Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательство в сфере средств массовой информации




Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий и организаций. В Законе РФ «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». В настоящее время большинство СМИ вынуждено заниматься предпринимательством, т. е. практически все они преследуют цель получения прибыли. Субъектами предпринимательства, как пишет И.Н. Демина, в СМИ могут быть:

— редакции СМИ — организации, учреждения, предприятия либо граждане, объединения граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

— главные редакторы — лица, возглавляющие редакцию (независимо от наименования должности) и принимающие окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ;

– журналисты – лица, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанные с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающиеся такой деятельностью по ее уполномочию;

– издатели – издательства, иные учреждения, предприятия (предприниматели), осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, а также приравненные к издателям юридические лица или граждане, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

– распространители – лица, осуществляющие распространение СМИ по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

Заниматься своей деятельностью СМИ может только после регистрации в местном территориальном управлении Министерства связи и массовых коммуникаций.

Право производить продукцию СМИ имеет его учредитель, которым может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

В Законе «О средствах массовой информации» также четко очерчен статус редакции в экономической и профессиональной деятельности. Так, редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного СМИ организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.

Редакция также может выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Главное содержание предпринимательства в сфере производства продукции СМИ заключается в нахождении и формировании спроса на информационные продукты и удовлетворении его путем создания и продажи этих продуктов в качестве товара. Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от некоммерческой, – это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя.

Предприниматель не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника. Дивиденд на акции, процент по депозитам, арендная плата за землю есть доход на собственность. Но этот доход образуется только потому, что его выплачивает предприниматель из своего дохода. Получив в свое распоряжение заимствованную собственность, предприниматель действует на рынке: организует выпуск продукции, налаживает эффективные коммерческие связи, пускает в оборот чужой капитал, извлекает из этого прибыль для себя.

По Закону РФ «О средствах массовой информации» собственником имущества редакции может быть учредитель, издатель или сама редакция. Собственник на рынкефигура пассивная; предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи.

Таким образом, учредитель, например, может быть собственником, но не предпринимателем. Предпринимателем он становится, только если активно действует на рынке. Фактически предпринимателем становится тот, кто в самом деле организует эффективное производство информационного продукта. Как правило, им становится главный редактор или другое руководящее лицо. Предпринимательствоэто хозяйственная предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, расточительство. Предприниматель ищет и находит пути развития и повышения эффективности производства, улучшения качества работы, увеличения прибыльности предприятия независимо от того, является ли он владельцем данного предприятия или наемным служащим, к примеру, коммерческим директором редакции СМИ.

Следует отличать предпринимательство от менеджмента, а предпринимателяот управляющего. Предприниматель самостоятельно действует на свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе имущественную). Менеджером может быть наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем. Он несет меньшую имущественную ответственность за свои действия, чем владелец предприятия или предприниматель.

Конечно, в настоящее время, когда коммерческая деятельность СМИ получила широкое распространение, разделение на менеджмент и предпринимательство в значительной степени условно. Предприниматель не всегда является собственником капитала, но почти всегда он менеджер в той или иной степени.

Учредители, издатели и редакции СМИ, стремящиеся к развитию, должны использовать предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Побеждает тот, кто быстро реагирует на запросы общества, расширяет участие на рынке СМИ за счет внедрения новых технологий, альтернативных методов распространения, удовлетворения запросов читателей, зрителей и слушателей.

Предпринимательство в сфере массмедиа имеет специфическую особенность: к таким исконным чертам предпринимателя, как предприимчивость, склонность к риску, напористость, энергичность, обязательно должны добавляться широкое образование, интеллект, чувство социальной ответственности.

Однако было бы наивно думать, что бизнесмен (предприниматель) от журналистики всегда ставит перед собой общественно полезные цели: отражение общественного мнения, воспитание потребителей массмедиа. В большинстве случаев к этому его должны побуждать сами условия производства, социальная среда, законодательство и «правила игры» на рынке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.