Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальный подход Вундта к психологии. Роль метода интроспекции. Непосредственный и опосредствованный опыт. Трехмерная модель чувств. Апперцепция как механизм творчества




Догматический ассоцианизм Джемса Милля. Ментальная химиия Джона Стюарта Милля. Исследование функций мозга. Метод удаления Пьера Флоранса. Клинический метод Поля Брока. Исследование скорости прохождения нервного импульса Германом фон Гельмгольцем.

И АМЕРИКАНСКИМИ СОВРЕМЕННИКАМИ ВУНДТА

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НЕМЕЦКИМИ

ОФОРМЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ. ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИКИ

ПСИХОЛОГИЯ XIX ВЕКА. АССОЦИАНИЗМ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

ЛЕКЦИЯ 4

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ XIX-XX ВЕКОВ.

ЧАСТЬ II

Что, с точки зрения Давида Гартли, является физиологической основой появления идей у человека?

Как сформулировал Давид Юм два закона ассоциации?

В чем состоит суть открытия Джорджом Беркли глубинного, пространственного зрения?

Что понимает Локк под простыми и сложными идеями?

Что, по Локку, составляет основу внешнего и внутрен­него опыта?

Какова система способностей человека Меланхтона?

Что внесли в науку о человеке испанские мыслители?

Какие вопросы биомехапики исследовал Леонардо да Винчи?

Как была переосмыслена сущность человека в эпоху Возрождения?

 

Джемс Милль (1773-1836) получил образование в университете Эдинбурга в Шотландии. В течение непродолжительного времени он служил свя­щенником. Обнаружив, что никто из прихожан не понимает его пропо­ведей, он оставил службу в церкви и попробовал себя в качестве писа­теля. Наибольший интерес для истории психологии представляет его книга «Анализ феноменов человеческого ума» (1829).

Ум как машина. Джемс Милль применил механистическую доктрину к пониманию ум­ственной деятельности человека с редкой прямотой и последовательно­стью. Он поставил себе целью изгнать из науки идею субъективности или психической деятельности и доказать, что человеческий ум есть не более чем машина. С его точки зрения, эмпирики, объявлявшие, что ум человека действует подобно машине, были вполне правы. Ум в действи­тельности и есть машина — он функционирует точно так же, как часовой механизм. Он приводится в действие внешними физическими силами, а затем функционирует под воздействием внутренних физичес­ких сил.

По мнению Джемса Милля, ум есть некая пассивная структура, приводимая в движение только внешними стимулами. В ответ на эти стимулы человек реагирует автоматически. То есть, по словам Милля, мы вообще не обладаем способностью действовать спонтанно.

Ум человека не обладает никакими твор­ческими функциями: ассоциации — это процесс автоматический, пас­сивный. Те ощущения, которые встречаются вместе в определенном порядке, в том же порядке будут воспроизведены и в идеях. Возника­ющие в результате подобных механических ассоциаций идеи есть не что иное, как сумма некоторых индивидуальных психических элементов.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) подверг критике позицию своего отца, Джемса Милля, по вопросу о пассивности человеческого ума, действующего только под вли­янием внешних стимулов. По Джону Стюарту Миллю, ум играет актив­ную роль в выработке ассоциативных идей. Сложные идеи не есть просто результат суммирования нескольких простых идей. В ходе про­цесса ассоциирования возникают новые качества, отсутствующие у со­ставных элементов.

Например, если смешать между собой синий, красный и зеленый цвет в надлежащей пропорции, то в конце концов вы получите белый цвет — совершенно новое качество. С позиций такого творческого синтеза, сочетание нескольких психических элементов всегда порожда­ет новое, отличное от исходного, качество.

На развитие взглядов Джона Стюарта Милля значительное вли­яние оказало изучение химии. Именно из химии он и позаимствовал модель психических процессов, альтернативную физической, механичес­кой модели, оказавшей столь сильное влияние на его отца и на все поколение эмпириков и ассоцианистов. Ведущей моделью в химии яв­ляется модель синтеза. В процессе синтеза всегда возникает некое новое качество, не сводимое к качествам исходных частей или элемен­тов. Составленное в соответствующих пропорциях соединение водоро­да и кислорода — это вода, новое качество, отсутствовавшее у исход­ных компонентов. Аналогичные процессы происходят и при ассоцииро­вании ряда простых идей в сложную. Милль назвал подобные процес­сы синтеза через ассоциацию идей ментальной химией.

Еще одним несомненным вкладом Милля в развитие психологии является то, что он отстаивал возможность научного познания в психо­логии. Он высказывал эту точку зрения тогда, когда другие философы, и среди них Огюст Конт, отрицали саму возможность научного изучения психики. Милля также можно считать и основателем новой сферы научных исследований, названной им этиологией. Эта наука занимает­ся изучением факторов, влияющих на развитие личности человека.

Исследование функций мозга. На раннем этапе развития физиологии рядом ученых был сделан существенный вклад в изучение функций мозга. Для психологии значи­мость их работ определяется открытием специфических отделов голов­ного мозга и разработкой методов исследования, которые позже стали широко применяться в физиологической психологии.

Пионером в исследованиях рефлекторного поведения был работав­ший в Лондоне шотландский врач Маршалл Холл (1790—1857). Холл заметил, что при стимуляции нервных окончаний обезглавленные жи­вотные в течение некоторого времени продолжают двигаться. Он зак­лючил, что за различные стороны поведения отвечают разные отделы мозга и нервной системы. В частности, он предположил, что произ­вольные движения зависят от головного мозга, рефлекторные движе­ния — от спинного мозга, бессознательные — от прямого возбуждения мышц и дыхательные — от костного мозга.

Профессор естествознания Французского колледжа в Париже Пьер Флоранс (1794—1867) в своих исследованиях наблюдал и регистриро­вал последствия разрушения частей головного и спинного мозга живот­ных (в частности, голубей). Он пришел к заключению, что головной мозг управляет высшими психическими процессами, части среднего моз­га — зрительными и слуховыми рефлексами, мозжечок — координа­цией движений, а костный мозг — сердцебиением, дыханием и прочими жизненными функциями.

В данном случае для нас важны не столько выводы Холла и Флоранса, в целом справедливые, сколько тот метод, который они ис­пользовали — метод удаления. Это технический прием, с помощью которого исследователь пытается установить функцию определенной части мозга, удаляя или уничтожая эту часть, и наблюдая за последую­щими изменениями в поведении животного.

В середине XIX века начали применять еще два эксперименталь-ных подхода к изучению мозга: клинический метод и электрическую стимуляцию. Клинический метод был предложен в 1861 году Полем Брока (1824—1880), хирургом одной из больниц для душевнобольных под Парижем. Брока произвел вскрытие трупа мужчины, который при жизни долгие годы не мог внятно говорить. При осмотре было выяв­лено поражение третьей лобной извилины коры головного мозга. Бро­ка обозначил эту часть мозга как центр речи; позже за ней закрепилось название область Брока. Клинический метод стал прекрасным допол­нением к методу удаления — ведь едва ли найдутся добровольцы, во имя науки готовые пожертвовать частью мозга.

Герман фон Гельмгольц (1821-1894), физик и физиолог, плодовитый исследователь, был од­ним из величайших ученых XIX столетия. Хотя психология занимала лишь третью строчку в списке его научных интересов, все же именно работы Гельмгольца, а также исследования Фехнера и Вундта, положи­ли начало новой психологии.Гельмгольц родился в Потсдаме, в Германии, где его отец препо­давал в гимназии. По при­чине слабого здоровья, в детстве Гельмгольц получал домашнее обра­зование. В возрасте 17 лет он поступил в Берлинский медицинский институт, где плату за обучение не брали с тех студентов, кто согла­шался по окончании учебы служить армейскими хирургами. Гельм­гольц прослужил семь лет, в течение которых он продолжал занимать­ся математикой и физикой и опубликовал несколько статей. Он на­писал работу, в которой вывел математическое уравнение закона со­хранения энергии.

Уволившись из армии, Гельмгольц получил место адъюнкт-про­фессора на кафедре физиологии в университете Кенигсберга. Следу­ющие тридцать лет он занимал академические должности на кафедрах физиологии в университетах Бонна и Гейдельберга и физики — в Берлине.

Гельмгольц чрезвычайно успешно работал в самых различных об­ластях. В ходе исследований по физиологической оптике он изобрел офтальмоскоп — устройство для исследования сетчатки глаза. Его фундаментальный трехтомный труд по физиологической оптике «Фи­зиологическая оптика» ( 1856— 1866) был столь значительным, что его переводили на английский язык и 60 лет спустя после выхода.

Для психологии представляют интерес изыскания Гельмгольца по вопросам определения скорости нервных импульсов, а также исследо­вания в области зрения и слуха. В те времена считалось, что скорость нервного импульса мгновенна или по крайней мере так велика, что не поддается измерению. Гельмгольц был первым, кто эмпирически из­мерил скорость прохождения нервного импульса, фиксируя моменты возбуждения двигательного нерва ножной мышцы лягушки и после­дующей мышечной реакции. Экспериментируя с нервами разной дли­ны, он определял разницу во времени между моментом стимуляции нерва рядом с мышцей и моментом мышечной реакции, а затем про­делывал то же самое, но уже стимулируя нерв в другом месте, дальше от мышцы. Эти опыты позволили определить скорость прохождения нервного импульса, которая в среднем оказалась равной 90 фугам в секунду.

Гельмгольц проводил подобные эксперименты и на людях, но по­лученные результаты — даже относящиеся к одному человеку — на­столько различались, что в конце концов он отказался от подобных исследований.

Опытным путем Гельмгольц установил, что прохождение нервных импульсов происходит с определенной скоростью. Это подтвердило, что процессы мозговой и мышечной деятельности протекают не одновре­менно, как считалось ранее, а следуют друг за другом через некоторое время. Заслуги Гельм­гольца для новой психологии были признаны позднее: результаты его экспериментов положили начало перспективному направлению в обла­сти изучения протекания нейропроцессов. Работа Гельмгольца зало­жила основу для будущих экспериментов по определению количествен­ных характеристик психофизиологических процессов.

Его работы по изучению механизма зрения также оказали замет­ное влияние на психологию. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, с помощью которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировании зрения. Он пересмотрел и расширил теорию цветовидения, согласован­ности звучания, а также резонанса. Труды Гельмгольца, касающиеся механизма зрения и слуха, включены в современные учеб­ники по психологии, что свидетельствует о выдающемся значении его исследований.

Гельмгольц не был физиологом,, но большую часть своей работы он посвятил изуче­нию человеческих ощущений и тем самым способствовал укреплению экспериментального подхода при изучении психологических проблем.

Опыты Вебера по определению порога чувствительности. Установление Фехнером абсолютного и дифференциального порогов. Методы психофизики (метод средней ошибки, метод постоянного стимула, метод установлении порога)

 

Эрнст Вебер (1795-1878) родился в немецком городе Виттенберг, в семье профессора теологии. В 1815 году он получил докторскую степень в Лейпцигском университете, в котором с 1817 по 1871 год изучал анатомию и физиологию. Главным предметом его научных интересов стала физиология чувств. Именно в этой области научных исследова­ний он сделал самые выдающиеся открытия.

До Вебера изучение органов чувств ограничивалось исключительно зрением и слухом. Вебер раздвинул границы науки, он начал изучать чувствительность мышечных и кожных покровов. Особенно важным явился его перенос в психологию экспериментальных методов физиологии.

Один из вкладов Вебера в новую психологию заключался в экспе­риментальном определении точности тактильных ощущений, а именно расстояния между двумя точками кожного покрова, при котором чело­век ощущает два отдельных касания. Испытуемых, которые не могут видеть специальный прибор, просят сообщить, сколько касаний они ощу­тили. Когда две точки раздражения находятся близко друг от друга, испытуемые отмечают только одно касание. По мере увеличения рас­стояния между двумя источниками раздражения, участники экспери­мента начинают испытывать неуверенность относительно того, почув­ствовали ли они одно или два касания. На определенном, достаточно большом расстоянии между двумя точками, испытуемые уверенно сооб­щают о двух разных касаниях.

Этот эксперимент продемонстрировал наличие так называемого двухточечного порога — некоего момента, в котором можно распоз­нать два независимых источника. Опыты Вебера стали первым экспе­риментальным подтверждением теории порога, согласно которой су­ществует момент начала возникновения физиологической и психологи­ческой реакции. Эта теория популярна и в наши дни. (Немецкий философ Иоганн Фридрих Гербарт приспособил теорию порога к изу­чению сознания, предположив, что существует некая точка перехода от бессознательного к сознательному.)

Еще один существенный научный вклад Вебера заключается в разработке математических методов измерения в психологии. Вебер поставил перед собой цель установить величину едва заметного разли­чия — наименьшую разницу в весе двух грузов, которую способен распознать человек. Он попросил участников эксперимента поднять два груза и определить, какой из них тяжелее. Вес одного был одинако­вым на всех этапах эксперимента, вес другого все время менялся. Если различие было незначительным, вес признавался одинаковым, но на определенном этапе увеличения разницы она распознавалась.

В процессе экспериментов Вебер установил, что едва заметное различие является константой и составляет 1/40 от стандартного, пер­воначально предложенного, веса. Другими словами, испытуемые разли-Двухточечный порог —некий момент, в котором могут быть распознаны два независимых источника раздражения.Едва заметное различие -наименьшее различие между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. Влияние физиологии на психологиючали груз весом в 41 грамм от груза в 40. Если же груз был 80 грамм, то для того, чтобы испытуемый мог отличить его, требовался груз уже в 82 грамма. Затем Вебер исследовал способность различать вес по мышечным ощущениям. Он обнаружил, что испытуемые точнее различают разницу в весе грузов, когда поднимают их сами (получая мышечные ощущения через кисти рук, плечо и предплечье), нежели когда груз вкладывают им в руки. Поднятие весов предполагает и тактильное (прикосновение) и ' мышечное ощущение, в то время как при вкладывании веса в руки другим лицом человек испытывает только осязательные ощущения. Поскольку наименьшую разницу в весе можно отличить при поднятии грузов (соотношение 1: 40), а не при вкладывании грузов в руки (соотношение 1: 50), Вебер заключил, что в первом случае на способ­ность субъекта различать вес влияют внутренние мышечные ощущения.

На основе этих экспериментов Вебер пришел к выводу, что, по всей вероятности, способность различать зависит не от абсолютной разницы в весе двух грузов, а от относительной. Он проводил опыты и по визуаль­ному определению различий и обнаружил, что здесь соотношение величин меньше, чем в случае мышечных ощущений. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия между двумя раздражителями можно ввести некий постоянный коэффициент — свой для каждого из чувств. Исследования Вебера доказали отсутствие прямого соответствия между физическим раздражителем и нашим восприятием этого раздражителя. Однако, как и Гельмгольц, Вебер интересовался только физиологически­ми процессами и не задумывался о значении своих изысканий для психоло­гии

Работа Вебера была экспериментальной в самом строгом смысле слова. Она проводилась в специально созданных условиях, предлагаемые участникам эксперимента раздражители многократно варьировались, при этом фиксировался каждый полученный результат. Исследо­вания Вебера в области измерения порога ощущений имели первостепен­ное значение; его доказательство измеримости ощущений оказало влия­ние практически на все аспекты современной психологии.

Густав Теодор Фехнер (1801-1887) был ученым с разносторонними научными интересами.Его отец был министром в одной из земель юго-восточной Герма­нии, где Фехнер и родился. Он поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета в 1817 году, где в то время Вебер читал лекции по физиологии. Фехнер жил в Лейпциге до конца жизни.

Завершив медицинское образование, Фехнер начал вторую карье­ру — в физике и математике, в частности он переводил с французского учебники по физике и химии. К 1830 году он перевел больше дюжины томов, и это принесло ему признание как физику. В 1824 году Фехнер начал читать лекции по физике в университете Лейпцига и проводить собственные исследования. В конце 30-х годов он заинтересовался проблемой ощущений, и при исследовании визуальных остаточных изоб­ражений, когда в ходе опытов смотрел на солнце через цветные стекла, серьезно повредил глаза.

22 октября 1850 года — важная дата в истории психологии. Ут­ром того дня Фехнера — когда он еще лежал в кровати — осенило, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом: этот закон может быть выражен через количественное отношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

Фехнер пришел к выводу, что повышение уровня раздражения не вызывает идентичного роста интенсивности ощущения — с увеличени­ем интенсивности раздражения в геометрической прогрессии интенсив­ность ощущений возрастает лишь в арифметической. Например, звук колокольчика, добавленный к звучанию еще одного колокольчика, ска­зывается на ощущениях гораздо в большей мере, чем звук того же колокольчика, добавленный к звучанию десяти колокольчиков. Следо­вательно, интенсивность раздражения влияет на количество вызванных ощущений не абсолютно, а относительно.

Простое, но гениальное открытие Фехнера показало, что количе­ство ощущений (психическое качество) зависит от количества раздра­жения (телесное или физическое качество). Чтобы измерить изменения в ощущениях, необходимо измерять изменения при разных уровнях раз­дражения. Таким образом, появилась возможность соотнести психичес­кий и физический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось эмпирическим способом преодолеть барьер, разделяющий душу и тело.

Хотя в концептуальном плане все было ясно, но как осуществить измерения в реальности? Исследователю надо было точно определить количество субъективных и объективных ощущений, а также физическо­го раздражения. Измерить физическую интенсивность раздражителя — уровень яркости света или, скажем, вес разных грузов — не представляет сложности, но как можно измерить ощущение — то сознательное пере­живание, которое испытывает субъект в ответ на раздражение?

Фехнер предложил два способа измерения ощущений. Во-первых, можно определять: наличествует раздражитель или отсутствует, ощуща­ется он или нет. Во-вторых, можно установить тот уровень интенсивно­сти раздражителя, при котором испытуемые заявляют о появлении пер­вых ощущений; это абсолютный порог чувствительности — та точка в интенсивности раздражения, ниже которой не фиксируется никаких ощущений, а выше которой субъект испытывает некое ощущение.

Абсолютный порог — понятие несомненно важное, но недоста­точное, поскольку устанавливается только один аспект ощущения — его нижний уровень. Чтобы определить связь между силами раздражения и ощущения, надо уметь точно квалифицировать весь диапазон значений раздражения и соответствующих им ощущений. С этой целью Фехнер выдвинул идею дифференциального порога чувствительности, то есть наименьшей разницы между двумя раздражениями, вызывающей изме­нения в ощущениях.

Чтобы установить, насколько тяжелым ощущается некий вес (на­сколько тяжелым он кажется субъекту), нам не удастся воспользовать­ся физическими способами измерения веса. Но физические методы измерения можно принять за основу для определения психологической интенсивности ощущения. Сначала определяется, на сколько следует уменьшить вес груза, чтобы испытуемый мог просто почувствовать раз­ницу. Затем мы меняем вес груза до этого нижнего значения и снова ищем дифференциальный порог. Так как в обоих случаях изменение веса едва различимо, Фехнер допустил, что субъективно эти изменения равны.

Этот процесс можно повторять до тех пор, пока объект будет вос­приниматься испытуемым. Если каждое уменьшение веса субъективно равно каждому другому уменьшению, то количество раз уменьшения веса — число восприятий едва заметной разницы —- может рассматри­ваться как объективный критерий субъективной величины ощущений. Таким образом можно в цифрах оценить раздражение, необходимое для прочувствования разницы в ощущениях.

Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некое отно­сительное значение увеличения раздражения, которое всегда вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Таким образом, ощущение (мысль, или психическое качество), равно как и раздражение (тело, или материальное качество), поддаются количественному измере­нию, и соотношение между ними можно выразить в виде логарифма: S = К lоg R, где S есть величина ощущения, К — экспериментально установленная постоянная, R — величина раздражения. Раздражение нарастает в геометрической прогрессии, а ощущения — в арифметичес­кой, и отношение раздражителей к ощущениям может быть представле­но в виде логарифмической кривой.

По словам Фехнера, проводя свои эксперименты, он не знал о работе Вебера. Лишь позже он понял, что закон, который он выразил математически, был как раз тем, доказательством которого занимался и Вебер.

Абсолютный порог - точка чувствительности, ниже которой не могут быть обнаружены никакие ощущения, а выше которой ощущения могут быть испытаны.

Дифференциальный порог — точка чувствительности, в которой наименьшая разница между двумя раздражениями вызывает изменения в ощущениях.

Методы психофизики. Результатом озарения Фехнера стало появление исследовательс­кой программы, которую ученый позднее назвал психофизика (назва­ние говорит само за себя: взаимосвязь между миром психического и материального). Проводя эксперименты по поднятию грузов, с освеще­нием, визуальным и тактильным расстоянием (расстояние между двумя контактными точками на коже), Фехнер разработал единый фундамен­тальный метод в психофизике, а также систематизировал две важней­шие методики, которые до сих пор в ходу.

Метод средней ошибки (синоним — процедура уравнивания сти­мулов): на участников эксперимента воздействуют различными раздра­жителями, пока они не находят похожий по степени воздействия на эталонный. После определенного количества попыток выводится сред­няя величина различия между стандартным раздражителем и раздра­жителями, указанными участниками эксперимента, которая и представляет собой ошибку наблюдений. Эта методика используется и в современных психологичес­ких исследованиях. Практически все экспериментальные вычисления производятся сегодня с использованием метода средней ошибки.

При использовании метода постоянного стимула испытуемые многократно сравнивают два раздражителя; при этом подсчитывается число их верных ответов. Например, участники эксперимента вначале поднимают стандартный вес в 100 грамм, а затем другой вес — скажем, 88, 92, 96, 104 или 108 грамм. Они должны сделать вывод, легче или тяжелее вес второго груза по сравнению с первым, или он равен ему.

В методе установлении порога (едва заметных различий) уча­стникам эксперимента предлагаются два раздражителя до тех пор, пока участники эксперимента не сооб­щат, что они установили различие. Проводится большое количество экспериментов. Для определения дифференциального порога усредня­ются только зафиксированные различия.

 

Опираясь именно на психофизические исследования Фехнера, Вильгельм Вундт (1832-1920) разработал свой план экспериментальной психологии. Виль­гельм Вундт, к 19 годам окончив школу, был уже готов к поступлению в университет.

Вундт решил стать врачом, что давало ему возможность зарабаты­вать на жизнь и одновременно заниматься наукой. Медицине он обу­чался в университете в Тюбингене, а затем в Гейдельберге. Он изучал анатомию, физиологию, физику, медицину и химию. Однако спустя неко­торое время Вундт пришел к выводу, что практическая медицина — не его призвание, и полностью посвятил себя изучению физиологии.

Проучившись всего семестр в Берлинском университете, где в то время работал великий физиолог Иоганнес Мюллер, Вундт возвращается в Г ейдельберг. Здесь в 1855 году он получает докторскую степень, и с 1857 по 1864 годы читает лекции и работает лаборантом у Германа фон Гельмгольца. Но в конце концов Вундту наскучило быть лектором, и он отказался от этой работы. В том же 1864 году он получил должность адъюнкт-профессора и остался в Гейдельберге еще на 10 лет.

В ходе занятий физиологией Вундт задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Свои идеи он предста­вил в книге «К теории чувственного восприятия», которая частями публиковалась с 1858 по 1862 год. В этом сочинении Вундт описывает эксперименты, которые он ставил в домашней, довольно плохо оборудованной, лаборатории, и излагает свое видение методов новой психологии. Здесь же он впервые вводит понятие экспериментальная психология. Наряду с «Элемента­ми психофизики» (1860 г.) Фехнера, об этой книге Вундта часто гово­рят, что она знаменует собой формальное начало новой науки.

Работа Вундта «Лекции о душе человека и животных» относится к 1863 году. О важности этого труда говорит его переиздание (исправленное) почти через 30 лет после первой публикации и выход многочисленных репринтных изда­ний вплоть до кончины Вундта в 1920 году. В этом сочинении среди прочих Вундт затрагивает проблему измерения времени реакции и рас­сматривает вопросы психофизики, которые на протяжении многих лет занимали умы экспериментальных психологов.

Начиная с 1867 года, Вундт читает в Гейдельбергском университе­те первый и единственный в мире на то время курс лекций по физио­логической психологии. Эти лекции «вылились» в одну из самых значи­тельных его книг «Основы физиологической психологии», которая была опубликована в двух частях в 1873 и 1874 годах. Под редакцией самого Вундта работа переиздавалась 6 раз в течение 37 лет. Этот признанный шедевр Вундта заложил фундамент психологии как самостоятельной экспериментальной науки с собственным кругом про­блем и методами исследования.

Долгие годы «Основы физиологической психологии» служили для психологов-экспериментаторов энциклопедией и свидетельством про­гресса новой психологической науки. В предисловии к этой книге Вундт так сформулировал свою цель: «выделить новую область познания». Термин «физиологическая психология» может быть неправильно понят. В Германии во времена Вундта слово «физиологический» использова­лось как синоним слова «экспериментальный». Таким образом, Вундт писал не о той физиологической психологии, какую мы знаем сейчас, а о психологии экспериментальной.

В 1875 году Вундт становится профессором философии в Лейпцигском университете; с этого момента начинается самый продолжи­тельный и важный период его поразительной научной карьеры. В этом университете он проработал 45 лет. Уже в начале своей деятельности он создает в Лейпциге лабораторию, а в 1881 году основывает журнал «Философские учения», официальный печатный орган своей лаборато­рии и новой науки. Вундт намеревался назвать новое издание «Психо­логические учения», но передумал, поскольку в то время уже существо­вал журнал с таким названием (хотя в нем затрагивались не научные, а оккультные и спиритуалистические вопросы). Все же в 1906 году Вундт переименовал свой журнал в «Психологические учения». Перед психо­логией открывалась широкая дорога.

Широкая известность имени Вундта и его лаборатории привлек­ла в Лейпциг огромное количество жаждавших с ним работать сту­дентов. В их числе было несколько молодых людей, которые позже внесли существенный вклад в развитие психологической науки, среди них американцы, основавшие по возвращении в Соединенные Штаты собственные лаборатории. Таким образом лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии — она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Исследования опыта сознания. Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук — в основном, на методах физиологии. Вундт при­способил эти научные методы к новой психологии и проводил исследо­вания точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. Предметом изучения Вундта, если выразить это одним словом, было сознание. В системе ученого нашли отражение все теории эмпирицизма и ассоциационизма, получившие развитие в XIX веке. Вундт считал, что сознание — явление сложносоставное, и для его изучения лучше всего подходит метод анализа или редукционизма. Он писал: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание... его составляющих элементов».

На этом, однако, сходство между эмпирицистами, ассоцианистами и Вундтом заканчивается. Вундт был не согласен с идеей статичности элементов сознания — так называемых атомов мозга — которые пассивно, в результате некоего механического процесса, соединяются друг с другом. Он считал, что сознание играет гораздо более активную роль в организации собственной структуры. А значит, изучение только составляющих, только содержания сознания или его структуры — лишь начало в понимании психологических процессов.

Поскольку главное внимание Вундт сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, он назвал свою систему волюнтаризм. Другими словами, волюнтаризм объясняет то, как сила воли делает мышление высокоорганизованным. Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной организации или синтеза.

Психология Вундта — наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным созна­нием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может вос­пользоваться методом интроспекции — проверки состояния собствен­ного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя перцепция. Понятие интроспекция — вовсе не открытие Вундта; его появление связывают с именем Сократа. Вклад Вундта заключается в проведении экспериментов и использовании в них строгих научных методов.

Метод интроспекции был позаимствован психологами из физики, в которой он применялся для исследований света и звука, а также из физиологии, где он использовался для изучения органов чувств. Так, для того, чтобы получить сведения об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

Опосредованный опыт — обеспечивает информацией или знанием, которые не являются составляющими непосредственного переживания.

Непосредственный опыт - опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций.

Интроспекция —проверка состояния собственного мышления.

Чувства — еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал, что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства. В результате соединения ощущений возникает новое качество или но­вое чувство.

В процессе проведения сеансов самоанализа Вундт разработал трехмерную модель чувств. После ряда экспериментов с метроно­мом (устройство, отмечающее ударами короткие промежутки време­ни) Вундт отметил, что одни ритмические композиции он предпочита­ет другим. Ученый пришел к выводу, что в определенные моменты эксперимента у него возникало субъективное чувство удовольствия или дискомфорта (заметим, что такое субъективное чувство появля­лось одновременно с физическими ощущениями, которыми сопровож­даются удары). Затем он высказал предположение, что любое состо­яние чувств всегда находится в диапазоне между удовольствием и дискомфортом.

Во время опытов с метрономом Вундт выявил еще один вид чувств. Он заметил, что, пока он ждет следующего удара метронома, у него возникает чувство легкого напряжения, а после того, как удар прозвучал, — расслабления. Из этого он сделал вывод, что, помимо континуума удовольствие—дискомфорт, его чувства имеют еще одно измерение: напряжение—расслабление.

Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь само­анализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чув­ства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных изме­рений чувств: удовольствие—дискомфорт, напряжение—расслабление, подъем—угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

Трехмерная теория чувств Вундта построена на основе трех измерений: удовольствие— дискомфорт, напряжение— расслабление, подъем (чувств) — угасание.

Вундт полагал, что эмоции представляют собой сложное соединение элементарных чувств, которые, в свою очередь, могут быть без труда измерены при помощи трехмерной теории. Таким образом, Вундт свел эмоции к элементам мышления. Появление трехмерной теории чувств способствовало активизации исследований в научных лабораториях Лейпцига (и не только), но испытания временем она на выдержала.

Организация элементов сознательного опыта. Вундт, как известно, основывал свои исследования на элементах сознательного опыта. И, тем не менее, он признавал, что наше видение, если мы смотрим на реально существующий объект, есть результат един­ства ощущений. К примеру, дерево — это именно дерево, а не отдель­ные ощущения степени его освещенности, цвета или формы, как это получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че­ловек способен оценить дерево как целое, а не как некую сумму отдель­ных ощущений и чувств.

Так как же из отдельных составляющих сознания возникает еди­ный опыт? Для объяснения этого явления Вундт предложил теорию апперцепции. Он назвал процесс организации базовых элементов в единое целое творческим синтезом (по-другому, принципом психи­ческих составляющих); в результате такого процесса из комбинации элементов возникает новое качество.

«Характеристики любого сложного психического явления не сво­дятся к сумме характеристик его составляющих».

Из синтеза элементов опыта всегда возникает нечто новое. Представители гештальт-психологии в 1912 году официально заявили, что целое не сводится к сумме его частей. Понятие, аналогичное творческому синтезу, используется и в химии. В результате соединения химических элементов появляется сложная структура, имеющая такие свойства, которых не было у исходных эле­ментов. Таким образом, апперцепция — это процесс активный. Наше сознание действует не просто в соответствии с теми ощущениями и чувствами, которые мы переживаем; оно действует творчески, составляя из этих элементов целое. Итак, Вундт — в отличие от.большинства британских ученых, представителей эмпирической и ассоциативной пси­хологии — не рассматривал процесс связи психических элементов как пассивный и чисто механический.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.