КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет социологии
Вопрос. Ключ к обоснованию научного статуса социологии лежит в определении ее объекта и предмета. Объектом социологии как науки выступает все многообразие реально существующих в обществе социальных явлений, процессов, отношений и взаимодействий, в которых участвуют реальные люди, а также само общество, его сферы, части, подсистемы. Объектом социологического исследования выступает отдельный фрагмент этой реальности, представленный – поведением или отношениями живых людей (в социологии их называют респондентами), – вещественными продуктами их деятельности, как-то: документы (архивы, дневники, статьи и др.) – конкретными организациями и учреждениями, в которых проводятся исследования. Итак, если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты - живые люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, документы, памятники культуры и т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать, то при описании предмета (теоретической системы понятий) науки таковыми выступают понятия и категории – мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве. Предмет – это система абстрактных понятий, при помощи которых ученый пытается осмыслить то, что он наблюдал, получил в ходе опроса, измерил или пересчитал. Предмет науки – это результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше. Не существует единого взгляда на предмет социологии. Каждый этап становления социологии представлен различными взглядами на её предмет. I. Прежде всего, посмотрим, как отвечали на этот вопрос основатели социологии, труды которых и образовали ее раннюю теоретическую классику (20-70-е годы XIX в). 1. Франция по праву гордится тем, что один из ее мыслителей, Огюст Конт (1798-1857), стал первым основателем социологии. По праву он дал имя этой науке (социология – sociologie, от лат. societas + греч. logos). Будучи в молодости последователем и секретарем Сен-Симона (французский социалист-утопист), он уже на первом этапе своего творчества, в начале 20-х годов XIX в., понял, что прежнее общество, основу которого составляли религия и войны, находится в кризисе, умирает. Вместо него рождается новое общество: научное и индустриальное. Священников заменяют ученые, а военных - индустриалы (предприниматели, управляющие, банкиры). Необходима интеллектуальная реформа: синтез наук и формирование позитивной политики. Главным результатом этой реформы и является социология. Предмет социологии - общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и самой природы человека. 2. Английский философ и ученый Герберт Спенсер (1820-1903) стал еще одним основателем социологии. Как кабинетный ученый, он начал разрабатывать свое социологическое учение независимо от Конта, но позднее его (с конца 40-х годов Х1Х в.). Признавал его приоритет, но отвергал идею линейного прогресса и настаивал на приоритете свободы индивида в его отношениях с обществом. Всю жизнь проведя в Англии, наиболее развитой стране того времени, Спенсер видел перед собой сложившееся буржуазное общество. Все глубже дифференцируясь по мере роста, оно сохраняет целостность благодаря новым социальным институтам, которые По Спенсеру, предмет социологии - общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов. 3. Карл Маркс (1818-1883) сформировался как мыслитель и революционер в Германии и Франции, а большую часть жизни работал в Англии над «Капиталом». На возникшее буржуазное общество он смотрел с позиций посткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически относился к социологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным. Уже к середине 1940-х годов он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. Согласно этому учению, глубинной причиной развития общества служат не идеи, а материальные производительные силы. На базе различных способов производства возникают разные общественные формации, или типы общества. Непосредственной движущей силой истории является борьба антагонистических классов, которая должна завершиться возникновением бесклассового, коммунистического общества как высшей социальной целостности. Следовательно, предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции. II. Второй этап развития социологии образует ранняя теоретико-методологическая классика (от 80-х годов XIX в. до первой мировой войны). Его характеризует разработка методологии социологических исследований. 1. Важный шаг в этом направлении сделал один из родоначальников немецкой профессиональной социологии Фердинанд Теннис (1855-1936). На разных этапах своей научной деятельности он занимался анализом социальной статистики, провел обширные эмпирические исследования условий жизни низов г. Гамбурга, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. В рамках своей концепции социологии он, наряду с теоретической и прикладной социологией, выделил эмпирическую социологию как описательную дисциплину. Она опирается на индуктивный метод и использует понятия теоретической социологии в качестве общих установок. По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляю т взаимодействия людей, движимых волей. Но содержание этой воли, ее источники им не были выяснены. 2. Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического знания осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для него предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. 3. В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее значение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. 4. Одновременно в немецкой социологии сформировался и крайний вариант методологизма: метод социологии как замена ее предмета, или формальная социология Георга Зиммеля (1858-1918). Предметом социологии он считал чистые формы становления социального, или обобществления (Vergesellschaftung), образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества. Это вполне реальные формы: господство, подчинение, соперничество и др. Но, по Зиммелю, изучение специфического содержания этих форм - дело частных общественных наук. Социологию же они должны интересовать как таковые, в чистом виде. Более того, социология должна сосредоточиться на процессе абстрагирования чистых форм. Таков неизбежный результат попыток свести предмет социологии к методологии.
III. Третий этап развития социологии предстает как зрелая теоретико-методологическая классика (от первой мировой войны до 70-х годов XX в.). На этом этапе достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии. Это происходит как вследствие начала зрелой фазы наиболее либеральных обществ (США, Англия), так и благодаря интенсивному развитию самих социологических теорий, методик, техник и процедур эмпирических исследований. Ключевыми субъектами этого этапа стали американские, западноевропейские и российские социологи. В этом этапе можно выделить три формы. 1. Первая из них - фундаментально-теоретическая наследница ранней классики — исходит от реально существующего объекта и теоретически вычленяет предмет под четким контролем развитой методологии. Сюда прежде всего относится российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968). На крутом переломе российской истории и своей личной жизни П.Сорокин создал двухтомную «Систему социологии» (1920 г.). Затем, в начале американского периода своего творчества, Сорокин разработал теорию и методологию измерения социальной мобильности. Таким образом, по Сорокину, предметом социологии является общество как реальная совокупность взаимодействующих людей, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах социальной мобильности. 2. Классик американской социологии XX в. Толкотт Парсонс (1902-1979) в своих теоретико-методологических исследованиях полагал, что предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества и выявляемые с помощью структурно-функционального подхода. В этом определении, не принадлежащем самому Парсонсу, а полученном из его характеристики собственных исследований, предмет социологии замыкается на методологию структурно-функционального анализа. А сама эта методология опирается на исходное положение о таком соотношения теории и эмпирических фактов, в котором истинная теория соответствует фактам, а факт есть эмпирически проверяемое утверждение о явлениях в терминах концептуальной схемы. Концептуальная же схема строилась Парсонсом как максимально универсальная. принципом деятельности немецких социологов Франкфуртской школы (40-60-е годы). 3. Образцом их работы служит теоретико-эмпирическое исследование «Авторитарная личность» (1944-1950), выполненное под руководством Теодора Адорно (1903-1969). Предметом исследования стали черты личности, предпочитающей авторитарный режим; их изучение опиралось на теоретико-методологические концепции неомарксизма и потребовало разработки специальных методик для получения необходимых эмпирических данных. В концеXX - начале XXI столетия возникли новые понимания предмета социологии,альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений. Среди приверженцев и разработчиков этого подхода - французы Ален Турен и Пьер Бурдьё, англичане Маргарет Арчер и Энтони Гидденс. Возникли вопросы: как быть с классическим пониманием предмета социологии? Оно отвергается или же сохраняется, но нуждается в дополнении, развитии? Социологическому сообществу предстоит дать конструктивные ответы на подобные вопросы. Иначе будут размываться объект и предмет социологии как науки. Таким образом, предмет социологии историчен, он изменяется, становится более сложным и противоречивым, изменяется и ее объект. Что можно сказать о предмете социологии сегодня? Воспользуемся имеющимся разнообразием учебников по социологии. Возьмем два западных и два отечественных учебника как источники рабочих определений предмета социологии. Речь идет об определениях, не претендующих на высокую точность и полноту. Достаточно, если они четко отграничивают предмет социологии от других социальных наук. 1. Начнем с учебника по социологии для колледжей, т.е. для предвузовского образования. Американский профессор Нейл Смелзер пишет: «Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений» («Социология», 1994. С. 14). У английского профессора Энтони Гидденса имеются две емкие формулы: «Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ»; «Социологию можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам» («Социология», 1999. С. 24, 39). 2. Пример российского определения возьмем у В.А.Ядова: «Социология — это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов; это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях...; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения» (см. Рек.лит, с. 36). Второй пример — в учебнике под ред. А. Г. Эфендиева: "Социология изучает общие принципы воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в различных сферах общественной жизни ". Эти рабочие определения предмета социологии различаются между собой и в то же время имеют немало общего. Особенно важно, что все они характеризуют предмет социологии в связи с ее методологией: западные авторы кратко отмечают ее научность, российские авторы дают более подробную расшифровку структуры социологического знания и способов его получения. Множественность теорий и методологий, существующих в современной социологии, повышает роль общенаучных ее оснований. Таким образом, предмет социологии историчен, он изменяется, становится более сложным и противоречивым, изменяется и ее объект. Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Итак, Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |