Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие самостоятельной работы учащихся




Принципы организации внеклассной работы учащихся

Другие формы внеклассной учебной работы школьников

К вспомогательным формам организации обучения относятся консультации. Они, как и экскурсии, носят эпизодический характер, так как организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации. По количеству учащихся они бывают групповые или индивидуальные. Иногда в школе устанавливается специальный день для консультаций. Цель консультаций – помочь учащимся преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем и разделов программы, восполнить пробелы в усвоении знаний школьниками, создать основу для успешной познавательной деятельности школьников.

Олимпиады по предметам, конкурсы, викторины выставки творческих работ учащихся и др.

Могут быть школьного, районного, областного и республиканского уровня. Стимулируют учебно-познавательную деятельность школьников, формируют дух состязания, способствуют выявлению и демонстрации творческих способностей учеников в процессе изучения основных предметов школьной программы. Эти формы работы, как правило, планируются заранее. Ученикам сообщается программа проведения такой формы работы. Для участия в них отбираются лучшие учащиеся, что позволяет развивать в дальнейшем их способности. Результаты таких форм работы в то же время демонстрируют уровень профессионализма учителя, обучающего этих школьников.

Факультативные занятия

Как форма обучения они были введены в школьную практику в 60-х – нач. 70-х г.г. Факультатив (лат.) – возможный, необязательный, предоставляемы на выбор. С их помощью реализуются специальные программы, углубляющие знания учащихся, расширяются возможности их профориентации, специализации в отдельных видах деятельности. При определении перечня факультативов исходят не только из интересов и пожеланий учащихся, но и из общественных потребностей и возможностей школы. При этом учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факльтативы могут проводиться в форме урока, лекции, семинара, экскурсии и т.д.

Функции факультативных занятий:

– удовлетворение запросов учащихся в более глубоком изучении отдельных предметов;

– развитие учебно-познавательных интересов, творческих способностей и дарований учащихся;

– расширение кругозора школьников, систематизация свободно поступающей к ним информации.

Содержание и организация факультативных занятий:

– более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по предметам;

– изучение дополнительных новых тем и проблем, выходящих за пределы программы;

– проведение занятий в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, конференций, дискуссий и др.

Предметные кружки

Представляют собой объединение на добровольных началах учащихся параллельных классов на основе познавательных и творческих интересов. Они отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения. Они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. Кружки способствуют развитию творческого потенциала учащихся, их природных задатков и способностей, а также развитию связей между общеобразовательными и специальными предметами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения. Руководство кружками обычно ведут учителя-предметники.

Научные общества

объединение учащихся, стремящихся к углублению знаний, занимающихся техническим творчеством, исследовательской работой и т.д. Научные общества призваны удовлетворять следующим требованиям:

· активно-деятельностный характер взаимного общения, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, порождающий атмосферу творческого поиска и самостоятельных открытий;

· формирование навыков работы с компьютером, самостоятельной обработки и анализа потока научной, художественной и социальной информации;

· применение передовых методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся, характеру научного материала.

Принцип избирательности

Педагог сам устанавливает направленность внеурочных занятий, учитывая теоретический и прикладной характер обучения, разнообразие интересов школьников, многоплановость задач обучения, потребности определенного класса и условия работы школы

Принцип научной углубленности

Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях; показываются связи с другими явлениями; теоретически обобщаются разрозненные факты; рассматриваются темы, не включенные в учебную программу или недостаточно в ней представленные

Принцип практической направленности

Демонстрация учащимися в процессе внеклассных занятий практического применения знаний: проведение работы с младшими школьниками, изготовление наглядных пособий, организация различных выставок, подготовка материалов для публикаций и др.

Принцип добровольного участия

Наличие у детей определенного круга интересов, позволяющих им выбирать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы, развить их задатки и способности. Данный принцип основан на заинтересованности школьников – главном условии результативности внеклассной работы

Принцип равноправия

Во внеклассных занятиях могут принимать активное участие все желающие школьники независимо от их степени подготовленности по предмету

Принцип занимательности

Разнообразие и вариативность форм внеклассных занятий, методов и приемов работы, направленных на развитие творческих способностей ученика. Педагог должен помнить, что: 1-заниматель-ность влияет на психические процессы учащихся (внимание, память и др.), 2-учитель должен осознавать цели использования занимательности в процессе занятий.

 

 

Тема 6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА КАК ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

1. Понятие самостоятельной работы учащихся

2. Виды самостоятельной работы школьников

3. Сущность домашней учебной работы школьников, ее основные недостатки

4. Правила выполнения домашней учебной работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся – это форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которого учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и способностей.

По мнению Пидкасистого П.И., «Самостоятельная деятельность учащихся … имеет единое основание в процессе обучения – индивидуальное познание. Она базируется на трех видах деятельности ученика: 1) деятельности по усвоению понятий, теорий, закономерностей или применению готовой информации в знакомой ситуации обучения (репродуктивная деятельность при решении типовых познавательных задач);

2) деятельности, целью которой является определение возможных модификаций действия усвоенных закономерностей в измененных ситуациях обучения; 3) деятельность, направленная на самостоятельное открытие закономерностей (решение творческих задач)» /И.П. Пидкасистый «Самостоятельная деятельность учащихся»/.

Важно, чтобы педагог учитывал и глубоко понимал специфику самостоятельной работы учащихся. Нетворческая (репродуктивная, воспроизводящая) деятельность учащихся в обучении проявляется в решении стандартных, однотипных задач и такого же типа заданий. Такая деятельность осуществляется по определенному алгоритму, стереотипным моделям и образцам. В процессе организации самостоятельной работы она направлена на осмысление, запоминание усвоенных знаний и способов деятельности. Ее результатом является формирование умений, навыков решения стереотипных задач, развития логической памяти, логического (дискурсивного) мышления. В решении творческой задачи учащийся сначала ведет мысленный перебор известных ему способов решения, и, не найдя его в арсенале имеющегося опыта, конструирует самостоятельно новый способ.

Организация любой самостоятельной работы учащихся имеет три этапа.

Первый этап – постановка перед учащимися целей, задач, заданий, указания и разъяснения по выполнению заданий; второй этап – период самоорганизации учащихся и их непосредственная деятельность по выполнению заданий, решению задач, поставленных учителем; третий этап – оценка и подведение итогов выполнения самостоятельной работы учащимся.

В процессе реализации всех трех этапов требуется мастерство учителя для стимулирования интереса учащихся к самостоятельной работе, активизации и интенсификации их учебной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.