Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции развивающего обучения




1. Ориентированные на психическое развитие

1.1. концепция общего психологического развития (Л. В. Занков),

1.2. концепция развития творческого мышления (З. И. Калмыкова),

1.3. концепция формирования операций мышления (Е. Н. Кабанова-Меллер);

2. Учитывающие личностное развитие

2.1. концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов и Б. Д. Эльконин),

2.2. концепция развивающего обучения через совместное творчество (С. А. Смирнов),

2.3. концепция развивающего обучения (Г. А. Цукерман).

При организации обучения педагог осуществляет следующие компоненты:

- постановка целей учебной работы;

- формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

- определение содержания, материала подлежащего усвоению учащимися;

- организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемого материала;

- придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

- регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

- анализ результатов деятельности.

Учебно-познавательная деятельность состоит из следующих компонентов:

- осознание целей и задач обучения;

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;

- применение знаний на практике и последующее повторение.

4.5. Принципы обучения.

Дидактические принципы – основные положения лежащие в основе содержания, организации методов учебного процесса.

Современной дидактикой выделяются следующие виды принципов.

Сознательности и активности обучаемых – осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Наглядности обучения – реализуется через следующие правила:

- наглядные пособия способствуют образованию более отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях;

- понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, если они подкреплены конкретными фактами и примерами;

- наглядные пособия необходимы для учащихся развития внимания, интереса к учению, культуры мышления.

Прочности – прочность усвоения знаний зависит с одной стороны, от содержания и структуры учебного материала, от используемых педагогом методов, от времени обучения, а с другой, определяется отношением самих обучаемых к этому материалу, к процессу обучения и педагогу.

Систематичности и последовательности -учебный процесс должен строиться в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Если систематически не приучать обучаемых логически мыслить, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей познавательной деятельности.

Доступности – постепенное наращивание трудности обучения и приучение обучаемых к преодолению трудностей положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество и прочность усвоения знаний.

Научности – учебный процесс должен строиться на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, а в методах преподавания должны быть отражены методы научного познания, развивающие мышление обучаемых, подводя их к поисковой и творческой работе.

Связи теории с практикой – чем больше приобретаемые обучаемыми знания в ключевых моментах взаимодействуют с жизнью, тем выше интерес к обучению и его сознательность.

 

4.6. Методы обучения.

Метод [60] обучения – это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой.

Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами.

Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.

 

4.6.1. Классификации методов обучения.

Первую классификацию методов обучения по уровню активности учащихся в 60-м гг. XX в., предложил Е.Я. Голант.

• пассивные;

• активные.

по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер.

1. Объяснительно-иллюстративные – педагог предлагает (объясняет, рассказывает, проводит лекции, иллюстрирует, демонстрирует опыты) знания учащимся уже в «готовом виде», а они осуществляют восприятие этих знаний. Формирует у учащихся «знания-узнавания», которые не отличаются надежностью и глубиной;

2. Репродуктивные – преподаватель готовит задания для учащихся, направленные на воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащиеся сами активно воспроизводят учебный материал (решают задачи, отвечают на вопросы и пр.) и в результате получают «знания-копии»;

3. Проблемное изложение изучаемого материала – рассматривается как переход от исполнительной к исследовательской деятельности учащихся. Преподаватель ставит проблемные вопросы и показывает путь нахождения ответов на эти вопросы. Метод позволяет ученикам получать «знания – применения», которые осмыслены, закреплены и свободно применяются на практике;

4. Частично-поисковые – предполагает, что учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают новые знания с помощью разнообразных видов учебно-познавательной активности (рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают и т.п.) результатом являются «знания-припоминания», «знания – применения» и «знание-творчество», знания дополненные собственными размышлениями, опытом, выводами;

5. Исследовательские – учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют проблему, самостоятельно выбирают средства ее решения и самостоятельно добывают знания. Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. Характер учебной деятельности отличается интенсивностью, интересом. Этот метод требует значительных затрат времени, усилий учащихся и преподавателей.

по источникам получения знаний Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе.

• словесные;

• наглядные;

• практические.

по дидактическим целям М. А. Данилов и Б. Н. Есипов.

• приобретение новых знаний;

• формирование умений и навыков;

• применения знаний на практике;

• творческой деятельности;

• закрепления;

• проверка и оценка знаний, умений и навыков.

Ю. К. Бабанский предложил следующую классификацию.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные и практические;

- индуктивные и дедуктивные;

- репродуктивные и проблемно-поисковые;

- методы самостоятельной работы;

методы стимулирования и мотивации:

- интереса к учению,

- чувству долга

- ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля:

- устные,

- письменные

- лабораторно-практические.

Традиционная классификация методов обучения.

Словесный Наглядный Практический Работа с книгой Видеометод
Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут Иллюстрация Демонстрация Наблюдение за учащимися Опыт Упражнение Учебно-производственный труд Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана конспектирование Просмотр Обучение Упражнение под «контролем» компьютера Контроль  

Каждый из методов реализуется через определенные способы.

Эффект методов достигается за счет применения методических приемов.

Средства обучения – наглядные пособия, макеты, модели, технические средства, действия самого педагога и учащихся.

Методика – система адекватных методов, методических приемов, средств и организационных мер.

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе следующие: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии и диспуты, работа с книгой, пример.

Рассказ – последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повседневной форме.

Требования к рассказу:

- логичность, последовательность и доказательность изложения;

- четкость образность, эмоциональность;

- учет возрастных особенностей, том числе и продолжительности (10-15 минут в начальных классах, 30-40 в старших);

- вызывать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа;

- раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;

- представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Объяснение – словесный метод обучения заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук.

Педагогические требования к объяснению:

- точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использование приемов сравнений, сопоставления, аналогии;

- привлечение ярких примеров;

- обеспечение четкости логики изложения.

Беседа – диалогический метод, при котором учитель путем постановки системы вопросов подводит ученика к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед:

- эвристическая – учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

- сообщающая – используется для сообщения новых знаний;

- закрепляющая – применяется после изучения нового материала;

- индивидуальная – вопросы адресуются одному учащемуся;

- фронтальная – вопросы адресуются учащимся всего класса.

Лекция – систематическое, последовательное, монологичесое изложение учебного материала.

Идейному и эмоциональному воздействию лекции способствуют:

- убедительность доказательность аргументов;

- обоснованность и композиционная стройность;

- живое и задушевное слово лектора.

Учебная дискуссия – обмен точками зрения по конкретной проблеме, в ходе нее учитель получает информацию о глубине знаний и особенностях мышления учащихся.

Диспут – метод формирования суждений, оценок, убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Дает возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Работа с книгой включает ряд приемов работы с печатными источниками:

- конспектирование;

- составление плана текста;

- составление тезисов;

- цитирование;

- аннотирование;

- рецензировние;

- составление формально-логической модели (словесно-схематического отражения прочитанного);

- составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений труда разных авторов).

Пример – путем подражания у человека формируются социально-нравственные цели поведения, общественно-сложившиеся способы деятельности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.

Упражнения – метод овладения умениями и навыками




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.