Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены на продукцию естественных монополий и методы их регулирования 8 страница




Фирмы, которые придерживаются активного ценообразования, готовят рынок к своим ценовым реакциям так, чтобы увеличить вероятность желательной реакции конкурентов. Фирмы иногда ошибочно полагают, что «чем меньше конкуренты знают о нас, тем лучше». Однако может оказаться, к примеру, полезным убедить конкурентов, что цена снижена на изделие, производство которого прекращено. Это позволит предотвратить истолкование снижения как агрессивного шага, требующего решительных ответных действий.

Имеются многочисленные способы общения с конкурентами: заявления в печати, ежегодные собрания и отчеты, публикуемые прайс-листы и т. п. Кроме того, в ходе обычного общения с покупателями фирма общается и с конкурентами. Путем тщательного применения различных механизмов формирования условий ценовых акций можно в конечном счете добиться желательной реакции со стороны конкурентов. При этом необходимо учитывать, что в качестве ответной реакции может быть и неценовой вариант, конкуренты могут отреагировать изменением качества продукции или рекламы.

Ценовые лидеры часто вынуждены бороться с агрессивной ценовой политикой со стороны более мелких конкурентов, желающих повысить свою долю на рынке. Ярким примером этого является современный компьютерный рынок, в том числе российский, где нескольким мировым гигантам противостоит масса более или менее крупных конкурентов, активно снижающих цены. Если продукция конкурента и ценового лидера сопоставима, то в результате снижения цен возможно сокращение доли рынка последнего или даже его вытеснение. Чтобы противостоять этому, ценовой лидер имеет много других возможностей, а именно:

• не изменять цену в надежде на свою репутацию, полагая, что хорошие клиенты не покинут его. Но проявлению подобной твердости мешает сознание того, что позиции конкурентов на рынке укрепляются, а также протесты и паническое настроение сотрудников собственной сбытовой сети;

• повысить полезность своего товара, сохранив прежние цены, путем улучшения продукта, обслуживания потребителей и маркетинговых коммуникаций. Это может оказаться дешевле, чем снижать цены;

• снизить цену, уменьшая одновременно издержки, за счет увеличения объема сбыта, чтобы не потерять свою долю рынка. При этом надо попытаться сохранить полезность товара;

• поднять цену и имидж своего товара по отношению к изделию конкурента;

• вынести на рынок новую конкурирующую марку по низкой цене при сохранении старого изделия и его цены, расширив продуктовую линию. Это особенно выгодно при существовании опасности потерять свою долю рынка.

Любая фирма, для того чтобы добиться влияния на общий уровень цен и действительного контроля над своей долей рыночных продаж, должна обеспечить собственные сильные позиции по уровню затрат и дифференциации продукции. При этом придерживаться гибкости и не цепляться упорно за какое-то положение или присутствие на каждом сегменте рынка.

Как правило, ответное решение по ценам принимать необходимо быстро и просчитывать различные варианты времени нет, поэтому фирма должна предвидеть возможные ценовые маневры конкурентов и заблаговременно подготовить ответные меры.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях цены на продукцию могут повышаться или понижаться?

2. Как потребитель может по-своему оценить понижение или повышение цен?

3. В каких случаях необходимо реагировать на изменение цен конкурентами?

4. Что означает безубыточность производства и как определить безубыточный объем производства?

5. В каком случае необходимо учитывать альтернативные варианты использования производственных ресурсов?

 

Глава 9

ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Формирование цен на продукцию производственно-технического назначения подчиняется общим закономерностям, однако имеет при этом ряд особенностей.

Эти особенности связаны с видом продукции, ее назначением и с кругом участников рынка.

Рынок машин и оборудования характеризуется исключительно широкой и разнообразной номенклатурой продукции, наличием сложной, претерпевающей значительные изменения структуры производящих и потребляющих отраслей, высокой степенью диверсификации машиностроительных фирм, наконец, несравнимым с другими рынками разнообразием технико-экономических характеристик машин и оборудования, быстрое изменение которых вносит существенные особенности в формирование их конкурентоспобности и цен.

Продукция производственно-технического назначения необходима для реализации технологических процессов создания товаров или услуг.

В связи с этим рынок продукции производственно-технического назначения можно характеризовать как рынок факторов производства, и особенности ценообразования на данном рынке связаны именно с особенностями факторного рынка:

• производный характер спроса на данном рынке, т. е. спрос определяется конъюнктурой на рынках товаров, для изготовления которых используется производственно-техническая продукция;

• в качестве субъектов рынка выступают фирмы-производители и фирмы-потребители, а также посредники (дилеры) и государственные организации, приобретающие производственно-техническую продукцию для осуществления деятельности, связанной с созданием общественных благ, или предотвращения отрицательных внешних эффектов;

• возможно существование различных рыночных структур как среди фирм-потребителей, так и фирм-производителей, предельным случаем здесь является монопсония (наличие на рынке только одного покупателя), которую практически невозможно представить на рынках потребительских товаров, но к которой близка ситуация на рынках многих видов продукции производственно-технического назначения;

• некоторые виды продукции используются длительное время, поэтому фирме-потребителю важна не только величина цены, но и последующие затраты по эксплуатации продукции;

• полезность продукции производственно-технического назначения обычно можно оценить количественно на основе параметров, фиксируемых в технической документации (производительность, мощность и т. п.).

Рассмотренные выше особенности рынка продукции производственно-технического назначения предопределяют и отличия процессов формирования цен на такую продукцию по сравнению с потребительскими товарами.

С точки зрения особенностей ценообразования продукцию производственно-технического назначения можно разделить на 2 основных класса:

1) товары, приобретаемые однократно — это элементы основного капитала (машины, оборудование, транспортные средства);

2) товары, приобретаемые многократно:

♦ сырье, т. е. исходное или подвергшееся первичной обработке вещество природы;

♦ материалы, т. е. продукция, используемая для изготовления более сложных и комплексных видов товаров либо непосредственно, либо после дополнительной переработки;

♦ комплектующие, т. е. продукция, входящая непосредственно в изделия последующих стадий производства или расходуемая при этом.

С точки зрения экономического назначения продукция производственно-технического назначения делится на 3 группы:

1) для непосредственного изготовления на ее основе конечной продукции (комплектующие);

2) для формирования производственного капитала (оборудование);

3) для обеспечения условий производственной деятельности (кондиционеры).

Экономическое назначение продукции оказывает непосредственное влияние на эластичность спроса по цене. Поскольку спрос на конечную продукцию менее эластичен, чем спрос на используемое сырье и комплектующие, эластичность будет наиболее высокой для товаров первой группы, так как затраты, связанные с ее использованием, непосредственно входят в состав прямых переменных затрат. Несколько ниже эластичность к ценам на машины и оборудование, так как затраты на их приобретение входят в удельные затраты на изготовление продукции опосредованно — через амортизацию. Минимальная эластичность — на товары третьей группы.

Следует отметить, что цены на продукцию производственно-технического назначения медленно реагируют на колебания спроса, это связано с длительным сроком их производства, в некоторых случаях — с наличием у производителей большого портфеля заказов, а иногда — просто с повышенным уровнем монополизации данного рынка.

В большей мере, чем на рынках потребительских товаров, объемы продаж и цены зависят не только от свойств товара, но и от прочих факторов, например организации послепродажного обслуживания клиентов и других элементов коммерческой деятельности, имеющих для клиентов существенное значение. Важен и сформированный фирмой на рынке имидж своей торговой марки, т. е. устойчивое мнение покупателей о качестве, надежности или иных потребительских параметрах продукции этой марки.

Покупатель на рынке продукции производственно-технического назначения проявляет наивысшую чувствительность к цене в том случае, когда ему предстоит купить ресурсы, которые нужны для решения новой производственной задачи, например для изготовления новой продукции, или которые прямо влияют на удельные затраты по изготовлению его собственных товаров и их цену.

Американский исследователь Рональд Фицджеральд провел опрос 134 лиц, ответственных за принятие решений по закупке оборудования, из 27 американских фирм.1 Они выделили следующие параметры и распределили их по значимости:

1) риск выхода из строя;

2) экономичность, рентабельность установки;

3) зрелость технического решения продукта;

4) техническое ноу-хау производителя;

5) надежность осуществления заказа;

6) соответствие современным техническим требованиям;

7) техническое обслуживание;

8) удобство в эксплуатации оборудования;

9) насколько оборудование наносит вред окружающей среде;

10) цена комплекта оборудования;

11) отзывы об оборудовании;

12) возможность получения от производителя технических консультаций;

13) сроки поставок;

14) прочность финансового положения производителя;

15) репутация производителя;

16) условия оплаты и поставки;

17) дизайн оборудования;

18) долгосрочное финансирование.

На процесс формирования цен на продукцию производственно-технического назначения накладывает отпечаток тот факт, что ее полезность может быть охарактеризована четко определяемыми потребительскими свойствами, выраженными количественными параметрами, и что эти параметры сознательно исследуются фирмами-покупателями, которые проводят расчеты и сравнения параметрическими методами.

При этом параметрический подход используется как во внутреннем, так и во внешнеторговом ценообразовании, что позволяет фирмам при выходе на новый для себя рынок, изучив конъюнктуру, определить рейтинг конкурентоспособности своего изделия и «вписать» его по цене в фактически сложившуюся рыночную систему отношений.

Однако объемы продаж продукции производственно-технического назначения еще в большей мере, чем потребительских товаров, зависят не только от свойств товара и его цены, но и от прочих факторов, роль которых в заключении сделки может быть порой определяющей. Это такие факторы, как объемы закупок, осуществляемые в прошлом, возможности и условия привлечения кредита и т. п.

Более подробно эконометрические методы ценообразования, используемые при определении цен на продукцию производственно-технического назначения, рассмотрены в п. 7.4 данного учебника.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается рынок продукции производственно-технического назначения от других рынков?

2. Какие факторы накладывают наиболее существенный отпечаток на формирование цен продукции производственно-технического назначения?

3. По каким причинам различается эластичность спроса по цене на комплектующие и в целом на оборудование?

4. Почему именно параметрические методы ценообразования являются основными для продукции производственно-технического назначения?

 

Глава 10

ЦЕНЫ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

10.1. Понятие контрактной цены и способ ее фиксации

Цена товара — один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара.

Многообразие связей мирового рынка порождает и множество цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки), в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок. Данную множественность цен можно объяснить действием различных факторов (структура рынка, проводимая налоговая, таможенная политика).

Вопрос о современных мировых ценах является сравнительно простым, когда речь идет о сырьевых товарах, в значительной мере однородных и стандартизированных. Сложнее решается вопрос о мировых ценах, когда дело касается промышленных изделий вообще, и в особенности машин и оборудования, представленных на рынках множеством видов с различными качественными и другими характеристиками. Однако и в этой области покупатель, несмотря на разнообразные конструктивные особенности предлагаемых ему в различных странах машин и оборудования, сравнивает их цены и путем соответствующего анализа приходит к выводу о том, какое оборудование ему больше подходит и обойдется сравнительно дешевле.

При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: единица измерения цены, базис цены, валюта цены, способ фиксации цены и уровень цены.

Единица измерения цены. Порядок определения единицы измерения цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена за:

• определенную количественную единицу (или за определенное число единиц) товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным товаром единицах измерения (веса, длины, площади, объема, штук, комплектов и т. д. или в счетных единицах — сотни, дюжина);

• весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);

• весовую единицу в зависимости от колебаний натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности.

При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое число разных по качественным характеристикам товаров, цены на них, как правило, указываются в спецификациях, составляющих неотъемлемую часть контракта.

При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие части и указываются в приложении к контракту.

Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто) или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавливается за штуку, за комплект.

Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара.

Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте «третьей страны». При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами.

Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению.

Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.

Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в контракте делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Такие цены исключают возможность последующего учета колебаний экономической конъюнктуры, которые могут обернуться убытками для одной из сторон (если к наступлению срока платежа рыночные цены изменятся). Обычно такие цены применяются в сделках с немедленной поставкой товара или при поставках в короткие сроки.

Подвижная цена — это зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в контракт вносится ценовая оговорка, предусматривающая, что, если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте (оговорка о повышении и понижении цены).

Скользящая цена — это цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происходящих в период исполнения контракта. Эта цена применяется в контрактах на товары длительного цикла изготовления. Цена, предусмотренная в контракте, корректируется при изменении ценообразующих факторов (заработной платы, стоимости сырья и т. д.) в период действия контракта. Одно-

временно оговариваются и пределы (как правило, в процентах) отклонения фактической цены от контрактной в ту или иную сторону (например, 5%).

Для анализа цен привлекается широкий круг источников. На этапе предварительного определения уровня контрактных цен товара ориентируются на публикуемые и расчетные цены.

Публикуемые (объявляемые) цены сообщаются в специальных фирменных источниках информации. Как правило, они отражают уровень мировых цен крупнейших поставщиков данной продукции. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то по готовым изделиям и оборудованию решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий.

К публикуемым ценам относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм.

Справочные цены — это цены, которые регулярно публикуются в деловых газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах. Эти цены обычно отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров. Они приблизительно отражают уровень цен реальных сделок и могут служить отправной точкой для переговоров. При установлении более стабильных торговых связей базисные цены подлежат дальнейшему согласованию, к ним применяются различные надбавки и скидки.

Биржевая цена, или биржевая котировка, — цена товара, являющегося объектом биржевой торговли.

При торговле сырьем или полуфабрикатами необходимо иметь сведения о ценах на биржах и аукционах. Они всегда отражают реальный уровень цен при заключении конкретных сделок, поскольку каждая биржа осуществляет учет, систематизацию и публикацию биржевых котировок. Как правило, биржи публикуют котировки на начало и конец утреннего и вечернего торгов (сессий), котировки продавцов и покупателей товаров, котировки на товары с немедленной поставкой (спот) и срочной поставкой (форвард). Подсчитываются и публикуются средние и другие котировки на каждый день работы биржи. Котировки достаточно объективно отражают мировой уровень цен на биржевые товары, а их официальные публикации служат основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле. Сведения о ценах на аукционах важны потому, что происходит очередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей, а потому цены носят вполне реальный характер.

Наиболее важной является, конечно, информация о ценах фактических сделок на аналогичные товары. Хотя подобная информация носит сугубо конфиденциальный характер, получить ее возможно. Время от времени цены сделок появляются в печати. Если сопоставить хотя бы одну такую цену со справочной, то можно сориентироваться и довольно точно определить уровень цены при подготовке проекта контракта. Эта цена, конечно, не должна быть окончательной, она лишь основа для ведения дальнейших переговоров.

Цены предложений крупных фирм менее представительны, чем цены фактических сделок, поскольку отражают монопольный характер поставок товара и, по

существу, имеют характер справочных цен, так как первоначальные цены в результате согласования при заключении сделок обычно понижаются.

Прейскурантные цены — это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, т. е. справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.

Расчетная цена применяется в контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускают фирмы, фактически господствующие в данной сравнительно узкой области. Произведенное ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.

При составлении текста договора международной купли-продажи цена поставляемого товара должна быть определена предельно точно.

10.2. Таможенные платежи

В соответствии с избранным таможенным режимом при перемещении товаров через таможенную границу взимаются таможенные платежи.

Таможенные платежи включают в себя таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы за оформление, сборы за выдачу лицензий, сборы за хранение товаров на таможенных складах и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

Таможенные сборы — это сборы за таможенное оформление товаров, за таможенное сопровождение товаров, за выдачу лицензий и другие платежи, предусмотренные законодательством.

Таможенная пошлина — одна из разновидностей косвенных налогов, которой облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу. Таможенная пошлина не представляет собой плату за оказанные услуги, и ее уплата носит обязательный характер. Таможенный сбор, в отличие от пошлины, это плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления.

Таможенной пошлине присущи все основные элементы налога. Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант — лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары. Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров либо то и другое одновременно.

Следующим элементом налога является ставка. Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, образует таможенный тариф РФ.

Важным элементом любого налога следует считать налоговые льготы, именуемые применительно к таможенной пошлине тарифными льготами или тарифными преференциями. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлины, установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством РФ.

Таможенные пошлины могут классифицироваться по различным критериям. По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины в России не взимаются.

Ввозные таможенные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов. Действие ввозных пошлин не ограничивается только удорожанием импортных товаров. Они дают возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

Вывозная пошлина играет первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования. В настоящее время экспортные пошлины не применяются ни одним из развитых государств. В России ставки вывозных таможенных пошлин, а также перечень товаров, в отношении которых они применялись, устанавливался правительством, причем постоянно шло сокращение числа товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, а с 1996 г. экспортные пошлины в России были отменены.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Ставка адвалорных пошлин устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. В настоящее время значительное число стран перешло к взиманию адвалорных пошлин. Величина поступлений в бюджет от взимания таких пошлин находится в зависимости от колебаний конъюнктуры товарного рынка.

Специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (т. е. взимаются с веса, объема, штуки товара). Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен, и поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того, применение специфических пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения фактурных цен на импортные и экспортные товары.

Комбинированные, или смешанные, пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения.

Другим критерием классификации таможенных пошлин является способ их введения.

Автономные пошлины устанавливаются государством самостоятельно, безотносительно к каким-либо торговым обязательствам перед другим государством. В последние десятилетия таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих международных торговых соглашений. Такие пошлины называются договорными или конвенционными. В настоящее время большинство государств предоставили друг другу режим, наиболее благоприятствующий нации, поэтому действие каждой таможенно-тарифной уступки автоматически распространяется на торговлю со всеми странами, пользующимися подобным режимом. Таким образом, ставки автономных пошлин могут применяться, когда они ниже договорных или когда отсутствует договорная пошлина.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году.

Специфика налогообложения во внешнеэкономической деятельности заключается в следующих особенностях российской экономической реалии:

1) существование «внешних» налогов — налогов при импорте и экспорте;

2) двойное налогообложение предприятий и организаций, а также физических лиц, одновременно имеющих доходы и имущество в России и за ее пределами. Налоги, взимание которых возложено на таможенные органы, включают налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Проблема двойного налогообложения возникает, как правило, при обложении доходов резидентов, полученных за границей, и решается на основе международного соглашения между странами об устранении двойного налогообложения доходов, а при отсутствии международных соглашений — на основе норм национального законодательства.

Процедура исчисления уплаты НДС изложена в Инструкции Государственной налоговой службы РФ «О порядке исчисления и уплаты НДС». Объектом обложения для исчисления НДС по товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, является величина, включающая в себя таможенную стоимость товара, импортную таможенную пошлину и акциз. Ставки НДС установлены в следующих размерах:

• 10% — по продовольственным товарам (кроме подакцизных);

• 20% — по остальным товарам, работам, услугам.

Освобождение от уплаты НДС предоставляется по достаточно большому числу товарных позиций. В частности, в этот перечень входят:

• технологическое оборудование и запасные части к нему;

• транспорт общественного пользования;

• оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей — только в момент таможенного оформления;

• товары, происходящие с территорий государств — участников СНГ;

• средства от иностранных организаций в виде грантов на целевые программы с последующим отчетом об их использовании.

При приобретении основных средств по импорту с ввозом на территорию РФ суммы уплаченного таможне НДС принимаются к возмещению в полном объеме после ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на счет нематериальных активов.

Товары и услуги, экспортируемые за пределы стран — участников СНГ, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов (освобождение от акцизов не распространяется на экспорт подакцизных видов сырья), если экспорт осуществляется непосредственно предприятием-изготовителем. В отношении работ и услуг установлены определенные критерии отнесения их к категории экспортных, что значительно сужает сферу данной льготы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.