КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По характеру направленности
Общее - дает знание основ наук о природе, обществе, человеке; - формирует мировоззрение; - развивает познавательные способности; - приобрести учебные и трудовые умения, практические навыки. Профессиональное – вооружает знаниями, умениями и навыками в определенной области, избранной человеком. Политехническое – знакомит с основными принципами современного производства; вооружает навыками обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни. Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Целью создания и развития системы дистанционного образования: - предоставление обучаемым в любых районах страны равных образовательных возможностей; - повышение уровня образования за счет активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, отраслевых центров повышения квалификации и др. образовательных учреждений;
2.7. Образование как система Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Основными элементами образовательной системы: - цели и содержание образования; -средства и способы получения образования; - формы организации образовательного процесса; - педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека; - субъекты и объекты образовательного процесса; - система управления образовательным процессом; -образовательная среда; - результаты образования (уровень, качество). Содержание образования включает следующие элементы: – основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания; – факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей; – основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; – теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области; – знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания; – оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.
2.8. Современное мировое образовательное пространство. Для мирового образовательного пространства характерны следующие тенденции. 1. Ориентирование стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. 2. Межгосударственное сотрудничество в области образования. 3. Увеличение гуманитарной составляющей, за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики. 4. Значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям. Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО[52]. 19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран (в том числе и Россия) подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Цель Болонского процесса - в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы. В число задач зафиксированных в Декларации, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят: ♦ введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень); ♦ внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах; ♦ создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.
2.9. Свойства современного образования. Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется такими ниже перечисленными свойствами. 1. Гуманизация -ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов: развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, на умение свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся. Дифференциация [53] – это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Дифференциация может воплощаться следующими способами: - группированием учащихся по признаку их успеваемости, - разделением учебных дисциплин на обязательные и по выбору, - разделением учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии, - составлением индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией. Диверсификация – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Многовариантность -создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике реализуется через: - возможность выбирать темпы обучения, - достигать разного уровня образованности, - выбирать тип образовательного учреждения, - через дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.). Многоуровневость -организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека. Момент завершения обучения на каждом этапе характеризуется качественной завершенностью образования. Фундаментализация -взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Информатизация – комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс. Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность -образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
2.10. Образовательная система России
В России первая попытка организации систематического образования для всего населения была предпринята при Петре I. В 1716 г. была введена так называемая «школьная повинность». В 1724 г. Петр I издал указ об открытии в Санкт-Петербурге Академии наук и университета с гимназией при ней. Екатерине II удалось организовать регулярную начальную школу в России. В годы правления Александра I в 1802 г. создано Министерство народного просвещения, а в 1804 г. появились первые государственные гимназии. Российская образовательная система – сеть образовательных учреждений, обеспечивающих получение населением образования (рис. 1). По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: • государственными; • муниципальными; • негосударственными (частными либо находящимися в ведении общественных или религиозных организаций).
Рис. 1. Типы образовательных учреждений в Российской Федерации
Лекция 3. Педагогический процесс. 3.1. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач. Структура[54] педагогического процесса. • цель и задачи; • содержание; • организация и управление им; • методы осуществления - учебно-методические пособия, демонстрационные материалы, знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности • результаты - знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры
3.2. Закономерности педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса – это существенные, повторяющиеся связи.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |