смете) доходов и расходов предприятия, доходной части бюджета. Термин «доходный» часто употребляется и в значении прибыльный, рентабельный, приносящий Д. При использовании Д. в качестве обобщающего показателя деятельности хозяйствующего субъекта (предприятия, объединения, ведомства и т. п.), характеризующего конечные результаты работы коллектива, его исчисляют без учета (за вычетом) материальных затрат, перенесенной стоимости потребленных в процессе производства средств и предметов труда, что позволяет избежать повторного счета. Прибыль предприятия — разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и общими издержками. Различают прибыль балансовую, валовую, налогооблагаемую, чистую прибыль и другие ее виды. В условиях коммерческого расчета П. п. выступает не только в качестве главного результата (основного показателя, критерия оценки) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и источника его развития, финансирования инновационных и инвестиционных проектов, удовлетворения других потребностей, включая и материальные, как членов данного трудового коллектива и собственника, так и общества в целом. Поэтому главным в системе ее распределения должно быть сочетание интересов субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обусловливает основные принципы ее распределения: первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства), максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного производства, использование ее на материальное стимулирование работающих, направление на развитие непроизводственной сферы, выплата дивидендов по акциям членам трудового коллектива и отчисления в фонд жилищного строительства. Предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них — за счет валового дохода, другие — непосредственно из прибыли, основным из которых является налог на прибыль. Остаток налогооблагаемой прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей, поступающих в бюджет и внебюджетные фонды, увеличенный на прибыль от доходов и уменьшенный на сумму налога на доходы, и составляет чистую прибыль предприятия. Она поступает в распоряжение предприятия и используется для формирования финансового резерва (рискового фонда), фондов накопления и потребления, дивидендного и др., а также может быть передана в собственность членов трудового коллектива, если это предусмотрено уставом предприятия. Если сумма прибыли, причитающаяся работнику, направлена как вклад в развитие производства, то на его сумму предприятие начисляет дивиденды. Прибыль балансовая — бухгалтерская прибыль, отражающаяся в балансе доходов и расходов предприятия. Включает: прибыль от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей (включая основные фонды), доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов, по ним. Прибыль от реализации продукции — это разность между суммой выручки от реализации продукции (дохода) и суммой издержек производства и обращения, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений во внебюджетные фонды для финансирования затрат на содержание ведомственного жилого фонда и некоторых др. Состав доходов от внереализационных операций: дивиденды по акциям, доходы по облигациям и от участия в совместных предприятиях, начисления (проценты) по суммам средств, числящихся на счетах предприятия, выручка от реализации излишков материальных ценностей и других активов, денежные средства, полученные в виде безвозвратной финансовой помощи а другие доходы, поступающие в собственность предприятия, от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции. В них (в эти доходы) не включается перечисляемая в бюджет сумма арендной платы, а также средства, поступающие из централизованных фондов вышестоящих органов (министерств, ведомств) и бюджета, имеющих целевое назначение.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |