Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институционализация социологии на Западе и в России




Социология как наука и учебная дисциплина.

Лекция 1.

М 79

М 79

Моргайлик М.А. Социология:Электронный учебник. – Анапа, 2010 - с.

 

Рецензенты:

Жаде З.А. – к. полит.н., профессор, заведующий кафедрой политологии и теории государства и права Адыгейского государственного университета.

 

Предназначено для студентов всех специальностей

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Анапского филиала РГСУ. Протокол № от 2010 г.

 

© АФРГСУ, 2010

© Моргайлик М.А., 2010

ББК

Моргайлик М.А. Социология: Курс лекций – Анапа, 2010 - с.

 

Рецензенты:

Жаде З.А. – к. полит.н., профессор, заведующий кафедрой политологии и теории государства и права Адыгейского государственного университета.

 

Предназначено для студентов всех специальностей

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Анапского филиала РГСУ. Протокол № от 23 января 2010 г.

 

© АФРГСУ, 2010

© Моргайлик М.А., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Лекция 1.Социология как наука и учебная дисциплина. Институционализация социологии на западе и в России.  
Лекция 2. История социологической мысли на западе: основные школы и их представители.  
Лекция 3. Развитие русской социологии: особенность, этапы, представители.  
Лекция 4. Общество как социокультурная система. Исторические типы обществ.  
Лекция 5. Личность как субъект социальной жизни. Ролевые теории личности. Типология личностей.  
Лекция 6. Социальный контроль. Социализация личности. Девиация и аномия.  
Лекция 7.Социальная стратификация общества. Теории социального неравенства.  
Лекция 8. Контуры социальной стратификации российского общества. Проблема формирования среднего класса в современной России.  
Лекция 9. Социальные институты. Семья как социальный институт.  
Лекция 10. Социальные организации. Бюрократия как социальное явление  
Лекция 11. Социальные группы и общности. Агрегаты  
Лекция 12. Социальное изменение и социальное развитие. Критерии прогресса.  
Лекция 13.. Социальные движения: условия формирования, типология.  
Лекция 14. Культура как социологическая категория  
Лекция 15. Глобализация социальной жизни. Теории глобализации.  
Лекция 16. Конкретное социологическое исследование: программа, проведение. Методы КСИ  

1. Предпосылки становления социологии как науки. О.Конт как основатель социологии. Место социологии в системе социально-гуманитарного знания.

2. Объект и предмет социологии. Внутренняя структура социологии: горизонтальный и вертикальный срез.

3. Институционализация социологии на Западе и в России. Деятельность Русской высшей школы социальных наук в Париже.

4. Основные социологические подходы (парадигмы). Макро-и микросоциологические теории и их краткая характеристика.

5. Уровни социологического исследования. Функции социологии.

1 вопрос. Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” logos” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Для развития социологии, так же как и других наук, нужен определенный политический климат, способствующий ее совершенствованию и процветанию. Для получения нового знания необходимы свобода исследования, свобода публиковать его результаты независимо от того, как к ним могут отнестись, а также уверенность в невозможности преследования по религиозным и политическим мотивам. В тоталитарных обществах развитие социологии и других общественных наук парализовано в результате периодического вмешательства и репрессий со стороны властей. Прямое воздействие на развитие социологии оказывают общественные проблемы и кризисы. В период Великой депрессии 30-х годов социологи сосредоточились на исследовании безработицы и ее влияния на семейную жизнь; во время второй мировой войны многие из них стали изучать роль пропаганды и ее воздействие на нравственное сознание населения; в беспокойные 60-е годы возрос интерес социологов к таким видам общественной деятельности, как студенческое движение и борьба за гражданские права. В настоящее время социологи уделяют большое внимание проблемам секса и неравенства мужчин и женщин. Все эти примеры показывают, в какой мере социология отражает проблемы общества в целом. Многие частные ее области, например криминология, социология нищеты. социология психического здоровья и психических болезней, также свидетельствуют о ее тесной связи с проблемами общества.

В то же время именно тот факт, что социологи проводят исследования каких-то явлений или процессов, подтверждает серьезность связанных с ними социальных проблем. Классическое исследование расовых отношений в США, проведенное Гуннаром Мирдалом, результаты которого были опубликованы в 1944 г., оказало огромное влияние не только потому, что убедительно подтвердило униженное положение негров в этой стране, но и потому, что наглядно продемонстрировало, насколько такая ситуация противоречит идее равенства, провозглашенной в Америке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.