КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Признаки государственного органа
Государственного аппарата Принципы организации и деятельности
Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Простыв органы государства — органы, не имеющие внутренних подразделений (например, нотариат). Сложные органы государства — органы, обладающие соответствующей структурной организацией (например, министерства). Коллегиальные органы действуют и принимают решения в составе нескольких лиц, как правило, по большинству голосов. Единоличные органы состоят из одного должностного лица (например, Президент). В соответствии с принципом разделения властей государственные органы подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Постоянные органы — Президент, Парламент, Правительство РК и т.д. Временные — Государственный Комитет Обороны СССР (орган, созданный на период Великой Отечественной войны), ГСК. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах и т.д.), их полномочия распространяются только на эти регионы. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, Правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
4. Система государственных органов Республики Казахстан закреплена в Конституции РК: Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, суды, прокуратура, местные органы государственного управления. Президент Республики Казахстан как глава государства не относится непосредственно к какой- либо одной из трех основных ветвей власти (раздел 3, ст. 40-48 Конституции РК). Президент - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Главе государства в структуре государственной власти принадлежит ведущая системообразующая роль. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Республики Казахстан, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства представляет Казахстан внутри страны, и на международном уровне. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан. Высший орган представительной и законодательной власти (раздел 4, ст. 49-63 Конституции РК) Парламент состоит из двух палат - Сената и Мажилиса. Срок полномочий депутатов Мажилиса -- 5 лет, Сената - 6, Компетенция Парламента на совместном заседании палат: он вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы; утверждает республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета, вносит изменения и дополнения в бюджет; заслушивает доклад Премьер-министра о Программе Правительства и др. К исключительному ведению Сената относятся: избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда РК; дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности и т.д. К исключительномульному ведению Мажилиса относятся: принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов; подготовка предложений по возражениям Президента на принятые законы; избрание и освобождение от должности по представлению Президента Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики; объявление очередных выборов Президента Республики и т.д. Высшим органом исполнительной власти (раздел 5, ст. 64-70 Конституции является Правительство Республики. Оно состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и министров. Правительство возглавляет систему исполнительных органов – министерства, ведомства, комитеты, комиссии, местные исполнительные органы (акиматы). Правительство РК разрабатывает и представляет в Парламент республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики; руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов. Конституционный Совет (п.6 ст. 71 Конституции РК) осуществляет конституционный надзор (контроль) с целью обеспечения верховенства и прямого действия Конституции, защиту на высшем уровне прав и свобод граждан, функционирование принципа разделения властей, а в федеративных государствах - также и разрешение споров по разграничено компетенции между федерациями и их субъектами. Конституционный Совет не интегрирован ни в одну из ветвей власти, хотя по полномочиям, организации деятельности и гарантиям несколько приближается к судам. В настоящее время специальным комплексным актом, закрепляющим статус Конституционного Совета в развитие норм Конституции, является 3акон «О Конституционном Совете Р публики Казахстан» от 25 декабря 1995 года. Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной. Согласно Конституции РК (раздел 7, ст. 75-82), правосудие в Казахстане осуществляется только судом посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону. К судебным органам Республики Казахстан относятся Верховный Суд, а также местные суды. Они осуществляют правосудие посредством рассмотрения гражданских, уголовных, административных дел и хозяйственных споров. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный1 надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В системе судов Республики Казахстан есть также военные и экономические суды. Организация чрезвычайных судов запрещена Конституцией. Прокуратура Республики Казахстан - единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Казахстан. Конституционный 3акон «0 прокуратуре Республики Казахстан» от 25 декабря 1995 года подтвердил статус прокуратуры: осуществление надзора за исполнением действующих на территории государства законов, осуществление уголовного преследования, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Органы обороны страны. Согласно Конституции РК и 3акону «Об обороне» Вооруженные Силы Республики Казахстан являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны страны. Другой новый орган в системе государственной власти – Совет Безопасности (под председательством Президента Республики) – является высшим специальным государственным органом, который координирует все вопросы безопасности страны. Местные органы государственного управления (раздел 8, ст. 85-89 Конституции РК и 3акон РК «0 местных представительных и исполнительных органах» от 10.12.1993 г., с изменениями и дополнениями от 22.05.1995 г.). Местное государственное управление осуществляется местными представительными (областные, городские, районные маслихаты) и исполнительными (акиматы) органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории. Местные исполнительные органы, возглавляемые акимами соответствующей административно-территориальной единицы, входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан. К ведению местных исполнительных органов относится: разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения; управление коммунальной собственностью и др. Маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Решения маслихата, не соответетвующие Конституции и законодательству Республики Казахстан, могут быть отменены в судебном порядке. Решения и распоряжения акимов могут быть отменены, соответственно, Президентом, Правительством Республики Казахстан либо вышестоящим акимом, а также в судебном порядке.
Контрольные вопросы: 1. Раскройте содержание принципов устройства и функционирования механизма (аппарата) государства. 2. Укажите различия в статусе политических и административных служащих. 3. Какие структурные элементы составляют механизм (аппарат) государства? 4. Назовите отличительный признак органа государства. 5. Какие существуют основания (критерии) для классификации органов государства? 6. Как соотносятся понятия «орган государства» и «государственный орган»? 7. Из каких элементов состоит система государственных органов Республики Казахстан? 8. Какую функцию в государстве призваны осуществлять армия, разведка, тюрьмы, полиция? 9. Что вы знаете о законопроекте по реформированию системы государственных органов в Республике Казахстан?
ТЕМА 9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
ПЛАН: 1. Понятие и содержание функций государства; 2. Эволюция функций государства на современном этапе; 3. Классификация функций 4. Государства; 5. Правовые формы осуществления функций государства;
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Марченко М.Н. теория государства и права. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М., 2005. 2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.- М., МГУ, 1998. 3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М., 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Булгакова Д.А. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 1999. 2. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики.- Тверь, 1992. С.48-55. 3. Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства // Право и политика. 2002. № 8. 4. Марченко М.Н. Теория государства в схемах и определениях.- М., 2000. С.93-94. 5. Пахолепко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства.- М., 1993. С.28-38. 6. Тлембаева Ж.О. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С. 35-38. 7. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд.-М.,2000. Гл. 11. 8. Теория государства и права (схемы и комментарии)/ Под ред. Р.А. Ромашова. С. 49. 9. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1996. С.282. 10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М.,1993. Гл. 7. С.119-124.
1. Вопрос о функциях государства имеет как теоретическое, так и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности[1]. В юридической литературе, в отечественных и зарубежных источниках существуют различные трактовки функций государства. Одни авторы допускали отождествление функций как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью (Г. Кельзен). В работах других авторов довольно широкое распространение получило представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности (Л.И. Каск). Существование различных точек зрения вполне объяснимо, так как функции государства представляют собой сложное и многообразное явление. Однако, на наш взгляд, при рассмотрении этого вопроса лучше сосредоточиться не на анализе различных представлений о функциях государства, а на рассмотрении их общих черт и особенностей. 2. Функции государства традиционно определяют как основные направления его деятельности внутри страны и на международной арене. Они выражают его сущность, роль и назначение в жизни общества. Наиболее существенно то, что признаками функций государства являются: а) функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политическую сущность государства; б) в функциях государства воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политической системы, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене; в) функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти; г) функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества[2]. Основные функции государства сводятся: - к закреплению и охране господствующих форм собственности; - к организации и укреплению единства общества и государства; - к охране и поддержанию общественного порядка и законности в стране.
4. Так как государство выполняет множество различных функций, то возникает необходимость их научной классификации.
Критерии (основания)классификации функций государства
Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода его существования. Важнейшей постоянной функцией государства является забота о сохранении членов сообщества. К данной группе относятся также функции международного сотрудничества и обороны страны. Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода. Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Производные функции рассматриваются как структурные части основных функций и вследствие этого представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике государство все больше внимания уделяет функции обеспечения социальной защищенности граждан. Это предполагает: — выработку и осуществление эффективных методов борьбы с безработицей, создание государственной службы занятости населения; — действие на постоянной основе системы переподготовки рабочей силы, с тем чтобы лица, высвобождающиеся в результате интенсификации труда и ликвидации убыточных предприятий, могли бы за счет общества приобрести другую социально-необходимую профессию; — повышение эффективности в работе государственной системы обеспечения пенсионеров по старости, инвалидов, выплаты различных пособий, в том числе по безработице, многодетным семьям, стипендий студентам и т.д. Возрастает значение функции поддержки здравоохранения через переход к системе медицинского страхования, так как для государственной системы бесплатной медицины страна не имеет материальных возможностей. Формирующаяся рыночная экономика и перспективы научно-технического прогресса предъявляют все более высокие требования к профессионализму и компетенции работников, а следовательно, к обучению и образованию. Это обусловливает сохранение бюджетного финансирования государственных учебных заведений. Оно необходимо для научных исследований, особенно фундаментального характера, не дающих быстрой отдачи. В то же время научным и культурным учреждениям государства с рыночной экономикой предоставляют возможность самостоятельно зарабатывать средства для своего развития. Пока же в Казахстане и в других странах СНГ идеи и практика поддержки культуры, науки, образования не стали приоритетными, определяющими среди основных направлений деятельности государств. И это объясняется не только недостаточными финансовыми возможностями государств, но и явной недооценкой социальной значимости названных выше функций. Традиционно в учебной литературе классифицируют функции государства в зависимости от того, в какой сфере — внутригосударственной или международной — они осуществляются. Согласно данному критерию, функции подразделяются на внутренние и внешние:
Экономическая функция включает в себя формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, определение общих программ экономического развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Функция финансового контроля — это выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет, для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд. Политическая функция включает в себя направления государственной деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя, организацию и функционирование органов государственной власти. Функция охраны правопорядка — это обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. Социальная функция — это оказание социальной помощи нуждаюшимся в ней членам общества; выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство жилья, работу транспорта и связи и т.п. Экологическая функция включает систему мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека. Следует, однако, иметь в виду, что в настоящее время деление функций государства на внешние и внутренние утратило в известной степени свое значение, так как отдельные внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства). Различение внутренних и внешних функций зачастую невозможно и в силу существования таких межгосударственных образований, как, например, Европейский союз и т.д.[3] Некоторые ученые выделяют глобальные функции государства, поскольку они характеризуют деятельность государства в экологической, демографической и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. С учетом принципа разделения властей применяется следующая классификация:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |