Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.С. Выготский и современность




История подготовки практических психологов в Беларуси

Знаменательным социально-политическим фактором, обусловившим логику и динамику психологического познания, явились политические и экономические реформы 1985 г., вызвавшие осознание и признание того факта, что в обеспечении гуманистического направления развития общества ведущая роль принадлежит психологии.

История подготовки практических психологов в Беларуси началась с развертывания 9-месячных курсов переподготовки по инициативе Гособразования СССР. 18.10.1988 г. был издан приказ первого заместителя Председателя Госкомитета СССР по народному образованию доктора психологических наук, профессора В.Д. Щадрикова «О переподготовке практических психологов для учебно-воспитательных учреждений». В БССР также вышел приказ первого заместителя министра народного образования Л.Н. Сухнат «О подготовке практических психологов для учебно-воспитательных учреждений в МГПИ им. А.М. Горького» (02.11.1988 г.).

В связи с существовавшей необходимостью в масштабной подготовке психологических кадров в РБ указом заместителя образования РБ
В.И. Стражнева «О подготовке кадров психологов в БГУ и МГПИ» от 26.03.1993г. было введено базовое высшее психологическое образование, что качественно повысило уровень профессиональной подготовки психологов.

В настоящее время актуальной остается проблема организации полноценно функционирующей психологической службы в системе образования Республики Беларусь. От того насколько эффективно будут взаимодействовать все подструктуры психологической службы зависит гуманизация и цивилизованность нашего общества.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Кандыбович Л.А., Дроздова Н.В. Развитие психологии в Республике Беларусь – исторические факторы гуманизации общества // Развитие психологии в Беларуси: история и современность: Сб. ст. Респ. науч. конф. / отв. ред. Л.А. Кандыбович: В 2 ч. – Мн.: БГПУ, 2001. – ч. 1. – С. 19 – 25.

Дополнительная литература:

Развитие психологии в Беларуси: история и современность: Сб. ст. Респ. науч. конф. / отв. ред. Л.А. Кандыбович: В 2 ч. – Мн.: БГПУ, 2001.
– ч. 1. – 202 с.

Развитие психологии в Беларуси: история и современность: Сб. ст. Респ. науч. конф. / отв. ред. Л.А. Кандыбович: В 2 ч. – Мн.: БГПУ, 2001.
– ч. 2. – 182 с.

История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития: Сб. ст. Меж. науч. конф. / отв. ред. Л.А. Кандыбович. – Мн.: БГПУ, 2003.
– 360 с.


ДЕЯТЕЛЬНОСТь Л.С. ВЫГОТСКОГО

 

20-30-е гг. XX столетия были для отечественной психологии сложными и противоречивыми. С одной стороны, они включали энтузиазм первых создателей «Марксистской психологии», с другой, репрессии после появления Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».

Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) получил признание как один из крупнейших психологов первой половины XX в. Вместе с повышенным интересом к работам Л.С. Выготского, следует отметить, что его труды долгое время не издавались. Закрытость наследия Л.С. Выготского и сведений о его жизни вызвала возникновение мифов вокруг его личности. За свою короткую жизнь (37 лет) он написал более 200 трудов.

Основные биографические данные

Лев Семенович Выготский родился в г. Орше Витебской области 5 ноября 1896 г. по старому стилю. В 1897 г. семья Выготских переехала в Гомель. Всего в семье родителей Льва Семеновича было 8 детей: 3 мальчика и 5 девочек. В Гомеле прошло его детство и школьные годы.

Отец, Семен Львович Выготский (1869 – 1931), был образованным человеком, знал несколько иностранных языков, являлся банковским служащим. Мать, Цицилия Моисеевна (1874–1935), учительница по образованию, свободно владела немецким и французским языками.

Первоначальное образование Л.С. Выготский получил дома. Сдав экстерном экзамены за 5 классов, он поступил в 6-й класс частной мужской гимназии в г. Гомеле. Любимыми предметами были литература и философия.

Гимназию Л.С. Выготский заканчивает с золотой медалью и уезжает в Москву поступать на медицинский факультет Московского Императорского университета, но медицина его не увлекла, и через месяц переводится на юридический факультет.

Однако, интерес к философии и литературе был так велик, что Л.С. Выготский одновременно в 1914 г. поступает на историко-философский факультет народного университета им. А.Л. Шанявского, открытый на средства либерального деятеля народного образования генерала А.Л. Шанявского (1837–1905), где учились все желающие, независимо от пола, национальности, религии. Психологию и педагогику в университете преподавал Павел Петрович Блонский (1884–1941). В период учебы Л.С. Выготский занимался в семинаре Густава Густавовича Шпета (1879–1937).

Завершая учебу в университете им. А.Л. Шанявского, для написания дипломной работы он выбрал свое любимое произведение – «Гамлет». Черновые варианты, занявшие 12 тетрадей, хранятся в архиве в двух вариантах. Целиком «Трагедия о Гамлете, принце Датском, у Шекспира» впервые увидела свет через 52 года после ее написания. Она была опубликована в качестве приложения ко второму изданию книги Л.С. Выготского «Психология искусства» (1968 г.).

Успешно окончив оба университета, в декабре 1917 г. Л.С. Выготский возвратился к семье в Гомель.

В начале января 1919 г. Л.С. Выготский отдает себя практической работе в области культуры и народного образования. Педагогическую деятельность он начинает с преподавания литературы в только что открывшейся трудовой школе г. Гомеля. В дальнейшем Л.С. Выготский начал преподавать психологию. Он ведет курсы общей, экспериментальной, детской и педагогической психологии в ряде Гомельских учебных заведений: школах, педтехникуме, на учительских курсах, где работал в области культуры и образования.

После переезда в Москву Л.С. Выготский завершает прежние исследования и начинает интенсивно развивать проблемы педагогической психологии и дефектологии с разработки проблемы сознания и установления взаимосвязи психологии и физиологии, заниматься критическим анализом течений психологии того времени.

Умер Л.С. Выготский 11 июня 1934 г. от туберкулеза, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Деятельность Л.С. Выготского в педагогическом техникуме
г. Гомеля

Техникум был создан в 1921 г. с целью подготовки школьных работников. Л.С. Выготский работал там с 1922 г., вел логику и все курсы психологии. 3 мая 1923 г. на педсовете он предложил организовать кабинет экспериментальной психологии. Свои предложения он сформулировал в докладе, где определил задачи кабинета.

Деятельность кабинета была многоаспектной: учебная, исследовательская, методическая. Поскольку архивный материал, связанный с работой Льва Семеновича в техникуме, никогда ранее не публиковался, приводим протокольную запись этого доклада полностью.

Об организации психологического школьного кабинета при педтехникуме

Задачи и характер кабинета:

Демонстрация психологических опытов при прохождении курса психологии (общей и педагогической).

Лаборатория для научных исследований первичного характера и для практических занятий по экспериментальной педагогике и психологии слушателей педагогических учебных заведений.

Кабинет экспериментального исследования ребенка, дефективных детей по указанию детских учреждений, нуждающихся в индивидуальном психологическом исследовании, опытных детских домов. Установление научных форм и методов наблюдения за детьми и составление характеристик по научной системе при участии или консультации доктора-психолога И.М. Петельчица.

Руководство работой и разработка самостоятельных обследований по изучению и учету школ и учебных заведений всех типов, учебного опыта школьной методики, психологии учащихся, анкеты, разработка и проведение, составление характеристик, опытная проверка по поручению школ методических приемов и других педагогических методов.

На педагогическом совете 24 мая 1923 г., когда повторно слушался вопрос о психологическом кабинете, было принято решение приобрести в Москве необходимые приборы. Работа кабинета начиналась фактически на пустом месте: не было соответствующей материальной базы. Но, тем не менее, эта работа была так организована, что уже к осени были проведены экспериментальные исследования, которые оказались очень результативными. Итоги исследований стали основой для доклада на педсовете техникума 10 октября 1923 г., отчет о проделанном строился с учетом выполнения пунктов намеченной в плане работы.

По инициативе Л.С. Выготского и его силами был организован психологический кабинет, широко поставивший обследование учащихся школ и детей из детских домов. В тоже время Л.С. Выготский состоял консультантом-психологом при одной из школ.

Результаты экспериментальных исследований, проведенных в психологическом кабинете педагогического техникума, были оформлены Л.С. Выготским в виде пяти научных работ. Одна из этих работ легла в основу опубликованной позднее статьи «О влиянии речевого ритма на дыхание». Другая – «Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексом» – так и не вышла в свет. С тремя из них Л.С. Выготский выступил на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Петрограде в январе 1924 г.
Л.С. Выготский, делегат от Гомельского ГубОНО, выступил с докладами: «Методика рефлексологического и психологического исследования», «Как надо сейчас преподавать психологию», «Результаты анкеты о настроениях учащихся в учебных классах Гомельских школ в 1923 г.».

Доклад Л.С. Выготского произвел столь значительное впечатление на А.Р. Лурия (ученый секретарь института экспериментальной психологии), что он убедил директора института К.Н. Корнилова пригласить
Л.С. Выготского на работу.

Таким образом, проведенные Л.С. Выготским в 1919 – 1924 гг. исследования в области педагогической психологии, разработка им проблем психологии искусства, экспериментальные работы в психологическом кабинете при Гомельском педагогическом техникуме дали возможность подготовить ряд статей и первые крупные произведения Л.С. Выготского – «Педагогическая психология» и «Психология искусства». В гомельский период жизни и деятельности Л.С. Выготский сформировался как самостоятельный ученый, способный вести теоретическую и экспериментальную работу.

 

Развитие психологии в Беларуси в 20 – 30-е годы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.