КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические приемы формирования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Познание пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.). В образовательном процессе дошкольного учреждения указанная деятельность интегрируется с другими: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умении ориентироваться происходит в разных видах деятельности с и с пользованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо). Ориентировка в ближайшем окружении, обстановке (в предметной среде возрастной группы, дома, на участке детского сада, прогулочной площадке; по ходу маршрута, ведущего в детский сад, кинотеатр, магазин) особо значима для ребенка в плане развития вития его самостоятельности. По данным педагогического исследования Т. А. Мусейибовой, в понятие «пространственная ориентировка» ребенка старшего дошкольного возраста включается следующее: - Ориентировка и различение направлений, когда собственное тело ребенка является точкой отсчета. Различение: правая - левая, вперед - назад, вверх - вниз. Определение направления в статике (с обязательным называнием). - Определение местоположения окружающих предметов относительно себя (близко расположены, находятся на значительном расстоянии (видимом) и т. п.). - Определение своего местоположения относительно окружающих предметов («от объектов»). - Различение направлений в движении. - Ориентировка на предметах, выделение сторон: передняя, тыльная, верхняя, нижняя, правая, левая. - Ориентировка в пространственных отношениях между предметами (использование в речи предлогов и наречий). - Ориентировка на плоскости (листа, стола), т. е. в двумерном пространстве. - Ориентировка на близком, далеком расстоянии, понимание перспективы (практическое). - Ориентировка в уличном движении. В ходе изучения пространства старшие дошкольники осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Это предлоги, отражающие многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывающие направление движения к тому или иному предмету или на расположение предмета в процессе движения. К первой группе относятся предлоги на, в, сзади, впереди, за, напротив и др. Внутри этой группы имеются свои отличия, передающие оттенки пространственных отношений между предметами. Пространственные отношения между предметами отражаются с помощью предлогов под, над, впереди, перед, за, сзади. С одной стороны, они показывают положение одного предмета по отношению к другому, а с другой — направление движения по отношению к другому предмету. У предлогов перед, сзади, несмотря на то что они указывают противоположные пространственные отношения между предметами, имеется общий оттенок — они указывают на близость одного предмета к другому. Наоборот, в другой паре предлогов — впереди и за, также отражающих противоположные отношения между предметами, общность состоит в том, что в них подчеркивается некоторая отдаленность в расположении предметов {впереди — лес; мой детский сад — за магазином). Пространственное расположение человека (предмета) лицом (лицевой стороной, фасадом) к другому человеку или предмету выражается предлогом против (напротив), при этом указывается на близость расстояния между ними (дети построились в два ряда напротив друг друга). Местонахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов среди, вне, посреди. На расположение чего-либо в центре указывают предлоги между, вокруг. Ко второй группе относятся предлоги, с помощью которых передается направление движения в пространстве. В предлогах к, из-за отражается направление движения к тому или иному предмету. Движение по поверхности передается с помощью предлогов по, через. Предлоги вдоль и поперек указывают на расположение предметов в процессе движения или какого-либо действия (вдоль дороги; вдоль стены; поперек дороги лежало бревно). Кроме предлогов, для обозначения пространственных отношений используются наречия. Одни из них показывают направление движения и отвечают на вопрос «Куда?» (сюда, туда, налево, направо, вправо, вперед, назад, наверх, вверх, вниз, внутрь, наружу и т. п.), другие же указывают направление обратного движения и отвечают на вопрос «Откуда?» (отсюда, оттуда, слева, справа, спереди, сзади, сверху, изнутри, снаружи, извне, издалека, отовсюду и т. д.). Третья группа пространственных наречий обозначает место действия, отвечает на вопрос «Где?» (тут, там, здесь, слева, справа, впереди, сзади, позади, сверху, наверху, вверху, внизу, внутри, вне, снаружи, везде, всюду, повсюду и т. д.). Педагогическая технология развития пространственных представлений, овладения умениями ориентироваться и отражать свои представления в речи и в простой модели представлена: - упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности (рассматривание фотографии, иллюстрации; оригами и вышивание; «прочтение» схем и т. д.); - специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования (использования замещения, предметно-схематических и графических моделей и схем и т. д.). Формы организации детской деятельности могут быть представлены следующими способами. - Мини-ситуации, специально создаваемые педагогами, родителями с целью овладения детьми каким-либо видом ориентировки. Например, схематически показано, что справа от дерева, в берлоге поселилась лиса, а впереди слева, около норы стоит медведь. Ребенок «наводит порядок», называя пространственные перемещения. - Игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений: «Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом». Самостоятельное придумывание детьми подобных упражнений. Полезно предложить ребенку задать вопрос (где и что находится); показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать. При поиске спрятанных предметов разумно использовать игровой прием «горячо — холодно». - Упражнения типа «А что будет, если...» (изменится расположение, направление движения, количество сидящих за столом, расположение изображенных на фотографии и т. д.). Возможна схематизация, предложенная детьми. - Проблемные ситуации. Например, надо найти самый короткий маршрут. (Ситуация для детей 6-7 лет из книги А. А. Смоленцевой и О. В Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».— СПб., 2004, с. 72, 73.) - Графические упражнения, «зрительные диктанты» на освоение симметрии, развития умений ориентироваться на плоскости, раскрашивать черно-белые рисунки. Упражнения выполняются на бумаге в крупную клетку по образцу, под диктовку, по собственному замыслу. - Дидактические игры (развивающие). - Игры на освоение наглядного моделирования с использованием плана, плана-схемы, разного рода замещений («Кукольная комната», «Найди спрятанную игрушку», «Кукла Маша купила мебель» и др.). - Игры с использованием самостоятельно придуманных детьми и представленных графически планов (схем): «Поиск кладов», «Мы — разведчики!» и др. - «Мы — пешеходы»: серия упражнений и игр на освоение правил движения по тротуару, пешеходной дорожке; перехода через улицу по светофору и без и др. - Рассказывание по картинам, чтение и беседа о прочитанном. Изображение (условное) разных видов пространственных от ношений, удаленности, перспективы. Творческие упражнения и игры, рассказы-инсценировки, разные виды театра и др. Опыт ориентировки в пространстве накапливается у ребенка при выполнении разных действий, режимных процессов; чаще всего разные виды ориентировки «сосуществуют». Несмотря на это, следует соблюдать логику в усложнении, которая базируется на знании актуального уровня развития ребенка. Усложнение (от возраста к возрасту) состоит: - в увеличении количества вариантов пространственных отношений; - в повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами; - в переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений, в том числе между субъектом и окружающими его объектами; - в переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем пространстве; - в обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке. По мнению Крушельницкой О.И. совершенствованию зрительной ориентировки на плоскости листа, разлинованного в крупную клетку, стола, таблицы способствует оправдавший себя на практике прием, условно называемый «зрительный диктант». Вслед за распределением плоских изображений, фигур, рисованием на плоскости листа по собственному замыслу ребенок начинает (в 5—6 лет) располагать предметы, рисовать по правилам, которые сообщает ему взрослый: - заштриховать клетки вдоль левой стороны листа (по боковой правой стороне, в верхнем правом углу, справа (слева) от...); - штриховать клетки, чередуя цвет, вид штриховки и т. д.; - найти способ определения центра (середины листа) и выложить узор снизу от найденного центра; - вдоль линии, проведенной через центр листа, наклеить половину прямоугольника, затем восстановить (дорисовать) вторую половину (упражнение на освоение симметрии). Учебно-игровое пособие «На золотом крыльце» и игра «Кростики» (автор Б. Б. Финкелыдтейн, СПб., ООО «Корвет») способствуют развитию у детей умений ориентировки на плоскости; одновременному освоению чисел, форм, размеров; запоминанию и различению цветных чисел (цветных счетных палочек Кюизенера). В разнообразных видах детских деятельностей, которыми увлекается ребенок-дошкольник, всегда имеет место упражняемость в дифференцировке пространственных направлений, определении местонахождения предметов, повышении точности речевых высказываний. Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»). Таким образом, рациональное сочетание педагогических технологий, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображении их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос их в другие ситуации. Литература: 1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 2004. 2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2004. 3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 1998. 4. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2007. 5. Козлова В.А. Пространство – время. – М.: Школьная Пресса, 2002. 6. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М.: ТЦ Сфера,2004. 7. Леушина А.М. Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1974. 8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 9. Никольский О.С. Развитие пространственного мышления. – М., 2001. 10. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2006. 12. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 13. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 2000. 14. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия/Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2008. 15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. 16. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М., 2000.
Тема 8. Планирование работы по математическому развитию в дошкольном учреждении 1. Влияние планирования на эффективность усвоения детьми программного материала по формированию элементарных математических представлений 2. Формы планирования занятий
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. В связи с этим возникает необходимость обучения детей дошкольного возраста математике. Но, как известно любое обучение предполагает планирование, по которому нужно следовать и в соответствии, с которым необходимо обучать ребенка. Так, например, нет смысла обучать ребенка 2-3 лет сложению, т.к. ему еще не известных цифры. А ребенка 6-7 лет уже необходимо обучать и подготавливать к школе. Планирование в детском саду имеет большое значение, т.к. планируя, воспитатель последовательно обучает детей математике.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |