КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы развития международного транспорта в России
Транспортные пути России включены в общую мировую транспортную систему, и Россия участвует в международных перевозках экспортно-импортных товаров. В то же время транспортная сеть России коренным образом отличается от мировой транспортной сети по многим параметрам. Распад СССР ухудшил транспортные условия развития страны. Огромная территория России с узкой полосой расселения в Сибири и на Дальнем Востоке и обширными, но слабо освоенными пространствами северных территорий обусловили преобладание железных дорог в транспортной сети и грузообороте транспорта России, а также исключительную роль магистральных трубопроводов. Россия стала гораздо более континентальным (удаленным от морей) государством, чем был Советский Союз, прежде всего это относится к выходам к Черному и Балтийскому морям. Единая сеть железных дорог, а также магистральных трубопроводов в очень большой степени обеспечивает условия не только для существования общего экономического пространства, но и для политического единства России. Железные дороги и магистральные трубопроводы остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционированы и приватизированы. Исключительное значение в этих условиях приобретают тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимальных сочетаний государственного управления и рыночного регулирования железных дорог и магистральных трубопроводов. Их всех видов транспорта, задействованных в международных перевозках и экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном положении оказался морской флот России, хотя на него в 2003 г. приходилось около 60% внешнеторгового грузооборота страны. Его материально-экономическую базу составляют транспортные и обеспечивающие виды флота, морские порты и перегрузочные комплексы, транспортные коридоры, а также системы обеспечения безопасности мореплавания. СССР занимал 4—5-е место в мире по тоннажу (6%). Россия же в 2006 г., поданным ЮНКАД, находится на 13-м месте в мире (1,8% мирового тоннажа), опережая Италию, Индию, Турцию, Швецию. Распад Советского Союза повлек за собой раздел флота и оттеснение России от созданной в 70—80-е гг. в расчете на экспортные поставки новой инфраструктуры портов на Черном (Ильичевск, Южный) и Балтийском (Вентспилс, Клайпеда, Новоталлинский порт) морях. 80% танкеров отошли к Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов — Украине и Литве, причем новые владельцы не могут их эффективно использовать. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. На российской Балтике отсутствовали перегрузочные комплексы для нефти и нефтепродуктов (они перевозились через порты Вентспилс и Клайпеду). По данным ЮНКТАД, на начало 2006 г. российским судоходным компаниям принадлежали 2157 морских судов тоннажем 16,7 млн т дедвейт (для сравнения: общее количество судов торгового флота СССР насчитывало более 1800 единиц с дедвейтом 22,5 млн т). Из них 487 судов (59,3% по тоннажу) зарегистрированы за рубежом и эксплуатируются под «удобными» флагами (в 1992 г. — 18,4%). Флот под иностранными флагами, контролируемый российскими судоходными компаниями, в 1993—2006 гг. увеличился более чем в 3 раза. В этот период произошло старение и сокращение флота, а более 90% новых судов, построенных для российских судовладельцев, регистрировались за рубежом под иностранные флаги, поскольку были построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков и до оплаты считаются их собственностью. Для обеспечения возвратности средств иностранные кредиторы добиваются регистрации новых судов в странах «удобного» флага, и российские судовладельцы вынуждены соглашаться с этими требованиями. Судоходные компании со стопроцентным государственным участием (например, Совкомфлот) находятся в том же положении, что и коммерческий частный флот. К началу XXI в. основными судоходными державами мира были созданы международные реестры, что повысило конкурентоспособность их судовладельцев за счет предоставления им специальных экономических и фискальных условий, сложившихся на мировом рынке фрахта. Поэтому с целью повышения конкурентоспособности российских судовладельцев и создания предпосылок для возрождения российского торгового флота без привлечения бюджетных средств (т.е. судостроения, ремонта судов и связанных с ними отраслей) в декабре 2005 г. был принят Федеральный закон «О Российском международном реестре судов» и ряд других, связанных с ним изменений в законодательство Российской Федерации. В соответствии с Законом в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания других связанных с осуществлением этих перевозок услуг. При этом к использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относятся также сдача судов в аренду для оказания таких услуг. Введение в России такого международного реестра позволяет создать новые благоприятные условия для строительства торгового флота на российских судостроительных верфях, а тем самым и для создания новых рабочих мест, повысить мобилизационную готовность и безопасность судоходства. Российский международный реестр судов обеспечивает привлекательность экономических условий для деятельности российских и иностранных судовладельцев под российским флагом, упрощенный порядок регистрации, прозрачность деятельности судоходных компаний, возможность использования современной залоговой схемы для привлечения инвестиций российских и зарубежных банков. После принятия постановления Правительства РФ «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов» возникли предпосылки привлечения средств для строительства судов на иностранных верфях с их последующей передачей в эксплуатацию российским судоходным компаниям под российским флагом. В 2000—2005 гг. в России начался процесс ускоренного развития портовой инфраструктуры. В 2002 г. объем переработки грузов через российские морские порты составил более 260 млн т, в 2005 г. — 406,9, в 2006 г. — 421, а к 2010 г. он должен увеличиться до 520 млн т. Но для этого необходимо, чтобы все российские грузы перерабатывались через порты РФ, а не через порты сопредельных государств, а также обеспечить максимальное привлечение дополнительных грузопотоков за счет транзита по транспортному коридору «Север—Юг», по Транссибирской магистрали, по Северному морскому пути. Грузооборот российского морского транспорта (под российским флагом) в международном сообщении с 1992 по 2005 г. снизился более чем в 3,3 раза. В то же время грузооборот автомобильного транспорта в международном сообщении в 90-е гг. остался примерно на том же уровне, а внутренний водный транспорт эту часть грузооборота наращивает, используя свои транзитные преимущества. Иностранные суда на внутренние пути России не допускаются. С целью преодоления негативных явлений в развитии транспортной системы страны разработана и утверждена Правительством РФ Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (срок выполнения до 2010 г.). От ее выполнения во многом зависит укрепление позиций РФ как активного участника мирохозяйственных связей начала XXI в. Развитие транспортного комплекса России в его взаимодействии с внешнеэкономическим комплексом страны предполагает следующие направления: 1) рост конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом транспортном рынке, в первую очередь на рынке внешнеторговых перевозок российских экспортно-импортных операций; 2) использование преимуществ географического и геополитического положения России между крупнейшими участниками мирового рынка для организации международных транзитных транспортных коридоров (МТК) «Восток-Запад», «Север-Юг»; 3) создание прямых транспортных путей для выхода российского сырья на мировой рынок, минуя порты стран Балтии, а частично и территорию Украины, с целью уменьшить расходы на транзит и избежать других осложнений экономического и неэкономического характера. Здесь существенное значение приобретает дальнейшее укрепление связей в рамках Союзного государства России и Белоруссии. В России пока не применяются в полной мере многие общепринятые в мировой практике протекционистские методы в отношении национальных перевозчиков, действующие в условиях либерализации внешней торговли. Среди них заключение межправительственных соглашений о резервировании грузов за тоннажем договаривающихся сторон, законодательное предпочтение или даже обеспечение монопольного права на перевозки национальных грузов отечественными перевозчиками, повышение налогов на товары, перевозимые иностранными судами, и др. В равных условиях российский перевозчик проигрывает иностранному конкуренту в результате более высоких налогов и более длительных административных и таможенных процедур. Необходимо снижение ввозных пошлин (частично уже осуществляемое) на транспортные средства и технологическое оборудование, удовлетворяющее международным требованиям, но в России в настоящее время не выпускаемое. Модификация и развитие законодательства в сфере транспорта, более эффективная деятельность менеджмента транспортных компаний и согласование интересов представителей различных видов транспорта в международных перевозках также будут способствовать конкурентоспособности российских перевозчиков. Возможности эффективного использования транзитного положения России связаны прежде всего с Транссибирской магистралью (Транссиб), которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи и Японии, а через Европейскую территорию России и Белоруссию — в страны Западной Европы. Транзит по железным дорогам России из стран Дальнего Востока в Европу сократит время и стоимость доставки грузов по сравнению с морским путем вокруг Азии. Этот путь представляет собой один из «трансконтинентальных мостов» по перевозке грузов контейнерами от отправителя к получателю без промежуточных складских операций. Помимо платы за транзит восточные регионы России выиграют от более полной загрузки и реконструкции Транссиба, которая уже частично начинается, а также более полной загрузки связанных с этим промышленных предприятий. По Транссибу уже в настоящее время можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год. Проект транспортного коридора «Север-Юг» разрабатывается в России в сотрудничестве с Индией, Ираном, Оманом и, возможно, другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В коридоре «Север-Юг» должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской (в том числе по Каспийскому морю) и речной транспорт, здесь пойдут не только транзитные грузы, но и экспортно-импортные перевозки между Россией и Индией, Россией и Ираном. Значительная часть коридора обеспечивается существующей российской инфраструктурой, но проект в целом потребует создания новых портов на Каспии, новой паромной переправы, новых типов судов — контейнеровозов и т.д. К числу осуществляемых транзитных проектов относятся также новые нефтепроводы из Азербайджана и Казахстана в порт Новороссийск. Начинаются регулярные полеты по кроссполярным маршрутам, соединяющим США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, над сухопутной частью России и Северным Ледовитым океаном. В усилении самостоятельных выходов российского экспорта сырья важная роль отводится реконструкции портов Санкт-Петербурга и Калининграда, а также созданию 4 новых портов в Финском заливе (Приморск, Усть-Луга, Ломоносов, бухта Батарейная). Вариант экспорта нефти Тимано-Печерской провинции получил название «Балтийские трубопроводные системы» (БТС). Проект, осуществление которого началось в 1997 г., предусматривает создание системы трубопроводов длиной 2400-2700 км, нефтяных терминалов в Приморске и попутное снабжение нефтеперерабатывающих заводов в Киришах, Ярославле и Ухте. Проект после своего осуществления позволит сократить расходы на транспортировку нефти в Европу, в том числе и в результате экономии платы за транзит через порты стран Балтии. С 2005 г. осуществляется строительство Северо-Европейского газопровода стоимостью примерно 5 млрд евро, по которому предположительно к 2010 г. будет поступать из России в Западную Европу по дну Балтийского моря до 55 млрд куб. м природного газа, т.е. около 1/3 текущего годового экспорта «Газпрома». Начал функционирование газопровод «Голубой поток» из России в Турцию. Существуют и другие очень крупные проекты прокладки магистральных газопроводов: «Ямал — Европа» через территорию Белоруссии, Алтайского газопровода из Сибири в Китай.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Покажите различия в понятиях «международный туризм» и «международная миграция». 2. Покажите, как распределяются потоки международных туристов по странам и регионам мира. 3. Опишите, как регулируется международный туризм в Российской Федерации. 4. Какие страны лидируют в выездном и въездном туризме в России? 5. Какие транспортные операции рассматриваются в качестве международных? 6. Что относится к международным транспортным услугам помимо непосредственно перевозочной деятельности? 7. Охарактеризуйте основных участников международного транспортного процесса и складывающиеся между ними отношения. 8. Охарактеризуйте деятельность основных международных организаций в сфере транспорта. 9. Раскройте проблему так называемого «удобного» флага в международном морском транспорте и связанные с ней противоречия. 10.Охарактеризуйте основные проблемы развития международного транспорта в России.
ГЛАВА 15 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ
Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития. Международная торговля технологиями — это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную практическую ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых видов коммерческих услуг и т.д.). Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет. Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разработок, компьютерных программ. К овеществленной форме относятся промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии. Субъектами международного рынка технологий могут выступать государства, высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, различные фирмы и фонды, а также физические лица — изобретатели и ученые. Иными словами, собствен-никами созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые финансируют их деятельность. Хотя и в современных условиях действуют изобретатели-одиночки, однако значительные затраты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом и обладающих конкурентоспособностью на современном международном рынке. В связи с этим проявляются тенденции монополизации или олигополизации новых технологий на определенный период. Эти технологии передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и в гораздо меньшей степени самостоятельным фирмам. Однако это не означает, что создание новых технологий и их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Именно в создании новых технологий и объектов интеллектуальной собственности и их производственном освоении весьма существенная роль принадлежит малым и средним фирмам, которые нередко называются венчурными или рисковыми. Их преимущество — в узкой специализации, производстве однородной продукции и конкурентоспособности именно на узкоспециализированных рынках. Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной (промышленной) собственности основывается на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения (когда на данное техническое решение может быть получен патент), определяющая сроки действия охранных документов и т.д. К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Европейская региональная патентная система была создана на базе Европейской патентной конвенции, подписанной в 1973 г. Первый патент Европейским патентным ведомством, входящим в Европейскую патентную организацию, был выдан в 1980 г., а к 1990 г. уже был оформлен 200-тысячный европейский патент и опубликовано 500 тыс. патентных заявок. Фактом остается то, что основная часть объектов промышленной собственности защищается в двух странах — США и Японии. Однако между ними существуют весьма существенные разногласия в данной области по целому ряду принципиальных вопросов. Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит из принципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США действует иной принцип — патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто может доказать, что данное изобретение сделано им. Данное принципиальное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 г. Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвенции — создание условий для обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию, т.е. облегчение патентования изобретений иностранцами. В системе ООН действует специализированное учреждение — Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС (World Intellectual Property Organisation, WIPO), которая опирается на многочисленные конвенции, договоры и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. (Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.). Россия участвует в работе этой организации. В своей деятельности ВОИС преследует такие цели, как содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире посредством развития сотрудничества различных государств и взаимодействию в данной области с любой другой международной организацией, обеспечение административного сотрудничества различных союзов по охране интеллектуальной собственности. ВОИС занимается разработкой новых международных соглашений и проектов по гармонизации национальных законодательств различных государств, обеспечением международной регистрации объектов интеллектуальной собственности, сбором и распространением технической, научной и другой информации, выпуском различных обзоров, справочников, руководств и глоссариев. Кроме того, ВОИС предусматривается оказание содействия развивающимся странам в области охраны интеллектуальной собственности. Применительно к промышленной собственности, рациональное решение вопросов которой также имеет существенное значение для развивающихся стран, ВОИС была утверждена постоянная программа по сотрудничеству в целях развития в области охраны промышленной собственности. Реализация этой программы ВОИС предполагает: • подготовку квалифицированных кадров для развивающихся стран; • подготовку типовых законов по изобретениям, промышленным образцам, товарным знакам и другим объектам промышленной собственности, специально предназначенным для развивающихся стран; • создание и совершенствование деятельности соответствующих компетентных учреждений в области охраны промышленной собственности; • содействие в развитии национальной изобретательской деятельности; • облегчение получения развивающимися странами на льготных условиях иностранной технологии, в основе которой лежат новые технические достижения; • создание фондов описаний к иностранным патентам, содержащих информацию о новейших достижениях, и ее использование гражданами из развивающихся стран. Международная торговля технологиями входит в сферу деятельности ВТО (в рамках которой действует Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, ТРИПС — The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS). Содержание Соглашения ТРИПС перекликается с другими конвенциями, предметом которых являются авторские права, интеллектуальная и промышленная собственность (Парижская конвенция по защите промышленной собственности, Бернская конвенция по защите литературных и художественных произведений, Договор в отношении интеллектуальной собственности по интегральным схемам и др.). Поэтому в Соглашении проведено разграничение между вопросами, регулируемыми другими конвенциями, и Соглашением ТРИПС, подтверждена действенность норм других соглашений, участниками которых страны — члены ВТО должны стать, и одновременно формулируется ряд новых концептуальных и правовых подходов к данной группе вопросов. Следует подчеркнуть, что Соглашение ТРИПС регламентирует те аспекты прав интеллектуальной собственности, которые связаны с международной торговлей. Соглашение ТРИПС состоит из семи частей. В первой из них формулируются общие положения и основные принципы. Эта часть устанавливает применимость базисных норм ГАТТ—1994 к вопросам, входящим в круг ведения Соглашения ТРИПС, провозглашает обязательство участников Соглашения предоставлять в области прав интеллектуальной собственности национальный режим гражданам других стран — участниц Соглашения ТРИПС, а также режим наибольшего благоприятствования. Эти положения Соглашения ТРИПС создают новую, в значительной степени общую международную правовую обстановку в области прав интеллектуальной собственности и требуют соответствующей перестройки национальных правовых механизмов. Во второй части Соглашения ТРИПС рассматриваются отдельные категории прав интеллектуальной собственности. Применительно к каждой категории Соглашение базируется на основных действующих международных конвенциях в данной области и вводит ряд наиболее высоких дополнительных стандартов защиты прав интеллектуальной собственности. В соответствии с Соглашением ТРИПС страны-участницы должны принять на себя обязательства в отношении: • авторских и смежных прав (copyright and related rights); • товарных знаков (trademarks); • использования географических указаний (geographical indications); • промышленного дизайна (industrial design); • патентов (patents); • топологии интегральных микросхем (layout designs of integrated circuits); • нераскрываемой информации (protection of undisclosed information). Соглашение ТРИПС содержит уточненные определения таких понятий, как «товарный знак», «патент», «географическое указание», определение терминов «товары с поддельными знаками», «незаконно копированные товары» и др. Третья часть Соглашения ТРИПС посвящена методам и формам правовой защиты прав интеллектуальной собственности. В соответствии с Соглашением страны-участницы обязуются создать национальные механизмы по охране прав интеллектуальной собственности. Эти страны должны предусмотреть в своем национальном законодательстве нормы, положения и механизмы, обеспечивающие защиту и восстановление прав национальных и иностранных собственников. Соглашение ТРИПС предоставляет право таможенным властям стран-участниц по обоснованной жалобе владельца интеллектуальной собственности о подделке его товара или товарного знака приостановить выпуск товара таможней в свободное обращение на территории импортирующей страны. В Соглашении предусмотрена такая действенная норма, как право изъятия и уничтожения контрафактных товаров при пересечении ими таможенной границы. Каждая страна — участница Соглашения ТРИПС должна создать соответствующий процедурный механизм для подобной операции. (Международной таможенной организацией разработан типовой закон, на основе которого должны быть созданы национальные законы, регулирующие действие таможенных служб по охране интеллектуальной собственности.) Проблема производства и реализации контрафактной продукции остается одной из острых проблем современной международной торговли. По данным доклада Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI) «Отчет о коммерческом пиратстве» по итогам 2003 г., объем продаж «пиратских» музыкальных дисков в мире достиг рекордной отметки 1,1 млрд копий (в 2002 г. — около 970 млн копий), что принесло «пиратам» 4,5 млрд долл. Доля пиратских дисков в общем объеме их продаж составила в 2003 г. 35%. Десяти странам было рекомендовано в срочном порядке принять меры по борьбе с музыкальным пиратством — Бразилии, Китаю, Мексике, Пакистану, Парагваю, России, Испании, Тайваню, Таиланду и Украине. Россия, чей пиратский рынок IFPI оценивает в 300 млн долл., занимает 2-е место после Китая (600 млн долл.). Следует учитывать, что IFPI оценивает не фактические, а теоретически возможные объемы производства контрафактной продукции, исходя из мощности расположенных в стране заводов по производству компакт-дисков. IFPI также считает, что Россия является одним из крупнейших экспортеров пиратских дисков. По оценкам этой организации, в 2003 г. российские пиратские компании распространили около 1 тыс. различных музыкальных альбомов в 30 странах. Доля пиратской продукции на внутреннем российском рынке, хотя и снижается, в 2 раза превышает мировую — 70—71% проданных в 2003 г. музыкальных компакт-дисков были пиратскими (в 2002 г. — около 75%). В четвертой части Соглашения зафиксированы положения о приобретении и поддержании прав интеллектуальной собственности и связанных с ними процедурных моментах. Пятая часть Соглашения ТРИПС посвящена процедурам урегулирования споров. Здесь содержатся обязательства стран — участниц Соглашения публиковать все законы, распоряжения, а также судебные решения по вопросам, входящим в ведение Соглашения, регулярно информировать Совет по ТРИПС по всем названным выше вопросам. Всеми вопросами практической реализации Соглашения и мониторингом за его действием занимается Совет по ТРИПС. Решение спорных вопросов поручается общему органу ВТО по данным проблемам. Страны — участницы Соглашения ТРИПС обязаны информировать Совет о всех законах, распоряжениях и административных процедурах, входящих в компетенцию Соглашения. Шестая и седьмая части Соглашения ТРИПС содержат переходные и процедурные положения. Начиная с 1996 г. Совет по ТРИПС рассматривает национальное законодательство в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, входящих в компетенцию Соглашения. Совет по ТРИПС контролирует вопросы правоприменения обязательств Соглашения его участниками, а также осуществляет контроль процесса нотификации странами-участницами и организацию ими информационных центров. В целом Соглашение ТРИПС создает более жесткие нормы охраны прав интеллектуальной собственности как одной из составляющих современной международной торговли. Это требует от стран — участниц Соглашения значительных расходов на его реализацию и создание дорогостоящего контрольного аппарата. Реализуя требования Соглашения ТРИПС, все страны-участницы должны существенно расширить свою судебную и административную базу, улучшить систему регистрации торговых знаков и марок и создать компьютеризованные информационные системы, механизмы контроля, подготовить соответствующие высококвалифицированные кадры для практической реализации Соглашения. Достоинствами Соглашения ТРИПС является формирование новых стимулов для инвестиций в наукоемкие отрасли современного производства и развитие международной торговли наукоемкими товарами, в которых содержится интеллектуальная собственность. В середине 2007 г. Россия еще решала вопросы присоединения к ВТО, а тем самым и присоединения к Соглашению ТРИПС. Российское законодательство в области охраны интеллектуальной собственности в целом соответствует его требованиям и нуждается в незначительной адаптации к его правилам и нормам. Наиболее существенные изменения должны быть внесены в законодательство об авторских и смежных правах. В Патентном законе РФ следует уточнить нормы, определяющие объекты, которые не могут относиться к изобретениям, и так называемые патентоспособные объекты. Требует своего уточнения и развития законодательство о товарных знаках и правовая регламентация коммерческой тайны (ноу-хау). К научно-технической сфере относятся и некоторые другие соглашения ВТО помимо ТРИМС, в частности Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ). При этом в качестве технических барьеров рассматривается значительная группа мер технической политики: стандарты, системы измерения соответствия качества, нормы безопасности, правила упаковки и маркировки товаров. В соответствии с Соглашением ТБТ вся совокупность технических барьеров рассматривается как возможные методы ограничения торговли. Так, к импортируемым товарам должны применяться те же стандарты, административные нормы и требования, что и к товарам национального производства (речь, таким образом, идет о национальном режиме). Соглашение ТБТ требует от стран-участниц использовать международные технические и экономические стандарты как основу для формирования национальных стандартов. Российская Федерация является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов. Сотрудничая со своими партнерами в рамках данных Соглашения и Договора, Россия решает и вопросы совершенствования своего законодательства в данной области. Российское законодательство в указанной сфере включает Патентный закон 1992 г., законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах» и ряд других. Основным условием присоединения России к ВТО является приведение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО, т.е. в данном случае — в соответствие с ТРИПС. Страны — члены ВТО в соответствии с данным соглашением принимают обязательства в отношении авторских и смежных прав, товарных знаков, использования географических названий, промышленного дизайна, патентов, топологии интегральных схем, защиты конфиденциальной информации. На переговорах о вступлении России в ВТО основные трудности связаны с тем, что часть основных стандартов Соглашения ТРИПС отражает международные нормы, а другая — выходит за их рамки (например, ограничения обязательного лицензирования патентов и защита известных торговых марок). С целью соответствия этим требованиям необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство РФ по интеллектуальной собственности. В России еще значителен удельный вес контрафактной и фальсифицированной продукции. Распространение контрафактной и фальсифицированной продукции наносит существенный экономический ущерб России и другим странам СНГ. Низкая себестоимость поддельных товаров позволяет их производителям и поставщикам получать высокие прибыли, не облагаемые налогами, в связи с чем растут недопоступления налоговых платежей в государственный бюджет страны. Таким образом, в данной сфере существует довольно значительный теневой сектор. В результате дискредитируются российские и зарубежные предприниматели, потребители несут потери, а в некоторых случаях (например, при реализации фальсифицированных лекарств и парфюмерии) наносится и ущерб их здоровью. Сохранение теневого сектора в данной сфере наносит значительный ущерб экономике России, ограничивает приток в страну иностранных инвестиций, становится одним из основных препятствий для присоединения РФ к ВТО. Вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью получили свое отражение в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В указанном Законе отмечается, что в стране в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в других предусмотренных данным законом случаях. При этом выделяются меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса РФ. Такие меры вводятся в случае, если необходимо: • остановить серьезное сокращение валютных резервов РФ или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов РФ; • достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов РФ (если валютные резервы очень малы). В данном Законе также отмечается, что внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения МВФ и законодательством РФ. В Законе зафиксировано также положение об ответных мерах ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, которые может вводить Правительство РФ в случае, если иностранное государство: 1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; 2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы РФ, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискредитируют российских лиц; 3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; 4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических или юридических лиц этого государства на территории РФ. Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ на основании доклада уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которого Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности (в настоящее время — Министерство экономического развития и торговли РФ). В этом докладе обобщается и представляется информация, связанная с нарушением иностранным государством прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц. Однако в целом государственное регулирование технологического обмена и других сфер внешней торговли интеллектуальной собственностью в России еще находится на начальном этапе, что не способствует в полной мере защите национальных интересов и привлечению иностранных инвестиций. В обмене технологиями можно выделить следующие главные виды. 1. Знания и опыт в форме изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, полезных моделей. Изобретения, их авторство и монопольное право на использование закрепляется государственным свидетельством — патентом. Патент действует только на территории страны, где он выдан, поэтому широко распространено заграничное патентование. Если патентовладелец сам не использует патент, он может продать его или разрешить его использование на основе лицензионного соглашения. Предоставление лицензии заграничному контрагенту называется международным лицензированием. Существуют три основных вида лицензионных соглашений. При продаже простой лицензии патентовладелец — лицензиар оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять его третьим лицам. При заключении договора исключительной лицензии лицензиар предоставляет покупателю исключительные права на объект лицензии, но оставляет за собой право использовать этот объект в собственном производстве. При договоре полной лицензии лицензиар не имеет права использовать объект лицензии на период действия договора. Международная торговля лицензиями — основная форма обмена технологиями. Лицензионные платежи (плата за лицензии) подразделяются на периодические — роялти и единовременные — паушальные. Роялти — это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения. Паушальные платежи — твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции. 2. Знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, объединенные под общим названием «ноу-хау». Они защищены не специальными охранными документами, а конфиденциальностью и передаются в виде документации либо непосредственного практического, производственного опыта. 3. К международному обмену технологиями примыкают международный инжиниринг и разнообразные деловые услуги. Международный инжиниринг — это предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг. Господствующее место в международном обмене технологиями занимают промышленно развитые страны — США, Западная Европа, Япония, повышается роль новых индустриальных стран, Китая и Индии. Вклад НТП в развитие мировой экономики становится решающим. С другой стороны, НТП зависит от расходов на НИОКР, подготовки научных и инженерных кадров и политики государства в инновационной сфере. Так, в 2000 г. доля расходов на НИОКР составляла в США, Японии и Германии 2,7-2,9% ВВП, во Франции и Великобритании 2,3-2,4% ВВП. Новые индустриальные страны приближаются к европейским показателям, а Республика Корея — к показателю США. Главные расходы по финансированию НИОКР приходятся на предпринимательские структуры (67% по странам ОЭСР), но доля государственного бюджета тоже велика (в США 33% НИОКР в 2000 г.). В России в 90-е гг. научно-технические исследования оказались в очень тяжелом положении. По официальным данным персонал, занятый исследованиями и разработками, уменьшился вдвое. Бюджетные ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» (без учета НИОКР в области космической деятельности) сократились с 0,5% ВВП в 1992 г. до 0,24% в 2000 г. В целом внутренние затраты на исследования и разработки (в постоянных ценах 1989 г.) в 2000 г. остались практически на уровне 1992 г., а удельный вес этих расходов в ВВП составил 1,06%. Согласно официальной статистике разработку и освоение инноваций в России осуществляют только 10% предприятий. При этом опережающие показатели инновационной активности демонстрирует ограниченное число отраслей: нефтехимия, производство кокса и ядерных материалов (доля стоимости инновационной продукции составляет 33%, химия — 26,4% и производство электрооборудования — 24,4%). В других отраслях инновационная активность существенно ниже. Для сравнения: в США средний показатель инновационной активности составляет около 30%. В целом же доля России в мировых инновациях составляет всего 0,3—0,5%, в то время как аналогичная доля у США 36%, Японии — 30, Германии — 17%, и даже у Китая этот показатель составляет уже 6%. С 2000 г. положение в области НИОКР постепенно стало меняться к лучшему, увеличиваются бюджетные ассигнования и в большей степени средства организаций предпринимательского сектора и других источников, составляющих свыше 40% финансирования, включая иностранные инвестиции. В 2002 г. были приняты документы, определяющие государственную научно-техническую политику на ближайшие 10 лет: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники на период до 2010 года» и «Перечень критических технологий на период до 2010 года». В них планируется довести финансирование научных исследований и технологических разработок до 4% от общего объема расходов федерального бюджета, что в 5 раз выше объемов финансирования 2002 г. В Федеральном бюджете России на 2007 г. финансирование фундаментальных исследований и прикладных исследований в области национальной экономики установлено на уровне 2% расходов бюджета (без учета ВПК). На мировом рынке высоких технологий Россия сохраняет свою конкурентоспособность по целому ряду направлений. Прежде всего это относится к производству и услугам в ракетно-космической промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промышленного комплекса, включая участие в международных космических программах и экспорте вооружений. В РФ имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, кроме вышеназванных, в таких отраслях, как оптоэлектро-ника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов. Российская торговля технологиями с зарубежными странами в целом остается очень скромной, хотя имеет определенную тенденцию к росту. Так, в 2005 г. количество соглашений по экспорту технологий составило 1682 на общую сумму 35,9 млрд руб., а по импорту - 1426 на сумму 65,5 млрд руб. Для сравнения: в конце 1990-х гг. импорт технологий превышал экспорт в 7 раз. Роялти и лицензионные платежи в экспорте услуг в 2005 г. составили 260 млн долл. (рост в 2,7 раза по сравнению с концом 1990-х гг.). Тем не менее в России сохраняется еще низкий внутренний спрос на инновации и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производственного применения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое международная торговля технологиями и почему она стала самым быстрорастущим сектором международного рынка услуг? 2. Охарактеризуйте содержание и значение интеллектуальной собственности в мировой экономике. 3. Что такое международное лицензирование, какие виды лицензий применяются? 4. Покажите различия между простой, исключительной и полной лицензиями. 5. Что такое ноу-хау, чем оно отличается от патента? 6. Что представляют собой международные инжиниринговые услуги? 7. Какие причины определяют лидерство развитых стран и ТНК на международном рынке технологий? 8. По каким направлениям Россия сохраняет научно-технический потенциал и конкурентоспособность на международном рынке технологий?
РАЗДЕЛ V МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
В предыдущих главах учебника мы рассмотрели международную торговлю товарами и услугами как одну из важнейших составляющих современного мирового рынка. Не менее существенную роль играет международное движение факторов производства — капитала и рабочей силы. Анализу связанных с этим проблем посвящен настоящий раздел учебника.
ГЛАВА 16 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Одним из факторов глобализации экономики на рубеже XX—XXI вв. стал рост межстранового движения капитала. В данном случае речь идет о движении одного из важнейших факторов производства, который уходит из обращения внутри собственной («своей») национальной экономики и перемещается в другие страны. Таким образом, вывоз капитала можно определить как процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в соответствующих формах в экономику зарубежных стран. Можно сказать, что вывоз капитала, его активная международная миграция (перелив) стали одной из наиболее характерных черт современной мировой экономики. Уже в начале XX в. вывоз капитала начал по своей динамике опережать вывоз товаров, и, по существу, все XX столетие прошло под знаком этого опережения со стороны экспорта капитала. Существенно при этом, что за рубеж переносится в данном случае не акт реализации уже заключенной в экспортируемых товарах или услугах прибыли, а сам процесс ее создания. В конечном итоге целью вывоза капитала является извлечение предпринимательской прибыли или получение ссудного процента (к которым в современных условиях глобализации экономики можно добавить и завоевание новых сегментов мирового рынка и закрепление на них, т.е. собственно цель экспансии капитала). Международная статистика свидетельствует о том, что значение иностранного капитала для национальной экономики к началу XXI в. по сравнению с серединой XX в. существенно возросло. Тенденции, наблюдаемые в современном мировом хозяйстве, позволяют сделать вывод, что воздействие иностранных инвестиций на экономическое развитие будет нарастать и в первые десятилетия XXI в. России, столкнувшейся с нехваткой внутренних инвестиционных ресурсов и значительным оттоком за рубеж отечественного капитала, предстоит найти пути и способы более эффективного использования национального и иностранного капитала. 16.1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |