КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие закономерности педагогического процесса
♦ все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер; ♦ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия; ♦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом; ♦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов; ♦ эффективность педагогического процесса зависит от качества собственной учебной деятельности учащихся; ♦ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.
3.3. Принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса находят выражение в принципах[55]. Принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс. Впервые основные принципы сформулировал Я. А. Коменский - сознательность, - наглядность, - постепенность, - последовательность, - прочность, - посильность.
3.4. Классификация принципов педагогического процесса. Классификация принципов, по организационным формам. 1. Воспитания - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. 1.1. Общественная направленность воспитания. 1.2. Связь воспитания с жизнью, трудом. 1.3. Опора на положительное в воспитании. 1.4. Гуманизация воспитания. 1.5. Личностный подход. 1.6. Единство воспитательных воздействий. 2. Организации педагогического процесса. 2.1. Обучения и воспитания личности в коллективе. 2.2. Преемственности. 3. Руководства педагогической деятельностью. 3.1. Сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, 3.2. Сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, 3.3. Использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности. 4. Принципы обучения 4.1. Научности. 4.2. Посильной трудности обучения. 4.3. Систематичности и последовательности обучения. 4.4. Сознательности и творческой активности учащихся. 4.5. Наглядности обучения. 4.6. Прочности результатов обучения. Шалва Александрович Амонашвили (род. в 1931 году в г.Тбилиси (Грузия)) сформулировал следующие принципы педагогического процесса: 1. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека. 2. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами. 3. Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления. 4. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности. 5. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. 6. Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности их развитие в педагогическом процессе».[56] 3.5. Особенности обучения в высшей школе. – изучаются не основы наук, а сами науки в развитии; – самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей; – характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей; – преподаванию наук свойственна профессионализация.
3.6. Принципы обучения в высшей школе. С. И. Зиновьев, выделил следующие принципы обучения в высшей школе • научность; • связь теории с практикой, практического опыта с наукой; • системность и последовательность в подготовке специалистов; • сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; • соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; • сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; • доступность научных знаний; • прочность усвоения знаний. 3.7. Основные системы организации педагогического процесса. Различия систем организации педагогического процесса: • количеством учащихся, обучающихся в рамках этих систем; • соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников; • степенью их самостоятельности; • спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. Виды систем организации педагогического процесса. 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система; 3) лекционно-семинарская система. 1. Система индивидуального обучения и воспитания. Содержание обучения и воспитания, начало и окончание занятий, сроки обучения индивидуализированы. 2. Классно-урочная система. Эта система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: • постоянные место и продолжительность занятий; • стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже – и одного возраста; • стабильное расписание занятий. Теоретическое обоснование этой системы обучения дал Я. А. Коменский, основной формой обучения которой считал урок - четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников. Константи́н Дми́триевичУшинский (2 марта 1824, Тула — 3 января 1871, Одесса) разработал следующую типологию уроков: • смешанные уроки; • уроки устных и практических упражнений; • уроки письменных упражнений; • уроки оценки знаний. Классификация уроков по дидактической цели: • уроки изучения нового учебного материала; • уроки формирования и совершенствования умений и навыков; • уроки обобщения и систематизации знаний; • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков; • комбинированные (смешанные) уроки. 3. Лекционно-семинарская система, зародилась с созданием первых университетов. 3.8. Основные формы обучения в высшей школе. Лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки[57]. Семинар - (от лат. seminarium - рассадник, переносное — школа), один видов учебных занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Практические занятия (от греч. praktikos) - занимает промежуточное положение между семинаром и лабораторной работой. Лабораторное занятие [58] - один из видов самостоятельной практической работы учащихся имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание. Консультация [59] - один из видов учебных занятий в системе образования и повышения квалификации; проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний. Практика по избранной специальности – применение и закрепление учащимися полученных в процессе обучения теоретических знаний на предприятиях и т.п. Коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) - проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен в середине семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен и оценить текущий уровень знаний студентов. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене. Зачет - форма проверки, выясняющая степень познаний студента в каком-нибудь предмете, удостоверяющая удовлетворительные познания студента по какому-н. предмету в высшей школе Экзамен - (от лат. exāmen — исследование, испытание) — одна форм проверки знаний и умений по какому-либо учебному предмету. Лекционно-семинарская система в используется в практике профессиональной подготовки (студентов, слушателей системы повышения квалификации), т. е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общенаучные навыки и, прежде всего, – умение самостоятельно добывать знания. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы начинают использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с классно-урочной системой. 3.9. Функции педагогического управления 1. Педагогический анализ - изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |