Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы развития международного транспорта в России




Транспортные пути России включены в общую мировую транс­портную систему, и Россия участвует в международных перевозках экспортно-импортных товаров. В то же время транспортная сеть России коренным образом отличается от мировой транспортной сети по многим параметрам. Распад СССР ухудшил транспортные условия развития страны. Огромная территория России с узкой полосой расселения в Сибири и на Дальнем Востоке и обширны­ми, но слабо освоенными пространствами северных территорий обусловили преобладание железных дорог в транспортной сети и грузообороте транспорта России, а также исключительную роль магистральных трубопроводов. Россия стала гораздо более конти­нентальным (удаленным от морей) государством, чем был Совет­ский Союз, прежде всего это относится к выходам к Черному и Балтийскому морям.

Единая сеть железных дорог, а также магистральных трубопро­водов в очень большой степени обеспечивает условия не только для существования общего экономического пространства, но и для политического единства России. Железные дороги и магистраль­ные трубопроводы остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транс­порт акционированы и приватизированы. Исключительное значе­ние в этих условиях приобретают тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимальных сочетаний государственного управления и рыночного регулирования железных дорог и магис­тральных трубопроводов.

Их всех видов транспорта, задействованных в международных перевозках и экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном положении оказался морской флот России, хотя на него в 2003 г. приходилось около 60% внешнеторгового грузооборота страны. Его материально-экономическую базу составляют транспортные и обеспечивающие виды флота, морские порты и перегрузочные комплексы, транспортные коридоры, а также системы обеспечения безопасности мореплавания. СССР занимал 4—5-е место в мире по тоннажу (6%). Россия же в 2006 г., поданным ЮНКАД, находится на 13-м месте в мире (1,8% мирового тоннажа), опережая Италию, Индию, Турцию, Швецию.

Распад Советского Союза повлек за собой раздел флота и оттес­нение России от созданной в 70—80-е гг. в расчете на экспортные поставки новой инфраструктуры портов на Черном (Ильичевск, Южный) и Балтийском (Вентспилс, Клайпеда, Новоталлинский порт) морях. 80% танкеров отошли к Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов — Украине и Литве, причем новые владельцы не могут их эффективно использовать. За пределами России оказа­лись специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. На российской Балтике отсутство­вали перегрузочные комплексы для нефти и нефтепродуктов (они перевозились через порты Вентспилс и Клайпеду).

По данным ЮНКТАД, на начало 2006 г. российским судоход­ным компаниям принадлежали 2157 морских судов тоннажем 16,7 млн т дедвейт (для сравнения: общее количество судов торго­вого флота СССР насчитывало более 1800 единиц с дедвейтом 22,5 млн т). Из них 487 судов (59,3% по тоннажу) зарегистриро­ваны за рубежом и эксплуатируются под «удобными» флагами (в 1992 г. — 18,4%). Флот под иностранными флагами, контроли­руемый российскими судоходными компаниями, в 1993—2006 гг. увеличился более чем в 3 раза.

В этот период произошло старение и сокращение флота, а бо­лее 90% новых судов, построенных для российских судовладель­цев, регистрировались за рубежом под иностранные флаги, по­скольку были построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков и до оплаты считаются их собственностью. Для обеспечения возвратности средств иностранные кредиторы добиваются регистрации новых судов в странах «удобного» флага, и российские судовладельцы вынуждены соглашаться с этими тре­бованиями. Судоходные компании со стопроцентным государст­венным участием (например, Совкомфлот) находятся в том же положении, что и коммерческий частный флот.

К началу XXI в. основными судоходными державами мира были созданы международные реестры, что повысило конкурен­тоспособность их судовладельцев за счет предоставления им спе­циальных экономических и фискальных условий, сложившихся на мировом рынке фрахта. Поэтому с целью повышения конку­рентоспособности российских судовладельцев и создания пред­посылок для возрождения российского торгового флота без при­влечения бюджетных средств (т.е. судостроения, ремонта судов и связанных с ними отраслей) в декабре 2005 г. был принят Феде­ральный закон «О Российском международном реестре судов» и ряд других, связанных с ним изменений в законодательство Рос­сийской Федерации. В соответствии с Законом в Российском меж­дународном реестре судов регистрируются суда, которые исполь­зуются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания других связанных с осуществлением этих перевозок услуг. При этом к использованию судов для меж­дународных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относятся также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Введение в России такого международного реестра позволяет создать новые благоприятные условия для строительства торгово­го флота на российских судостроительных верфях, а тем самым и для создания новых рабочих мест, повысить мобилизационную готовность и безопасность судоходства. Российский международ­ный реестр судов обеспечивает привлекательность экономических условий для деятельности российских и иностранных судовладель­цев под российским флагом, упрощенный порядок регистрации, прозрачность деятельности судоходных компаний, возможность использования современной залоговой схемы для привлечения инвестиций российских и зарубежных банков.

После принятия постановления Правительства РФ «Об осво­бождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Фе­дерации морских судов» возникли предпосылки привлечения средств для строительства судов на иностранных верфях с их по­следующей передачей в эксплуатацию российским судоходным компаниям под российским флагом.

В 2000—2005 гг. в России начался процесс ускоренного развития портовой инфраструктуры. В 2002 г. объем переработки грузов че­рез российские морские порты составил более 260 млн т, в 2005 г. — 406,9, в 2006 г. — 421, а к 2010 г. он должен увеличиться до 520 млн т. Но для этого необходимо, чтобы все российские грузы перерабатывались через порты РФ, а не через порты сопредельных государств, а также обеспечить максимальное привлечение допол­нительных грузопотоков за счет транзита по транспортному кори­дору «Север—Юг», по Транссибирской магистрали, по Северному морскому пути.

Грузооборот российского морского транспорта (под российским флагом) в международном сообщении с 1992 по 2005 г. снизился более чем в 3,3 раза. В то же время грузооборот автомобильного транспорта в международном сообщении в 90-е гг. остался пример­но на том же уровне, а внутренний водный транспорт эту часть гру­зооборота наращивает, используя свои транзитные преимущества. Иностранные суда на внутренние пути России не допускаются.

С целью преодоления негативных явлений в развитии транс­портной системы страны разработана и утверждена Правитель­ством РФ Федеральная целевая программа «Модернизация транс­портной системы России» (срок выполнения до 2010 г.). От ее выполнения во многом зависит укрепление позиций РФ как ак­тивного участника мирохозяйственных связей начала XXI в.

Развитие транспортного комплекса России в его взаимодей­ствии с внешнеэкономическим комплексом страны предполагает следующие направления:

1) рост конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом транспортном рынке, в первую очередь на рынке внешне­торговых перевозок российских экспортно-импортных опера­ций;

2) использование преимуществ географического и геополити­ческого положения России между крупнейшими участниками ми­рового рынка для организации международных транзитных транс­портных коридоров (МТК) «Восток-Запад», «Север-Юг»;

3) создание прямых транспортных путей для выхода россий­ского сырья на мировой рынок, минуя порты стран Балтии, а час­тично и территорию Украины, с целью уменьшить расходы на транзит и избежать других осложнений экономического и неэко­номического характера. Здесь существенное значение приобретает дальнейшее укрепление связей в рамках Союзного государства России и Белоруссии.

В России пока не применяются в полной мере многие общепри­нятые в мировой практике протекционистские методы в отноше­нии национальных перевозчиков, действующие в условиях либе­рализации внешней торговли. Среди них заключение межправи­тельственных соглашений о резервировании грузов за тоннажем договаривающихся сторон, законодательное предпочтение или даже обеспечение монопольного права на перевозки национальных грузов отечественными перевозчиками, повышение налогов на товары, перевозимые иностранными судами, и др. В равных усло­виях российский перевозчик проигрывает иностранному конку­ренту в результате более высоких налогов и более длительных ад­министративных и таможенных процедур. Необходимо снижение ввозных пошлин (частично уже осуществляемое) на транспортные средства и технологическое оборудование, удовлетворяющее меж­дународным требованиям, но в России в настоящее время не вы­пускаемое.

Модификация и развитие законодательства в сфере транспорта, более эффективная деятельность менеджмента транспортных ком­паний и согласование интересов представителей различных видов транспорта в международных перевозках также будут способство­вать конкурентоспособности российских перевозчиков.

Возможности эффективного использования транзитного поло­жения России связаны прежде всего с Транссибирской магистра­лью (Транссиб), которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи и Японии, а через Европейскую территорию России и Белоруссию — в страны Западной Европы. Транзит по железным дорогам России из стран Дальнего Востока в Европу сократит время и стоимость доставки грузов по сравне­нию с морским путем вокруг Азии.

Этот путь представляет собой один из «трансконтинентальных мостов» по перевозке грузов контейнерами от отправителя к полу­чателю без промежуточных складских операций. Помимо платы за транзит восточные регионы России выиграют от более полной за­грузки и реконструкции Транссиба, которая уже частично начина­ется, а также более полной загрузки связанных с этим промышлен­ных предприятий. По Транссибу уже в настоящее время можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год.

Проект транспортного коридора «Север-Юг» разрабатывается в России в сотрудничестве с Индией, Ираном, Оманом и, возмож­но, другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В коридоре «Север-Юг» должны быть задействованы автомобиль­ный, железнодорожный, морской (в том числе по Каспийскому морю) и речной транспорт, здесь пойдут не только транзитные гру­зы, но и экспортно-импортные перевозки между Россией и Инди­ей, Россией и Ираном. Значительная часть коридора обеспечива­ется существующей российской инфраструктурой, но проект в целом потребует создания новых портов на Каспии, новой паром­ной переправы, новых типов судов — контейнеровозов и т.д.

К числу осуществляемых транзитных проектов относятся также новые нефтепроводы из Азербайджана и Казахстана в порт Ново­российск. Начинаются регулярные полеты по кроссполярным мар­шрутам, соединяющим США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, над сухопутной частью России и Северным Ледовитым океаном.

В усилении самостоятельных выходов российского экспорта сырья важная роль отводится реконструкции портов Санкт-Петер­бурга и Калининграда, а также созданию 4 новых портов в Финс­ком заливе (Приморск, Усть-Луга, Ломоносов, бухта Батарейная). Вариант экспорта нефти Тимано-Печерской провинции получил название «Балтийские трубопроводные системы» (БТС). Проект, осуществление которого началось в 1997 г., предусматривает со­здание системы трубопроводов длиной 2400-2700 км, нефтяных терминалов в Приморске и попутное снабжение нефтеперераба­тывающих заводов в Киришах, Ярославле и Ухте. Проект после своего осуществления позволит сократить расходы на транспорти­ровку нефти в Европу, в том числе и в результате экономии платы за транзит через порты стран Балтии.

С 2005 г. осуществляется строительство Северо-Европейского газопровода стоимостью примерно 5 млрд евро, по которому пред­положительно к 2010 г. будет поступать из России в Западную Ев­ропу по дну Балтийского моря до 55 млрд куб. м природного газа, т.е. около 1/3 текущего годового экспорта «Газпрома». Начал функ­ционирование газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.

Существуют и другие очень крупные проекты прокладки магист­ральных газопроводов: «Ямал — Европа» через территорию Бело­руссии, Алтайского газопровода из Сибири в Китай.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Покажите различия в понятиях «международный туризм» и «международная миграция».

2. Покажите, как распределяются потоки международных туристов по странам и регионам мира.

3. Опишите, как регулируется международный туризм в Российской Федера­ции.

4. Какие страны лидируют в выездном и въездном туризме в России?

5. Какие транспортные операции рассматриваются в качестве международных?

6. Что относится к международным транспортным услугам помимо непосред­ственно перевозочной деятельности?

7. Охарактеризуйте основных участников международного транспортного про­цесса и складывающиеся между ними отношения.

8. Охарактеризуйте деятельность основных международных организаций в сфе­ре транспорта.

9. Раскройте проблему так называемого «удобного» флага в международном морском транспорте и связанные с ней противоречия.

10.Охарактеризуйте основные проблемы развития международного транспорта в России.

 

ГЛАВА 15

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ

 

Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.

Международная торговля технологиями — это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную практическую ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых видов коммер­ческих услуг и т.д.).

Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет. Неовеществленной формой могут считаться техни­ческая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на ис­пользование результатов научно-технических разработок, компью­терных программ. К овеществленной форме относятся промыш­ленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии.

Субъектами международного рынка технологий могут высту­пать государства, высшие учебные заведения и научно-исследова­тельские организации, различные фирмы и фонды, а также физи­ческие лица — изобретатели и ученые. Иными словами, собствен-никами созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, кото­рые финансируют их деятельность. Хотя и в современных условиях действуют изобретатели-одиночки, однако значительные затраты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и рас­пространение новых технологий, создание на их базе новых това­ров, пользующихся спросом и обладающих конкурентоспособнос­тью на современном международном рынке. В связи с этим про­являются тенденции монополизации или олигополизации новых технологий на определенный период. Эти технологии передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и в гораздо меньшей степени самостоятельным фирмам.

Однако это не означает, что создание новых технологий и их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Именно в со­здании новых технологий и объектов интеллектуальной собствен­ности и их производственном освоении весьма существенная роль принадлежит малым и средним фирмам, которые нередко называ­ются венчурными или рисковыми. Их преимущество — в узкой специализации, производстве однородной продукции и конкурен­тоспособности именно на узкоспециализированных рынках.

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной (промышленной) собственности основыва­ется на принимаемых в отдельных странах соответствующих па­тентных законах. Однако в международном масштабе еще пол­ностью не сформирована система, регламентирующая единообраз­ный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и устанавли­вающая обязательные критерии патентоспособности технического решения (когда на данное техническое решение может быть полу­чен патент), определяющая сроки действия охранных документов и т.д.

К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Европейская региональная патентная система была создана на базе Европейской патентной конвенции, подписанной в 1973 г. Первый патент Европейским па­тентным ведомством, входящим в Европейскую патентную орга­низацию, был выдан в 1980 г., а к 1990 г. уже был оформлен 200-тысячный европейский патент и опубликовано 500 тыс. патен­тных заявок.

Фактом остается то, что основная часть объектов промышлен­ной собственности защищается в двух странах — США и Японии. Однако между ними существуют весьма существенные разногласия в данной области по целому ряду принципиальных вопросов. Япо­ния, разделяя мнение всех остальных стран мира, исходит из прин­ципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США действует иной принцип — патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто может доказать, что данное изобретение сделано им.

Данное принципиальное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, до­полняющий подписанную еще в 1883 г. Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвен­ции — создание условий для обеспечения охраны прав, возника­ющих в одном государстве, на территории других государств, под­писавших данную конвенцию, т.е. облегчение патентования изоб­ретений иностранцами.

В системе ООН действует специализированное учреждение — Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС (World Intellectual Property Organisation, WIPO), которая опирается на многочисленные конвенции, договоры и союзы государств, сло­жившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. (Парижская кон­венция по охране промышленной собственности 1883 г.). Россия участвует в работе этой организации.

В своей деятельности ВОИС преследует такие цели, как содей­ствие охране интеллектуальной собственности во всем мире по­средством развития сотрудничества различных государств и взаи­модействию в данной области с любой другой международной организацией, обеспечение административного сотрудничества различных союзов по охране интеллектуальной собственности. ВОИС занимается разработкой новых международных соглашений и проектов по гармонизации национальных законодательств раз­личных государств, обеспечением международной регистрации объектов интеллектуальной собственности, сбором и распростра­нением технической, научной и другой информации, выпуском различных обзоров, справочников, руководств и глоссариев.

Кроме того, ВОИС предусматривается оказание содействия раз­вивающимся странам в области охраны интеллектуальной соб­ственности. Применительно к промышленной собственности, рациональное решение вопросов которой также имеет существен­ное значение для развивающихся стран, ВОИС была утверждена постоянная программа по сотрудничеству в целях развития в обла­сти охраны промышленной собственности. Реализация этой про­граммы ВОИС предполагает:

• подготовку квалифицированных кадров для развива­ющихся стран;

• подготовку типовых законов по изобретениям, промыш­ленным образцам, товарным знакам и другим объектам промышленной собственности, специально предназначен­ным для развивающихся стран;

• создание и совершенствование деятельности соответству­ющих компетентных учреждений в области охраны про­мышленной собственности;

• содействие в развитии национальной изобретательской деятельности;

• облегчение получения развивающимися странами на льгот­ных условиях иностранной технологии, в основе которой лежат новые технические достижения;

• создание фондов описаний к иностранным патентам, со­держащих информацию о новейших достижениях, и ее ис­пользование гражданами из развивающихся стран.

Международная торговля технологиями входит в сферу деятель­ности ВТО (в рамках которой действует Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, ТРИПС — The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS).

Содержание Соглашения ТРИПС перекликается с другими конвенциями, предметом которых являются авторские права, ин­теллектуальная и промышленная собственность (Парижская кон­венция по защите промышленной собственности, Бернская кон­венция по защите литературных и художественных произведений, Договор в отношении интеллектуальной собственности по интег­ральным схемам и др.). Поэтому в Соглашении проведено разгра­ничение между вопросами, регулируемыми другими конвенциями, и Соглашением ТРИПС, подтверждена действенность норм других соглашений, участниками которых страны — члены ВТО должны стать, и одновременно формулируется ряд новых концептуальных и правовых подходов к данной группе вопросов.

Следует подчеркнуть, что Соглашение ТРИПС регламентирует те аспекты прав интеллектуальной собственности, которые связа­ны с международной торговлей.

Соглашение ТРИПС состоит из семи частей. В первой из них формулируются общие положения и основные принципы. Эта часть устанавливает применимость базисных норм ГАТТ—1994 к вопросам, входящим в круг ведения Соглашения ТРИПС, провоз­глашает обязательство участников Соглашения предоставлять в области прав интеллектуальной собственности национальный ре­жим гражданам других стран — участниц Соглашения ТРИПС, а также режим наибольшего благоприятствования. Эти положения Соглашения ТРИПС создают новую, в значительной степени об­щую международную правовую обстановку в области прав интел­лектуальной собственности и требуют соответствующей перестрой­ки национальных правовых механизмов.

Во второй части Соглашения ТРИПС рассматриваются отдель­ные категории прав интеллектуальной собственности. Примени­тельно к каждой категории Соглашение базируется на основных действующих международных конвенциях в данной области и вво­дит ряд наиболее высоких дополнительных стандартов защиты прав интеллектуальной собственности. В соответствии с Соглаше­нием ТРИПС страны-участницы должны принять на себя обяза­тельства в отношении:

• авторских и смежных прав (copyright and related rights);

• товарных знаков (trademarks);

• использования географических указаний (geographical indications);

• промышленного дизайна (industrial design);

• патентов (patents);

• топологии интегральных микросхем (layout designs of integrated circuits);

• нераскрываемой информации (protection of undisclosed information).

Соглашение ТРИПС содержит уточненные определения таких понятий, как «товарный знак», «патент», «географическое указа­ние», определение терминов «товары с поддельными знаками», «незаконно копированные товары» и др.

Третья часть Соглашения ТРИПС посвящена методам и фор­мам правовой защиты прав интеллектуальной собственности. В со­ответствии с Соглашением страны-участницы обязуются создать национальные механизмы по охране прав интеллектуальной соб­ственности. Эти страны должны предусмотреть в своем националь­ном законодательстве нормы, положения и механизмы, обеспечи­вающие защиту и восстановление прав национальных и иностран­ных собственников.

Соглашение ТРИПС предоставляет право таможенным властям стран-участниц по обоснованной жалобе владельца интеллекту­альной собственности о подделке его товара или товарного знака приостановить выпуск товара таможней в свободное обращение на территории импортирующей страны. В Соглашении предусмот­рена такая действенная норма, как право изъятия и уничтожения контрафактных товаров при пересечении ими таможенной грани­цы. Каждая страна — участница Соглашения ТРИПС должна со­здать соответствующий процедурный механизм для подобной операции. (Международной таможенной организацией разработан типовой закон, на основе которого должны быть созданы нацио­нальные законы, регулирующие действие таможенных служб по охране интеллектуальной собственности.)

Проблема производства и реализации контрафактной продук­ции остается одной из острых проблем современной международ­ной торговли. По данным доклада Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI) «Отчет о коммерческом пиратс­тве» по итогам 2003 г., объем продаж «пиратских» музыкальных дисков в мире достиг рекордной отметки 1,1 млрд копий (в 2002 г. — около 970 млн копий), что принесло «пиратам» 4,5 млрд долл. Доля пиратских дисков в общем объеме их продаж составила в 2003 г. 35%. Десяти странам было рекомендовано в срочном по­рядке принять меры по борьбе с музыкальным пиратством — Бра­зилии, Китаю, Мексике, Пакистану, Парагваю, России, Испании, Тайваню, Таиланду и Украине. Россия, чей пиратский рынок IFPI оценивает в 300 млн долл., занимает 2-е место после Китая (600 млн долл.). Следует учитывать, что IFPI оценивает не фактические, а теоретически возможные объемы производства контрафактной продукции, исходя из мощности расположенных в стране заводов по производству компакт-дисков. IFPI также считает, что Россия является одним из крупнейших экспортеров пиратских дисков. По оценкам этой организации, в 2003 г. российские пиратские компа­нии распространили около 1 тыс. различных музыкальных альбо­мов в 30 странах. Доля пиратской продукции на внутреннем рос­сийском рынке, хотя и снижается, в 2 раза превышает мировую — 70—71% проданных в 2003 г. музыкальных компакт-дисков были пиратскими (в 2002 г. — около 75%).

В четвертой части Соглашения зафиксированы положения о приобретении и поддержании прав интеллектуальной собственно­сти и связанных с ними процедурных моментах.

Пятая часть Соглашения ТРИПС посвящена процедурам уре­гулирования споров. Здесь содержатся обязательства стран — учас­тниц Соглашения публиковать все законы, распоряжения, а также судебные решения по вопросам, входящим в ведение Соглашения, регулярно информировать Совет по ТРИПС по всем названным выше вопросам. Всеми вопросами практической реализации Со­глашения и мониторингом за его действием занимается Совет по ТРИПС. Решение спорных вопросов поручается общему органу ВТО по данным проблемам. Страны — участницы Соглашения ТРИПС обязаны информировать Совет о всех законах, распоря­жениях и административных процедурах, входящих в компетенцию Соглашения.

Шестая и седьмая части Соглашения ТРИПС содержат переход­ные и процедурные положения. Начиная с 1996 г. Совет по ТРИПС рассматривает национальное законодательство в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, входящих в ком­петенцию Соглашения. Совет по ТРИПС контролирует вопросы правоприменения обязательств Соглашения его участниками, а также осуществляет контроль процесса нотификации странами-участницами и организацию ими информационных центров.

В целом Соглашение ТРИПС создает более жесткие нормы охраны прав интеллектуальной собственности как одной из состав­ляющих современной международной торговли. Это требует от стран — участниц Соглашения значительных расходов на его реа­лизацию и создание дорогостоящего контрольного аппарата. Реа­лизуя требования Соглашения ТРИПС, все страны-участницы должны существенно расширить свою судебную и административ­ную базу, улучшить систему регистрации торговых знаков и марок и создать компьютеризованные информационные системы, меха­низмы контроля, подготовить соответствующие высококвалифи­цированные кадры для практической реализации Соглашения.

Достоинствами Соглашения ТРИПС является формирование новых стимулов для инвестиций в наукоемкие отрасли современ­ного производства и развитие международной торговли наукоем­кими товарами, в которых содержится интеллектуальная собствен­ность.

В середине 2007 г. Россия еще решала вопросы присоединения к ВТО, а тем самым и присоединения к Соглашению ТРИПС. Рос­сийское законодательство в области охраны интеллектуальной собственности в целом соответствует его требованиям и нуждается в незначительной адаптации к его правилам и нормам. Наиболее существенные изменения должны быть внесены в законодатель­ство об авторских и смежных правах. В Патентном законе РФ сле­дует уточнить нормы, определяющие объекты, которые не могут относиться к изобретениям, и так называемые патентоспособные объекты. Требует своего уточнения и развития законодательство о товарных знаках и правовая регламентация коммерческой тайны (ноу-хау).

К научно-технической сфере относятся и некоторые другие со­глашения ВТО помимо ТРИМС, в частности Соглашение по техни­ческим барьерам в торговле (ТБТ). При этом в качестве технических барьеров рассматривается значительная группа мер технической политики: стандарты, системы измерения соответствия качества, нормы безопасности, правила упаковки и маркировки товаров. В со­ответствии с Соглашением ТБТ вся совокупность технических ба­рьеров рассматривается как возможные методы ограничения тор­говли. Так, к импортируемым товарам должны применяться те же стандарты, административные нормы и требования, что и к товарам национального производства (речь, таким образом, идет о нацио­нальном режиме). Соглашение ТБТ требует от стран-участниц ис­пользовать международные технические и экономические стандар­ты как основу для формирования национальных стандартов.

Российская Федерация является участницей Парижской кон­венции по охране промышленной собственности и Договора о па­тентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов. Сотрудничая со своими парт­нерами в рамках данных Соглашения и Договора, Россия решает и вопросы совершенствования своего законодательства в данной области.

Российское законодательство в указанной сфере включает Па­тентный закон 1992 г., законы «О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об ав­торском праве и смежных правах» и ряд других.

Основным условием присоединения России к ВТО является приведение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО, т.е. в данном случае — в соответствие с ТРИПС. Страны — члены ВТО в соответствии с данным соглашением принимают обязательства в отношении авторских и смежных прав, товарных знаков, исполь­зования географических названий, промышленного дизайна, па­тентов, топологии интегральных схем, защиты конфиденциальной информации.

На переговорах о вступлении России в ВТО основные трудно­сти связаны с тем, что часть основных стандартов Соглашения ТРИПС отражает международные нормы, а другая — выходит за их рамки (например, ограничения обязательного лицензирования патентов и защита известных торговых марок). С целью соответ­ствия этим требованиям необходимо внести соответствующие из­менения в действующее законодательство РФ по интеллектуальной собственности.

В России еще значителен удельный вес контрафактной и фаль­сифицированной продукции. Распространение контрафактной и фальсифицированной продукции наносит существенный эконо­мический ущерб России и другим странам СНГ. Низкая себестои­мость поддельных товаров позволяет их производителям и постав­щикам получать высокие прибыли, не облагаемые налогами, в связи с чем растут недопоступления налоговых платежей в госу­дарственный бюджет страны. Таким образом, в данной сфере су­ществует довольно значительный теневой сектор. В результате дискредитируются российские и зарубежные предприниматели, потребители несут потери, а в некоторых случаях (например, при реализации фальсифицированных лекарств и парфюмерии) нано­сится и ущерб их здоровью. Сохранение теневого сектора в данной сфере наносит значительный ущерб экономике России, ограничи­вает приток в страну иностранных инвестиций, становится одним из основных препятствий для присоединения РФ к ВТО.

Вопросы государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности в области внешней торговли интеллектуальной соб­ственностью получили свое отражение в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регули­рования внешнеторговой деятельности».

В указанном Законе отмечается, что в стране в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федераль­ными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необ­ходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства и в других предусмотренных данным законом случаях.

При этом выделяются меры ограничения внешней торговли то­варами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях за­щиты внешнего финансового положения и поддержания равнове­сия платежного баланса РФ. Такие меры вводятся в случае, если необходимо:

• остановить серьезное сокращение валютных резервов РФ или предотвратить угрозу серьезного сокращения валют­ных резервов РФ;

• достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов РФ (если валютные резервы очень малы).

В данном Законе также отмечается, что внешняя торговля то­варами, услугами и интеллектуальной собственностью может ог­раничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения МВФ и законо­дательством РФ.

В Законе зафиксировано также положение об ответных мерах ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллекту­альной собственностью, которые может вводить Правительство РФ в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы РФ, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам до­ступ на рынок иностранного государства или иным образом не­обоснованно дискредитируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффек­тивную защиту их законных интересов в этом государстве, напри­мер защиту от антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с проти­воправной деятельностью физических или юридических лиц этого государства на территории РФ.

Решение о введении ответных мер принимается Правитель­ством РФ на основании доклада уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которого Правительство РФ в пре­делах своей компетенции наделило правом государственного ре­гулирования внешнеторговой деятельности (в настоящее время — Министерство экономического развития и торговли РФ). В этом докладе обобщается и представляется информация, связанная с нарушением иностранным государством прав и законных интере­сов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц.

Однако в целом государственное регулирование технологичес­кого обмена и других сфер внешней торговли интеллектуальной собственностью в России еще находится на начальном этапе, что не способствует в полной мере защите национальных интересов и привлечению иностранных инвестиций.

В обмене технологиями можно выделить следующие главные виды.

1. Знания и опыт в форме изобретений, промышленных образ­цов, товарных знаков, полезных моделей. Изобретения, их автор­ство и монопольное право на использование закрепляется госу­дарственным свидетельством — патентом. Патент действует толь­ко на территории страны, где он выдан, поэтому широко распространено заграничное патентование. Если патентовладелец сам не использует патент, он может продать его или разрешить его использование на основе лицензионного соглашения. Предостав­ление лицензии заграничному контрагенту называется междуна­родным лицензированием.

Существуют три основных вида лицензионных соглашений. При продаже простой лицензии патентовладелец — лицензиар ос­тавляет за собой право самостоятельно использовать объект лицен­зии, а также предоставлять его третьим лицам. При заключении договора исключительной лицензии лицензиар предоставляет поку­пателю исключительные права на объект лицензии, но оставляет за собой право использовать этот объект в собственном производ­стве. При договоре полной лицензии лицензиар не имеет права ис­пользовать объект лицензии на период действия договора.

Международная торговля лицензиями — основная форма об­мена технологиями. Лицензионные платежи (плата за лицензии) подразделяются на периодические — роялти и единовременные — паушальные. Роялти — это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течение срока действия соглашения. Паушальные платежи — твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

2. Знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера, объединенные под общим названием «ноу-хау». Они защищены не специальными охранными документами, а конфиденциальностью и передаются в виде документации либо непосредственного прак­тического, производственного опыта.

3. К международному обмену технологиями примыкают меж­дународный инжиниринг и разнообразные деловые услуги. Меж­дународный инжиниринг — это предоставление иностранному контрагенту комплекса или отдельных видов инженерно-техниче­ских услуг, связанных с проектированием, строительством и вво­дом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, а также управленческих, маркетинговых и подрядных услуг.

Господствующее место в международном обмене технологиями занимают промышленно развитые страны — США, Западная Ев­ропа, Япония, повышается роль новых индустриальных стран,

Китая и Индии. Вклад НТП в развитие мировой экономики ста­новится решающим. С другой стороны, НТП зависит от расходов на НИОКР, подготовки научных и инженерных кадров и полити­ки государства в инновационной сфере. Так, в 2000 г. доля расхо­дов на НИОКР составляла в США, Японии и Германии 2,7-2,9% ВВП, во Франции и Великобритании 2,3-2,4% ВВП. Новые ин­дустриальные страны приближаются к европейским показателям, а Республика Корея — к показателю США. Главные расходы по финансированию НИОКР приходятся на предпринимательские структуры (67% по странам ОЭСР), но доля государственного бюд­жета тоже велика (в США 33% НИОКР в 2000 г.).

В России в 90-е гг. научно-технические исследования оказались в очень тяжелом положении. По официальным данным персонал, занятый исследованиями и разработками, уменьшился вдвое. Бюд­жетные ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» (без учета НИОКР в области космической деятельности) сократились с 0,5% ВВП в 1992 г. до 0,24% в 2000 г. В целом внутренние затраты на исследо­вания и разработки (в постоянных ценах 1989 г.) в 2000 г. остались практически на уровне 1992 г., а удельный вес этих расходов в ВВП составил 1,06%.

Согласно официальной статистике разработку и освоение ин­новаций в России осуществляют только 10% предприятий. При этом опережающие показатели инновационной активности демон­стрирует ограниченное число отраслей: нефтехимия, производство кокса и ядерных материалов (доля стоимости инновационной про­дукции составляет 33%, химия — 26,4% и производство электро­оборудования — 24,4%). В других отраслях инновационная актив­ность существенно ниже. Для сравнения: в США средний показа­тель инновационной активности составляет около 30%. В целом же доля России в мировых инновациях составляет всего 0,3—0,5%, в то время как аналогичная доля у США 36%, Японии — 30, Гер­мании — 17%, и даже у Китая этот показатель составляет уже 6%.

С 2000 г. положение в области НИОКР постепенно стало ме­няться к лучшему, увеличиваются бюджетные ассигнования и в большей степени средства организаций предпринимательского сектора и других источников, составляющих свыше 40% финанси­рования, включая иностранные инвестиции.

В 2002 г. были приняты документы, определяющие государ­ственную научно-техническую политику на ближайшие 10 лет: «Основы политики Российской Федерации в области развития на­уки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Приоритетные направления развития науки, тех­нологий и техники на период до 2010 года» и «Перечень критиче­ских технологий на период до 2010 года». В них планируется довес­ти финансирование научных исследований и технологических разработок до 4% от общего объема расходов федерального бюд­жета, что в 5 раз выше объемов финансирования 2002 г.

В Федеральном бюджете России на 2007 г. финансирование фундаментальных исследований и прикладных исследований в области национальной экономики установлено на уровне 2% рас­ходов бюджета (без учета ВПК).

На мировом рынке высоких технологий Россия сохраняет свою конкурентоспособность по целому ряду направлений. Прежде все­го это относится к производству и услугам в ракетно-космической промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промышлен­ного комплекса, включая участие в международных космических программах и экспорте вооружений. В РФ имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, кроме вышеназванных, в таких отраслях, как оптоэлектро-ника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекомму­никационное оборудование, разработка новых материалов.

Российская торговля технологиями с зарубежными странами в целом остается очень скромной, хотя имеет определенную тенден­цию к росту. Так, в 2005 г. количество соглашений по экспорту технологий составило 1682 на общую сумму 35,9 млрд руб., а по импорту - 1426 на сумму 65,5 млрд руб. Для сравнения: в конце 1990-х гг. импорт технологий превышал экспорт в 7 раз. Роялти и лицензионные платежи в экспорте услуг в 2005 г. составили 260 млн долл. (рост в 2,7 раза по сравнению с концом 1990-х гг.). Тем не менее в России сохраняется еще низкий внутренний спрос на инновации и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производственного применения.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое международная торговля технологиями и почему она стала самым быстрорастущим сектором международного рынка услуг?

2. Охарактеризуйте содержание и значение интеллектуальной собственности в мировой экономике.

3. Что такое международное лицензирование, какие виды лицензий применяют­ся?

4. Покажите различия между простой, исключительной и полной лицензиями.

5. Что такое ноу-хау, чем оно отличается от патента?

6. Что представляют собой международные инжиниринговые услуги?

7. Какие причины определяют лидерство развитых стран и ТНК на международ­ном рынке технологий?

8. По каким направлениям Россия сохраняет научно-технический потенциал и конкурентоспособность на международном рынке технологий?

 

 

РАЗДЕЛ V

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

 

В предыдущих главах учебника мы рассмотрели международную торговлю товарами и услугами как одну из важнейших составля­ющих современного мирового рынка. Не менее существенную роль играет международное движение факторов производства — капи­тала и рабочей силы. Анализу связанных с этим проблем посвящен настоящий раздел учебника.

 

 

ГЛАВА 16

СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Одним из факторов глобализации экономики на рубеже XX—XXI вв. стал рост межстранового движения капитала. В данном случае речь идет о движении одного из важнейших факторов про­изводства, который уходит из обращения внутри собственной («своей») национальной экономики и перемещается в другие страны. Таким образом, вывоз капитала можно определить как процесс изъятия части капитала из национального оборота в дан­ной стране и перемещение его в соответствующих формах в эко­номику зарубежных стран.

Можно сказать, что вывоз капитала, его активная международ­ная миграция (перелив) стали одной из наиболее характерных черт современной мировой экономики. Уже в начале XX в. вывоз капи­тала начал по своей динамике опережать вывоз товаров, и, по су­ществу, все XX столетие прошло под знаком этого опережения со стороны экспорта капитала. Существенно при этом, что за рубеж переносится в данном случае не акт реализации уже заключенной в экспортируемых товарах или услугах прибыли, а сам процесс ее создания.

В конечном итоге целью вывоза капитала является извлечение предпринимательской прибыли или получение ссудного процента (к которым в современных условиях глобализации экономики можно добавить и завоевание новых сегментов мирового рынка и закрепление на них, т.е. собственно цель экспансии капитала).

Международная статистика свидетельствует о том, что значение иностранного капитала для национальной экономики к началу XXI в. по сравнению с серединой XX в. существенно возросло. Тен­денции, наблюдаемые в современном мировом хозяйстве, позво­ляют сделать вывод, что воздействие иностранных инвестиций на экономическое развитие будет нарастать и в первые десятилетия XXI в. России, столкнувшейся с нехваткой внутренних инвестици­онных ресурсов и значительным оттоком за рубеж отечественного капитала, предстоит найти пути и способы более эффективного использования национального и иностранного капитала.

16.1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.