Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выдвижение гипотез и определение переменных




Гипотеза – утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

– недоказанное утверждение, предположение или догадка.

– это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

 

Процесс выдвижения гипотезы не поддается формализации, велика роль интуиции, это креативный процесс. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

 

Источники возникновения гипотез:

· Наблюдение за людьми

· Другие исследования

· Случайное открытие

· Самонаблюдение

· Литература

· Исследования коллег

· Теории

Наблюдение за людьми. Одно из самых известных психологических исследований родилось именно так. Русский психолог Блюма Зейгарник, тогда студентка известного немецкого психолога Курта Левина, раздала 164 участникам своего исследования от 18 до 22 простых заданий, выполнение каждого из которых требовало несколько минут. Заданием могло быть, например, изготовление картонной коробки, лепка глиняной фигурки, складывание картинок, а также решение арифметических и других умственных задач. Каждому участнику разрешали выполнить половину заданий, а затем прерывали и не позволяли закончить работу. Чтобы сделать остановку более заметной, Зейгарник всегда выбирала момент, когда объект был наиболее погружен в работу. В результате исследования было обнаружено, что вероятность восстановления в памяти задания, на котором испытуемого прервали, была в два раза выше, чем для остальных заданий. Это явление (что незаконченные задания запоминаются лучше, чем законченные) сегодня называется «эффект Зейгарник».

Идея исследования возникла из обычного для аспирантов занятия – обсуждения исследований в кафе. Левин и его студенты часто встречались и проводили часы в кафе через дорогу от их лаборатории в Берлине. Они не могли не заметить, как один из официантов запоминает, что заказал каждый из студентов, не записывая этого. Однако вскоре после оплаты счета он полностью забывал о заказах. Может быть, до оплаты счета ситуация была «не завершена» и официанту требовалось удерживать информацию в памяти? Зейгарник очень заинтересовалась этим вопросом, и был разработан эксперимент.

 

Более новый пример того, как наблюдения приводят к исследованию, - эксперимент но социальной психологии, посвященный изучению готовности людей оказать помощь. Отправной точкой для исследования стали нашумевшие случаи отказа помочь. Самым известным из них был случай Китти Геновезе, имевший место в 1964 г. в Нью-Йорке: на женщину напали, а затем убили на глазах у 38 свидетелей, из которых ни один даже не попытался сделать анонимный звонок в полицию.

Случайное открытие. К исследованию также может привести случайное открытие – обнаружение некоторого феномена при поиске чего-то совершенно другого. Такие открытия явились причиной многих важных событий в истории науки. Это происходит, если ученый бьется над разрешением трудной проблемы и некое непредвиденное событие случайно даст ключ к разгадке. Случайное открытие может быть сделано при неправильном ходе эксперимента, например при отказе аппаратуры.

Виды гипотез (по происхождению):

1. Теоретически обоснованные гипотезы – основываются на теории или модели и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей.

2. Научно-экспериментальные – выдвигаются для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей, но они не основываются на существующих теориях.

3. Эмпирические – формулируются для конкретного случая, вне теории, модели.

 

Виды гипотез (по содержанию):

1. Гипотезы о наличии явлений

2. Гипотезы о связи между явлениями (корреляционные исследования – связь между интеллектом детей и их родителей)

3. Гипотезы о причинной связи между явлениями (экспериментальные)

 

Виды гипотез (по объекту исследования):

1. Общие

2. Частные

 

Рабочая гипотеза – это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

 

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

 

Экспериментальная гипотеза – утверждение о предполагаемой связи между двумя или более переменными (П).

Может включать в себя: независимую переменную (НП), зависимую переменную (ЗП), отношение между ними и уровни дополнительных переменных (ДП).

 

Переменная (П) – любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.

 

Независимая переменная (НП) – произвольно изменяется экспериментатором.

 

Зависимая переменная (ЗП) – изменяется под действием независимой переменной, за изменением которой наблюдают в процессе эксперимента.

 

Требования, предъявляемые к гипотезам:

ü Не должна содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации

ü Не должна противоречить ранее установленным научным фактам

ü Простота гипотезы с минимизацией возможных допущений и ограничений

ü Должна быть приложима к более широкому кругу явлений, а в идеале ко всему кругу явлений, которые она объясняет

ü Не должна содержать понятий, неизвестных исследователю

ü Не должна включать более одного предложения

ü Стилистически и логически должна быть построена безупречно, просто и ясно

ü Должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования

ü Должна быть операционализированной – входящие в состав высказывания переменные должны контролироваться в эксперименте: НП – управляться экспериментатором, ЗП – регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.