Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены на продукцию естественных монополий и методы их регулирования 9 страница




Акцизами облагается ряд товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, причем список подакцизных товаров в России значительно шире, чем в большинстве развитых стран. Объектом обложения для исчисления акцизов является таможенная стоимость, к которой, в соответствии с новым положением, прибавляется таможенная пошлина и сборы за таможенное оформление товара. Таким образом, хотя за последнее время ставки акцизов на импортные товары снизились, отечественные производители аналогичных подакцизных товаров оказались в более выгодном положении за счет возросшей базы обложения импортных товаров.

В законодательстве РФ предусмотрены льготы для предприятий с иностранными инвестициями, касающиеся перемещения товаров через таможенную границу РФ, например такие как:

• освобождается от взимания таможенной пошлины имущество, ввозимое в РФ в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд или для собственного материального производства;

• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в течение года с момента их регистрации, освобождаются от взимания НДС;

• применение ставок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в два раза для иностранных товаров, поставляемых иностранными компаниями, являющимися учредителями предприятий по производству аналогичных товаров на территории РФ.

С вышеназванными налогами отечественные, совместные и иностранные предприятия и организации сталкиваются при пересечении их товаров таможенной границы РФ. Кроме того, осуществляя свою деятельность на территории России, субъекты предпринимательства сталкиваются с рядом (более десятка) налогов федерального и регионального уровней, порядок исчисления и уплаты которых можно найти в соответствующих юридических актах. По ряду налогов, например налогу на прибыль, для совместных предприятий и предприятий-нерезидентов предусмотрены льготы.

Субъекты Федерации имеют полномочия самостоятельно устанавливать системы налогообложения иностранных инвесторов в соответствии со своей компетенцией. Регионы стремятся сохранить инвестиционные приоритеты в правовом режиме налогообложения как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

10.3. Формирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию

Четкого порядка регламентирования процесса формирования цены при экспорте нет, но справедливо говорить о ее пределах.

Нижний предел цены при экспорте — это, как правило, сумма затрат на производство и нормативная прибыль производителя, а также расходы, связанные с доставкой товара до пункта, оговоренного в контракте, и сборов за его таможенное оформление.

Экспортная таможенная пошлина взимается далеко не со всех товаров, но если взимается, то в качестве обязательного платежа входит в расчет нижнего предела цены экспортера.

Верхний предел цены при экспорте — контрактная цена экспортера, правила формирования которой следующие.

Мировая цена конкретного продукта, взятая в качестве ориентира для заключения международного контракта, обязательно корректируется. Обусловлено это тем, что параметры продукта, по которому заключается данная сделка, условия самой сделки обычно отличаются от тех, в которых сформирована мировая цена-ориентир.

Переход от мировой цены-ориентира к цене конкретной сделки осуществляется посредством ценовых поправок. Укрупненно они подразделяются на поправки, общие для всех сделок, и поправки, связанные с особенностями товара.

Независимо от особенностей товара обычно проводятся следующие общие поправки.

В первую очередь участники сделки оговаривают вид валюты, в которой эта сделка будет заключена. Как правило, это свободно конвертируемая валюта, прежде всего — американский доллар. Однако по ряду товаров учитывают торговые традиции. В частности, в контрактах на каучук и цветные металлы традиционно используются цены в фунтах стерлингов, цены на сталь — в шведских кронах.

Далее вносится поправка на условия платежа. Платеж может быть осуществлен наличными, авансом или в кредит. Контрактная цена товара при платеже наличными (тем более — авансом) ниже, чем при продаже в кредит, так как большие преимущества в этом случае — на стороне продавца. Обычно для заключения контракта условия платежа приводят к условиям платежа наличными инкассо.

Обязательным видом поправок являются поправки на базисные условия. Эти поправки особенно важны и количественно ощутимы при большом расхождении транспортной составляющей в мировой цене-ориентире и цене конкретной сделки. Практически при любых сделках учитываются форс-мажорные обстоятельства.

В зависимости от особенностей товаров проводят специальные поправки.

Если потребительские параметры товара поддаются четкому количественному определению, то, как правило, используются поправки с учетом параметрических методов ценообразования. В основном эти поправки касаются продукции машиностроения.

Применительно к сложным конструкциям, когда возможны разные варианты сборки, используются поправки на комплектацию. В этом случае для корректировки цены-ориентира собирают ценовую информацию не только по основным механизмам, но и по отдельным узлам, деталям. Применительно к последним уровни цен обычно не сложились, поэтому проводится их расчет с использованием средних, удельных показателей (затрат, рентабельности и т. д.), публикуемых в международных статистических сборниках.

В отношении серийной продукции проводятся поправки на серийность. Такая практика наиболее распространена в фондоемких и наукоемких отраслях (судо-авиастроении). Изготовлению продукции в этих отраслях предшествуют научные исследования и опытные испытания. Если заказ поступает лишь на единицу изделия, то груз предпроизводственных расходов целиком ложится на одно это изделие. Если заказывается серия изделий, расходы распределяются между изделиями всей серии. При этом каждое изделие становится дешевле. В случае заказа серии продавец получает дополнительный выигрыш от покупки необходимых средств производства оптом, от возможности не искать нового контрагента в течение относительно большого срока. Кроме того, при выпуске каждого последующего изделия серии совершенствуется производство, обеспечивается экономия затрат. Все это является основанием для снижения контрактной цены пропорционально размеру серии.

Если заказ поступил только на одно изделие, цена рассчитывается укрупненно по формуле:

цед = с + и + н,

где цед — цена единичного изделия; С — стоимость проектирования, опытных испытаний; И — издержки производства на изготовление продукции (переменные затраты); Н — неизменная часть цены (обязательные платежи, нормальная прибыль). При заказе серии формула расчета цены изделия принимает следующий вид:

Цп = С/п + K1 х М х И + К2 х Р х И + Н,

где Цп — цена одного изделия в серии; п — число изделий в серии; М — доля стоимости материальных затрат в издержках производства; Р — доля затрат по оплате труда в издержках производства; K1 — коэффициент, учитывающий снижение стоимости материальных затрат за счет серийности заказа; К2 — коэффициент, учитывающий снижение расходов по заработной плате за счет серийности заказа. При большом временном разрыве между датой подписания контракта и датой фактической поставки товара часто значительно меняется цена этого товара. Обычно это связано с удорожанием сырья, топлива, увеличением оплаты труда. В этом случае используют поправки на скольжение. В общем виде формула скольжения выглядит так:

Цi=Цо(А+В+М1/Мо+С+З1/Зо)

где Цi — окончательная цена товара; Цо — базисная цена на дату заключения контракта; А, В, С — удельные веса элементов затрат на производство товара (В и С —удельные веса соответственно материальных расходов и расходов по заработной плате, А — неизменная часть цены, не зависящая от уровня инфляции); М1; Мо — текущие и базисные цены на сырье и материалы; З1, 3о — текущий и базисный уровни заработной платы.

Импортируемая продукция поступает на внутренний рынок страны, поэтому цены на нее обязательно согласовываются с ценами на аналогичную отечественную продукцию. Разница между показателями, формирующимися в условиях национального и внешнего рынков, обычно покрывается ставкой импортной таможенной пошлины. В целях стимулирования импорта (наиболее дефицитных товаров на национальном рынке) ставки пошлин могут быть снижены или сняты. Такие же льготные меры применяются при импорте товаров из слаборазвитых стран и стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования. Внутренние косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акциз по подакцизным товарам) включаются в структуру цены.

Расчетный уровень цены при импорте является, по сути, нижним ее порогом и может быть представлен формулой:

Цпр=Цк+Тп+Тсб+А+Рвн+НДС

где Цпр— расчетная цена импортируемого товара; Цк — контрактная цена товара, пересчитанная в рубли; Тп — импортная таможенная пошлина; Тсб — таможенный сбор; А — акциз (если товар подакцизный); Рвн — внутренние расходы импортера, связанные с движением товара на внутреннем рынке и не оговоренные в контракте; НДС — налог на добавленную стоимость.

Верхний предел цены при импорте — цена, по которой импортируемая продукция может быть реализована на внутреннем рынке в соответствии с его конъюнктурой.

Контрольные вопросы

1. Перечислите виды цен, используемые в международной торговле.

2. Назовите способы корректировки контрактных цен.

3. Справедливо ли считать мировыми цены, по которым проходят сделки между странами — участницами ВТО?

4. Назовите причины возможного отклонения мировых цен от цен внутреннего национального рынка.

5. Что служит налогооблагаемой базой для расчета таможенных пошлин?

6. Какие факторы влияют на уровень мировых цен?

7. Какие поправки используются для приведения конкурентных материалов по ценам к сопоставимому виду?

8. Как осуществляется расчет внутренней цены импортного товара?

9. Охарактеризуйте основные причины расхождений между мировыми и внутренними ценами.

10. Дайте характеристику налоговым и таможенно-тарифным инструментам регулирования внешнеторгового оборота во взаимосвязи с мировыми и внутренними ценами.

 

Глава 11

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ

И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Лишь очень немногие предприятия выпускают сейчас только одну разновидность товара. Многообразие разновидностей товара создает для ценообразования новые проблемы и возможности. Как они влияют на ценовые решения, определяется характером взаимозависимости между товарами. Если товары совершенно независимы в части производства и сбыта, цены можно устанавливать независимо. Но если имеет место взаимозависимость в части спроса или производства, это следует учитывать при установлении цен на разновидности товаров.

Изменение спроса на товар А может прямо повлиять на спрос на товар Б. Если эта связь положительна, т. е. увеличение спроса на товар А ведет к большему спросу на товар Б, то товары А и Б считаются взаимодополняемыми (фотоаппарат и пленка, шариковая ручка и стержень к ней и т. п.). На автомобильном рынке компании предлагают базовую модель и широкий ассортимент добавок к ней, цена которых обычно высока по сравнению с затратами на них. Так что наценка на эти добавки более привлекательна для компании, чем наценка на базовый автомобиль. Производители в этом случае пользуются тем, что эластичность спроса по цене на автомобиль и различные аксессуары неодинакова.

Если связь между товарами А и Б отрицательна, такие товары называют взаимозаменяемыми. Наличие взаимозаменяемых товаров позволяет производителям сегментировать рынок с учетом ценового параметра.

Вопрос взаимозаменяемости стоит особенно остро, когда к дорогим товарам добавляют менее дорогие разновидности. Непродуманность цен в этом случае может привести к значительной потере выручки, поскольку покупатели могут переключиться на менее дорогой взаимозаменяемый товар.

Многие супермаркеты и гипермаркеты успешно продают непрофильные товары дешевле, чем они стоят в специализированных магазинах. Гипермаркеты считают, что их общая прибыльность возрастает благодаря исключительно низким ценам на непрофильные товары и услуги, так как покупатели, приехав за продовольственными товарами, приобретают корзины других товаров, на которых фирмы делают деньги.

При ассортиментном ценообразовании важно знать, зависит ли ценовой имидж фирмы от цен на несколько известных товаров или от цен на весь ассортимент. Согласно последней точке зрения, потребители формируют ценовые имиджи на основе наблюдения за довольно большим количеством цен. Это означает необходимость последовательного установления совместимых цен на всю товарную линию, а не только на отдельные разновидности товаров.

Механизмы увязки цен в рамках товарной линии могут различаться по характеру и интенсивности. Уровень цены на один товар, увязанный с другим, может навредить другому товару. Так, например, нельзя относить к одной товарной линии все электроинструменты. Если это массовые товары, небольшие домашние приборы (кофемолки, вафельницы, тостеры), на них могут быть установлены низкие цены и они будут составлять одну товарную линию. Но если в эту же товарную линию включить электроинструменты для профессионалов и любителей, то низкие цены могут отрицательно повлиять на имидж компании.

В рамках товарной линии необходимо выбрать товар, который определит имидж всей линии. Это должен быть подлинно превосходный дорогостоящий товар, который будет для покупателя точкой отсчета, отталкиваясь от которой, он будет выбирать аналогичный товар той же марки, но более дешевый.

Исследования показали, что применительно к взаимодополняемым товарам должны выполняться следующие условия:

• оптимальная цена товара в рамках товарной линии должна быть ниже оптимальной изолированной цены;

• оптимальная цена в рамках товарной линии снижается в зависимости от абсолютной величины эластичности спроса по цене;

• оптимальная цена в рамках товарной линии снижается по мере увеличения наценки на дополняющие товары: чем прибыльнее последние, тем выгоднее жертвовать прибылью от основных товаров, имея в виду повысить спрос на дополняющие товары.

При наличии взаимозаменяемых товаров:

• оптимальная цена более дорогого товара в товарной линии выше оптимальной изолированной цены;

• оптимальная цена такого товара возрастает по мере увеличения доходности заменителей; чем заменители прибыльнее, тем дороже обходится их взаимное приобретение и тем тщательнее его следует избегать;

• оптимальная цена такого товара возрастает по мере увеличения перекрестной эластичности спроса по цене, т. е. усиления эффекта замещения;

• оптимальная цена менее дорогостоящего товара в товарной линии, как правило, ниже его оптимальной изолированной цены;

• добавление заменителя к товарной линии влияет на оптимальные цены престижных товаров.

Кроме отношений, поддающихся количественному выражению, существуют многочисленные качественные и стратегические аспекты, которые необходимо учитывать при ассортиментном ценообразовании. Одна из наиболее острых проблем для дорогостоящих марок связана с агрессивными безымянными товарами или марками, принадлежащими торговым фирмам. Возможны три пути:

• постоянно снижать цены и ежедневно торговать по низким ценам;

• снизить цены временно и повторять это неоднократно, чтобы поставить агрессоров в тупик;

• выпустить менее дорогую разновидность товара в виде второй марки — безымянный товар или товар, продаваемый под маркой розничной торговой фирмы.

Контрольные вопросы

1. Какие товары называются взаимозаменяемыми, а какие — взаимодополняемыми? Приведите примеры.

2. Что такое товарная линия и как строятся цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары в рамках товарной линии?

3. Почему гипермаркеты продают непрофильные товары дешевле, чем они стоят в специализированных магазинах?

Глава 12

ПАКЕТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Возможности для получения прибыли связаны не только с тем, какую назначить цену, но также с тем, на что устанавливать цены — на отдельные товары или их наборы. Например, надо ли продавать компьютер и монитор вместе или отдельно? Нужно ли стоимость гарантийного обслуживания включать в цену холодильника?

Пакетная продажа находится в центре стратегий ряда фирм (продажа компьютеров, программного обеспечения, автомобилестроение, продажа продуктов питания и напитков, туристические услуги и т. д.).

В большинстве случаев речь идет о взаимодополняемых товарах. Хотя взаимодополняемость способствует пакетному ценообразованию, это не является необходимым условием применения указанной стратегии. Пакетная цена обычно ниже суммы отдельных цен. Однако и скидка не является необходимым условием для пакетного ценообразования. Если отдельные товары сами по себе не представляют большой ценности для пользователя и их действительно нужно объединять в «пакет», некоторые покупатели готовы уплатить больше по сравнению с индивидуальными ценами при условии, что товары оптимально дополняют друг друга и объединение их произведено должным образом. Надбавка за комплектацию может быть оправдана и в случае, если отдельные товары труднодоступны.

Наиболее важными формами пакетного ценообразования являются:

Чистое пакетное ценообразование. Предлагается только пакет; товары нельзя купить отдельно.

Специальное пакетное ценообразование. В этом случае в продаже имеются и пакеты, и отдельные товары из них. Цены обычно устанавливают на каждый товар пакета и пакет в целом.

Увязанная (принудительная) продажа. Покупатель основного товара соглашается приобрести один или несколько дополнительных товаров, необходимых для использования основного товара, у того же поставщика. Основным часто является товар длительного пользования (ксерокс), а дополнительными — товары кратковременного использования (картридж, бумага).

Пакетирование способно обеспечить экономию затрат — ибо покупатель в этом случае экономит время и усилия. Производитель способен снизить затраты в результате увеличения продаж (экономия, обусловленная масштабами производства) и благодаря взаимосвязям между продуктами. Еще одно преимущество в затратах может возникнуть в связи с сокращением издержек комплектации.

Таким образом, основными условиями, необходимыми для установления цен на наборы, являются:

1) разница стоимости набора и суммы цен его элементов должна быть для покупателей наглядной. Лишь в этом случае покупатель будет заинтересован в приобретении набора, а не отдельных его элементов;

2) элементы набора не должны быть взаимозаменяемы, в противном случае формирование набора и его реализация станут невозможными;

3) все элементы набора должны пользоваться спросом. Их подбор ни в коем случае не должен осуществляться по принципу нагрузки. В условиях рынка, когда у покупателя есть возможность выбора, попытка реализовать «балласт» ведет не к росту объема реализации, а к потере покупателя.

Пакетное ценообразование имеет одно преимущество. Оно создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже. Ясно, что часть покупателей среагирует на такую стратегию, приобретая набор, и общая выручка возрастет. Кроме того, будут привлечены дополнительные покупатели.

В ряде случаев наблюдается тенденция к «депакетированию». Целесообразность «депакетирования» следует рассматривать при наличии следующих условий.

• Возможность получить более высокие наценки. Они могут стать результатом более низкой эластичности по цене в отношении отдельных товаров. Такая ситуация может возникнуть, если пакетная цена становится слишком высокой.

• Дальнейшее проникновение на рынок. В ряде случаев при раздельной продаже товаров можно проникнуть на новые рынки.

• Усиление стандартизации и совместимости. Чем больше компонентов стандартизированы и характеризуются совместимостью, тем рискованнее чистое пакетирование. Покупатели в состоянии скомпоновать собственную систему на основе компонентов, приобретенных в разных местах. Сильное предпочтение, отдаваемое пользователем определенному компоненту, способно побудить его отказаться полностью от услуг поставщика, если последний продает исключительно на основе системы или пакетов.

• Появление независимых товаров. Информация, техническое консультирование, передача ноу-хау, техобслуживание, обучение пользователей приобретают все более важное значение по сравнению с производственным оборудованием. Традиционно перечисленные услуги не имели отдельной цены, и их стоимость включали в «пакетную» цену. Эта традиционная практика становится все более проблематичной, если некоторые конкуренты предлагают недостаточно дополнительных услуг, а пользователь, принимая решение о покупке, интересуется только ценой оборудования.

Контрольные вопросы

1. Перечислите формы пакетного ценообразования.

2. При каких условиях и почему пакетное ценообразование представляется оптимальным?

3. Какая информация необходима для определения оптимальных пакетных цен?

4. Существуют ли в ряде отраслей тенденции к «депакетированию»? Объясните причины.

5. Приведите примеры пакетного ценообразования, с которыми вы сталкивались лично.

Глава 13

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ

Каждая цена существует определенный временной период: одни из них не изменяются на протяжении довольно долгого времени, другие могут меняться в течение нескольких часов. Фирмы, сталкивающиеся с различной интенсивностью спроса, корректируют цены во времени. Это могут быть сезонные распродажи товаров, спрос на которые отставал от предложения; повышение тарифов на электроэнергию в часы пиковых нагрузок и т. д.

«Распродажи» распространены повсеместно, а с недавнего времени стали применяться и в России (сложной бытовой техники, одежды и обуви определенных сезонов и т. д.).

Хорошо продуманная и осуществленная адаптация цен во времени может стать фактором увеличения прибыли, но может вызвать взлет и падение спроса, создавая хаос в производстве, в торговле, в системе хранения.

Одним из механизмов адаптации цен во времени являются купоны. Покупатель должен этот купон увидеть, вырезать, принести в магазин. Это исключает импульсивные закупки. Однако, как правило, только 4% купонов предъявляют к оплате. При этом купонами пользуются те покупатели, которые почти всегда приобретали товар данной торговой марки.

Значительно эффективнее для покупателей оказывается снижение цен непосредственно в магазине: в этом случае от покупателей не требуется никаких усилий, скидка становится равнодоступной всем покупателям, независимо от их отношения к процедуре погашения купона.

Периодические распродажи являются прибыльными, даже когда число покупателей не меняется, поскольку, закупая впрок, эти покупатели способствуют снижению запасов (и следовательно, затрат на их хранение) у фирм.

Особенно ощутима адаптация цен во времени для услуг. Их, как известно, нельзя хранить в запасе для продажи в период максимизации спроса. Поэтому, если спрос в какое-то время сравнительно высок, цена, максимизирующая прибыль фирмы, также сравнительно высока. Если спрос относительно низок, цена, максимизирующая прибыль в краткосрочном аспекте, относительно низка. В этом случае потребитель покупает товар только в период пика или вне его, но не в оба периода. Например, семья едет в отпуск только один раз, посетитель ресторана обедает в нем только один раз — либо пораньше (если его привлекают более низкие цены), либо в обычное время.

«Распродажа» — это естественный результат неопределенности в части того, сколько потенциальные покупатели склонны уплатить за товар. Установление

первоначально высокой цены с последующим ее снижением во времени помогает выявить спрос и предупреждает дорогостоящую ошибку, связанную со снижением цены по сравнению с тем, что покупатели готовы платить. Если высокая цена не приносит достаточно продаж, то можно извлечь полезный урок: правильный вывод состоит в том, что товар по этой цене рынку не нужен и цену следует снизить. Таким образом, цены можно использовать для выявления потребительских оценок товаров и определения оптимальных скидок при распродажах. Эффективная адаптация цен во времени имеет решающее значение для выживания некоторых видов предприятий (например, авиакомпаний, турфирм и т. д.) и для увеличения прибыли в других случаях.

Несмотря на выявленные успехи адаптации во времени, некоторые выражают сомнение в правильности таких шагов, отмечая, напротив, выгоды от стабилизации цен.

1. Уменьшение требуемых запасов: постоянные цены стабилизируют спрос, что уменьшает потребность в страховых запасах и вероятность их исчерпания.

2. Более эффективное использование рабочей силы: меньше времени уходит на переоценку товаров и не требуется дополнительный персонал в период пика, когда спрос возрастает из-за снижения цен.

3. Изменение характера рекламы: ее можно сосредоточить на ценности товара и имиджа компании, а не на цене.

4. Улучшение взаимоотношений с покупателями: реже исчерпываются запасы, значит, меньше случаев недовольства; отсутствие «низких» цен означает, что покупатель не будет расстроен, когда он раньше купил тот же товар по более высокой цене; колебания цен подрывают доверие покупателей.

Систему адаптации цен во времени труднее осуществить и о ней сложнее проинформировать по сравнению с системой единых цен. Поэтому, проводя план адаптации цен во времени в жизнь, следует хорошо продумать экономическую и эмоциональную реакцию на нее со стороны покупателей. При этом необходимо учитывать три важных обстоятельства:

1) установление низких цен в результате адаптации во времени затруднит в последующем установление более высокой цены;

2) покупателей трудно отучить от привычки ожидать распродажу;

3) тщательное обдумывание того, что потребители сочтут справедливым — надбавку к цене в часы пик или скидку.

Увеличение текущих продаж способно повлиять на будущий спрос либо позитивным, либо негативным образом. Если текущий объем продаж положительно влияет на будущую реакцию на цену, следует устанавливать цену ниже уровня, оптимизирующего краткосрочную прибыль. Возросший объем продаж способен помочь преодолеть неопределенность покупателей в части достоинств товара, что проявляется либо в появлении новых покупателей, либо в повторном приобретении товара прежними покупателями. Однако низкая стартовая цена, стимулирующая продажи, может повысить спрос настолько, что его трудно будет удовлетворить. А если допускается вероятность наличия в изделии некоторых изъянов,

рекомендуется более осторожное вхождение в рынок, а это обеспечивается высокими ценами.

Существует определенная связь между динамикой объема производства и удельными затратами: при каждом удвоении объема производства удельные затраты снижаются на определенный процент в реальном выражении (примерно на 15-25%). Поэтому установление цен, максимизирующих краткосрочную прибыль, влечет за собой цены более высокие, нежели те, что максимизируют цены в долгосрочном плане.

Текущая цена может оказать большое влияние на решение потенциальных конкурентов прийти на рынок, что, в свою очередь, воздействует на будущие цены.

Контрольные вопросы

1. Приведите аргументы «за» и «против» распродаж.

2. Почему во многих случаях распродажи оказываются прибыльными?

3. Как сказывается система распродаж на уровне объема спроса?

4. Назовите другие примеры ценообразования с учетом фактора времени.

 

 

Глава 14

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОЦЕНКА БИЗНЕСА

В экономической литературе существует точка зрения, что ценообразование на основную массу товаров и услуг, реализуемых на рынке, и оценка бизнес-операций: купля-продажа земли, оценка недвижимости, оценка машин, оборудования и транспортных средств, нематериальных активов, акций, облигаций и других видов ценных бумаг, купля-продажа предприятий и фирм при их слиянии и поглощении — осуществляются по разным законам, между собой не связанным и не оказывающим взаимного влияния.

На наш взгляд, это ошибочная точка зрения. В товарном хозяйстве все цены формируются на основе действия законов рыночной экономики, взаимосвязанных и оказывающих воздействие на функционирование всей экономической системы. Формирование любой рыночной цены носит объективный характер и стремится отразить не индивидуальные, а общественно необходимые затраты на воспроизводство товаров и услуг.

По действующим международным стандартам формирование цен должно стремиться отразить рыночную стоимость.

Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, когда сделка осуществляется на конкретном рынке, в условиях свободной конкуренции, когда обе стороны (продавец и покупатель) действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и на величине цены не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость стремится отразить те общественно необходимые затраты и другие рыночные условия, которые свойственны и характерны для основной массы сделок аналогичных товаров и услуг и превратиться, таким образом, в справедливую стоимость.

Понятие «справедливой цены» интересовало участников рынка на протяжении многих веков. В старые времена купцов приговаривали к смерти, если они превышали общественно принятый уровень справедливой цены. В недавнюю эпоху социализма те, кто получал прибыль от продажи по цене, выше официальной (при официальной цене государство не могло удовлетворить спрос), считались преступниками. Даже в современной рыночной экономике «спекулянтов» часто критикуют в прессе, они осуждаются властью и бойкотируются общественностью. Следовательно, понимание этого феномена важно и в наши времена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.