КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвентаризация как форма финансового контроля
Инвентаризация — проверка соответствия фактического наличия имущества хозяйствующего субъекта данным бухгалтерского учета. Основные цели и задачи инвентаризации: — выявление фактического наличия имущества, в том числе неиспользуемого; — проверка соблюдения порядка хранения имущества; — подтверждение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Проведение инвентаризации — основной и самый надежный, но достаточно трудоемкий и продолжительный по времени способ контроля администрации организации за хозяйственными операциями. Кроме того, это метод финансового контроля, осуществляемый финансовыми органами при проведении контроля за хозяйственной деятельностью организации, который закреплен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Проведение инвентаризаций обязательно: — при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; — при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел при наличии договора о материальной ответственности); — при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порче товарно-материальных ценностей; — в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). Проведение инвентаризации состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов: 1) подготовка инвентаризации; 2) проведение инвентаризации; 3) документальное оформление инвентаризации; 4) принятие мер по результатам инвентаризации. В зависимости от целей, которые ставят администрация организации и органы финансового контроля, инвентаризации могут быть полными и выборочными. Полные инвентаризации - наиболее сложные и требуют дополнительных затрат, связанных с перевесом, встречными проверками и другими мероприятиями, когда инвентаризации подвергаются все имущество и обязательства, отраженные в статьях бухгалтерского баланса Полные инвентаризации проводятся перед составлением годовой отчетности и требуют участия достаточно большого количества специалистов и рабочих. Выборочные инвентаризации используются, когда необходимо проверить только определенный вид имущества или обязательств. Они могут выполняться относительно небольшим количеством участников и бывают связаны, например, с переоценкой отдельного вида имущества или обязательств, и как правило, планируются. Приказом руководителя хозяйствующего субъекта устанавливается планируемое количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них. Руководитель несет всю полноту ответственности за правильную организацию и проведение инвентаризаций, обеспечение инвентаризационных комиссий всеми необходимыми материалами и средствами. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в Книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В документе о составе комиссии (приказе, постановлении, распоряжении) указываются причины проведения инвентаризации. В обязанности главного бухгалтера при этом вменяются инструктаж, консультации и контроль за правильностью соблюдения установленных правил проведения инвентаризации и оформления ее результатов; участие в заседаниях инвентаризационной комиссии по результатам инвентаризаций и правильным отражением в бухгалтерском учете результатов инвентаризаций. В состав инвентаризационной комиссии также можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Инвентаризацию могут также осуществлять налоговые органы при проведении выездной налоговой проверки. Порядок и сроки ее проведения, состав комиссии устанавливаются распоряжением руководителя государственной налоговой инспекции по месту нахождения налогоплательщика либо по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. Инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества осуществляется по местам его нахождения в присутствии материально ответственных лиц. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится в соответствии со специальной Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 4 августа 1992 г. № 67. Кроме того, существует Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации 13 апреля 1992 г. № 326. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием: «До инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и (или) перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. Когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки я описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. По результатам инвентаризации, в процессе проведения которой осуществлялась фактическая проверка и пересчет имущества в натуральных и денежных единицах путем подсчета, взвешивания, обмера, встречной проверкой, выверкой, составляются сличительные ведомости. Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Под излишками имущества следует понимать увеличение количества фактически имеющегося у организации по сравнению с данными бухгалтерского учета, а недостачей — разницу между количеством, которое имеется у организации согласно приходным и расходным первичным бухгалтерским документам, и их фактически установленным наличием. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: • сначала подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке; • затем списывается приказом руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации убыль ценностей в пределах норм (уменьшение веса, объема, количества в результате усушки, испарения, боя и других объективных факторов, предусмотренных технологией производства и реализацией и утвержденных в установленном законодательством порядке). Нормы убыли могут применяться лишь в случаях установлении фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. Когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у коммерческих организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц, которые устанавливаются путем служебного расследования. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях — на уменьшение финансирования (фондов). На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Необходимо указать лиц, которые предположительно, на основании документально подтвержденных фактов, могут быть виновны (виновными в недостачах и хищениях лица признаются только судом) в недостачах, потерях и других недостатках. Инвентаризационная комиссия также вносит предложения по регулированию расхождений фактического имущества с данными бухгалтерского учета. Окончательное решение по результатам инвентаризации, о зачете и решение о привлечении к ответственности виновных принимает руководитель организации в форме приказа. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. Кроме этого, данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в Книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации. Родственными инвентаризации методами проверок являются: 1)перевешивание и перемеривание – проверка фактического наличия ценностей, зафиксированных в приходно-расходных документах и материалах инвентаризации; результаты оформляются актом (производится только исправными весоизмерительными приборами); 2) контрольный замер - способ определения фактического наличия имущества, находящегося в какой-либо таре; результаты оформляются актом; 3) осмотр территории и имущества – проводится работниками милиции, представителями налоговой инспекции, органами торгинспекции, органами санэпидемстанции, инспекторами Госсстандарта, представителями государственной инспекции труда в присутствии (по необходимости) руководителей организации; 4) изъятие образцов для анализа в лабораторных условиях – оформляется протоколом изъятия; 5) анализ качества сырья, материалов и готовой продукции – оформляется соответствующим актом и прилагается к акту ревизии; 6) контрольный запуск (сырья) материалов в производство – оформляется соответствующим актом и прилагается к акту ревизии; 7) контрольная покупка – проводится самим контролёром или покупателем в присутствии двух представителей общественности для установления соблюдения правил торговли; результаты оформляются актом; 8) контрольный обмер – измерение внешних параметров имущества; результаты оформляются актом обмера; 9) получение объяснений – возможно в тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры по их устранению или привлечению должностных (материально ответственных) лиц к ответственности; при отказе дать объяснения ревизор фиксирует их служебной запиской, копию которой прикладывает к акту ревизии.
Тема 3. Содержание контрольно-ревизионного процесса
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |