Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологии в Витебске




Витебский педагогический институт (Витебский государственный университет) был основан в послевоенное время. Заведующим кафедрой психологии был назначен Е.К. Матлин.

 

Основные биографические данные

Ефим Константинович Матлин (1904-1978 гг.) родился в Могилевской области. С 1923 по 1928 гг. учился вначале на юридическом, а затем на педагогическом факультете БГУ. Первые научные публикации он начал издавать с 1933 г.: «Методика построения клинической беседы», «Значение логической памяти для усвоения арифметических действий», «Психологическое состояние учащихся на экзаменах». В 1938 г. он поступает в аспирантуру в НИИ психологии АПН СССР. В 1940 г. защитил диссертацию «Влияние сходства заучиваемого материала на освоение» (научный руководитель: профессор А.А. Смирнов).

 

Научная деятельность.

За время работы на должности заведующего кафедрой Е.К. Матлиным были опубликованы следующие работы: «Психология индивидуального подхода к деятельности», «О повышении качества преподавания психологии», «Учение И.П. Павлова о сигнальных системах и его значение для психологии».

После смерти Е.К. Матлина кафедру психологии возглавил кандидат психологических наук, доцент Сергей Леонидович Богомаз, который разрабатывает проблему самоанализа как необходимого условия профессионального самоопределения.

В 1989 г. в Витебской области впервые в республике был организован методический центр школьной психологической службы, на базе которого в 1991 г. была открыта лаборатория перспективных проблем развития школьной психологической службы. За основополагающую программу была принята московская, составленная в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, под редакцией И.В. Дубровиной. В настоящее время в Витебской области психологическая служба функционирует во всех сферах образования.

 

Развитие психологии в Гомельском университете

Гомельский государственный университет (ГГУ) им. Ф. Скорины создан в 1969 г. на базе педагогического института им. Чкалова. Имя
Ф. Скорины присвоено в 1988 г. До 1995 г. в нем работала единая кафедра педагогики и психологии. В 1995 г. кафедры разделились, и первым заведующим кафедрой психологии стал Александр Александрович Лытко, доцент, кандидата педагогических наук. Кафедра была закреплена за факультетом довузовской подготовки и профориентации. Количество преподавателей на кафедре – 16, из них 6 человек – кандидаты наук. Ведущими специалистами являются Н.И. Мурачковский, И.В. Сильченко.

Николай Иосифович Мурачковский – доцент, кандидат психологических наук, выпускник отделения логики, психологии и русского языка филфака БГУ. В 1965 г. закончил аспирантуру МГПИ им. М. Горького. Защитил диссертацию под руководством профессора Н.А. Менчинской на тему: «Разработка типологии школьников для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания». Защита проходила в г. Москва. По результатам исследований опубликовал в
1977 г. учебное пособие «Как предупредить неуспеваемость школьников». В книге были выделены типы неуспевающих детей и предложены рекомендации по преодолению неуспеваемости учеников разных типов. Пособие опубликовано под редакцией Н.А. Менчинской и было награждено I-й премией Академии образования СССР.

Сильченко Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, ее научным руководителем был Я.Л. Коломинский. Ею опубликованы следующие работы: «Зависимость статуса студентов от уровня их успеваемости и общественной активности» (Минск, 1985), «Взаимосвязь социально-психологических характеристик группы и рефлексивно-перцептивных способностей студентов» (Рига, 1989).

В настоящее время сотрудники кафедры психологии БГУ
им. Ф. Скорины занимаются разработкой следующих проблем: «Совершенствование методов определения профессиональной пригодности выпускников школы к обучению на подготовительных отделениях и в специальных классах при вузе», «Методико-психологическая поддержка молодежи в формировании установки на продуктивный жизненный путь в постчернобыльской ситуации» (выполнялось совместно с кафедрой медицинской психологии ГМИ).

В настоящий момент кафедра планирует создание научно-психологического центра им. Л.С. Выготского.

 

История психологии в Гродненском университете

Начало развития исследований в области психологии ГрГУ
им. Я. Купалы относится к 1979 г., когда ректор А.В. Боданов, предвидя перспективы развития психологии, пригласил на должность заведующей кафедрой педагогики и психологии с Украины доктора психологических наук С.В. Кондратьева.

 

Основные биографические данные

Светлану Витальевну Кондратьеву поступила и успешно закончила отделение психологии философского факультета ЛВУ. Научным руководителем кандидатской диссертации был профессор Б.Г. Ананьев. В 1978 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена, она защитила докторскую диссертацию по теме: «Межличностное понимание и его роль в общении». В 1982 г. ею была создана отдельная кафедра психологии в Гродненском государственном университете
им. Я. Купалы.

 

Научная деятельность.

За годы работы она опубликовала более 100 научных трудов, подготовила 12 кандидатов наук (из них четверо из Украины). На кафедре ведется плановая подготовка психологов по двум специализациям «Возрастная психология» и «Юридическая психология». С.В. Кондратьева с 1994 г. является академиком Акмеологической академии и академиком Российской академии педагогических и социальных наук. Она известна как специалист в области психологии организаторских способностей, психологии развития характера и способностей, психологии педагогического творчества. Всеобщее признание получили ее работы по социальной перцепции, а также перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. В 2000 г. она стала заслуженным деятелем науки Республики Беларусь.

Многочисленны ученики С.В. Кондратьевой: А.С. Базилевская,
К.В. Вербова, П.Р. Газуло, Т.К. Комарова, В.А. Кривошеев, Б.П. Ковалев, П.А. Ковалевский, Л.А. Семчук, Л.М. Путяго, Г.Ф. Михальченко. В своих исследованиях они доказали зависимость социальной перцепции от возраста, пола, специальности, индивидуально-психологических особенностей субъекта и объекта познания; установили характер зависимости содержания и структуры социальной перцепции от типа организации деятельности людей, являющимися субъектами познания; выявили уровни и типы социальной перцепции, характер взаимосвязи между социально-перцептивными, аффективными и поведенческими аспектами педагогического общения; установили особенности педагогической рефлексии в процессе общения учителей и учащихся, определили структуру рефлексивных действий в различных видах рефлексии (социально-перцептивной, коммуникативной, личностной); раскрыли социально-перцептивные и рефлексивные аспекты школьного конфликта, с которыми связано его продуктивное разрешение.

При университете создан психологический факультет. Его возглавил кандидат психологических наук, доцент Б.П. Ковалев.

Потенциал кафедры позволил начать подготовку психологов для школ. В 1989 г. была организована специализация «Практическая психология» на биологическом факультете. Особым для коллектива кафедры стал 1994 г., когда в университете была открыта специальность «Психология». Началась сложная и кропотливая работа по подготовке специалистов с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии». В дальнейшем была открыта специализация по возрастной, педагогической и юридической психологии, а также по психологии семейных отношений и сексологии.

В настоящее время на факультете имеются две кафедры. Кафедра общей и социальной психологии (заведующий кафедрой доцент
Б.П. Ковалев) является межвузовской и Гродненским медицинским университетом, где имеется медико-психологический факультет. Вторая – кафедра возрастной и педагогической психологии (заведует кафедрой доцент А.А. Семчук). Планируется открытие еще одной кафедры.

В состав факультета входят научно-исследовательская лаборатория психологии профессионального развития личности, возглавляемая профессором С.В. Кондратьевой, и Центр психологической помощи населению. На педагогическом факультете университета учебный процесс осуществляет факультетская кафедра психологии начальной школы (заведующий кафедрой доцент П.Р. Галузо).

Деятельность кафедры психологии Могилевского пединститута

В 1913 г. состоялось открытие учительского института в Могилеве. Сюда могли поступить только лица мужского пола, православные, имеющие специальность учителя начального училища и опыт работы в школе не менее двух лет. В 1918 г. учительский институт был преобразован в педагогическое высшее учебное заведение с четырехлетним сроком обучения. В 1923 г. после принятия декрета «О закрытии и реорганизации некоторых высших учебных заведений». Могилевский педагогический институт был преобразован в педагогический техникум. Студенты подготовительного отделения и первого курса автоматически были переведены в техникум, остальные студенты института продолжили учебу на педагогическом факультете в БГУ. В августе 1930 г. МПИ был восстановлен и возобновил работу в составе двух отделений: историко-экономического и литературно-лингвистического с двухлетним сроком обучения.

Собственная история психологии на Могилевщине связана с деятельностью Могилевского государственного педагогического института им. А. Кулешова (сейчас университета). В 1953 г. в результата реорганизации кафедры общественных наук выделилась кафедра психологии и логики (заведующая ‑ кандидат психологических наук, доцент Анна Афанасьевна Зарудная ). В 1955 г. в результате объединения кафедр психологии, логики и педагогики организуется кафедра педагогики и психологии. В 1965 г. она превращается в кафедру методики начального обучения и психологии. Заведующей по-прежнему остается А.А. Зарудная. Психология читалась на первых курсах доля студентов всех факультетов, включал материал по общей и возрастной психологии. В 60-е гг. на кафедре проводилась также научно-исследовательская работа по таким направлениям как формирование памяти учащихся в процессе учебной деятельности, развитие письменной и устной речи. С 1969 г. заведующим кафедрой становится кандидат педагогических наук, доцент М.З. Мазаренко.

В начале 70-х гг. создается самостоятельная кафедра психологии МГПИ им. А. Кулешова, которую возглавил кандидат психологических наук, доцент Виктор Алексеевич Филь. В 1975 г. в институте создается межкафедральная проблемная лаборатория «Обучение и умственное развитие». На базе лаборатории под руководством В.А. Филя на протяжении нескольких лет шло исследование научной темы «Новые математические идеи в начальном обучении и их влияние на умственное развитие детей». Результатом стала разработанная система логических и математических игр для детей 6-9 лет и издание на этой базе пособия «Логические и математические игры» (Р.Ф. Соболевский).

С 1987 г. кафедру психологии возглавила кандидат психологических наук, доцент Елена Константиновна Осипова. В 1986 г. она защитила докторскую диссертацию на тему «Психологические основы формирования профессионального мышления учителя».

С 1992 – 1996 гг. заведующей кафедрой психологии назначается кандидат психологических наук Татьяна Николаевна Ковалева. Усилия кафедры направляются на разработку теоретических и методических основ организации психологической службы в системе образования. На базе педагогического института открывается «Центр психологической помощи (Н.И. Берегуленко, О.Н. Тугай, Э.В. Котлярова). Под руководством
Т.Н. Ковалевой разрабатывается документация по дополнительной специальности «Детский практический психолог», что позволило с 1994 г. начать подготовку психологов-специалистов.

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Развитие психологической подготовки кадров в технических вузах

В технических вузах подготовка психологических кадров прямо или косвенно осуществлялось на базе Белорусского национального технического университета, Белорусского аграрно-технического университета, Республиканского института профессионального образования и Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

Первым заведующим был Василий Тихонович Петриков. С 1980 г. кафедрой руководил Иосиф Иосифович Лобач. Он в 1979 г. защитил в ЛГУ кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Исследование формирования оперативного образа в процессе обучения». С 1987 г. по
2000 г. заведующим кафедрой был Виктор Герасимович Жак, который занимался исследованиями в области педагогики профессионального образования.

В Белорусском национальном техническом университете (БНТУ) кафедра педагогических дисциплин была создана в 1964 г. как профилирующая по подготовке инженеров-педагогов. С 1978 г. был введен курс инженерной психологии, а с 1989 г. – социальной психологии. Эти учебные дисциплины преподавались всем студентам. Сейчас на кафедре читается общая, возрастная, педагогическая и инженерная психология. На данном этапе решаются проблемы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса: методическом обеспечении преподавания курса инженерной психологии.

В августе 2001 г. в БНТУ образована самостоятельная кафедра психологии (заведующий И.И. Лобач). Под редакцией И.И. Лобача,
И.Т. Кавецкого, В.П. Самосевича, вышла книга «Психология управления» (Мн., 2002).

В Белорусском аграрно-техническом университете (ранее – Белорусский институт механизации сельского хозяйства, БИМСХ) психолого-педагогическая подготовка кадров для системы аграрного образования началось с 1978 г., когда был создан инженерно-педагогический факультет. В структуру факультета входила кафедра методики преподавания и педагогики. С 1987 г. по 1993 г. ее возглавляла кандидат психологических наук, доцент Л.И. Шумская.

Л.И. Шумская в 1979 г. в НИИ психологии Украины защитила диссертацию на тему «Психологическое исследование межличностных отношений в группах ПТУ». Под ее руководством сотрудники кафедры активно разрабатывали проблему обеспечения преемственности между инженерной и психолого-педагогической подготовкой будущих преподавателей в аграрных техникумах и ПТУ. Кафедра активно сотрудничала с аналогичными факультетами СССР. Л.И. Шумская являлась членом Всесоюзного общества по инженерно-педагогическому образованию. В БИМСХ подготовка велась подготовка инженерно-педагогических кадров до 1991 г., когда было принято решение Министерства образования и Минсельхозпрода республики о реформировании инженерно-педагогических факультетов, вызванном необходимостью обеспечения педагогической подготовки преподавателей по основным профилям системы аграрного образования (агрономия, зоотехника, ветеринария, экономика и управление). В 1992 г. на базе факультета повышения квалификации БИМСХ открывается факультет психолого-педагогической подготовки преподавателей специальных дисциплин аграрных вузов и техникумов республики (заочная форма обучения со сроком 1,5 года). Кафедра была переименована в кафедру культуры и педагогики, получила статус общеинститутской и стала инициатором реформирования гуманитарной подготовки в вузе. Разработанная под научным руководством Л.И. Шумской комплексная программа «Культура» послужила основой для открытия в БИМСХ факультета гуманитаризации.

Накопленный опыт позволил Л.И. Шумской сформулировать теоретические подходы к современному пониманию проблем воспитания, которые нашли свое отражение в Государственной концепции и Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь, а также в 100 научных трудах автора: монография «Социализация студенческой молодежи», учебном пособии «Основы воспитательной работы с учащейся молодежью». Сегодня Л.И. Шумская работает в Республиканском институте высшей школы БГУ.

Психолого-педагогическая подготовка кадров проводится также в Республиканском институте профессионального образования (РИПО), где с 1993 г. начала функционировать кафедра психологии. Основной задачей кафедры является подготовка психологов для системы профессионально-технического образования. С 1995 г. до 2000 г. кафедрой заведовала кандидат психологических наук, доцент Оксана Сергеевна Попова (в данное время – проректор РИПО). С 2000 по 2002 гг. кафедрой руководит кандидат психологических наук, доцент Юлия Петровна Козловская, с 2002 г. – кандидат психологических наук, доцент Надежда Яковлевна Кушнир.

Психологическую подготовку в РИПО проходят мастера производственного обучения, преподаватели ПТУ, учителя школ, руководители учебных заведений. Абитуриенты проходят тестирование и собеседование. Обучение длится два года, форма обучения – очная и заочная.

В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (БГУИР) психологические дисциплины начали преподаваться с 1996 – 1997 учебного года. Причиной стало принятие новой программы обучения в БГУИР Министерством образования Республики Беларусь. Однако, как таковой кафедры психологии в БГУИР нет. Психологические дисциплины: инженерная психология и психология управления разработаны и читаются на кафедре производственной и экологической безопасности кандидатом психологических наук Игорем Григорьевичем Шупейко. Он в 1973 г. закончил МРТИ, в 1983 г. – аспирантуру при АН СССР. Его работа – «Психологические факторы сложных решений оперативных задач» – опубликована в сборнике «Психологические факторы оперативной деятельности» (М., 1992). Для курса инженерной психологии И.Г. Шупейко разработал учебное пособие «Инженерно-психологическое проектирование средств информационного взаимодействия для системы «человек – машина» (Мн., 1998).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.