КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Официальная помощь развитию
К вывозу капитала тесно примыкает так называемая официальная помощь развитию (ОПР) — финансовая и техническая помощь, предоставляемая развивающимся государствам в целях преодоления социально-экономического отставания от стран с развитой рыночной экономикой. При этом различаются «официальное финансирование развития» и собственно «официальная помощь развитию». Первое понятие шире второго и включает в себя сумму «официальной помощи развитию» и всех других ресурсов, выделяемых по официальным каналам, за исключением государственных экспортных субсидий. Финансовая помощь включает дары, займы, кредиты и субсидии. Нередко к более широкому понятию — помощи развитию — относят все перемещения капитала в развивающиеся страны (в предпринимательской и ссудной форме). Техническая помощь может предоставляться в виде передачи производственного опыта и научно-технических знаний на льготных условиях или безвозмездно. С этой целью в развивающихся странах для обучения национальных кадров могут создаваться центры профессионально-технического обучения, оборудоваться лаборатории и библиотеки. Как правило, этот вид помощи предусматривает направление экспертов и специалистов из стран-доноров, а также предоставление стипендий для студентов из развивающихся стран. Помимо экономической (финансовой) и технической развивающиеся страны получают также продовольственную помощь, которая, как правило, предоставляется при чрезвычайных обстоятельствах, например засухах. Средства, направляемые по линии официальной помощи развитию, должны удовлетворять следующим критериям: 1) направляться на цели экономического развития и 2) содержать фант-элемент в размере не менее 25% (при фиксированной ставке дисконта 10%). Грант-элемент представляет собой выраженное в процентах частное отделения разницы между нарицательной стоимостью займа и суммой будущих платежей по обслуживанию долга, дисконтированных по фиксированной ставке, на размер займа. Несмотря на рост общего объема финансовых ресурсов, направленных в 90-х гг. в развивающиеся страны, доля ОПР, выраженная в неизменных ценах, к концу десятилетия сократилась, что стало предметом озабоченности общественности развивающихся стран и ряда международных организаций. На десятой Конференции ЮНКТАД в 2000 г. отмечалось, что выход некоторых развивающихся стран на международные рынки капитала как заемщиков привел к резкому снижению объема ресурсов по линии ОПР. Доля ресурсов, выделяемых на цели развития по официальной линии, в 1997 г. составила 0,22% ВВП стран — членов ОЭСР, в то время как в 1990 г. она равнялась 0,33%. При этом большая часть ресурсов направлялась в неменее развитые страны. Конференция обратилась с призывом к многосторонним финансовым институтам увеличить размеры ОПР. Согласно данным ОЭСР, средства, выделяемые 22 странами — членами этой организации на официальную помощь развитию, составили в 2000 г. 53,7 млрд долл., однако в 2001 г. они сократились до 51,4 млрд. Эксперты ОЭСР связывали частично это сокращение со снижением курса евро по отношению к доллару. Однако в процентном отношении к ВВП доля осталась неизменной — 0,22%. Воздействие помощи развитию на экономику принимающих стран противоречиво. С одной стороны, приток чистых финансовых ресурсов дает возможность национальным государствам проводить политику реструктуризации национальной экономики, ускорять экономический рост. С другой стороны, в ряде отраслей, например в сельском хозяйстве, снижаются стимулы для местных производителей. К тому же ресурсы, передаваемые в виде помощи, не всегда попадают в руки действительно нуждающихся в ней слоев населения. В целом экспорт и импорт капитала оказывают противоречивое воздействие на экономику стран, вывозящих и ввозящих капитал. С одной стороны, не вызывает сомнения тот факт, что перенос части национального капитала за границу означает сокращение возможностей для расширения масштабов производства в собственной стране. Это может вызвать осложнение ситуации на рынке труда. С другой стороны, возрастают доходы от иностранных инвестиций, что положительно сказывается на платежном балансе страны. Однако если компании данной страны не будут осуществлять иностранные инвестиции, то в будущем они могут столкнуться с серьезными проблемами, вызванными обострением конкуренции в мировом хозяйстве вследствие более широкого использования возможностей, открываемых процессами глобализации, а это, в свою очередь, может оказать негативное воздействие и на национальную экономику. Для стран, импортирующих капитал, дополнение отечественных инвестиций иностранными инвестициями может облегчить проблему накопления, а ввоз предпринимательского капитала — благоприятно повлиять на платежный баланс. Тем не менее государство и национальный капитал нередко болезненно реагируют на усиление позиций иностранного капитала в отраслях национальной экономики. Поэтому если уровень экономического развития страны — импортера капитала существенно ниже, чем в стране — экспортере капитала, то в некоторых случаях вполне оправдан вопрос о необходимости защиты в разумных пределах позиций национального капитала с целью сохранения экономической независимости. В целом же иностранный капитал (в частности, прямые инвестиции) оказывается необходимым прежде всего для развивающихся стран, которые, в принципе, получают более широкие возможности для постепенного преодоления технологического разрыва в уровнях экономического развития, сохраняющегося до настоящего времени. Помимо этого прямые иностранные инвестиции означают приобщение к новым методам управления, учета, маркетинга. В ряде стран предприятия, принадлежащие иностранцам, заняли важное место в экспорте (например, в Малайзии, Мексике, Филиппинах, Таиланде и некоторых других странах). При этом высок удельный вес иностранных предприятий в новейших отраслях промышленности, в частности электронной, электротехнической, машиностроении и химической. Оценивая последствия межстранового перемещения капитала, следует иметь в виду, что интересы экспортеров и импортеров капитала не совпадают, поэтому в ряде случаев между ними могут проявляться острые противоречия. Это находит свое проявление, в частности, в проблеме выработки международных норм в отношении иностранных инвестиций. Более мощные в экономическом отношении страны, например США, стремятся обеспечить и большую свободу для иностранных инвестиций, поскольку американские корпорации занимают в этой сфере передовые позиции. Однако вряд ли было бы разумным полностью отрицать необходимость осуществления взвешенной и продуманной политики, целью которой являлось бы нахождение компромисса между сторонниками большей свободы для иностранных инвесторов и защиты национального капитала.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |