Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 24. Особенности российской переходной экономики




1. Особенности переходной экономики.

Содержание и виды экономических преобразований в переходной экономике.

Россия в ходе реформ переходит от административно-командной системы к современной экономике. Российская экономика относится к т.н. «переходной», представляющей собой смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем.

В переходной экономике происходит длительный процесс распада старой экономической системы и формирования элементов нового экономического строя. Поскольку преобразование административно-командной системы означает замену ее качественно иной, то такого рода трансформацию называют системными реформами.

Системные преобразования бывают двух моделей: радикальные реформы («шоковая терапия») и постепенные реформы («градуалистический подход»). Различия между ними заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.

Под радикальными системными реформами (в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы) имеются в виду решительные, широкие и быстрые преобразования, нацеленные на скорейшее создание базы рыночной экономики. Постепенные реформы означают более длительный и менее радикальный путь преобразований, эволюционный путь создания рыночных институтов. Госсектор не подвергается стремительному демонтажу, а постепенно передает большую часть своих полномочий вновь создаваемому предпринимательскому. (Китай и в немалой степени Венгрия).

Реформирование градуалистскими методами требует осмотрительности, настойчивости и постоянного контроля над осуществляемыми процессами. К недостаткам этого метода можно отнести немалый срок управления процессом. Создаваемый рыночный сектор неизбежно будет отторгаться господствующими нерыночными отношениями. К достоинствам градуалистского метода можно отнести его хорошую управляемость, в результате отсутствуют потери, сопровождающие метод «шоковой терапии».

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:

во-первых, переход к свободному ценообразованию при огромных структурных диспропорциях приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

во-вторых, стремительный переход к свободному ценообразованию в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей вызывает высокую инфляцию;

в-третьих, высокая инфляция влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

В подавляющем большинстве стран реформирование сопровождается неблагоприятными резкими социальными и экономическими трансформациями.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она включает в себя: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к свободному ценообразованию, снижение государственного контроля над трансакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства

3. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды – это создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий.

4. Структурные преобразования, направленные на устранение или смягчение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей.

5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

 

2. Сущность и основные черты советской административно-командной экономической системы. Социально-экономический кризис советской экономики.

Советская экономика характеризовалась следующими основными чертами:

1) государственная собственность на средства производства;

2) планирование экономического развития из единого центра, в качестве которого выступает государство;

3) плановое (нерыночное) распределение факторов производства и постепенное свертывание рыночных отношений в сфере распределения потребительских благ и услуг;

4) в основном уравнительное распределение доходов;

5) форсированная «догоняющая» индустриализация.

Двумя важнейшими характеристиками дореформенной экономики России являлись государственная собственность и централизованное планирование.

Вся земля, природные ресурсы, транспортные сооружения, коммуникационные сети, банковская система и практически вся промышленность находились в собственности советского правительства. Большая часть предприятий розничной и оптовой торговли, сельскохозяйственные предприятия, а также большинство городских жилых объектов также находились в государственной собственности

Экономика функционировала в соответствии с подробным централизованным экономическим планом. Параметры экономики определялись государством, а не рынком. Более половины всех цен устанавливались централизованно.

Причинами социально-экономического кризиса советской экономической модели называются следующие.

Проблема координации.Планирующие органы должны разработать для предприятия реалистичные плановые задачи, а затем предоставить все необходимые для производства и транспортировки продукции ресурсы. Когда продукция является сложной, то количество проблем распределения, увеличивается в несколько раз. Проблема централизованной координации экономической деятельности становится более серьезной по мере развития экономики. Методы планирования становились неэффективными по мере того, как экономика развивалась.

В системе взаимодействия государства и экономики отсутствовала обратная связь между потребителем и производителем. Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, образуется дефицит продукции.

Нехватка адекватных индикаторов успешности. В рыночной экономике прибыль - это всеобъемлющий индикатор успешности. Основным индикатором успешности экономики в СССР было выполнение количественных планов. Себестоимость продукции, ее качество и ассортимент имели второстепенное значение. Зарплата работников зависела от выполнения ими количественных показателей, центр являлся монопольным собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная практика в отсутствии конкуренции приводила к одному — производители почти не обращали внимания на качество продукции. Ресурсы доставались производителям либо бесплатно, либо по низкой цене, и использовались расточительно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.