Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы хозяйственных систем




Проблема стимулирования. В рыночной системе прибыли и убытки также являются стимулами к сокращению или расширению объемов производства. Зарплата руководителей, зависела от выполнения ими производственных планов, и у них не было стимула корректировать объемы производства в зависимости от возникающей нехватки или избытка продукции, не было сигналов в виде изменения цен или прибыльности, на основе которых они могли бы видеть, каких видов продукции требуется больше или меньше.

Не существовало объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие прибыли и угрозы банкротства лишало предприятия необходимости эффективной работы.

Хозрасчет носил формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны. Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются центром. Возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива списания задолженности приводят к паразитизму производителей.

Процентная ставка не служила средством эффективного распределения инвестиций в условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям. Инвестиции осуществляются исходя из приоритетов центра.

Отсутствие духа предпринимательства. Система централизованного планирования не предполагала вознаграждения за инновации и предпринимательство. Руководители и работники предприятий препятствовали введению инноваций, так как им сопутствовали более высокие и иногда нереалистичные производственные планы. Инновации появлялись с опозданием и из-за отсутствия конкуренции. В течение продолжительного времени предприятия производили одну и ту же продукцию, используя те же самые производственные процессы, устаревшие по мировым стандартам.

У работников отсутствовала мотивация к упорному труду. Слишком мало было материальных стимулов. Потребители могли выбирать из ограниченного ассортимента невысокого качества товаров. Труд мог привести к продвижению по службе или получению премиальных, но увеличение денежных доходов не означало пропорционального увеличения в реальных доходах.

Усилились ориентация на социальное иждивенчество, государственный патернализм, привилегии в распределении дефицитных товаров и средств общественных фондов. Дешевизна труда делала для предприятий выгодным содержание излишнего персонала на случай дополнительных плановых заданий. Отсюда - слабая требовательность к рабочим и низкая интенсивность их труда, рутинность трудовых операций. Не работающие материальные стимулы заменялись принуждением к труду, важнейшей из мер принуждения в командной являлась идеология.

Важными элементами распада административно-плановой системы были падение темпов прироста и эффективности производства, деформация структуры хозяйства, спад инвестиций, растущая нехватка товаров и услуг, рост дефицита бюджета, увеличение внешнего долга и сокращение золотовалютных резервов. В СССР уже с начала 70-х гг. снижение капиталоотдачи не компенсировалось ростом производительности. На этой основе происходило падение общей эффективности. Поддержание прироста национального дохода обеспечивалось главным образом за счет освоения новых нефтяных месторождений и экспорта топливно-энергетических ресурсов.

Формальное отличие плановой макроэкономической модели от рыночной заключается в том, что первая включает в себя меньшее количество секторов, рынков и связей (является недоразвитым или упрощенным вариантом второй).

Самой существенной особенностью первой модели является отсутствие в ней такого звена как «предпринимательский сектор». Его роль в плановой экономике выполняет государственный сектор, а также сельские домашние хозяйства. Вторым отличием плановой модели от рыночной является недостаточное развитие рынков. Рынок благ представлен монопольной государственной торговлей и относительно свободным колхозным рынком. Рынки денег и труда полностью монополизированы государством и имеют нерыночную природу. Третье отличие - в плановой модели отсутствует рынок ценных бумаг (единственным исключением здесь являются так называемые облигации «государственных займов», реализуемые населению через систему сберкасс). Четвертым отличием плановой экономики является монопольная связь государственного сектора с заграницей. Ни один из прочих секторов с внешним миром непосредственно не связан (международная миграция практически отсутствует, внешний сектор не имеет непосредственного выхода ни на рынок благ, ни на рынок денег).

Теоретически реформирование сводится к созданию недостающих секторов рыночной экономики и восстановлению соответствующих экономических связей и взаимоотношений.

 

3. Рыночные преобразования в современной России:

содержание и основные направления.

После провала полуреформ перестроенного периода и распада СССР, а также бесплодных попыток согласования стратегии реформ между бывшими республиками в России был сделан выбор в пользу радикально-либерального варианта перехода к рынку. С начала 1992 г. стала осуществляться программа либеральной экономической реформы монетаристского толка. По мнению реформаторов, после распада единого государства экономика страны оказалась на грани полной потери управляемости и речь шла о выживании граждан России. В этой ситуации альтернатива была жесткой: либо запустить неотлаженный рыночный механизм, либо объявить чрезвычайное положение и силовыми методами обеспечить функционирование экономики.

Поэтому упор в реформе был сделан на достижение макроэкономической финансовой стабилизации посредством проведения либерализации цен, жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики. На основе такой политики намечалось сформировать рыночные структуры. Фундаментом рыночных структур стала широкая приватизация государственной собственности. Акцент делался на саморегулируемом характере рыночной системы и максимальном удалении государства из хозяйственной жизни.

В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо менее благоприятно, чем в странах ЦВЕ, по причине огромных структурных диспропорций между базовыми и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризации экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР.

Использование в самом начале реформ (1992—1993 гг.) радикального варианта преобразований выразилось в проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, а также в форсированном переходе к открытой экономике. В 1994—1998 гг. радикальные реформы уступили место эволюционному развитию рыночных отношений. Имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами постепенных преобразований.

В России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфрастуктуры и т.д.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства.

За период 1992—1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики.

Для России характерна ярко выраженная неравномерность проведения рыночных реформ в различных сферах и отраслях экономики. Дальше всего зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а в реальном секторе адаптация к рыночным условиям происходит крайне медленно.

В начале 90-х годов многим указанные выше цели экономических преобразований казались близкими и легко реализуемыми. Такие цели экономических преобразований как развитие рыночных отношений, совершенствование отношений собственности, сочетание рыночных и институциональных механизмов хозяйствования, социальная защита населения в условиях рынка, совершенствование экономических связей национального хозяйства с мировым — и ныне объективно необходимы с точки зрения насущных потребностей социально-экономического развития России. Однако методы реализации этих преобразований оказались или неэффективными, или социально несостоятельными.

Принятая неолиберальная модель российской реформы не учитывала особенности развития национальной экономики. Реформаторы выступали за решение всех экономических проблем методами макроэкономической денежно-кредитной политики посредством регулирования денежной массы и ставки процента, относясь с предубеждением к кейнсианским рецептам, связанным с таким инструментом фискальной политики, как государственные расходы. В самом общем виде эта политика прошла следующие этапы.

На первом этапе (1992 г.) правительство объявило о начале «шоковой терапии», осуществив либерализацию цен и увеличив денежную эмиссию почти в 20 раз. Началось постепенное сокращение национального производства и соответствующее падение курса рубля.

На втором этапе (1993 — октябрь 1994 г.) правительство начало реализовывать концепцию энергичного сокращения предложения денежной массы при сознательном увеличении издержек производства (повышение сырьевых цен до мирового уровня). Эти мероприятия рекламировались как борьба за подавление инфляции и привели к катастрофическому падению производства. С другой стороны, стремительное падение национального производства неизбежно сопровождается столь же стремительным падением курса рубля. Это логично приводит к «черному вторнику» октября 1994 г., когда курс национальной валюты сразу падает на 22%.

На третьем этапе своей политики (октябрь 1994 г. — август 1998 г.) правительство, продолжает осуществлять политику, направленную на дальнейшее сворачивание предложения денег. Для предотвращения взрывоопасной социальной ситуации из-за продолжающегося снижения курса рубля, ставка делается на отказ от свободного плавания валютного курса. Объявляется создание «валютного коридора», который поддерживается за счет внутренних и внешних займов, начинается строительство пирамиды ГКО. Результатом этой политики становится полный отрыв реального сектора от денежного. Капиталы начинают стремительно покидать реальный сектор, и без того рушащийся, и перетекать в финансовый сектор, приносящий баснословные прибыли. Курс рубля все больше и больше отрывается от реального в сторону повышения, что приводит к потере национальной промышленности позиций конкурентоспособности. Закономерным итогом предыдущей монетарной политики становится 17 августа 1998 г.: курс рубля достиг своего реального уровня, сокрушив при этом «пирамиду ГКО» и вызвав обвал на финансовом рынке. С августа 1998 г. правительство заняло выжидательную позицию, не решаясь осуществлять меры по стимулированию национального совокупного спроса и в то же время пассивно сопротивляясь рекомендациям МВФ продолжать курс монетаризма.

С 1999 г. по настоящее время российская экономика переживает волну экономического роста, обусловленного внутренними последствиями дефолта и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. По оценкам многих известных экспертов вклад правительства реформаторов в данный позитивный процесс минимален.

 

4. Необходимость и направления изменения стратегии и тактики развития национальной экономики

К позитивным результатам реформирования российской экономики можно отнести следующие:

- заработали рыночные механизмы и институты рыночной экономики: коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, валютные биржи, новые налоговые механизмы, правила антимонопольного регулирования и т.п.;

- возникли и успели занять командные высоты частная и смешанная собственность;

- исчезли дефициты товаров и услуг, значительно расширился их ассортимент;

- подорвана уравнительность в личных доходах, налицо мотивация для наращивания трудовых усилий: появился смысл зарабатывать деньги,;

- население изживает иждивенческие комплексы, быстро усваивает «рыночный» образ мысли и действий;

- происходит раскрепощение личной инициативы, становление предпринимательского класса;

- преодолена изолированность страны от внешнего мира.

Негативные результаты рыночных преобразований с отрицательным знаком более очевидны и они преобладают над успехами. Положительные перемены обесцениваются издержками, которыми сопровождались преобразования. Все реформационные достижения носят незавершенный, половинчатый характер. Бессистемность характерна для всех сфер хозяйственной жизни.

Наиболее существенными из негативных последствий реформирования считается: сокращение вдвое ВВП с соответствующим падением уровня жизни населения; катастрофическую изношенность производственных фондов (минимум на 70%); продолжающиеся процессы примитивизации производства, дезинтеллектуализации труда и деградации социальной сферы; появление массовой бедности, которая за годы радикальных перемен стремительно расширялась.

Российский экономический кризис охватил целое десятилетие (1989-1999 гг) и был исключительно тяжелым: по отношению к предкризисному 1989 г. примерно вдвое снизились экономические показатели - валовой внутренний продукт - в 1,9 раза, промышленность - в 2,1 раза, сельское хозяйство - в 1,9 раза, а инвестиции - в 5 раз.

Реальные доходы упали тоже почти вдвое. Безработица составила 10,5 млн. (по максимуму), или 13% численности самодеятельного населения. Наихудший показатель – депопуляция: число умерших превышало число рожденных на 950 тыс. человек в год, т. е. смертность в России в 1,8-2 раза превышает рождаемость.

Треть населения оказалась за чертой бедности (по официальным данным 18-20% на конец 2005г). Средняя продолжительность жизни мужчин, составляет 59 лет, т.е. меньше пенсионного возраста. На 2,5% ежегодно возрастает число людей с психическими расстройствами, на 10% — наркоманов.

Около 200 тыс. ученых покинули страну, в результате чего, а также отсутствия финансирования, подорван научный потенциал России. «Теневая экономика» занимает согласно разным подсчетам от 40%. Реально плодами проведенных преобразований пользуется не больше четверти населения страны.

Длившийся 9 лет российский кризис – это кризис особого рода, как результат совмещения нескольких факторов. Первый фактор - проявление неспособности социалистической системы эффективно управлять экономикой. К 1992 г. управляемость экономикой страны уже в значительной мере была утрачена, а товарно-денежное неравновесие достигло огромных размеров. Второй фактор - распад СССР, составлявшего единый народнохозяйственный комплекс. Третий фактор - массовая конверсия военных производств. Выпуск военной техники сократился обвально в период кризиса - в 11 раз, на предприятиях девяти оборонных министерств работало 9 млн. чел. Кризис сказался не только эти отрасли, но и смежные, которые их обеспечивали. Четвертый фактор - собственно переход к рынку, который привел к спаду производства на предприятиях, продукция которых не была востребована.

Наряду с этими объективными факторами значительное негативная роль принадлежит субъективным - очень серьезным ошибкам в проведении экономической политики.

Корни реформационных неудач лежат в сфере политики и идеологии. Идеологическая база реформ некритически заимствовалась из учебников и пропагандировалась западными советниками. Провозглашалась задача как можно скорее сделать перемены необратимыми, чтобы не допустить сохранения наследия социализма, а не улучшать экономическую ситуацию в стране, не поднимать жизненный уровень населения. Авторитетные экономисты предупреждали о том, что если экономика находится в кризисном положении, то задача государства — не сокращать до предела денежную и кредитную эмиссию, порождая тем самым безработицу, свертывание инвестиций и потребительского спроса, а наоборот, проводить активную эмиссионную политику, как повсеместно поступали на Западе. Неизвестны примеры, когда реформы радикального типа в странах переходной экономики дали бы положительные результаты. В России «проедали» то, что досталось в наследство, расходуя невозобновляемые природные ресурсы и не воспроизводя производственный аппарат, занимали деньги за границей.

Вместо сохранения дееспособной составляющей государственного аппарата, провозглашался лозунг «ухода государства из экономической жизни». Форсировался распад союзных структур, а российские структуры госуправления рождались медленно, пополнялись людьми без опыта управления государством. Авторитет государства, был подорван, в частности, потому, что оно оказалось безденежным: не способно содержать армию, финансировать науку и образование, платить чиновникам достойную зарплату. Главные источники пополнения государственной казны, наиболее доходные отрасли (нефтегазовой отрасли, золотодобычи, торговли, и т.п.) отдавались в частные руки, тогда как во всем мире приватизация начиналась с убыточных предприятий и нацеливалась на превращение их в прибыльные.

Правительство допустило формирование нерациональной системы корпоративного управления, поощряющей менеджеров или отдельных акционеров не на максимизацию чистой стоимости фирмы, а на увод ее активов. Прекратилось управление государственными активами, когда в экономике еще сохранялся очень крупный государственный сектор, возникли беспрецендентные возможности для перекачивания ресурсов из этого сектора в частный.

Подобный процесс деформировал поведение частного сектора. Стало намного выгоднее паразитировать на госсобственности, чем заниматься производством. В течение многих лет процентная ставка не имела никакого отношения к отдаче капитала в производственной сфере: она ориентировалась на «эффективность» растаскивания ранее созданного, а не на созидание нового.

Серьезная причина реформационных неудач в экономике — игнорирование духовной и нравственной стороны жизни общества. Низкий нравственный и деловой уровень политической элиты крайне негативно сказывается на характере экономических преобразований, происходит сращивание криминала с властью. Приобретение собственности и богатства нелегитимным путем автоматически означает отсутствие порядочности в рыночной конкуренции и в отношениях с потребителями.

По некоторым оценкам, подлинные экономические реформы, под которыми подразумевают системное, целенаправленное движение по пути коренных хозяйственных преобразований, когда мероприятия и их результаты связаны между собой и поверяются единой целью в России пока вообще не начинались. За реформы выдавались импульсивные движения из «рыночного», не всегда позитивного набора, которые дали некий случайный результат. Причинами такой бессистемности называются некомпетентность, неумение и нежелание их осуществлять.

До сих пор отсутствует серьезно поставленная и на государственном уровне законодательно оформленная цель реформирования и развития страны, национальная идея.

В ближайшие годы на хозяйство России ляжет груз тяжелейших проблем. Одна из них — массовое выбытие изношенных производственных фондов в сельском хозяйстве и в промышленности. Имеющийся уровень износа основных фондов в ключевых для народного хозяйства отраслях чреват разрушением инфраструктуры и крахом главных систем жизнеобеспечения.

Господствует позиция, в соответствии с которой положительные тенденции хозяйственного развития последних лет (за 1999—2005 гг. ВВП страны увеличился почти на 55%) — должны быть поддержаны исключительно посредством нормализации инвестиционного климата при последовательной реализации курса на уход государства из экономики. Это означает, что правительство сосредоточит внимание на: завершении формирования законодательства, адекватного цивилизованной рыночной экономике; пресечении так называемых неформальных, неправовых экономических отношений, на создании условий для беспристрастно равного применения правовых норм ко всем физическим и юридическим лицам; мероприятиях по снижению налогового бремени инвесторов в сочетании с курсом на последовательную индивидуализацию и приватизацию социальной сферы.

Но экономический рост должен обеспечиваться не только неожиданными стимулами (девальвацией рубля и резким повышением мировых цен на нефть), но и другими факторами, поэтому ограничение политики этими мерами вряд ли позволит радикально изменить социально-экономическую ситуацию в стране. Российская экономика и впредь будет структурироваться стихийно, отчасти в соответствии с интересами крупнейших мировых ТНК. Решающий вклад в нее будут вносить энергосырьевые отрасли промышленности, обладающие экспортным потенциалом, в то время как значительная часть обрабатывающей промышленности утратит всякие перспективы.

Альтернатива вышеобозначенной модели - активизация имеющегося научно-производственного потенциала в целях достижения и поддержания приемлемого международного уровня конкурентоспособности тщательно и «штучно» отобранных отраслей российской экономики. Только вследствие разработки и проведения соответствующей структурной и инновационной политики начнут развиваться собственные конкурентоспособные ТНК, способные участвовать в качестве субъектов, а не объектов глобализации мировой экономики.

Экономическое возрождение России связано с укреплением рычагов государственного управления. Утверждение цивилизованного рынка не должно быть стихийным, необходимо применение «социальной инженерии», а единственным эффективным ее инструментом может стать лишь авторитетное и свободное от коррупции и государство. Нужна технология реализации экономической власти, экономического управления реформами. Для каждого ведомства и должностного лица должны быть четко определены полномочия, права и обязанности, исполнительская ответственность исходя из «рыночных» условий. Все это призвано составлять целостную систему государственного регулирования экономики.

Главная тема, которая требует обстоятельных и широких дискуссий — возможные альтернативные модели реформирования экономики.

Принципиальное значение для выбора экономической политики имеют общественные предпочтения в отношении будущего страны. Один из подходов - максимизация любой ценой ВВП в среднесрочной перспективе. Тогда следует проводить последовательно либеральную экономическую политику. Данная политика будет сопровождаться сдвигом в сторону эксплуатации природных ресурсов и развития соответствующего ареала отраслей и видов производств.

Иная установка состоит в модернизации экономики, обеспечении мирохозяйственной роли страны как великой державы, сохранении позиций страны в фундаментальной науке и в области высоких технологий. Реализация амбициозных установок невозможна без активной промышленной политики. Нужен свободный от догм, не ангажированный в политико-идеологическом плане, при наличии ясной и обоснованной цели сугубо прагматичный подход ко всем проблемам и задачам.

Хозяйственная система - определённым образом организованная система взаимосвязи между хозяйственными субъектами. Принято определять две разновидности системы:

-иерархические системы. Они предполагают подчинённость одних хозяйственных субъектов другим. Предполагают что решение по выпуску продукции принимаются в форме приказов.

1 тип – традиционная экономика. Существовала в Европе в период средних веков. Сейчас в некоторых эк.неразвитых государствах. Характерно – преобладание натурального хозяйства. Значительная роль в экономике – государство. Высокий уровень монополизма.

2 тип - командно-административная система. Существовала в социалистических странах. Характерно – плановых характер экономики(планирование дилективное – обязательное к выполнению),преобладание государственной собственности, отсутствие рыночного распределения факторов производства.

Структура и функции рынка.

Термин рынок может использоваться в нескольких значениях.

Во первых – определённое место в городе, в котором происходит купля продажа товара. Во вторых – это определённый тип хозяйственного миханизма. Основной – сфера хозяйственно-денежного обмена.

-Существует несколько классификаций рынка.

1.По степени законности. Рынок бывает легальный и не легальный.

2.По уровню конкуренции. Рынок может быть свободный и регулируемый.

Свободный рынок предполагает наличие большого количества продавцов и покупателей одного товара, каждый из которых не обладает значительной долей на рынке и не может существенно влиять на цену. То есть цена формируется стихийно. Товар не различается по внешнему виду. В чистом виде свободного рынка не существует. Он используется только как модель. Таким образом любой рынок регулируется монополией и государством

3.По территории. Выделяют местный рынок, региональный, национальный и международный. –Региональный может осуществлять деятельность как на одном из этих рынков так и на местных.

4.По видам товарных групп. Выделяют рынок потребительских товаров и услуг. Рынок средствпроизводства. Рынок рабочей силы. Финансовый рынок.

Эти рынки подразделяются на рынки отдельных товаров.

Функции рынка.

1.Информационная, то есть на рынке продавцы и покупатели получают информацию о видах товара, ценах, конкурентах.

2.Связующая, то есть рынок связывает продавцов и покупателей продукции.

3.Стимулирующая, то есть рынок заставляет предприятия улучшать качества, снижать затраты, расширять ассортимент продукции.

4.Санирующая, то есть рынок очищает экономику от неэффективных предприятий, высвобождая ресурсы для эффективной хозяйственной деятельности.

Помимо положительных функций рынка он имеет и определённые недостатки. Их называют провалы рынка.

1.Рынок не способствует выпуску общественных товаров и услуг.

2.Рыночный механизм не учитывает последствия хозяйственной деятельности для других людей.

3.Рынок приводит к высокой дифференциации доходов населения. Рыночный механизм создаёт кризисы, вызывает инфляцию, поэтому в настоящее время во всех странах рынок регулируется государством. Для нормального функционирования рынка необходимо развитая инфраструктура, то есть совокупность учреждений обеспечивающих деятельность рыночного механизма. К учреждениям инфраструктуры относят кридитно-банковские системы, биржу, таможенно налоговую службу, нотариат, аудиторские компании, учреждения социальной сферы.

Микроэкономика.

Механизм равновесия на товарном рынке.

1.Закон спроса.

Спрос – это экономическая категория, выражающая платежеспособную потребность в каком-либо товаре. Спрос – это то количество товара, которое покупатели готовы приобрести в данный момент по определённой цене. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара, то есть при прочих равный условиях снижение цены приводит к увеличению количества покупаемого товара.

Q = F(p)

Q – спрос.

F – функция.

P – цена.

Чем ниже цена, тем больше количество товара.

 

Закон спроса объясняется двумя эффектами.

1.Эффект дохода. Чем ниже цена товара, тем больше денег остаётся у покупателя для приобретения дополнительного количества товара.

2.Эффект замещения. Если цена на товар снижается, покупатели больше приобретают данный товар и меньше другие товары. Необходимо различать понятия спрос и величина спроса. Величина спроса зависит от цены (это точки на кривой спроса). Сам спрос, или говорят характер спроса, зависит от неценовых факторов. Таким неценовым факторам влияющим на спрос относятся:

 

Лекция 23.10.12

Уровень доходов покупателей. С ростом доходов спрос на большинство товаров увеличивается, но на некоторые товары с ростом доходов спрос снижается. Их называют товары Гиффен.

Наличие на рынке товаров-заменителей (субститы) и цены на них – это аналогичные товары, удовлетворяющие тут же потребность покупателя.

2.Наличие на рынке взаимодополняющих товаров – комплементарных товаров и цены на них.

3.Сезонность.

4. Временной фактор. Спрос на товар может отличаться в разное время суток, в разные дни недели.

5.Национальные особенности покупателей.

Предложение это - то количество товара, которое продавцы готовы реализовать в данный момент по определённой цене. Закон предложения отражает обратную зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара. Q(s) = F(p) То есть при прочих равных условиях с увеличением цены количество предлагаемого на рынке товара возрастает, так как продавцам товаров выгодно продавать его по более высоким ценам. Поэтому задействуются неиспользуемые мощности предприятия, сокращаются запасы товара. От цены зависит объем предложения товаров (точки на кривой предложений). Само предложение изменяется под действием не ценовых факторов:

-количество продавцов товара. Чем их больше, тем предложения товара выше.

-наличие ресурсов необходимых для производства товаров и цены на них.

-изменения технологий производства. С появлением новых технологий предложения одних товаров увеличивается, а других сокращается.

-наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

-уровень налогообложения товара. Налоги воспринимаются производителями товара как дополнительные издержки. Поэтому с ростом налогообложения предложения товара уменьшается.

-открытость рынка для экспорта и импорта товара.

№3. Эластичность спроса и предложения.

Спрос и предложение у разных товаров по-разному реагирует на изменение ценовых и не ценовых факторов. То есть обладают разной эластичностью. Эластичность – это степень реакции спроса или предложения на изменения цены или другого фактора. Рассматривают несколько видов эластичности:

1.Эластичность спроса по цене. Отсчитывается как отношение изменения количества покупаемого товара к изменению цены (в процентах).

Если коэффициент эластичность больше единицы спрос на товар считается эластичным и цену выгодно снижать. Так как небольшое снижение цены вызывает значительное увеличение объёма продаж.

Если коэффициент меньше единицы, то спрос на товар считается не эластичным, так как даже значительный рост цены не вызовет существенного уменьшения объема продаж.

Если коэффициент равен единице наблюдается спрос единичной эластичности. Когда изменения цены приведут к аналогичным изменениям объема продаж.

Кривая эластичного спроса близка к горизонтальной линии. Кривая неэластичного спроса близка к вертикальной линии. Эластичность спроса зависит:

-От наличия на рынке товаров заменителей. Чем их больше, тем спрос эластичнее.

-От того насколько необходим товар покупателя. Поэтому товары первой необходимости.

-От временного фактора. То есть покупатели привыкают к определённому товару и чтобы отказаться требуется время. Поэтому в длительные периоды времени спрос на товар бывает более эластичен.

Эластичность спроса по доходу. Отсчитывается как отношения в изменении количества покупаемого товара к изменению доходов покупателей.

Если коэффициент будет отрицательный, то есть с ростом доходов количество покупаемого товара уменьшается, товар относится к худшим товарам или товарам Гиффена.

Если коэффициент положительный в пределах от 0 до 1, товар относится к группе нормальных товаров.

Если коэффициент больше 1, то товар является предметом роскоши.

Перекрёстная эластичность спроса. Подсчитывается как отношение изменения количества покупаемого одного товара к изменению цены другого товара.

Если коэффициент будет положительный, то есть с ростом цены на один товар спрос на другой товар увеличивается, товары считаются заменителями.

Если коэффициент отрицательный, то есть с ростом цены на один товар спрос на другой товар сокращается, товары считаются взаимодополняющими.

Если коэффициент близок к 0, то есть с ростом цены на один товар спрос на другой не меняется, товары считаются нейтральными по отношению друг к другу.

Эластичность предложения по цене. Подсчитывается так же как эластичность спроса по цене, но в отличии от спроса предложения большинства товаров в короткие промежутки времени бывают неэластичны. Так как предприятия не могут быстро менять объемы выпускаемой продукции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.