КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования в психологии
Существует несколько классификаций методов исследования: 1. Классификация Л.С. Рубинштейна. 2. Классификация Г.Д. Пирьова. 3. Классификация Б.Г. Ананьева.
Классификация методов Б.Г. Ананьева. Основывается на логике научного познания и этапах научно-исследовательской работы. Существует 4 группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные.
1. Организационные – стратегия исследования. На этапе организации формулируется проблема, идет сбор информации о ней и планируется исследование. 1) Сравнительный метод – сравниваются 2 группы. Сравнение разных уровней одного и того же этапа развития. Зачастую используется для изучения филогенеза. (Ладыгина-Котс)
Методические требования: ü Использование одного и того же набора методов ü Формирование равноценных групп, обследованных по заданным критериям
Разновидности: a) Близнецовый метод b) Метод поперечных срезов (детская и возрастная психология)
Достоинства: ü быстро можно выявить особенности динамики развития психических процессов.
Недостатки: ü недооцениваются роли индивидуальных различий при изучении закономерностей.
2) Метод продольных срезов – лонгитюд. Лонгитюд – метод организации исследования, когда непрерывно прослеживается психическое развитие одного и того же человека или группы в течение ряда лет.
Самый выдающийся пример использования лонгитюда – классическое исследование «одаренных» детей, предпринятое Льюисом Терманом (1877-1956) в начале 20-х годов XX века, которое продолжается до сих пор.
Методические требования: ü Постоянство выборки ü Использование на каждом этапе исследования методов одинаковых по содержанию и возрастной валидности и сложности.
Достоинства: ü Лонгитюд более точно позволяет выразить величину изменения в развитии между двумя периодами. ü Дает возможность анализировать взимосвязи и взаимоотношения между отдельными компонентами развития личности, между компонентами личности и факторами развития. ü Обладает большей чувствительностью при изучении незначительно меняющихся переменных.
Недостатки: ü Сложность сохранения постоянства выборки. ü Нет четких критериев, как выбрать длительность лонгитюда. ü Возможность систематической ошибки, связанной с повторением проб. ü Ошибка из-за установки личных отношений между экспериментатором и обследуемым. ü Невозможно контролировать среду развития. ü Трудность выбора методик, соответствующих изучаемым характеристикам, процессам. ü Ученые могут переехать, потерять интерес к проблеме, наконец, умереть, если исследование длится достаточно долго. (Например, Терман умер в 50-е годы XX века, хотя его исследование продолжается и сегодня. Некоторые исследования личности, начатые в 1920-х и 1930-х годах, также продолжались после смерти их авторов).
Додж, Петти и Бейтс изучали влияние плохого физического обращения на развитие отношений со сверстниками. Репрезентативную выборку, состоявшую из 585 мальчиков и девочек, оценивали с точки зрения плохого физического обращения в первые 5 лет жизни, а затем отслеживали в течение 5 последовательных лет, начиная с детского сада и до четвертого класса школы. 12% детей из выборки были идентифицированы как подвергавшиеся плохому обращению. Каждый год, когда проводилась оценка, сверстники, учителя и матери независимо оценивали детей, подвергавшихся плохому обращению, как менее любимых, пользующихся меньшей популярностью и более социально замкнутых, чем дети, не подвергавшиеся плохому обращению, - и эта разница со временем возрастала. К четвертому классу группой своих сверстников отвергалось в два с лишним раза большее количество детей, с которыми плохо обращались, чем детей, с которыми обращались сравнительно хорошо. Эти результаты показывают, что плохое обращение в раннем возрасте может повредить отношениям со взрослыми, что, в свою очередь, ослабляет способность ребенка устанавливать эффективные отношения с другими детьми.
3) Комплексный (междисциплинарный) – подход, при котором психологи, социологи, физиологи и другие работают над одной проблемой.
Достоинства: ü Изучается феномен в целом, это способствует построению целой концепции человека.
Недостатки: ü Трудности выработки единых методологических и теоретических подходов. ü Разнородность состава методов и сложность сопоставления полученных результатов.
2. Эмпирические – сбор материала, экспериментирование. 1) Обсервационные: v наблюдение v самонаблюдение. 2) Эксперимент: Эксперимент – спланированное и управляемое исследование, в ходе которого экспериментатор воздействует на изолированный объект и регистрирует изменения его состояния. – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого объекта в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздать его при повторении этих условий. v лабораторный v полевой, естественный v формирующий, психолого-педагогический
3) Интервью 4) «Архивный метод», праксиометрический - анализ процессов и продуктов деятельности. - не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого. - анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д.
Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А.Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга.
Достоинства: ü В современных условиях доступны огромные объемы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет). ü Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность. ü Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.
Недостатки: ü В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью. ü При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу. ü При анализе данных при условии избыточного объема информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определенных ожиданий.
5) Биографический.
3. Методы обработки данных 1) Количественные – математическая статистика 2) Качественные
4. Интерпретационные – объяснение результатов. 1) Генетические (фило- и онтогенетические) 2) Структурные – рассматривается взаимосвязь между отдельными параметрами развития (классификация, типологизация и др.)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |