Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Основные характеристики предприятия СМИ




· 5.1. Предпринимательство в сфере средств массовой информации

· 5.2. Организационно-правовые формы предприятия СМИ

Редакцию печатного СМИ, телеканал или радиостанцию, можно и нужно рассматривать как отдельное предприятие, которое имеет такие же цели, задачи и принципы функционирования, как любое другое, осуществляющее производственную деятельность, считает И.Н. Демина. С экономической точки зрения предприятие СМИ. С экономической точки зрения предприятие СМИ – это производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. С правовой точки зрения предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Специфической особенностью медиа является то, что целью СМИ не обязательно является только получение прибыли. Так, целями качественной прессы или образовательного, научно-популярного телевидения могут быть информирование, просвещение аудитории, формирование ее вкусов. Зачастую такие цели («миссия» СМИ) могут противоречить экономическим целям предприятия. Бытует даже мнение, что эти СМИ вообще не могут быть рентабельными, т.е. приносить прибыль.

Из цели создания и функционирования предприятия СМИ вытекают его задачи. Они определяются интересами владельца или учредителя, размерами вложенного капитала, ситуацией внутри коллектива и внешней средой. Право постановки задач перед персоналом предприятия – редакции – остается за владельцем независимо от его статуса – частное ли это лицо, государственные органы или акционеры. Владелец, исходя из собственных интересов, целей, приоритетов, не только обладает правом, но и вынужден формировать и ставить задачи перед коллективом редакции – иначе вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах.

Задачами действующего предприятия СМИ являются:

– получение дохода владельцем СМИ;

– обеспечение потребителей (читателей, слушателей, зрителей) информационной продукцией;

– обеспечение персонала редакции заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

– недопущение сбоев в работе предприятия.

В соответствии с целями и задачами предприятие СМИ выполняет определенные функции:

– изготовление продукции (газет и журналов, теле- и радиопередач);

– своевременная доставка аудитории информационной продукции;

– материально-техническое обеспечение производства медиа;

– управление и организация труда персонала редакции;

– разработка стратегии дальнейшего развития предприятия СМИ;

– коммерческая деятельность редакции;

– уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;

– соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Таким образом, предприятие СМИ несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации тиража, рекламы оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на закупку сырья, материалов и оплату персонала.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность работы предприятия СМИ, – это прежде всего потребители продукции (читатели, слушатели или телезрители), поставщики компонентов (факторов) производства, а также государственные органы и население того региона, в котором распространяется СМИ. К факторам внешней среды относятся конкуренция, а также экономические, социальные и правовые условия, в которых действуют массмедиа.

Важнейшим фактором внешней среды является конкуренция – экономическое состязание изготовителей одинаковых, взаимозаменяемых или сходных товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной прибыли. Достоинства конкуренции заключаются в том, что именно она заставляет печатные и электронные медиа, а также поставщиков компонентов производства надлежащим образом удовлетворять потребности аудитории, применять эффективную технику, технологию, современные методы организации производства и труда.

Экономические факторы существования СМИ можно разделить на микро- и макроэкономические. К микроэкономическим факторам можно отнести соотношение спроса и предложения медиа на рынке, перечень СМИ, существующих на рынке, объемы денежных средств, которые потребители могут истратить на приобретение СМИ, наличие теле- и радиоприемников. Макроэкономические условия более общие, они применимы для любых отраслей: уровень безработицы и инфляции, этап экономического цикла, на котором находится экономика страны, и т.д.

Столь же важными являются социальные условия; стремление аудитории к информационным продуктам, отвечающим определенным вкусам, мировоззрению и точкам зрения; нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды; отношение отдельного индивида к работе, величине зарплаты, условиям труда; заинтересованность владельца (учредителя) в решении социальных проблем сотрудников.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды, которая диктует необходимость соблюдения правовых условий: законов, обеспечивающих деятельность СМИ (Закон о СМИ, Гражданский кодекс РФ, Закон о рекламе, Закон об авторском праве и смежных правах и др.), налогового законодательства, взаимодействия государственных органов и СМИ и пр.

Действующие в области экономики государственные законы определяют лишь компетентность и границы внешнего вмешательства в работу предприятия СМИ, но не устраняют его полностью. Государственный контроль ведется за доходами предприятия и уплатой им налогов, санитарными и другими условиями производства, соблюдением стандартов и технических условий производства, правовой защитой наемного персонала. Таким образом, хотя государственная цензура над медиа в настоящее время не существует, это не означает, что государство не может вмешиваться в деятельность предприятия СМИ.

Предприятие СМИэто самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства информационного продукта, выполнения других работ и оказания услуг (рекламодателям) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Социально-экономическая роль предприятия СМИ в условиях рынка существенно меняется. Результатом деятельности становится не только выпуск информационной продукции, но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие. Требуется не только произвести продукт, но и уметь грамотно сбыть его. На смену политическому диктату вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятия СМИ по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность – возможность несостоятельности и банкротства.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг, в том числе предприятие СМИ, является открытой экономической системой.

В условиях рынка предприятие решает две задачипроизвести и реализовать продукцию. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, какой продукт и в каком количестве производить, предприятие должно изучить рынок, прежде чем расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, заняться маркетингом.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает: характеристику товара; общую характеристику рынка потребителей; каналы распространения товара; конкретное состояние рынка; конкуренцию и ее уровень – конъюнктуру; законодательные ограничения; уровни управленческой деятельности в области маркетинга: миссия, цели редакции (на 10–15 лет), тенденции развития СМИ; перспективные (до 5 лет) цели, возникающие при этом задачи и обеспеченность их трудовыми ресурсами; оперативные и текущие цели и задачи СМИ, не противоречащие долговременным стратегическим целям.

Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы иной потребительной стоимости. Редакция СМИ потребляет на входе сырье и материалы, технические средства, другие вспомогательные средства, здания и сооружения, транспортные средства, вычислительную и другую электронную технику, информацию, денежные средства.

На выходе предприятие СМИ выпускает ресурсы следующих видов: готовую продукцию (газета, журнал, передача), переработанную информацию, прибыли, издержки, платежи разного рода, денежные средства.

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует, – это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа предприятия), превышение расходной части над доходной (убыточная работа предприятия) и, наконец, равенcтво доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).

Для того чтобы осуществлялось преобразование ресурсов в рамках предприятия, оно должно иметь определенную структуру. На нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства.

Любое предприятие работает в окружении социальной и природной среды. Особенностью предприятия СМИ по сравнению другими видами предприятий является то, что медиа не только должны учитывать состояние окружающей среды в своей деятельности, но и формировать общественное мнение, отношения индивидов (потребителей информации) к состоянию этой среды.

Важным элементом производственного процесса на предприятии является выбранный вариант технологии, которая определяет состав и требуемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение в технологии ведет к изменению профессионального и квалификационного состава необходимых для производства кадров, технологического оборудования, транспортных средств. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции: чем выше качество, тем выше цена, и наоборот – низкое качество оправдывает невысокую цену. Приходится выбирать между этими вариантами.

Любое предприятие, в том числе предприятие СМИ, осуществляет производственную деятельность. Производствоэто создание материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития общества. Содержание производства определяет трудовая деятельность, предполагающая следующие моменты: целесообразную работу, или сам труд; предмет труда, т.е. все то, на что направлен труд человека; средства (орудия) труда (машины, оборудование), с помощью которых человек преобразует предметы труда.

Результатом материального производства является создание конечного продукта, обладающего заданными потребительскими свойствами. Любое предприятие состоит из производственных подразделений, а также обслуживающих хозяйств, органов управления, призванных удовлетворить нужды работников предприятия и членов их семей. Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношения между ними представляют собой общую структуру предприятия. Таким образом, структура предприятия СМИ – это состав и соотношение его внутренних звеньев, в нашем случае – творческих подразделений (тематические редакции, отделы)

Структура предприятия определяется следующими основными факторами: размером редакции (предприятия); отраслью (печатные или электронные СМИ); уровнем технологии и специализации предприятия.

С точки зрения менеджмента первый фактор, определяющий структуру редакции, – возможность выпуска конкурентоспособного издания, программы. Основу структуры любого редакционного коллектива определяют требования к ней, принципы редакционной деятельности и тип СМИ. При множестве вариантов структуры редакции к ней предъявляются одни и те же требования. Во-первых, в структуре обязательно наличие центра управления коллективом – централизация деятельности. Во-вторых, свободный приток в редакцию информации, необходимой для управления коллективом и для деятельности его подразделений. Третье требование – обеспечение прямой и обратной связи в редакции, свободное прохождение информации через все ее подразделения, ко всем ее сотрудникам. Прямая связь – это путь сверху вниз: приказы, решения, указания руководства редакции всем ее сотрудникам. Обратная связь – снизу вверх: информация о выполнении приказов, решений, о ходе реализации планов, заданий и встречные предложения.

Второй фактор, определяющий основы структуры любого редакционного коллектива, – принципы редакционной деятельности. К ним относятся: разделение труда и специализация; кооперирование труда и объединение его результатов (выпуск программы или периодического издания); единоначалие. Этот принцип связан с разделением и кооперированием труда. В соответствии с ним каждый работник редакции непосредственно подчинен только одному руководителю, а каждый руководитель получает право единолично решать все вопросы, связанные с деятельностью подразделения, которым он управляет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.