Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы планирования занятий




Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традици­онным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычис­лительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситу­ации, занятия-инсценировки, игротека.

Особая роль отводится дидактическим играм. Они имеют непре­ходящее значение для познавательного развития дошкольника. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Овладение правилами игры происходит постепенно. Первона­чальное знакомство детей с новой игрой происходит в соответс­твии с законами дидактики: объясняются правила, раскрывается игровая задача, определяются игровые роли, обсуждается игровой результат. Когда правила усвоены детьми, предлагается игра по парам. При этом возникает больше возможностей для взаимообу­чения, которое становится естественным и непринужденным.

Ребенок может принять роль организатора или наставника. Тогда он объясняет условие, вводит новое правило, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются ролями. Тот, кто был наставником, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить задание: отсчитать, соотнести, отыскать ошибку. И та, и другая роли весьма полезны для дошкольников.

В игровой паре так называемая учебная плотность становится высокой, что, безусловно, оправдывает затраченное время. В тече­ние игры активны оба участника. Ведущий придумывает ориги­нальное задание и стремится сформулировать его так, чтобы оно было понятно партнеру. Другой играющий должен внимательно вслушаться и понять условие, потому что ему самому придется находить ответ, который негде подсмотреть и которого никто не подскажет.

Каждый ребенок в игровой паре работает, ему необходимо достойно выполнить свою роль, чтобы получить одобрение парт­нера. Известно, что дошкольники — более строгие ценители дости­жений и критики недостатков своих товарищей, чем взрослые.

Игра-занятие, как правило, построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочно-игрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией достигнутого уровня математических представлений. Во время игр-занятий создается непринужденная обстановка: дети размещаются за одним общим столом, на ковре, подушечках или на диване.

Дошкольники нередко в играх открыто выражают свои пережи­вания. Поэтому игра-занятие проходит более эмоционально, чем, например, традиционное занятие. Педагог положительно оцени­вает адекватные способы выражения радости и сопереживания, тактично направляет их.

Беседа-занятие предполагает организацию познавательно­го общения педагога с детьми и дошкольников между собой. Воспитатель руководит речевой активностью детей. С помощью вопросов, наглядного материала направляет и конкретизирует содержание беседы.

В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впе­чатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. Все это требует, с одной стороны, умения говорить на заданную тему, не отвлекаясь и не уходя в сторону, строить свое высказывание понят­ным для окружающих.

С другой стороны, диалог требует от ребенка умения выслушать своего собеседника, не перебивать его даже тогда, когда он сам вла­деет информацией о вещах, о которых говорят. Только выслушав, можно дополнить или продолжить рассказ товарища.

Особого волевого усилия требует от ребенка участие в полеми­ке, когда высказываются различные точки зрения и собеседники не согласны с доводами друг друга. Беседа-занятие помогает ребенку приобрести умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывание и формировать культуру познавательного общения.

Путешествие-занятие строится на последовательном перехо­де детей от одного пункта назначения к другому, где раскрыва­ется дальнейший материал, а в конечной точке ждет сюрприз. Наглядный материал, который широко используется в «путешест­виях», направляет внимание ребенка. Однако такая форма занятия, как путешествие, требует от детей организованности, а от педа­гога — умения поддерживать интерес воспитанников, создавать условия для проявления активности.

Поисковой деятельности, проблемно-практическим ситуациям отводится в обучении математике важное место. Необходимо создать специальную обстановку, чтобы ребенок мог посредством практических действий изучать свойства предметов, эксперимен­тировать, подтверждать свои предположения.

Выполнение некоторых заданий или решение проблемных ситу­аций требует коллективного обсуждения, поэтому детей целесооб­разно объединить в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет детям конкретизировать свои знания и использовать уме­ния, контролировать способы выполнения и анализировать резуль­таты не только своей деятельности, но и деятельности партнеров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.

Вместе с тем, в какой бы форме ни проходило занятие, основное усилие педагогов должно быть направлено на то, чтобы ребенок научился преодолевать трудности, не боялся ошибок, стремился рассуждать и находить самостоятельный путь решения познава­тельных задач.

Возможность проявить находчивость, сообразительность и сме­калку, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внесение своей доли усилий в общее дело, признание собственных успехов придают весомую значимость тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились в математических играх и беседах.

Важно, чтобы взрослые не проявляли излишнего дидактизма, умели найти непринужденный тон в общении с детьми, не боялись использовать возникающие ситуации, сохраняя общую канву заня­тия. Главной дидактической целью является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности.

Воспитатель продумывает размещение детей в процессе заня­тия. Расстановка столов будет зависеть от содержания и характера выполняемой работы. Дети могут коллективно или в подгруппах выполнять задание, работать в парах, рассматривать демонстра­ционный материал, обращаться к материалам, расположенным на общем столе, беседовать, сидя на диване, играть на ковре или в кругу и т.д. Столы могут быть расставлены полукругом, буквой «П», вытянуты в линию, объединены для работы в малых группах или в один общий стол. Воспитатель также заранее подготавливает свободное место на ковре и в групповой комнате для проведения игр и перемещения детей.

Подготовка наглядного материала и атрибутов происходит заблаговременно. Плоскостной демонстрационный материал, кар­точки, картинки размещаются на доске, фланелеграфе или ковро-лине. Объемный материал помещается на специальном столике или стеллаже. Сюрпризные атрибуты укрываются шторкой или салфеткой.

Раздаточные материалы представлены двумя наборами.

Первый: общий набор (комплектуется в соответствии с задача­ми занятия) состоит из счетных карточек, предметных картинок, цифр, частей изображения предмета, моделей геометрических фигур, полосок для измерения, игрушек. Он предназначен для кол­лективных игр, используется детьми по случайному выбору. После выполнения игрового задания элементы набора возвращаются на место и выбираются детьми вновь. Общий набор подготавливается педагогом и находится в специально предназначенном для него месте (стол, подставка, фланелеграф).

Второй: персональный набор, с которым ребенок самостоятель­но работает на занятии, состоит из счетного материала, карточек с цифрами, картинок, полосок для измерения, моделей геометричес­ких фигур, мерок, мерной посуды и других атрибутов. Одни части персонального набора остаются неизменными, например цифры используются на всех занятиях. Другие — только на некоторых, например счетные полотна, рисунки, листы бумаги. Третьи обнов­ляются в зависимости от программных задач на каждом занятии, например счетный материал, наборы геометрических фигур, цвет и размер мерок и полосок.

Персональный набор находится на подносе (в специальной коробке), который ребенок приносит на рабочее место и распола­гает в соответствии с правилами, установленными вместе с детьми в самом начале обучения. Важно, чтобы воспитатель учил ребенка организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время занятия, целесообразно располагать материал так, чтобы рабочая часть стола была свободной для выполнения заданий, раскладыва­ния карточек, фигур, картинок, отсчитывания предметов. Цифры и числовые карточки, используемые на занятии и разложенные по порядку, должны находиться выше рабочей части стола, ближе к краю, а не перед ребенком.

Организационный момент. Воспитатель до начала занятия пред­лагает детям подойти к своему рабочему столу, проверить, все ли готово для занятия, перечисляет, что сегодня понадобится, где и как должны быть расположены пособия. Предлагает выложить цифры от 0 до 10 в один ряд и отодвинуть их так, чтобы рабочая часть стола была свободна для выполнения заданий со счетным материалом.

После занятия каждый ребенок собирает персональный набор, аккуратно его складывает и убирает в условленное место. Общий набор и демонстрационные материалы дети помогают педагогу убрать на место их хранения.

Собеседование. В начале и в конце учебного года в течение двух недель проводится собеседование с каждым ребенком. Для этого используется время, предназначенное в расписании для заня­тий математикой, а также все временные резервы в течение дня. Общегрупповые занятия по математике в течение этих двух недель не проводятся. Беседа организуется в удобном для этого месте (в тихом уголке групповой комнаты, а при наличии второго взрос­лого — в спальне, столовой). В то время, как воспитатель беседует с одним ребенком, остальные дети играют. Собеседование может продолжиться и на прогулке.

Цель беседы в начале учебного года — выявление уровня математических представлений, который сложился стихийно или в результате работы, проведенной ранее с детьми, определение содержания знаний и способов практической деятельности у детей в области математики, умение перенести их в незнакомую ситуа­цию.

Цель беседы в конце учебного года — выявление уровня матема­тического развития, которого достиг ребенок в результате работы с ним в группе кратковременного пребывания, определение динами­ки развития математических представлений.

Планирование — один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распре­делять по времени программные задачи и пути их осуществления. Кроме того, план определяет отчетную документацию, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса.

В практике работы дошкольных учреждений имеют место два вида планирования: перспективное и календарное. Перспективные планы относятся к числу методических материалов дошкольного учреждения, поэтому разрабатываются, как правило, воспитателями группы при непосредственном участии руководства дошкольного учреждения. В календарном плане перспектива, намеченная на квартал, на­ходит свое конкретное воплощение. Разрабатывая его, следует учесть, что занятия по математике проводятся в установленный день один раз в неделю во всех дошкольных группах, кроме подго­товительной, где планируются два занятия.

Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традици­онным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычис­лительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситу­ации, занятия-инсценировки, игротека.

В ходе анализа конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений на один месяц в старшей группе, были сделаны следующие выводы:

· содержание занятий соответствует программе возрастной группы, прослеживается взаимосвязь, усложнение от занятия к занятию. Цели занятий четко прописаны, они взяты из различных разделов программы: «количество и счет», «геометрические фигуры», «ориентировка в пространстве и во времени», «величина предметов». Все они органично сочетаются.

· для организации занятий подобран адекватный демонстрационный и раздаточный материал, с которым дети выполняют различные упражнения, индивидуально, в парах, в подгруппах.

· продуманы вопросы к детям, направленные не только на репродуктивные ответы, но и требующие творчества.

· каждое занятие заканчивается подведением итогов. Обращается внимание качество выполнения практической работы, умение работать в коллективе.

Список литературы

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998.

2. Ерофеева Т.И. и др. Математика дня дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.

3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение,1984.

4. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.

5. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.

 

Раздел III. Педагогические условия организации работы ДОУ с семьей по математическому развитию дошкольников




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.