Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Процесс организации информационного производства




Данный процесс складывается из нескольких последовательных этапов. Начинается он с заказчика, в роли которого выступают различные социальные институты, руководящие идеологической жизнью общества - партийные, государственные, общественные; финансовые, коммерческие структуры и т.д. или отдельные владельцы СМИ как представители интересов конкретных социальных групп. Именно они нуждаются в массовой информации, с помощью которой воздействуют на общественное сознание и достигают определенных целей. Их роль заключается прежде всего в финансировании информационных процессов.

Для производства информационной продукции создается редакция – имущественный комплекс, в рамках которого работает редакционный коллектив профессиональных журналистов. Они могут выпускать периодическое издание, телевизионную или радиовещательную программу, сетевые СМИ. Независимо от вида информационного канала редакционный коллектив действует по общим принципам, свойственным для журналистики в целом. Непременным условием сегодня стало сегментирование и позиционирование СМИ на информационном рынке. Для повышения конкурентоспособности важна техническая оснащенность современным оборудованием, продуманная система распространения информационной продукции.

Вместе с тем для эффективной работы редакции создаются соответствующие условия, учитывающие функционирование того или иного средства массовой информации, его технические и технологические особенности.

В рыночных условиях СМИ получили разный статус. Он определяется конкретной формой собственности, имущественной базой, на которой действует редакция. Если это государственное имущество, переданное редакции на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, то СМИ считается государственным. Если редакция основывает свою деятельность на базе муниципальной собственности, то программа является муниципальной. Ее учредители – органы власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления (местной администрации). К их числу можно отнести большинство местных студий, которые существуют за счет разного рода дотаций и льгот. Собственность частных СМИ формируется за счет личных вкладов и средств физических и юридических лиц. Появилась и смешанная форма собственности, когда уставный капитал редакции складывается за счет объединения разных по статусу собственников, например редакционного коллектива и местной администрации (муниципалитета).

В Законе о СМИ уточняется, что редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Однако, подчеркивает С. Давтян, не следует ставить знак равенства между профессиональной и хозяйственной самостоятельностью, поскольку право на профессиональную самостоятельность имеет каждая редакция, а хозяйственную самостоятельность может иметь только редакция, зарегистрированная в качестве юридического лица, основной признак которого – наличие у редакции обособленного имущества, принадлежащего ей на правах собственности или хозяйственного ведения. Хозяйственная самостоятельность является важным фактором не только для функционирования редакции, но и для формирования редакционного коллектива. Если редакция не зарегистрирована в качестве юридического лица, то она не является субъектом трудовых отношений, даже если выпускаемая ею продукция зарегистрирована в качестве СМИ в соответствующих государственных органах. Такая редакция выступает структурным подразделением другого юридического лица. Как юридическое лицо, редакция в виде хозяйственного общества имеет гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных федеральными законами видов деятельности, помимо подготовки и выпуска СМИ.

В новых условиях хозяйствования во многих редакциях выпуск основной информационной продукции совмещается с другой хозяйственно-предпринимательской деятельностью, например, рекламной, маркетинговой, посреднической, организацией выставок, осуществлением внешних информационных, культурных и экономических связей и т.д. Посторонняя деятельность, напрямую не связанная с редакционной, в большинстве случаев имеет цель пополнить бюджет редакции. Запись в уставе не означает, что редакция обязательно будет заниматься всеми указанными видами деятельности. Это, скорее, декларация о намерениях.

Отсутствие достаточного финансирования СМИ со стороны государства заставило журналистов искать собственные пути выхода из финансового кризиса, внедрять маркетинг, глубоко изучать интересы своих потребителей, публиковать рекламу и объявления. В структуре многих редакций помимо административной, творческой и технической части появилась еще и коммерческая. В условиях рынка на первый план вышли не только вопросы сбора и обработки информации, но и ее распространения, сбыта.

Хорошо организованная служба маркетинга особенно важна для вновь создающихся СМИ. Она производит зондаж, анализ рынка, поиск свободной информационной ниши. Затем – определение рынка сбыта информационного товара. Это дает возможность создать собственную концепцию программы, канала, оптимальные модели информации как товара. Изучение рынка рекламодателей позволяет в конкурентной борьбе с другими СМИ избежать лишних финансовых затрат. Коммерческая служба занимается также формированием имиджа программы, прогнозирует зоны информационного дефицита, чтобы своевременно удовлетворить спрос собственной продукцией, развивает различные информационные и другие услуги, удовлетворяющие экономические интересы учредителя, владельца СМИ, журналиста.

Сегодня редакционный маркетинг – осознанная необходимость для всех СМИ, которые хотят выжить в условиях нелегких российских реформ и конкуренции на информационном рынке. Это, как подчеркивает С.М. Гуревич в своем пособии для журналистов «Экономика отечественных СМИ» (М., 2004), особый вид профессиональной деятельности, связанной с продвижением средства массовой информации на рынок, направленной на обеспечение его существования и на удовлетворение информационных потребностей его читателей, слушателей, зрителей.

Автор учебного пособия разделяет информационный рынок на две части. Первая – это рынок ресурсов, без которых невозможно функционирование СМИ. К ним относятся: финансовый рынок, рынок рабочей силы, издательский рынок и рынок аудиовизуальных СМИ, технический рынок, рынок материалов, рынок информации и идей, рынок распространителей. Во вторую часть, относящуюся ко внешней среде, входят: рынок периодических изданий, теле- и радиопрограмм, рынок потребителей информации (читательская аудитория).

Финансовый рынок предоставляет людям, взявшимся за организацию информационного производства, несколько источников капиталов, с помощью которых они могут достичь своей цели. Прежде всего, это инвестиции. Инвестор вкладывает свои деньги в учреждение или производство СМИ с целью получения доходов или возможности воздействовать на властные структуры, реализовать свои политические или экономические планы. Один из видов инвестиций – это дотации. На такую регулярную финансовую поддержку могут рассчитывать СМИ, являющиеся органом государственной или общественной организации. Второй источник – это кредиты, за которыми нужно обращаться в банк. Однако у руководителей СМИ должна быть уверенность, что они сумеют своевременно возвратить взятую в долг сумму вместе с выросшими процентами, иначе редакции грозит банкротство или переход в собственность банка.

Рынок рабочей силы определяет состав редакции, уровень профессиональной подготовки ее работников: журналистов, технического персонала, специалистов менеджмента, маркетинга, рекламы. Несмотря на большое количество выпускников журналистских вузов, не всякая телестудия берет их на работу. Редакция ищет, как правило, уже опытного практического журналиста с конкретной тематической, жанровой специализацией. Журналистов «с именем» стараются переманить из других СМИ более высокой зарплатой, удобными условиями труда. Вот почему молодым журналистам уже со студенческой скамьи нужно осваивать специализацию и одновременно сотрудничать со СМИ, чтобы еще до окончания вуза найти себе рабочее место в редакции. Им следует также ориентироваться на то, какие журналистские специальности востребованы больше всего на рынке труда. Технические сотрудники, обеспечивающие процесс подготовки и выпуска телепрограмм, составляют значительную часть коллектива. Обычно предложение на этом рынке превышает спрос, чего не скажешь о профессионалах в области редакционного маркетинга и менеджмента, которых требуется все больше и больше в различных областях медиабизнеса.

Технический рынок располагает техникой, используемой в студиях аудиовизуальных СМИ. Он формируется за счет систем современных технических средств. Они различаются по составу, но имеют общую основу. Часть входящих в них средств используется для фиксации и хранения информации, другая – в процессе подготовки и выпуска телерадиопрограмм и передач.

Другую часть технического рынка составляет редакционная техника – персональные компьютеры, телефоны, телефаксы, телетайпы, диктофоны, фотоаппараты, ксероксы и иная оргтехника. Без нее журналист уже не сможет полноценно трудиться и оперативно выполнять редакционные задания. Чем лучше оснащена редакция современной техникой, тем легче ей конкурировать с другими изданиям в сборе, обработке и распространении информации.

Рынок информации и идей не менее важен, чем вышеназванные. Без оригинальных идей и свежей, оперативной, эксклюзивной информации СМИ неконкурентоспособно. Вот почему так ценятся сотрудники, которых называют «генераторами идей». Они могут подавать идеи в самых различных плоскостях редакционной работы: придумывать новые рубрики, направления, темы, формы освещения события и явлений, организационно-массовые мероприятия и т.д. Это придает каналу или программе неповторимость, создает ему оригинальное лицо, которое тут же замечается и оценивается зрительской аудиторией, что непосредственно сказывается на рейтинге. Оригинальные идеи высоко котируются на рынке информации, равно как и их авторы. Не менее ценны и люди, служащие источниками новой информации – информаторы, консультанты, эксперты, внештатные авторы. Благодаря им редакция, говоря словами журналистов, может «вставить фитиль» другим СМИ, то есть опередить их в распространении важной для всех информации и тем самым доказать конкурентам и аудитории свой более высокий профессионализм, повысить в ее глазах свой авторитет. Спрос на этом рынке всегда превышает предложение.

Рынок потребителей информации. Это зрительская аудитория. Чтобы пользоваться у нее спросом, нужно постоянно изучать ее потребности, которые тоже претерпевают изменения. Богатые редакции нанимают для этого социологические службы, бедные полагаются на собственную интуицию и профессиональный опыт. Редакционный коллектив прежде всего ориентируется на целевую аудиторию. Вместе с тем он старается привлечь к себе и иных зрителей. В результате создается реальная и потенциальная аудитория. Для ее изучения журналисты используют опросы, анкеты, телефонные звонки и т.д. Сегодня этим занимаются редакционные службы маркетинга. Они определяют характер, методы, время и очередность проведения исследования аудитории, изучение информационных конкурентов. На основании полученных результатов составляются прогнозы, которые подсказывают дальнейшие шаги в управлении редакционным коллективом, т.е. в редакционном менеджменте.

Некоторые СМИ, чувствуя, что теряют интерес зрителей, покидают свою информационную нишу и пускаются в поиски новой, переходят из одной типологической группы в другую, приспосабливаются под меняющиеся вкусы публики. Для большей части потребителей информации важнейшими мотивами выбора телеканала или программы являются их жизненные интересы и информационные потребности, которые, в свою очередь, зависят от демографических, социальных, культурных и других факторов. У телевидения самые крупные рынки – по увлечениям зрителей: кино, музыка, спорт, политические новости, научно-популярные и образовательные программы и т.д.

Выступая в качестве элемента системы массовой коммуникации, редакционный коллектив сам, в свою очередь, представляет сложную социальную систему, в которую входят многочисленные структурные элементы.

Основная функция редакционного коллектива – производство общественно значимой информации для определенной аудитории, которая испытывает в ней потребность, – получает конкретизацию в функциях структурных подразделений редакции, а те, в свою очередь, в функциях отдельных сотрудников. Образуется своеобразная функциональная лестница, на вершине которой – целевая функция общества или ее части (социальной или политической группы, слоя, класса), определяющая характер всех нижестоящих функций (целевая функция общества – функция системы СМК – функция редакционного коллектива – функция подразделения редакции – функция журналиста).

В соответствии с функциями, возложенными на редакционный коллектив, создается его структура. Понятие «структура» означает определенную взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующих строение, устройство чего-либо. Можно сказать, что структурой редакции является определенная взаимосвязь ее творческих и технических подразделений. Цель владельца, учредителя и редакции – найти такую структурную форму коллектива (количество и взаиморасположение редакционных звеньев, число сотрудников в них и т.д.), которая бы оптимально способствовала поставленным перед изданием задачам. Однако структура – это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, подчеркивают философы, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Рассматриваемая структура функционирует в обществе, а не в мире вещей; поэтому в каком бы виде структура ни выступала, пишет В.Г. Афанасьев, она обязательно в конечном счете проявляется в деятельности людей. Из действий людей слагается любая структура, любое отношение в обществе.

На основе сказанного можно сделать вывод:структура редакции зависит от функций,выполняемых ее сотрудниками, складывается из их действий, составляющих последовательный рабочий процесс, из их социальных и индивидуальных особенностей.

Чем сложнее задачи, стоящие перед СМИ, чем шире охват общественной жизни, тем разветвленнее структура ее редакции.

В телевизионном производстве главная роль отводится продюсерам или редакторам. Эти люди, как правило, не работают в кадре. Продюсер часто отвечает за финансовую сторону подготовки программ. В крупных коллективах в штате могут значиться: генеральный продюсер – руководитель, которого по функциям можно сравнить с главным редактором или главным режиссером; исполнительный продюсер – технический организатор съемок, монтажа; креативный продюсер, связанный с творчеством. Редактор занимается созданием и правкой литературных текстов, составлением планов рубрики (а иногда и ее концепции), подбором авторов – исполнителей замысла редактора, корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики. Редактирование выпуска новостей радикальным образом отличается от работы редактора в передаче «журнального» типа, выходящей раз в месяц; редактор телефильма работает совсем не так, как его коллега, отвечающий за организации ток-шоу. В отличие от газетных работников он имеет дело не только со словом, но и с экраном, и поэтому в первую очередь заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача.

Редактор (продюсер) высокого уровня, занимающий руководящую должность в телевизионной иерархии, продумывает стратегию вещания; обеспечивает сбалансированность позиции телевидения, занимаемой по важнейшим и достаточно спорным общественным вопросам. От редактора такого уровня зависит и организация сбора информации, работы многочисленных репортеров, которые должны чувствовать постоянную поддержку своей телекомпании, работая в сложных условиях. Телевизионный редактор – это не только литературный работник, но прежде всего организатор «добычи» и оформления экранной «картинки» – визуальной информации во всем ее разнообразии. Редактор новостей наделен большими правами по отношению к репортерам. Он может потребовать от репортера сократить материал или изменить его компоновку, а может и вовсе не выпустить репортерскую работу в эфир.

Творческие, журналистские, экранные профессии на телевидении начинаются с профессии репортера – самой массовой и многогранной. Репортер (корреспондент) на ТВ может специализироваться по тематическим направлениям (политика, экономика, культура, спорт, уголовная хроника и т.д.), по региональному принципу (все новости одного региона). Есть среди них и репортеры-универсалы, которые выступают во всех ипостасях. Большинство репортеров работают в службе оперативной телеинформации. Но есть и те, кто занят аналитическими телерасследованиями. Репортер – это беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть его профессионального мастерства сводится в трем компонентам:

– оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое;

– вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем;

– сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

На съемках любого события работают несколько человек – репортер, оператор, его ассистент, видеоинженер, звукооператор, осветители, шофер. Задача репортера – сделать работу съемочной группы слаженной и эффективной, решая и уточняя по ходу смысловое содержание снимаемого, драматургическое и композиционное построение видеоряда.

Существует два принципиально различных способа работы в телехронике. Первый: сначала пишется текст сюжета, который затем служит руководством для съемок соответствующих кадров, после чего репортер начитывает его на видеоленту перед началом монтажа изображения, который осуществляется четко под фразы журналиста. Второй способ: сначала делается монтаж изображения, исходя из логики самой «картинки», под приблизительный план репортера, а затем пишется и наговаривается текст. Первый способ позволяет работать быстрее, поэтому он используется чаще.

Не менее важной фигурой на телевидении является комментатор. Он появляется в новостной программе, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст. Однако не все редакции могут позволить себе иметь в штате собственного комментатора, поэтому они приглашают для комментирования событий известных политологов, экспертов, специалистов со стороны. Комментатор обычно полностью пишет для себя текст предстоящего выступления, придерживаясь стиля устной речи. Комментатор должен обладать красноречием, убедительностью, чтобы его влияние на умы и сердца зрителей было эффективным.

Обозреватель, являясь специалистом в какой-либо области, ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом, умением общаться с невидимой аудиторией, талантом популяризатора – способностью просто рассказать о сложном. Обозреватель отличается от комментатора умением создавать сценарии сложной передачи «журнального» типа и вести общение в студии. Он старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора. Он скорее энциклопедист, чем пропагандист и агитатор. Но так же блестяще владеет словом и способен артистично произносить публицистическое монологи.

Интервьюер – самостоятельная журналистская специализация, хотя этим жанром владеют многие творческие работники ТВ. В его задачу входит создание портретных интервью, в которых на первый план выходят психологические характеристики собеседника; проблемные интервью, где главным в беседе становится обсуждение какой-либо важной общественной проблемы. Хорошее интервью – это плод длительного планирования и мгновенного реагирования журналиста на высказывания собеседника, это взаимосвязь интеллектов беседующих. Практика показывает: чтобы получить интересный ответ, нужно поломать голову над интересным вопросом.

Шоумен или ведущий ток-шоу – распространенная сегодня профессия на ТВ. Она требует хороших организаторских способностей, умения работать с большой аудиторией, эрудиции, сильной воли, ясного понимания цели разговора, быстрой реакции. Это, так сказать, «массовик-затейник» высшего класса, умеющий из словесной ткани разговора сделать цельное зрелище.

Модератор – ведущий дискуссионных или диалогических передач, теледебатов, «круглых столов», за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Ведущий следит за справедливым распределением времени высказываний, его задача – не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета разговора, не становиться на сторону кого-либо из собеседников, сохранять нейтральность, но в то же время не быть равнодушным организатором диалога.

Ведущий новостей – человек, ежедневно появляющийся на экране с самыми важными новостями дня. Он пришел на смену диктору, чтобы не просто выразительно читать тексты, а внести авторское, журналистское начало в подачу сюжетов. Обязательные характеристики: уверенность, располагающая внешность, четкая дикция, выразительные интонации, умелая и тактичная подача новостей.

Интервьюер, шоумен, модератор, ведущий новостей имеют одно общее свойство – они должны воздерживаться от высказывания собственных суждений.

Трудовой коллектив редакции – сложное, неоднородное по своей структуре объединение людей. В одних редакциях к трудовому коллективу относятся все работники редакции, включая ее администрацию, при этом чаще употребляется понятие «редакционный коллектив», в других под трудовым коллективом понимается объединение работников, находящихся в трудовых отношениях с редакцией. Это связано с тем, что в действующем законодательстве нет четких определений на этот счет. В Законе о СМИ отсутствует понятие «трудовой коллектив редакции», а понятие «редакция» не отражает полностью сути трудового коллектива. В законе говорится лишь о творческой части редакционного коллектива – о журналистах. Однако, подчеркивают специалисты, исходя из трудового законодательства, можно сказать, что трудовой коллектив редакции – это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в редакции, на основе трудового договора. Другими словами, членами трудового коллектива, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, являются все, кто заключил с редакцией трудовой договор (контракт).

Количественный состав трудового коллектива редакции может насчитывать от одного до нескольких сотен человек. Трудовой коллектив среднестатистической российской редакции, подчеркивает С. Давтян, фактически не является полноценным субъектом трудовых отношений. Каждый член трудового коллектива сам представляет (защищает, отстаивает) свои интересы. В некоторых редакциях слова «коллективный договор», «профсоюзная организация» вызывают отторжение со стороны редакционных администраций. Произошедшие за последние годы в некоторых редакциях события показали на практике истинное правовое положение трудовых коллективов

Структура редакции, как и любого другого трудового коллектива – производственного или творческого, если ее рассматривать с точки зрения социальной психологии, складывается из нескольких локальных подструктур: функциональной, организационной, социально-психологической, социально-демографической, активно влияющих на эффективность деятельности редакционного коллектива.

Функциональная подструктура – это такое распределение труда между членами коллектива, при котором функции каждого сотрудника определяют его место в данной структуре. Данная подструктура многообразна, так как функции продюсеров, редакторов (организационно-управленческие), репортеров, комментаторов, обозревателей, интервьюеров, шоуменов, модераторов, выпускающих новостей (литературная, редакторская, организаторская работа), вспомогательных служб (техническая работа) различны. Научная организация труда предполагает расширение функциональной структуры, учреждение новых должностей для выполнения функций, выдвигаемых журналистской практикой. Весь вопрос упирается в их финансовое обеспечение. Ведь для выполнения каждой новой функции необходимы соответствующие кадры сотрудников, которых нужно обеспечить зарплатой, производственными площадями, оргтехникой и т.д. Поэтому многие редакции в целях экономии средств стараются выполнять работу меньшим числом сотрудников, возлагая на них не одну, а несколько рабочих функций, что не всегда оправдывает себя, так как ведет к снижению качества труда.

Организационная подструктура определяет основные профессиональные роли, нормы и правила деловых взаимоотношений сотрудников, обеспечивает их выполнение при помощи трудового законодательства, устава редакции. Она выражается в системе должностей, в документах, фиксирующих права и обязанности работников, правила, которые они обязаны соблюдать в процессе своей деятельности, дисциплинарные нормы и санкции и т.д. Организационная подструктура определяется функциональной подструктурой, строится так, чтобы обеспечить четкое выполнение и координацию функций каждого работника. Эта подструктура отражена в штатном расписании редакции.

Социально-психологическая подструктура отражает психологические связи сотрудников - симпатии, антипатии, авторитет отдельных членов коллектива, общность интересов и т.д. Если организационная подструктура отражает формальные, официальные отношения между сотрудниками в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей, то социально-психологическая – неформальные, эмоциональные связи (эти подструктуры называют также внешней и внутренней, формальной и неформальной).

Жизнедеятельность коллектива во многом зависит как от внешней подструктуры, так и от внутренней. Роль формальной подструктуры растет по мере увеличения коллектива. Главное в нем – четкое распределение прав и обязанностей каждого работника. В маленьком же коллективе такое распределение может сложиться неформально, естественным ходом событий.

Во многих редакционных коллективах обычно царят неформальные отношения, как в любой творческой среде. Журналистский труд требует бережного подхода к индивидуальности сотрудника, вместо авторитарного стиля руководства в редакции предпочтительнее демократический стиль. Для хорошей сработанности коллектива важно, чтобы неформальная структура приближалась к формальной, чтобы служебная роль журналиста соответствовала его творческим и деловым качествам, чтобы мнение о нем руководства не расходилось с мнением остальных членов коллектива.

В каждом коллективе есть опытные журналисты, превосходящие своих коллег в мастерстве. Это выражается в росте их авторитета. Этим сотрудникам, наиболее способным и инициативным, нужно поручать участки работы, соответствующие их деловым качествам. Благодаря такому подходу служебная роль журналиста будет соответствовать его творческим и деловым способностям, а также мнению о нем не только руководства, но и всех членов коллектива. Постоянное совмещение внешней и внутренней структур отдела и редакции является источником для качественного улучшения коллектива и его успешного функционирования.

Социально-демографическая подструктура дает представление о составе сотрудников редакции с точки зрения пола, возраста, профессии, социального положения и т.д. Она тоже играет определенную роль в эффективной деятельности коллектива. На первый взгляд кажется, что однородный состав редакции в возрастно-половом отношении более мобилен, организован, лучше справляется с редакционной работой, чем коллектив, в котором трудятся женщины и мужчины, молодые и пожилые сотрудники. Однако, по мнению исследователей, более слаженно трудится коллектив, в котором представлены лица разного возраста и пола. Поэтому в структуре любого коллектива должно быть определенное соответствие молодых и старых работников для соединения высоких потенций развития и жизненного опыта.

Соответствие функциональной и организационной, организационной и социально-психологической подструктур, правильное регулирование социально-демографической подструктуры коллектива открывают дополнительные резервы для повышения организации редакционной работы, улучшения качества и эффективности журналистской деятельности.

 

См.: Давтян С.Л. Правовые основы функционирования редакции. Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2004. С. 13-14.

Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. №6.

Телевизионная журналистика. Учебник. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ: Наука, 2005. С. 214-215.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.