КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы планирования занятий
Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традиционным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычислительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситуации, занятия-инсценировки, игротека. Особая роль отводится дидактическим играм. Они имеют непреходящее значение для познавательного развития дошкольника. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей. Овладение правилами игры происходит постепенно. Первоначальное знакомство детей с новой игрой происходит в соответствии с законами дидактики: объясняются правила, раскрывается игровая задача, определяются игровые роли, обсуждается игровой результат. Когда правила усвоены детьми, предлагается игра по парам. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Ребенок может принять роль организатора или наставника. Тогда он объясняет условие, вводит новое правило, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются ролями. Тот, кто был наставником, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить задание: отсчитать, соотнести, отыскать ошибку. И та, и другая роли весьма полезны для дошкольников. В игровой паре так называемая учебная плотность становится высокой, что, безусловно, оправдывает затраченное время. В течение игры активны оба участника. Ведущий придумывает оригинальное задание и стремится сформулировать его так, чтобы оно было понятно партнеру. Другой играющий должен внимательно вслушаться и понять условие, потому что ему самому придется находить ответ, который негде подсмотреть и которого никто не подскажет. Каждый ребенок в игровой паре работает, ему необходимо достойно выполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнера. Известно, что дошкольники — более строгие ценители достижений и критики недостатков своих товарищей, чем взрослые. Игра-занятие, как правило, построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочно-игрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией достигнутого уровня математических представлений. Во время игр-занятий создается непринужденная обстановка: дети размещаются за одним общим столом, на ковре, подушечках или на диване. Дошкольники нередко в играх открыто выражают свои переживания. Поэтому игра-занятие проходит более эмоционально, чем, например, традиционное занятие. Педагог положительно оценивает адекватные способы выражения радости и сопереживания, тактично направляет их. Беседа-занятие предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и дошкольников между собой. Воспитатель руководит речевой активностью детей. С помощью вопросов, наглядного материала направляет и конкретизирует содержание беседы. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. Все это требует, с одной стороны, умения говорить на заданную тему, не отвлекаясь и не уходя в сторону, строить свое высказывание понятным для окружающих. С другой стороны, диалог требует от ребенка умения выслушать своего собеседника, не перебивать его даже тогда, когда он сам владеет информацией о вещах, о которых говорят. Только выслушав, можно дополнить или продолжить рассказ товарища. Особого волевого усилия требует от ребенка участие в полемике, когда высказываются различные точки зрения и собеседники не согласны с доводами друг друга. Беседа-занятие помогает ребенку приобрести умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывание и формировать культуру познавательного общения. Путешествие-занятие строится на последовательном переходе детей от одного пункта назначения к другому, где раскрывается дальнейший материал, а в конечной точке ждет сюрприз. Наглядный материал, который широко используется в «путешествиях», направляет внимание ребенка. Однако такая форма занятия, как путешествие, требует от детей организованности, а от педагога — умения поддерживать интерес воспитанников, создавать условия для проявления активности. Поисковой деятельности, проблемно-практическим ситуациям отводится в обучении математике важное место. Необходимо создать специальную обстановку, чтобы ребенок мог посредством практических действий изучать свойства предметов, экспериментировать, подтверждать свои предположения. Выполнение некоторых заданий или решение проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения, поэтому детей целесообразно объединить в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет детям конкретизировать свои знания и использовать умения, контролировать способы выполнения и анализировать результаты не только своей деятельности, но и деятельности партнеров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль. Вместе с тем, в какой бы форме ни проходило занятие, основное усилие педагогов должно быть направлено на то, чтобы ребенок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внесение своей доли усилий в общее дело, признание собственных успехов придают весомую значимость тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились в математических играх и беседах. Важно, чтобы взрослые не проявляли излишнего дидактизма, умели найти непринужденный тон в общении с детьми, не боялись использовать возникающие ситуации, сохраняя общую канву занятия. Главной дидактической целью является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Воспитатель продумывает размещение детей в процессе занятия. Расстановка столов будет зависеть от содержания и характера выполняемой работы. Дети могут коллективно или в подгруппах выполнять задание, работать в парах, рассматривать демонстрационный материал, обращаться к материалам, расположенным на общем столе, беседовать, сидя на диване, играть на ковре или в кругу и т.д. Столы могут быть расставлены полукругом, буквой «П», вытянуты в линию, объединены для работы в малых группах или в один общий стол. Воспитатель также заранее подготавливает свободное место на ковре и в групповой комнате для проведения игр и перемещения детей. Подготовка наглядного материала и атрибутов происходит заблаговременно. Плоскостной демонстрационный материал, карточки, картинки размещаются на доске, фланелеграфе или ковро-лине. Объемный материал помещается на специальном столике или стеллаже. Сюрпризные атрибуты укрываются шторкой или салфеткой. Раздаточные материалы представлены двумя наборами. Первый: общий набор (комплектуется в соответствии с задачами занятия) состоит из счетных карточек, предметных картинок, цифр, частей изображения предмета, моделей геометрических фигур, полосок для измерения, игрушек. Он предназначен для коллективных игр, используется детьми по случайному выбору. После выполнения игрового задания элементы набора возвращаются на место и выбираются детьми вновь. Общий набор подготавливается педагогом и находится в специально предназначенном для него месте (стол, подставка, фланелеграф). Второй: персональный набор, с которым ребенок самостоятельно работает на занятии, состоит из счетного материала, карточек с цифрами, картинок, полосок для измерения, моделей геометрических фигур, мерок, мерной посуды и других атрибутов. Одни части персонального набора остаются неизменными, например цифры используются на всех занятиях. Другие — только на некоторых, например счетные полотна, рисунки, листы бумаги. Третьи обновляются в зависимости от программных задач на каждом занятии, например счетный материал, наборы геометрических фигур, цвет и размер мерок и полосок. Персональный набор находится на подносе (в специальной коробке), который ребенок приносит на рабочее место и располагает в соответствии с правилами, установленными вместе с детьми в самом начале обучения. Важно, чтобы воспитатель учил ребенка организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время занятия, целесообразно располагать материал так, чтобы рабочая часть стола была свободной для выполнения заданий, раскладывания карточек, фигур, картинок, отсчитывания предметов. Цифры и числовые карточки, используемые на занятии и разложенные по порядку, должны находиться выше рабочей части стола, ближе к краю, а не перед ребенком. Организационный момент. Воспитатель до начала занятия предлагает детям подойти к своему рабочему столу, проверить, все ли готово для занятия, перечисляет, что сегодня понадобится, где и как должны быть расположены пособия. Предлагает выложить цифры от 0 до 10 в один ряд и отодвинуть их так, чтобы рабочая часть стола была свободна для выполнения заданий со счетным материалом. После занятия каждый ребенок собирает персональный набор, аккуратно его складывает и убирает в условленное место. Общий набор и демонстрационные материалы дети помогают педагогу убрать на место их хранения. Собеседование. В начале и в конце учебного года в течение двух недель проводится собеседование с каждым ребенком. Для этого используется время, предназначенное в расписании для занятий математикой, а также все временные резервы в течение дня. Общегрупповые занятия по математике в течение этих двух недель не проводятся. Беседа организуется в удобном для этого месте (в тихом уголке групповой комнаты, а при наличии второго взрослого — в спальне, столовой). В то время, как воспитатель беседует с одним ребенком, остальные дети играют. Собеседование может продолжиться и на прогулке. Цель беседы в начале учебного года — выявление уровня математических представлений, который сложился стихийно или в результате работы, проведенной ранее с детьми, определение содержания знаний и способов практической деятельности у детей в области математики, умение перенести их в незнакомую ситуацию. Цель беседы в конце учебного года — выявление уровня математического развития, которого достиг ребенок в результате работы с ним в группе кратковременного пребывания, определение динамики развития математических представлений. Планирование — один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления. Кроме того, план определяет отчетную документацию, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса. В практике работы дошкольных учреждений имеют место два вида планирования: перспективное и календарное. Перспективные планы относятся к числу методических материалов дошкольного учреждения, поэтому разрабатываются, как правило, воспитателями группы при непосредственном участии руководства дошкольного учреждения. В календарном плане перспектива, намеченная на квартал, находит свое конкретное воплощение. Разрабатывая его, следует учесть, что занятия по математике проводятся в установленный день один раз в неделю во всех дошкольных группах, кроме подготовительной, где планируются два занятия. Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традиционным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычислительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситуации, занятия-инсценировки, игротека. В ходе анализа конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений на один месяц в старшей группе, были сделаны следующие выводы: · содержание занятий соответствует программе возрастной группы, прослеживается взаимосвязь, усложнение от занятия к занятию. Цели занятий четко прописаны, они взяты из различных разделов программы: «количество и счет», «геометрические фигуры», «ориентировка в пространстве и во времени», «величина предметов». Все они органично сочетаются. · для организации занятий подобран адекватный демонстрационный и раздаточный материал, с которым дети выполняют различные упражнения, индивидуально, в парах, в подгруппах. · продуманы вопросы к детям, направленные не только на репродуктивные ответы, но и требующие творчества. · каждое занятие заканчивается подведением итогов. Обращается внимание качество выполнения практической работы, умение работать в коллективе. Список литературы 1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998. 2. Ерофеева Т.И. и др. Математика дня дошкольников.- М.: Просвещение, 1992. 3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение,1984. 4. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. 5. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. 6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. 7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.
Раздел III. Педагогические условия организации работы ДОУ с семьей по математическому развитию дошкольников
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |