Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды педагогического анализа




Параметрический анализ - изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Предметом этого анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины, посещаемости, соблюдения расписания занятий и др.

Тематический анализ - изучение устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.

Итоговый анализ - проводится по завершении семестра или учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.

2. Целеполагание - процесс формирования и выдвижения целей. Важно соотносить общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

3. Планирование - принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с целью.

Виды планов:

Перспективный план - разрабатывают, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы за последние годы;

Годовой план - охватывает весь учебный год включая каникулы;

Текущий план - составляют на определенную часть учебного года, является конкретизацией общего годового плана.

Наличие этих планов позволяет координировать деятельность педагогического коллектива.

4. Организация - выполнение принятых решений.

5. Регулирование -претворяются в жизнь конкретными людьми: администрацией учебного заведения, преподавателями, студентами, представителями общественности.

В регулировании важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и студенческого коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности, оценка хода и результатов конкретного дела.

6. Контроль - показывает степень расхождения между целью и полученным результатом.

 

 

Тема 4. Обучение как составная часть педагогического процесса.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теоретические основы процесса обучения, а также разрабатывающая новые технологии и системы обучения.

4.1. Сущность процесса обучения.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

4.2. Виды структур обучения.

1. Линейная - отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим.

2. Концентрическая - периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания.

3. Спиральная - постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы.

4. Смешанная - являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

4.3. Закономерности обучения.

Закономерности обучения – устойчивые, существенные взаимосвязи проявляющиеся в учебном процессе.

4.3.1. Общие закономерности.

1. Цели обучения – цель зависит от уровня развития и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, а также от уровня развития педагогической науки и практики.

2. Содержания образования – определяется общественными потребностями и целями обучения, темпами экономического и научно-технического развития, возрастными возможностями обучаемых и др.

3. Качества обучения эффективность нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего, характера и объема изучаемого материала, обучаемости учащихся и др.

4. Методов обучения – эффективность дидактических методов определяется целями обучения, содержанием, организацией учебного процесса, учебными возможностями обучаемых, навыками в применении этих методов и др.

5. Управления обучением продуктивность обучения детерминирована интенсивностью обратных связей в системе обучения, обоснованностью корректирующих воздействий.

6. Стимулирования обучения продуктивность обучения зависит от внутренних и внешних стимулов.

4.3.2. Частные закономерности.

1.Дидактические (содержательно-процессуальные).

1.1. Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.

1.2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий, его трудности и сложности;

1.3. Результаты обучения прямо пропорциональны значимости, усваиваемого содержания.

1.4. Результаты обучения зависят от применяемых методов и средств.

1.5. результаты обучения находятся в пропорциональной зависимости от мастерства преподавателя.

2. Гносеологические закономерности

2.1. Результаты обучения прямо пропорциональны умению обучаемых учиться;

2.2. Продуктивность усвоения знаний прямо пропорциональна объему практического применения знаний;

2.3. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности;

2.4. Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.

4.3.3. Психологические закономерности.

3.1. Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.

3.2. Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям обучаемых.

3.3. Продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.

3.4. Продуктивность обучения прямо пропорциональна количеству и интенсивности тренировочных упражнений (знаний);

3.5. Продуктивность усвоения знаний зависит от уровня развития памяти.

3.6. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала.

3.7. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения.

4.3.4. Социологические закономерности.

4.1. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

4.2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

4.3. Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.

4.4. Эффективность обучения зависит от качества общения педагога и учащегося.

4.5. Престиж учащегося в классе зависит:

4.5.1. позиции, которую он занимает;

4.5.2. роли, которую он исполняет;

4.5.3. академических успехов и достижений;

4.5.4. индивидуальных качеств

4.3.5. Организационные закономерности.

5.1 Эффективность обучения зависит от организации, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, стимулирует познавательную активность.

5.2. Результаты обучения прямо пропорциональны отношению обучаемых к своим учебным обязанностям.

5.3. Результаты обучения прямо пропорциональны работоспособности учащихся.

5.4. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.

5.5. Умственное утомление приводит к торможению деятельности органов чувств (четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности более чем в два раза (Вагер, Блажек)).

5.6. Умственная работоспособность обучаемых зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени суток, времени года, дня недели (М.В. Антропова).

 

4.4. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности.

Образовательная функция состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность, осознанность прочность и действенность знаний, умений и навыков.

Воспитательная функция - осуществляется и посредством общения учителя с учащимися формирует взгляды, убеждения, качеств личности.

Развивающая функция - обучение может выступать и как средство развития мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.