Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая целенаправленность и внешний вид педагога




Типичные ошибки молодого учителя.

Понятие педагогической техники

План

Тема Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства

Критериями мастерства педагога могут выступать

1.целесообразность деятельности (по направленности)

2.продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников).

3.Оптимальность (в выборе средств)

4.Творчество (по содержанию деятельности)

 

1.Понятие педагогической техники.

2.Педагогическая целенаправленность и внешний вид учителя.

а) Управление эмоциональным состоянием.

б) Пантомимика.

в) Мимика.

3.Техника речи.

а)Дыхание.

б) Голос.

в) Дикция.

г) Ритмика.

Наблюдая за работой учителя – мастера, мы замечаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Во многом это зависит от специальных умений: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, организовывать коллектив, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями.

Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Техника – совокупность приемов. Средства техники – речь и невербальные средства общения.

Педагогическая техника включает 2 группы компонентов.

I. Умение педагога управлять своим поведением:

-владение своим организмом (мимика, пантомимика)

-управление эмоциями, настроением (снятие напряжения, создание творческого самочувствия)

-социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение)

-техника речи (дыхание, дикция, темп речи).

II. Умение воздействовать на личность и коллектив

Технологическая сторона воспитания и обучения.

-дидактические, организаторские, коммуникативные умения

-технологические приемы предъявления требований управления педагогическим общением, организация КТД.

-Неумение задушевно побеседовать с учеником, родителями.

-Неумение сдержать или проявить гнев.

-Неумение подавить неуверенность.

-Ошибки в речи.

-Невладение своим телом.

-Недостатки во владении голосом – монотонность, безжизненность речи, нечеткость дикции, излишняя громкость.

Нередко учителя считают, что для успеха в педагогической деятельности им достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям, уделять максимум внимания каждому ученику, отлично знать и преподавать свой предмет. Однако более быстро достигают успеха те учителя, кто учитывает внешние особенности своего «я», свои психологические свойства и способы их выражения. Ошибочно считать, что ученик младшего школьного возраста не обращает внимания на костюм, прическу учителя, что внешний вид учителя не сказывается на успехе проводимого урока.

Психологически закономерно, что наше восприятие другого человека начинается со взгляда на его внешний облик: внешне эффективное обязательно притягивает, возбуждает интерес, заставляет реагировать. Если учитель не хочет разрушить целостность восприятия его учениками, он должен заботиться о своем внешнем облике, стремиться быть примером, образцом безукоризненного вкуса, чистоты, опрятности, аккуратности. Это не значит мгновенно и некритично, слепо следовать моде. Особенно это следует помнить молодым учителям. Нет ничего зазорного прийти в школу в модной обнове, но лучше для этого выбрать особый случай (вечер, праздник и т.п.). Если учитель приходит на урок в очень яркой одежде, вечерних украшениях, то немало потребуется усилий, чтобы переключить внимание учеников на предмет урока.

Очень важно помнить, что одежда может сковывать или, наоборот, расковывать учителя, а также действовать на восприятие его другими людьми. Следование моде должно обязательно пропускаться через себя: внешние данные, особенности характера и стиля поведения. Одежда во многом зрительно может исправить фигуру. При стабильности в одежде можно вносить отдельные оформительские детали (галстук, шарфик, воротничок, косынка и пр.), которые не останутся без внимания, демонстрируя вашу элегантность и хороший вкус. Важно одеваться не во что и как, а в каждом конкретном случае так, а не иначе. При этом соблюдать безукоризненный вкус (подбор тонов и их сочетание со всеми составляющими одежды).

Внешний вид педагога должен быть выразительным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятна и вычурность. И прическа, и костюм, и украшения в одежде учителя должны быть подчинены эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшения в одежде, на косметику – учитель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Внешние данные учителя оказывают влияние на общение: могут отталкивать или, наоборот, привлекать к себе другого человека. Человек с простым открытым лицом вызывает доверие, симпатию. Голос – основной инструмент учителя. Если он звучит резко, пронзительно, срывается на повелительные интонации, то собеседнику сложно выразить свои сокровенные мысли, обращаться за советом, помощью, поддержкой. Стальные нотки голоса нужны, но пользоваться ими можно в крайне редких, чрезвычайных ситуациях. Поэтому надо учиться управлять своим голосом: приглушать, избегать глотания слов, скороговорок и т.п. Надо стараться разнообразить интонацию, чтобы речь не была монотонной. Эстетическая привлекательность учителя и в том, насколько приветливое у учителя выражение лица, в собранности, в сдержанности в движениях, жестах, оправданной осанке, походке. Противопоказано: гримасничание, суетливость, вялость, неестественность жестов. Даже в том, как входит учитель в класс, как посмотрит, как поздоровается, как отодвинет стул, как пройдет по классу – во всем этом сила влияния на учащихся. В движениях учителя, жестах, взгляде дети должны чувствовать силу, уверенность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.