КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренний контроль и система мер по разграничению риска хозяйственной деятельности
Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования
Особенностью действующей системы бухгалтерского учёта является то, что она не даёт ответа на вопрос об участии отдельных подразделений в формировании затрат и прибыли, затрудняя организацию внутрихозяйственного контроля. В этой связи встаёт вопрос о такой организации учёта и контроля на предприятии, которая могла бы объединить вышеуказанные элементы. В настоящее время эти вопросы решаются с помощью бюджетирования – процесса согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и менеджера в достижение общих целей. Бюджет – количественно детализированный план деятельности предприятия в целом и отдельных структурных подразделений, направленный на достижение целей организации. В целях поддержания системы контроля более эффективным является план (бюджет) – предполагаемая хозяйственная операция, работа, система мероприятий, прогноз с указанием конечных целей, их содержания, объёма, качества, методов, денежного выражения и последовательности сроков выполнения. План (бюджет) является эталоном и отправной точкой контроля. Бюджетный процесс в организации имеет циклический характер с периодом, равным временному интервалу, на котором осуществляется бюджетирование и для которого разрабатывается бюджет. Этот интервал называется бюджетным периодом и в большинстве случаев составляет год. В течение бюджетного периода основные вопросы решаются бюджетным комитетом на регулярных совещаниях. Вместе с тем очевидно, что разработка плана должна начинаться ещё до начала бюджетного периода, а процедуры контроля - завершаться после него. Все эти составляющие формируют бюджетный цикл, который осуществляется по трём основным фазам: 1) фаза планирования: -постановка целей на бюджетный период; - сбор информации для разработки проекта бюджета; - анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета; - оценка проекта бюджета и его корректировка при необходимости; - утверждение бюджета; 2) фаза реализации: - исполнение бюджета и текущая корректировка показателей; - текущий и итоговый анализ отклонений; 3) завершающая фаза: - представление отчёта о выполнении бюджета и анализ достижения целей организации за отчётный период; - выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и разработки будущих бюджетов. Для оптимального функционирования бюджетного цикла хозяйствующие субъекты должны иметь такую структуру и организацию, что бы деловые операции, в которых они участвуют (внутренние и внешние), проводились наиболее эффективным способом и были привязаны к центрам ответственности в организациях. Центр ответственности – это сегмент (подразделение, продукт) фирмы, возглавляемый руководителем, обладающим определёнными делегированными полномочиями и отвечающим за результаты работы этого сегмента. Система бюджетов по центрам ответственности должна давать возможность получать и анализировать информацию для учёта и калькуляции затрат, контроля и стимулирования деятельности руководителей и самих подразделений, а их структура должна зависеть от структуры самой организации и в общем случае совпадать с ней. Это означает, что каждому подразделению в организационной структуре соответствует свой центр ответственности. Теория и практика бюджетирования выделяет следующие группы центров ответственности: 1) центры затрат - самые распространённые типы центров ответственности; их выделяют там, где руководство структурного подразделения (сегмента) несёт ответственность за использование ресурсов, преобразование их в затраты и учёт этих затрат, при этом в рамках сегмента невозможно напрямую определить доход или финансовый результат; таким центром ответственности может быть производственное подразделение; 2) центры прибыли - структурные подразделения (сегменты), где можно явно сопоставить доходы с расходами и руководители которых несут ответственность за финансовую результативность всей деятельности подразделения, могут заключать по выданной доверенности договоры на реализацию продукции, самостоятельно поощрять сотрудников из прибыли, остающейся в распоряжении подразделения и т. д.; 3) центры доходов – структурные подразделения, руководители которых отвечают за выпуск продукции в денежном выражении и несут ответственность за формирование доходов, не неся ответственности за использование ресурсов; обычно центрами доходов становятся коммерческие (сбытовые) отделы компаний; 4) центры инвестиций – структурные подразделения (сегменты) организаций, руководители которых несут ответственность за рациональное и целевое использование выделенных им активов и получение соответствующей отдачи от вложенных материальных и денежных средств; в центры инвестиций целесообразно выделять новые виды бизнеса или проекты, требующие капитальных вложений. Для системы управления организацией учёт по центрам ответственности выполняет две важнейшие функции: 1) информационную - позволяет оперативно отслеживать процесс достижения центрами ответственности целевых показателей, удовлетворяя информационные потребности высшего руководства; 2) контрольную – позволяет оценивать результативность управленческой деятельности руководителей подразделений (сегментов) (оценка должна производиться только на основании контролируемых на уровне центров ответственности показателей). Организация финансового контроля в организации базируется на составлении финансовых бюджетов, которые, в свою очередь, разрабатываются на базе функциональных (операционных) бюджетов для различных центров ответственности. Выделяют следующие основные виды финансовых бюджетов: 1) бюджет движения денежных средств - наиболее значимый документ во всей системе бюджетов организации; его задача – обеспечение постоянной платёжеспособности предприятия; 2) бюджетный отчёт о прибылях и убытках – дополняет бюджет движения денежных средств, показывая различие между формируемой прибылью и реальным денежным потоком; 3) бюджетный баланс – моментальный (статичный) финансовый «портрет» организации на определённую дату. Ответственность за исполнение функциональных бюджетов ложится на линейных руководителей. Финансовые бюджеты в совокупности образуют аналог бухгалтерской отчётности, и ответственность за их исполнение ложится на руководителя всей организации. В целом бюджетный контроль представляет собой двухуровневую систему: нижний уровень – исполнение бюджетов структурных подразделений организации; верхний уровень – контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений. Для эффективного управления организацией, планирования и контроля бюджетные данные должны быть профильтрованы, т. е. представлены в виде детализированных данных в разных разрезах (например, для одного из функциональных бюджетов - бюджета производства годовые результаты детализируются с разбивкой по месяцам, по номенклатуре выпускаемых изделий и по видам запасов). Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании мастер-бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных функциональных (операционных) и финансовых бюджетов. Заключительный контроль в системе бюджетирования производится в форме отчётов о выполнении планов (бюджетов) на всех уровнях ответственности с выбранной периодичностью, а также ревизионных проверок различных центров ответственности. Помимо бюджетной (плановой) информации, контрольная отчётность каждого центра ответственности может включать сведения, касающиеся фактических результатов, отклонений в процентах к бюджету или в абсолютном количественном выражении, а также комментарии и информацию технико-технологического характера. При разработке системы финансового контроля в организации отправным моментом выступает сравнение бюджетных и фактических величин целевых показателей - так называемое управление по отклонениям, которое позволяет оценить, насколько организация продвинулась за определённый период к поставленным целям.
2.3 Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчёт коммерческих организаций (предприятий) Система внутрихозяйственного расчёта обязательна для каждого предприятия, независимо от его организационно правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности. Целями организации системы внутрихозяйственного расчёта на предприятии являются: 1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия; 2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия; 3) обеспечение сохранности имущества предприятия. Объектами внутрихозяйственного расчёта выступают циклы деятельности организации – циклы снабжения, производства и реализации. Функции внутрихозяйственного расчёта весьма разнообразны: 1) контроль полномочий – предотвращает злоупотребления и отсеивает операции, в которых нет необходимости; 2) контроль документального оформления – обеспечивает отражение всех разрешённых операций в учётных регистрах; 3) контроль сохранности – способствует тому, что бы принятое к учёту имущество не было незаконно присвоено, оставлено без присмотра, неправильно использовалось. В процессе контроля при внутрихозяйственном расчёте перед осуществляющими его работниками ставится семь задач: 1) полнота учёта данных; 2) точность учёта данных; 3) законность хозяйственных операций; 4) полнота записей (данные, содержащиеся в архивах, должны отражать все хозяйственные операции); 5) точность ведения записей (данные по хозяйственным операциям должны быть отражены в нужных суммах); 6) хранение бухгалтерских документов на бумажных носителях и в памяти ЭВМ; 7) защита активов. Хозяйственные операции всех видов должны контролироваться по восьми основным направлениям: 1) реальность хозяйственной операции (пример контроля – сверка документов об отгрузке со счетами-фактурами до того, как продажа зафиксирована); 2) полнота отражения (пример контроля – после отгрузки каждый документ об отгрузке сверяется со счётом-фактурой); 3) разрешение (пример контроля – проверяется санкционирование хозяйственных операций до их совершения); 4) точность ( пример контроля – проверяется правильность отраженной в накладной цены единицы продукции); 5) проверка правильности исчисления записанных сумм ( пример контроля – проверка правильности отражённых в накладной итоговых данных); 6) классификация ( пример контроля – проверяется правильность отражения на субсчетах определённых заказчиков); 7) учёт ( пример контроля – проверка того, полностью ли завершён учёт данных операций и соответствует ли он бухгалтерским стандартам); 8) периодизация ( пример контроля – проверяется, записываются ли операции в том периоде, в котором были совершены). При осуществлении внутрихозяйственного расчёта используются следующие методы: 1) бухгалтерский финансовый учёт (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение); 2) бухгалтерский управленческий учёт (выделение центров ответственности, нормирование издержек); 3) ревизия, контроль, аудит (проверка документов, арифметических расчётов, устный опрос персонала и т. д.); 4) теория управления. Одной из разновидностей внутрихозяйственного расчёта является двойной контроль, при котором вся операция не может совершаться одним работником, а одну и ту же задачу выполняют два человека, причём обязанности между ними распределяются таким образом, что бы ни один из них не мог выполнить все действия по данной операции.
Предпринимательская деятельность неразрывно связана с неопределённостью и риском, поскольку все участники рыночных отношений стремятся к собственной выгоде, и неправильно принятое хозяйственное решение может привести к негативным результатам. Под риском в экономике понимается возможность наступления различных событий (потеря материальных и денежных средств), которые могут оказать отрицательное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и привести к убыткам, являющимся определяющим условием прекращения деятельности предприятия. Под внутрихозяйственным риском (чистым риском) понимается субъективно определяемая аудитором вероятность появления существенных искажений в данных бухгалтерского счёта, статья баланса, однотипных группах хозяйственных операций и отчётности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля. Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. Концептуальные основы управления рисками организации должны быть разработаны таким образом, чтобы оказать влияние в достижении следующих целей организации: 1) стратегические цели – цели высокого уровня, соотнесённые с миссией организации; 2) операционные цели – эффективное и результативное использование ресурсов; 3) цели в области подготовки отчётности – её достоверность; 4) цели в области соблюдения законодательства – его соблюдение. Выделяют следующие компоненты управления рисками организации: 1) внутренняя среда; 2) постановка целей; 3) определение событий; 4) оценка рисков; 5) реагирование на риск (уклонение, принятие, сокращение или перераспределение); 6) средства контроля; 7) информация и коммуникация; 8) мониторинг. На этапе планирования финансовый контролёр должен дать внутрихозяйственному риску оценку, используя своё профессиональное суждение, а также принимая во внимание: 1) особенности текущего экономического положения отрасли, в которой функционирует экономический субъект; 2) специфические особенности деятельности экономического субъекта; 3) возможность контроля за деятельностью экономического субъекта со стороны его собственников; 4) честность руководства экономического субъекта; 5) опыт и квалификацию работников экономического субъекта, ответственных за составление отчётности; 6) возможность наличия внешнего давления на руководство и персонал экономического субъекта с целью достижения определённых показателей бухгалтерской отчётности. К факторам внутрихозяйственной деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений и возникновению риска, относят: - наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики; - изменения в практике договорных отношений или в учётной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли; - наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам и т. д. К факторам, способствующим появлению искажений, относится также состояние экономики страны в целом и её отдельных отраслей – кризис, депрессия или подъём. Выделяют следующую систему мер по разграничению риска хозяйственной деятельности экономического субъекта: 1) создание атмосферы делового контроля через создание условий и правил организации труда, планирования, бухгалтерского учёта и последующего контроля; 2) организационное построение структурных подразделений предприятия, которое исключит нерентабельную деятельность подразделений; 3) организация бухгалтерского учёта, сориентированная как на внешних пользователей, так и на внутренние потребности; 4) создание резервов сомнительных долгов и резерва под обесценение вложений в ценные бумаги; 5) функционирование системы управления персоналом должно сочетать материальную ответственность должностных лиц и материальное стимулирование лучшей работы; 6) ограничение перечня должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений на осуществление хозяйственных операций или какие-либо виды деятельность, расходование денежных и материальных средств; 7) постоянное совершенствование планирования с участием всего персонала предприятия, рациональная организация производства и эффективного использования материальных и трудовых ресурсов; 8) создание условий исключения утечки информации, составляющей коммерческую, организационную и технологическую тайну; 9) ограничение доступа работников предприятия к информации, имеющей коммерческую тайну, а также к материальным и денежным средствам; 10) обеспечение сохранности денежных и материальных средств путём создания технических условий для их сохранности и обеспечение предприятия складскими и производственными помещениями и оборудованием, организация проходных и контроль за вывозом и ввозом материальных ценностей; 11) кадровая работа с персоналом, особенно с материально ответственными лицами и руководителями; 12) организация работы с конфиденциальными документами и доступа к работе с конфиденциальной информацией, накопленной на предприятии; 13) разработка и обоснование внутрифирменных документов, обеспечивающих результативную деятельность всех подразделений предприятия и экономическую безопасность; 14) организация пропускного режима; 15) проведение служебных расследований по каждому случаю материального ущерба; 16) контроль за заключаемыми договорами на предмет благонадёжности клиентов; 17) организация взаимоотношений с правоохранительными органами в целях разработки необходимой правовой базы, систем охраны и т. д. Одним из самых действенных факторов реализации вышеуказанных мер и снижения внутрихозяйственных рисков является эффективная организация и функционирование системы внутреннего контроля. Именно внутренние аудиторы проверяют бухгалтерскую и оперативную информацию, внутреннюю отчётность, организацию документооборота, соблюдение законов и других нормативных актов, деятельность различных звеньев управления и т. д. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля на предприятии несёт руководство. В соответствии с Федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» в составе обществ организуется ревизионная комиссия или ревизор, который выполняет специфическую функцию управления – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, так называемый внутренний аудит. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» предприятие обязано принять учётную политику, в составе которой утверждается порядок контроля за хозяйственными операциями. Любые лица, занимающие должности в органах управления предприятия, и иные работники обязаны предоставлять внутреннему аудитору документы о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии со стандартом аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудитора» внешний аудитор обязан изучить и оценить систему внутреннего контроля, контрольную среду и отдельные средства контроля в целях гарантии достоверности отражённой в отчётности информации о финансовом положении предприятия. Результаты проведённой оценки риска средств контроля внешний аудитор должен отразить в общем плане аудита, а уточняющие оценки - в рабочей документации по проверке. Вместе с тем организация и осуществление внутрихозяйственного контроля не является гарантией отсутствия на предприятии искажений и ошибок при совершении хозяйственных операций и их документального оформления, а также сохранности собственности. В этой связи необходимо отметить следующие типичные ошибки в организации системы внутреннего контроля: 1) контроль «по случаю»; 2) тотальный контроль; 3) скрытый контроль; 4) контроль любимого участка; 5) контроль-проформа; 6) контроль из-за недоверия; 7) контроль без обратной связи; 8) поверхностный контроль; 9) нестандартный контроль.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |