КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребность новой эпохи в социологии
Социология как специализированная область научного знания возникла в середине XIX в. Первый этап – ранней теоретической классики в социологии – приходится на 20-70-х годах 19в. Его олицетворяют О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс. Второй этап – ранней теоретико-методологической классики и начало ее институционализации – охватывает период с 80-х годов ХIХ в. до первой мировой войны. Он запечатлен в произведениях Ф.Тенниса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Третий этап образует зрелая теоретико-методологическая классика ( от первой мировой войны до 70-х годов XX в.) Она представлена в трудах П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, ряда французских, английских, немецких социологов, работавших в период. Четвертый – постклассический или современный этап – с 1980-х годов до настоящего времени. Не случайно, что социология возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы: Франции, Германии, Англии. Этому способствовало: – интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного, или раннелиберального общества; – формирование дифференцированной структуры общества; – активизация новых социальных сил: в том числе массовых (профессиональные союзы трудящихся, политические партии и движения), которые нуждались в ясном понимании сложных, подчас революционных процессов. Понимание структуры и динамики нового общества требовало новых знаний, способных удовлетворить такую потребность. До появления социологии имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга: А)философское (социальная философия) и Б) э мпирическое.
А) Философское знание нового времени было представлено либеральными идеями: Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические концепции, в которых верно схвачена социальная тенденция новой эпохи. Центром этих концепций стал рядовой человек Нового времени как субъект становления нового общества. Это уже не подданный короля или царя, а гражданин, обладающий неотъемлемыми правами и свободами. Его отношения с другими гражданами, равными ему по этим правам и свободам, образуют гражданское общество. Как члены этого сообщества они заключают «общественный договор» с государством: делегируют ему часть своих прав в обмен на защиту своих гражданских прав и свобод. Но эти и подобные им концепции выражали лишь начальные, недостаточно дифференцированные состояния раннелиберального общества. К тому же они были обоснованы лишь теоретически, а не эмпирически. Б) Эмпирическое знание того времени об обществе возникло для решения практических задач. В Англии XVII-XVIII вв. это была «политическая арифметика», которая использовала количественные методы для изучения причин и тенденций смертности, анализа результатов первых переписей населения (Дж.Граунт, В.Петти, Э.Галлей). В Германии подобный статистический анализ осуществляло так называемое «государствоведение», Staatswissenschaft, т.е. учение о массовых явлениях и фактах жизни государства. Из анализа таких фактов и возникла статистика как специальная наука (термин «статистика» имеет в своем корне слово «государство»: нем. Staat, англ. state). Такого рода эмпирическое знание было далеко от социальной теории. Но оно стало важной предпосылкой возникновения социологии - эмпирической предсоциологией. Таким образом, социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени: 1. в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; 2. в специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов. Эта потребность имела интернациональный характер. Ее основателями и ранними теоретическими классиками стали крупнейшие западноевропейские мыслители. Затем география социологии стала быстро расширяться. Остается добавить, что современная эпоха, XXI в. предъявляет значительно более широкий и качественно новый спрос на целостное социологическое знание. К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Ее родоначальник О. Конт (1789- 1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал “социальной физикой”. Обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. в работе «Курс позитивной философии» назвал свое учение социологией. Он определял социологическое знание как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений. Это позволяет, по мнению Конта, социологии уйти от абстрактных построений, стать наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественной жизни. Такой взгляд можно определить как позитивистский. Позитивизм – доктрина, согласно которой существуют тесные связи между социальными и естественными науками и социология должна быть уподоблена естественным наукам как по своим процедурам, так и по характеру получаемых данных. Термину «позитивный» О.Конт придавал пять значений: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий: 1) реальное в противовес химерическому; 2) полезное в противовес негодному; 3) достоверное в противовес сомнительному; 4) точное в противовес смутному 5) организующее в противовес разрушительному К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом. В представлении социолога научное или позитивное мышление было высшей ступенью эволюции человеческого знания, проходящего три стадии развития: теологическое мышление (когда для объяснения различных явлений люди обращаются к сверхприродным силам или божествам); метафизическое мышление (когда люди пытаются разъяснить эти явления с помощью абстрактных умозрительных понятий); позитивное мышление (когда они формулируют достоверные утверждения, основанные на фактах и знаниях естественных наук). Социология в понимании Конта была царицей наук и занимала высшее место – в их иерархии и могла появиться только на базе развития всех предшествующих ей наук: математики, астрономии, химии, физики, биологии. Исходя из того, что мир природы и мир социальной жизни составляют единое целое, он утверждал, что методы социологии должны опираться на те же самые основы, что и методы естественных наук – сциентизм. При этом особенно важно, что она должна опираться на факты и не выходить за пределы, определяемые возможностями фактического наблюдения. К позитивным методам Конт относит: наблюдение, эксперимент,
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |