КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни творчества
План I. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности учителя. II. Компоненты педагогического мастерства 1.) Гуманистическая направленность личности учителя. 2.) Профессиональное знание. 3.) Педагогические способности. 4.) Педагогическая техника. III. Этапы становления профессионализма учителя. IV. Критерии педагогического мастерства.
Мастер…по Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется “как высший уровень педагогической деятельности…проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов”. Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных пед. задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Суть же его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. Это понятие сложное. В различных источниках определяется по-разному. Пед.энциклопедия “Мастерство педагогическое - высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей”. “Пед.мастерство – не что иное, как доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость. Как видим, от обычной умелости мастерство отличается тем, что это более совершенный уровень, требующий высокой отточенности используемых обучающих и воспитывающих приемов. Могут присутствовать и творческие элементы и методическая новизна. Но не обязательно. “Пед.мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности”. К таким важным свойствам относятся 1)гуманистическая направленность деятельности личности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника”. Итак, мастерство зависит от свойств личности педагога, но проявляется оно в практической деятельности. Пед. Мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках. Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.
Главное в педагогическом мастерстве – эффективное применение психолого-педагогической теории, использование передового опыта, искусное использование различных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании. Педагогическое мастерство немыслимо без выработки речевой культуры, мимики, жестов. Приятный, хорошо поставленный тембр голоса, строгая логика и аргументированность суждений, включение в объяснение ярких примеров и фактов, выделение с помощью интонации главных положений все это слагаемые педагогического мастерства. Педагогическое мастерство во многом связано с педагогической интуицией учителя и с проявлением им определенного такта в разрешении внезапно возникающих конфликтных ситуаций. Если педагогическая умелость должна охватывать все стороны деятельности учителя, то мастерство вначале проявляется в отдельных видах: одни мастерски проводят уроки, но слабы во внекласной воспитательной работе, другие интересно ведут воспитательную работу, но с меньшим успехом учебные занятия. Процесс выработки педагогического мастерства длителен, сопряжен с многогранной работой учителя и требует большого упорства и настойчивости.
II.Педагогическое мастерство- следующая ступень профессионального роста и совершенствования учителя. III.Пед. Творчество – всегда поиск и нахождение нового. 1.Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения пед. задач (они уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя). Учитель переходит от алгоритмов, стереотипов к новому. Примеры этого уровня творчества: -выбор оптимального решения из веера возможных; -использование нового приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке; -объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень доступен каждому. 2. Творчество в узком понимании – открытие нового для себя и для других – новаторство.
III.Педагогическое новаторство- высший уровень профессиональной деятельности учителя. “Новаторство – новое в созидательной деятельности людей”. Педагогическое новаторство включает в себя выдвижение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения, которые меняют существующий взгляд на имеющийся педагогический опыт. В отличие от мастерства и творчества, которые могут охватывать довольно широкую сферу деятельности, новаторство чаще относится к решению отдельных узловых проблем. Но решение этих проблем оказывает влияние на всю систему обучения и воспитания. Новаторство Макаренко А.С. – теория и методика коллективного воспитания. Идеи о необходимости воспитания детей в коллективе и через коллектив выдвигались в педагогике до него. Теоретик немецкой “школы действия” А.Лай выдвигал принцип воспитания путем коллектива. Немало высказываний на этот счет у Н.К. Крупской. Но фундаментально эту проблему сумел разработать только А.С. Макренко. Его опыт получил мировое признание.
Новаторство проявил учитель И.П. Волков, который разработал методику творческих заданий учащихся. Новаторство – это большой интеллектуальный и жизненный подвиг учителя. На этот уровень поднимается не каждый учитель. Подлинных педагогов – новаторов не так много, и появляются они не часто. Новаторство – это вклад в науку и в опыт. Компоненты педагогического мастерства. 1.Гуманистическая направленность личности учителя. 2.Профессиональные знания. 3. Педагогические способности. 4.Педагогическая техника. Все эти четыре элемента взаимосвязаны. Рассмотрим каждый в отдельности. 1 Гуманистическая направленность личности учителя. -Что составляет направленность личности? (Идеалы, интересы, ценностные ориентиры). Личность учителя, ее ценностные ориентиры, смыслы, идеалы определяют сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Личность является центральным фактором в труде учителя. Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности, педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, является основой профессионализма и нравственности. Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, ориентация на развитие личности ученика. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной деятельности и в отдельных педагогических ситуациях. Гуманистическая направленность личности проявляется в потребности учителя заниматься педагогической деятельностью, видеть ее результаты, адекватно их оценивать, в преданности педагогической профессии, в уважении к личности ученика. Профессионально-педагогическая направленность личности будущего учителя формируется всем укладом жизни педагогического учебного заведения, морально-психологическим климатом в преподавательской и студенческой среде. -Что составляет направленность личности? (идеалы, интересы, ценностные ориентиры) С чем идет учитель на урок? -Идет старательный учитель с думой “дать” урок, выполнить программу. Его интересы в том материале, который запланирован на ближайшие 45 мин. -Идет новая вожатая, мечтающая о ярких праздниках и ритуалах (а может быть пережить год до следующих вступительных экзаменов в вуз). -Идет донецкий учитель В.Ф. Шаталов, чтобы помочь каждому победно учиться. -Идет начинающий учитель обеспокоенный честью мундира и думающий прежде всего о том, чтобы дети видели в нем учителя. -Идет учитель - мастер, чтобы научить счастью, а для этого доказать, что каждый из учеников – “кладезь возможностей”. Они все идут в школу, на урок, к детям. -Как сочетается их установка с главной целью воспитания – разностороннее гармоничное развитие личности с опорой на индивидуальность. Пед. направленность личности учителя многогранна. Ценностные ориентации личности учителя. 1.На себя! Самоутверждение – чтобы видели в нем знающего, требовательного, настоящего учителя. 2.На средства педагогического воздействия. 3.На личность, коллектив. 4.На цели педагогической деятельности. Гуманистическая направленность педагога выражается в его активной позиции.
2. Профессиональные знания. В основе направленности учителя – мастера две страсти – увлеченность предметом и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа мастерства – профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание предмета, методики преподавания, педагогики и психологии. Важной особенностью профессионализма является умение синтезировать эти науки: стержень синтеза - решение пед.задач; анализ пед. ситуаций. Решение каждой отдельной пед. ситуации – активизирует всю систему знаний учителя, которые проявляются как единое целое. Профессиональное знание учителя – мастера личностно окрашено. (8 кл. “Ев. Он.” – Сказано об отношении Пушкина к роману, Писарева, Белинского. Есть робкие мнения учащихся. Сам же учитель ни разу не сказал “Я думаю, мне кажется…”). Если учитель сам не раскрывается перед учащимися, не дает им проникнуть в его мир ощущений, мыслей – в таком случае тщетно ждать от учащихся искренности, собственных мыслей. Мастерство учителя в “очеловечивании”, одухотворении знаний, которые излагаются как свой взгляд на мир. “Навечно вызванный к доске” – говорят об учителе. Профессиональные знания учителя должны формироваться сразу на нескольких уровнях: 1. Методологическом (знание закономерностей развития) 2. Теоретическом (законы, принципы пед. и психологической формы деятельности) 3. Методическом (конструирование учебно–воспитательного процесса) 4. Технологическом (решение пед. задач в конкретных условиях) Но пед. мастерство не всегда приобретается с ростом профессиональных знаний. (Студент – отличник не всегда хороший учитель). Важны способности к педагогической деятельности. К свойствам личности учителя относят педагогические способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воля, интеллект, речь и др.). Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности. Они обеспечивают скорость совершенствования учителя. Выделяют 2 группы педагогических способностей: 1.Перцептивно – рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя. (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия). 2.Проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |