КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития психологии в гуманитарных вузах
Психологическую подготовку осуществляют следующие гуманитарные вузы г. Минска: Институт культуры, Белорусская национальная академия музыки, Академия физической культуры. В Институте культуры в1981 г. была основана кафедра психологии и педагогики. Заведующая – кандидат психологических наук, доцент Марк Захарович Яновский. Кафедра стала обеспечивать чтение общей психологии, возрастной, педагогической и социальной на всех факультетах: факультете работников культуры, художественного творчества, библиотековедения и библиографии. На кафедре активно создавалась материальная база: были приобретены электроэнцефалограф, измеритель последовательности реакции, аппаратура для измерения зрительной и слуховой функций, особенностей нейродинамики, психомоторики. На этой базе была организована научно-исследовательская работа студентов: начали работать кружки «Экспериментальной психологии» (руководители – доцент В этот период была открыта лаборатория научных основ реакриологии. В ней разрабатывались вопросы восстановления работоспособности и профилактики умственного утомления работников разного профиля с использованием музыкотерапии, массажа, аутогенной тренировки. С 1989 г. расширился диапазон психологической подготовки студентов института: для студентов всех специальностей был введен курс психологии художественного творчества; для будущих педагогов социокультурной сферы – медицинская психология, патопсихология, психодиагностика, психотерапия, психология аномального ребенка, психология управления. Курсы читались докторами психологических наук, профессорами С 2001 г. М.З. Яновский работает доцентом кафедры психологии и педагогики РИВШ БГУ. В Белорусской национальной академии музыки в 1978 г. была образована кафедра психологии и педагогики. С 1978-1986 гг. кафедрой заведовал кандидат психологических наук, доцент Сергей Борисович Бенедиктов. Тема его кандидатской диссертации – «Психологический анализ одновременного восприятия и воспроизведения связной речи» (1974 г.). С 1986 г. кафедру возглавил Вадим Леонтьевич Яконюк (сейчас первый проректор консерватории, доктор педагогических наук, профессор). В своих исследованиях он изучает проблемы психологии музыкальной деятельности. Основные публикации: «Развитие интереса к профессии учителя музыки» (Мн., 1979), «Музыкант. Потребность. Деятельность». (Мн., 1993). Кафедра педагогики и психологии Академии физической культуры (ранее Минский институт физического воспитания) была образована в 1944 г. Ею заведовали: с 1945–1946 гг. – доцент А.Ф. Порошков; с 1946–1947 гг. – доцент С.И. Турченко; с 1947–1954 гг. – ст. преподаватель М.А. Шаткин; с 1955–1982 гг. – профессор А.В. Григорьева; с 1983–1988 гг. – заслуженный мастер спорта СССР, четырехкратная олимпийская чемпионка, заслуженный деятель физической культуры БССР, профессор Е.Д. Белова; с 1998 – 1999 гг. – кандидат психологических наук, доцент Г.И. Метельский; с 1999 – 2000 гг. – кандидат психологических наук О.Я. Коломинская; с 2000 г. – доктор психологических наук, профессор Л.В. Марищук. Людмила Владимировна Марищук в 1992 г. в Минске защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по проблеме успешности и неуспешности при изучении иностранного языка с учетом способностей и индивидуальных особенностей. В 1999 г. она успешно защитила в Санкт-Петербургском университете докторскую диссертацию по теме: «Способности к освоению иностранных языков и дидактическая технология их развития». Ее монография «Способности к изучению иностранного языка и новые подходы к накоплению лексического запаса» (Мн., 1997) отражает основные результаты исследований, раскрытых в 80 публикациях. Кафедра проводит психолого-педагогическую подготовку преподавателей и организаторов физической культуры для работы в учебных заведениях и учреждениях по физической культуре и спорту. Преподаватели кафедры осуществляют учебно-методическую подготовку студентов по дисциплинам: «Педагогика», «Психология», «Психология физической культуры и спорта», «Введение в специальность» на всех факультетах.
Развитие психологии в Национальном институте образования и Академии наук РБ Национальный институт образования (НИО) (ранее НИИ педагогики Министерства образования БССР) был основан в 1929 г. Первым его директором был Петр Яковлевич Панкевич. Отделение психологии было создано в 1990 г. В НИО начинали свою профессиональную деятельность Р.И. Водейко, А.Я. Миленький, И.М. Розет, А.К. Паншина, Л.И. Шумская и другие ученые, в разные годы работали доктора психологических наук: С 1975 г. в институте работает Татьяна Митрофановна Савельева. В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Возможности усвоения младшими школьниками метода лингвистического анализа». С 1976 – 1990 гг. под ее руководством по заказу Министерства образования были проведены фундаментальные исследования по обучению и воспитанию дошкольников и младших школьников. В результате были изданы сборники научных трудов: «Книга для учителя (1 класс)», под ред. Т.М. Савельевой (Мн., 1987); «Книга для учителя (2 класс)», под ред. Т.М. Савельевой В институте большое внимание уделяется подготовке кадров высшей научной квалификации. С этой целью открыта аспирантура (1991 г.) и докторантура (1993 г.). В 1991 г. был создан специальный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. С 1993-2000 гг. функционировал совет по защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических и психологических наук. Развитие психологии в системе Академии наук Беларуси формально начинается с 1980 г., но отдельные исследование и разработки психологических проблем проводились уже с 1971 г. (В.И. Секун, В 1980 г. было принято Постановление бюро ЦК КПБ, в соответствии с которым в Институте философии и права была организована работа по созданию научного психологического подразделения. В 1982 г. начались исследования в организованном Отделе социальной психологии и эстетики (руководитель отдела доктор психологических наук В.Н. Конон). Здесь в разное время работали В.М. Козубовский, Г.В. Максюта, С.В. Сивуха. В 1989 г. принимается решение о создании Отдела социальной психологии личности и коллектива, в соответствии с ним в феврале 1990 г. в структуре Института социологии (также вновь созданного) начинает исследовательские работы Отдел социальной психологии и коллектива. В Национальной академии наук сегодня это единственное научное психологическое подразделение. Таким образом, история становления и развития психологии в Республике Беларусь охватывает период с 1924 г. до середины 90-х гг. XX в. В заключении подчеркнем, что в дальнейшем планируется исследование новейшей истории Беларуси: деятельности факультета психологии БГПУ
Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Истории психологии в Беларуси: Хрестоматия / Авт.-сост. 2. Кандыбович Л.А. История психологии в Беларуси: Учеб. пособие Дополнительная литература: 1. Бенедиктов Б.А., Коломинский Я.Л. Развитие психологической науки в Белорусской ССР // Вопросы психологии. 1987. № 6. 2. Водейко Р.И. Очерки психологии в БГУ: Начальный период 3. Водейко Р.И. Развитие психологической науки // Вестник БГУ 4. Кандыбович Л.А. История зарождения практической психологии в Беларуси // Актуальные проблемы в деятельности практических психологов в свете идей Л.С. Выготского. Мн.,1999. Ч. 1. 5. Кандыбович Л.А. О некоторых проблемах исследования истории психологии Беларуси // Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития. Мн., 1998. Ч. 1. 6. Кандыбович Л.А. Становление и развитие психологии в БГПУ 7. Ковалгин В.М. Развитие психологии в Беларуси за 50 лет // Сб. Материалы Белорусской конференции психологов. Мн., 1969. 8. Ковалгин В.М. Развитие психологической науки в СССР. Раздел Белорусская ССР // Вопросы психологии. № 6. 1972. 9. О педологических извращениях в системе Наркомпросов // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумах ЦК. 10. Развитие психологии в Беларуси: история и современность / Сб. ст. респ. науч. конф.; Под. ред. Л.А. Кандыбовича. В 2-х ч. Мн., 2001.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |