КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции политической системы
Культурная основа политической системы общества обеспечивает стабильность политической системы общества единство различных слоев населения прочность социальной базы политической власти правящей элиты возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности 3. Для определения ф ункций политической системы необходимо уяснить объем понятия «функция»: Функция — это действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Каждая функция удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают ее сохранность и развитие. С функционированием политической системы связана ее эффективность. В самом общем виде можно сказать, что система эффективна тогда, когда она выполняет свои функции и обеспечивает свою целостность и гармонизацию отношений со средой.
4. Как отмечают казахстанские политологи (Р. Сартаев) процесс возникновения политических партий в Казахстане происходил преимущественно двумя путями: «снизу» (путем самоорганизации) и «сверху» - двумя вариантами (конструирование партии властью, либо авторитетной группой людей, чаще всего депутатами). Различаются три этапа эволюции многопартийности в нашей стране. 1-й этап: 1987-1989 гг. – появление дискуссионных клубов, историко-просветительских обществ, движений гражданских инициатив и т.д.; 2-й этап: 1990-1994 гг. – начало институционализации протопартийных структур в связи с принятием союзного Закона «Об общественных объединениях» 9 октября 1990 года, а в 1991 году аналогичного казахстанского закона; 3-й этап: с 1994 г., когда политические партии впервые получили возможность участвовать в выборах в представительные органы страны всех уровней. 4-й этап наступил с введением голосования по партийным спискам. Для всех стран СНГ характерна тенденция модификации общественных движений в политические партии. Как отмечает к.ю.н., Е. Мицкая, особенность отечественного партийного строительства состоит в образовании некоторых партий на корпоративной основе. Ряд партий становятся политическим крылом той или иной группы давления. Например, Гражданская партия Казахстана (ГПК) и Аграрная партия Казахстана (АПК). ГПК образовалась на базе предприятий алюминиевой и хромовой промышленности. АПК специализируется на защите различных группировок агрофирм. В соответствии с принципом идеологического и политического плюрализма (П.1 ст. 5. Конституции РК) и ст. 3 Закона РК «О политических партиях» от 15 июля 2002 г. в Республике действует около 30 общественно-политических движений. В Министерстве юстиции в течении 1991- 1999 гг. прошли регистрацию уставов 10 политических партий. Партия Народного единства Казахстана была создана на базе Союза народного единства Казахстана 25 марта 1995 г. 27 февраля 1999 г. она объявила о самороспуске, и также, как и Демократическая партия, движения Либеральное и «За Казахстан - 2030», вошла во вновь созданную партию «Отан» (Отчизна). С 1991 г. по 1999г. в политической жизни Казахстана участвовали Партия Народный Конгресс Казахстана (с 5 октября 1991 г. из движения Невада – Семей), «Национальная партия Алаш», партия Возрождения Казахстана (с 27 января 1995 г.), Народно-кооперативная партия Казахстана (с 15 декабря 1994 г.), Аграрная партия Казахстана (с 6 января 1999 г.), Социалистическая партия Казахстана (правопреемница Коммунистической партии Республики с 7 сентября 1991 г.), Коммунистическая партия Казахстана (официально зарегистрирована 28 февраля 1994 г.), Республиканская партия (с 22 ноября 1992 г.). В ноябре 1998 г. в г. Актобе учреждена Гражданская партия Казахстана, а в Астане – партия справедливости Казахстана. В настоящий период широкую социальную базу имеет Народно-демократическая партия «Нур Отан» - общенародная партия, образовавшаяся при слиянии в 2006 г. партий «Отан» и «Асар». Осенью 1999 г. в выборах в Мажилис Парламента РК по партийным спискам приняло участие 9 политических партий, а 18 августа 2007 г. - 7 политических партий. За истекший период некоторые партии самораспустились, так как не имели поддержки в широких слоях населения и яркой индивидуальной программы. Политические программы многих ныне действующих политических партий Казахстана имеют выраженную стратегическую направленность и определяют дальнейшие перспективы совершенствования базовых институтов казахстанской политической системы. Роль политических партий в демократизации политической системы наиболее отчетливо проявляется в отношении с правительством. При демократических политических режимах за рубежом Правительства формируются в основном определенными партиями. Однако этот способ организации исполнительных органов не тождественен принципам формирования отечественного Правительства. Основной причиной этого является неразвитая партийная система Казахстана. Так, профессор А. Котов отмечает, что Республика Казахстан пока не располагает высоким уровнем конституционного сознания граждан, стабильной эффективной экономической системой, широким слоем среднего класса, балансом сил между выкристализовавшимися двумя-тремя политическими партиями. Политические партии Казахстана не имеют никаких правомочий в связи с процедурой формирования Правительства и контроля за ним. Лишь косвенно упоминает о них регламент Парлемента в разделе, устанавливающим правовой статус фракций. Согласно п. 124 регламента представители депутатских объединений вправе от имени фракций высказывать мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются Парламентом или его Палатами, либо согласие на назначение которых дается Парламентом или его палатами.
Контрольные вопросы:
ТЕМА 11. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПЛАН: 1. Концепция правового государства: теория и практика; 2. сновные признаки правового государства; 3. Понятие гражданского общества; 4. Теория и практика формирования демократического, светского, правового и социального государства в Казахстане;
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Марченко М.Н. теория государства и права. 2-е изд., исправленное и доп.- М., 2005. 2. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.- М., МГУ, 1998. 3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М., 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Алимпиева Т.Г. Становление правовой государственности в Республике Казахстан //Фемида. – 2004.- № 6. – С.37-39. 2. Алимпиева Т.Г. Проблемы имплементации и реализации норм международного гуманитарного права // Вестник АГУ им. К.Жубанова.- 2001.- № 4. – С. 96-103. 3. Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право, их взаимодействие на современном этапе // Право и политика. – 2001. -- № 3. 4. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. - Уфа, 1994. С.56. 5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник / Отв. ред. Проф. Б.А. Страшун. – М., 2000. С. 241 – 243. 6. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 г.- Алматы, 2002. 7. Табанов С.А. Совершенствование законодательства: теория и опыт Республики Казахстан. - Алматы, 2003. 8. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. А.У. Бейсеновой. – Алматы, 2006. С.112-129. 9. Тлембаева Ж.О. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.48-54. 10. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 г. // Казахстанская правда, 1 марта, 2007 г.Ч.2, раздел 5.
1. Отдельные положения, лежащие в основе идей правового государства, были разработаны в трудах античных мыслителей Платона, Аристотеля, Цицерона. Идеи мыслителей древности о правовом государстве были развиты в трудах Локка, Монтескье, Дидро, Канта, Гегеля и других ученых:
Правовое государство Государство - это наиболее разумная и светлая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий)
Цель государства - обеспечение каждому свободного имущества и безопасности (Макиавелли, Боден)
Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь, свободу (Спиноза)
Задача государства - обеспечить свободу каждого следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон (Локк)
Свобода есть право делать все, что дозволено законами (Монтескье)
Истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти (Дидро)
Государство есть объединение множества людей, подчиненных правовым законам (Кант)
Государство - это наиболее современная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе (Гегель)
Государство в своей деятельности связано и ограничено правом, а не вне и не под ним (Гессен)
Сам термин термин "правовое государство" впервые встречается в работахнемецких ученых К. Валькера и И.Х. Фрайхера фон Артина, но первый юридический анализ этого понятия и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем. История человечества свидетельствует, что государство не может безнаказанно порывать с существующей властью, которая пользуется у населения авторитетом. Речь, конечно, идет не об отдельных служителях власти, а об органах как таковых. Разгон большевиками в начале 1918 г. Учредительного Собрания укрепил диктаторский режим и еще больше отделил Россию от правового государства. После октября 1917 г. ко всем негативным факторам, препятствующим формированию в России правового государства, добавились новые: — идеи большевизма, отвергавшие преемственность в правовом развитии, неприятие общечеловеческого содержания в праве, а также естественно-правовых ценностей; — обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны; — правовая культура отсутствовала как в революционной среде, так и в правящем страной классе; — возвышение исполнительных органов над законодательными; — культ вождя. Правда, в начале 20-х годов были предприняты попытки начать формировать правовые устои Советского государства. Но очень скоро этот процесс был прерван более чем на три десятилетия. Лишь после XX съезда партии правовые основы получили некоторую поддержку со стороны правящей элиты. Этому способствовали разоблачение культа личности Сталина, хрущевская "оттепель". В каждой стране восприятие концепции правового государства имело свои особенности, что получило (или не получило) свое отражение в различного рода правовых документах. В большинстве европейских стран в XX в. идея правового государства была возведена на уровень конституционного принципа. В конституциях и иных законодательных актах Франции, Англии, Австрии, Греции и других стран содержатся положения, прямо или косвенно утверждающие, что данное государственное образование является правовым. Так, в ст. 28 Конституции ФРГ провозглашена как "социальное правовое государство". В современных условиях идея создания правового государства довольно широкое распространение получила в странах бывшего социалистического лагеря. Эти идеи возникли и получили свое развитие как своеобразная реакция на тоталитаризм, административно-командные методы властвования, нарушения прав человека. Принцип социализма "Все во имя человека, все для блага человека" в бывшем СССР был продекларирован, но не действовал. Не работала и ст. 2 Конституции СССР 1977 г., провозгласившая народовластие. Право монопольно формировалось КПСС. Тем самым были узурпированы права общества в целом. В Основном Законе страны провозглашался весьма широкий круг прав и свобод граждан, закреплялись соответствующие гарантии, но практически отсутствовал механизм их реализации. Не существовало обязательно признанных норм, которые бы опосредовали действие всех других правил и принципов. Государство не несло ответственности перед гражданами; считалась вредной теория разделения властей и др. В советский период идея правового государства рассматривалась как буржуазная и подвергалась критике. Лишь во второй половине 80-х годов в бывшем ССС прозвучал тезис о начале построения правового государства СССР, о социализме с цивилизованным человеческим лицом. Но это было не что иное, как первые попытки приспособить еще очень далекие от принципов правового государства жизненные условия (социалистическую, экономическую и политическую системы) к цивилизованной форме организации общественных отношений. Однако все это было очередным заблуждением. Социалистического правового государства, так же как и буржуазного, феодального, рабовладельческого, быть не может. Социалистическое государство — это классовое государство. Любое классовое государство опирается на классовые интересы и быть правовым не может. В основе формирования правового государства лежат общественная идеология, общечеловеческие ценности, которые конкретно не сводятся ни к социальной, ни к национальной, ни к иной групповой адресной идеологии. Эти различные идеологии в правовом обществе вполне могут существовать, вести политическое соперничество и т.д., но все это возможно лишь в рамках легитимных правовых установлений. Только тогда можно говорить о правовом государстве. Следует отметить, что правовое государство не только не стремится к социальной однообразности общества (сделать всех одинаково богатыми), но и само есть дитя социально неоднообразного общества. Объективно присущая любому обществу социальная неоднообразность как раз и есть основа объективной необходимости формирования правового государства. Если государство, ставшее даже правовым, поставит перед собой цель — сделать всех одинаково счастливыми, то такое государство перестает быть правовым, так как начинает искусственно вмешиваться в естественный ход развития общества, перестает обслуживать общество, пытается возвышаться над ним. Государство, которое активно вмешивается в экономическую и политическую жизнь страны называется этатистским государством. Если государство опирается хотя бы преимущественно только на одну идеологию (социальную, национальную и т.д.), то такое государство еще не правовое, а классовое или политическое. Иначе говоря, от социализма к правовому государству вообще дороги не было и нет. 2. Правовое государство — это характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народному cуверенитету, нерушимости прав и свобод человека, связанности государства конституционным строем, верховенству конституции по отношению ко всем другим законам, разделению властей и институту ответственности власти как организационной основе правового государства, независимости судей, приоритету норм международного права над нормами национального права. Правовое государство — форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, институт защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
Анализируя признаки правового государства следует подчеркнуть, что приоритет международного договора не требует приведения национального закона в соответствие с этим договором, а представляет собой руководство для правоприменителя на случай коллизии этих двух актов. Верховенство Конституции приоритетом международного права, как правило, не затрагивается. В отечественной и зарубежной юридической, политологической и философской науке не существует единого понимания концепции правового государства. Разные авторы, рассуждая по существу в одном направлении, дают различный перечень принципов и признаков правового государства, акцентируя внимание на тех или иных проблемах данной концепции. Например, М.И. Байтин пишет: «Правовое государство — это государство, пределы власти которого, формирование, полномочия, функционирование его органов регламентированы правом и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина». Приведенное определение, безусловно, правильно характеризует правовое государство. В то же время в нем не отражено главное в идее правового государства, справедливо отмечают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, — «связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола государства и его органов. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права". Известный немецкий юрист Е. Шмидт-Асман считает, что «правовым в формальном смысле является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного их публичным учреждением». Можно привести и другие примеры. Иначе говоря, формирование правового государства — сложный процесс, который связан с необходимостью полного преодоления стереотипов правового нигилизма, оставшегося со времен существования бывшего Советского Союза. Он предполагает повышение правовой культуры, правовую социализацию личности, совершенствование государственного управления на всех его уровнях, включая судебную систему, и осуществление ряда других действий политического и правового характера. В Конституции Республики Казахстан (1995 г.) нашли своё признание и нормативное закрепление три основных компонента правовой государственности: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); нормативно-правовой (господство правового закона) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей). Согласно Конституции (п.1 ст. 1) «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Для утверждения начал правовой государственности Казахстана определяющее значение имеют п.4 ст.3 о разделении властей; ст. 4 о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права; ст. 5 об идеологическом и политическом многообразии; п.3 ст. 4 о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права перед законами Парламента, которые в силу своей общепризнанности не нуждаются в национальном подтверждении. Для определения путей достижения нового качественного состояния казахстанской государственности Н.А.Назарбаев выдвинул в 2001 г. стратегию «Казахстан -2030», которая ежегодно конкретизируется посланиями Президента Республики Казахстан. В Послании 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире» определена основная задача на новом этапе развития политической системы и правовой реформы – дальнейшее укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические ценности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества. Важными направлениями развития, прежде всего, являются: - повышение эффективности взаимодействия и укрепление системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти; - расширение полномочий представительных органов власти; - создание благоприятных условий для повышения роли политических партий, развития институтов гражданского общества; - повышение эффективности и прозрачности работы госорганов; - реформирование структуры исполнительной власти для обеспечения общественного доступа к процессу выработки государственных решений; - дальнейшее укрепление институциональных механизмов защиты прав и свобод человека; - создание условий для развития местного самоуправления; - содействие гармоничному развитию СМИ В заключение можно сделать следующие выводы. 1. Правовое государство предполагает гражданское общество, т.е. существование автономных, суверенных, свободных личностей, обладающих частной собственностью на условиях своей жизнедеятельности. 2. Хотя государство и право есть продукты общества, государство, тем не менее, подчиняется праву, верховенство которого постоянно декларируется. Подчинившись юридическим нормам, государство превращается в один из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами, в первую очередь с индивидом. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни, разумеется, правовое государство. 3. Лишь разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную обеспечивает условия, при которых государство может наилучшим образом выполнять свои функции и которые, вместе с тем, исключают узурпацию государством власти, принадлежащей народу. 4. В правовом государстве суд играет, прежде всего, роль не орудия репрессии, а органа правосудия. 5. В правовом государстве предметом судебного рассмотрения может стать не только юридический спор, но и сам закон, на основе которого возникший спор должен решаться.
3. Впервые идея гражданского общества была выдвинута в сочинениях Гоббса, Локка, Руссо, других крупных мыслит раннекапиталистической эпохи. При этом они отождествляли гражданское общество с государством. Со временем в политической мысли сложилось представление о существовании в обществе двух, хотя и взаимосвязанных сфер. Гегель уже разграничивал сферу государства как воплощение высшего единства: оно примиряло все противоречия. Вторая сфера, сфера внегосударственной жизни, - гражданское общество. В нем отдельные граждане самостоятельно реализуют свои потребности и интересы. Гражданское общество возникает лишь на определенной ступени общественного развития. Маркс однозначно отождествлял эту ступень с капитализмом, а само это общество трактовал, прежде всего, как сферу частных экономических отношений. По мнению большинства современных авторов, гражданским общество может быть названо лишь с того момента, когда за человеком как за личностью признаются неотъемлемые права на жизнь, свободу, частную собственность и когда эти права становятся основанием всего общественного устройства. При этом сам индивид будет являться членом гражданского общества только в том случае, если он я «атрибутом гражданской самостоятельности быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правом (И. Кант). В теории государства и права гражданское общество характеризуется как система самостоятельных и независимых институтов и отношении, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению. Таким образом, гражданское общество - сообщество с развитыми экономическими, профессиональными, культурными, национальными, религиозными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимыми от государства, но взаимодействующими с ним. Это общество граждан, создающих совместно с государством политические и правовые отношения. В настоящее время в гражданском обществе регулируются собственность, труд, предпринимательство, общественные объединения, отправления религиозных культов, воспитание, образование, наука, культура, семья, средства массовой информации. Таким образом очерчиваются контуры гражданского общества как сферы негосударственных отношений. Индивид в гражданском обществе играет центральную роль. Вокруг него в обществе вращается вся жизнь. Он автономный субъект, наделенный от рождения естественными, неотчуждаемыми правами. Прежде всего, это право на жизнь, свободу собственность. В гражданском обществе нет необходимости организовывать граждан через государство, партию, как это имело место в советском обществе. Члены гражданского общества сорганизуются сами, свободно вступая друг с другом в отношения в различных сферах жизни. Конечно, в формировании общественных отношений принимает участие государство. Настоящее правовое государство может утвердиться в стране только на базе развитого гражданского общества. Современное понимание гражданского общества — мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которых внутренние интересы членов общества могли бы подменяться интересами государственного аппарата. В современном Казахстане процесс формирования гражданского общества осложняется нестабильностью общественно-политических структур, медленным переходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью правовой защиты населения.
Контрольные вопросы: 1. Докажите необходимость построения правового государства в Казахстане. 2. Какое определение правовому государству дают ученые юристы, политологи, философы? 3. Какие признаки правового государства являются определяющими для Казахстана на современном этапе?. 4. Отличие правового государства от этатистского. 5. Какие положения Конституции РК 1995 г. имеют значение для утверждения начал правовой государственности? 6. Дайте определение гражданского общества. Назовите институты, с помощью которых гражданское общество противостоит возможному давлению государства. 7. Пути формирования правового государства и гражданского общества в Казахстане.
ТЕМА 12. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЛАН: 1. Понятие нормативного регулирования общественных отношений. Нормативные регуляторы. Ненормативные регуляторы. 2. Технические и социальные нормы и их отличия 3. Понятие и виды социальных норм 4.Общее и особенное в социальных нормах
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Теория государства и права: Курс лекций / Под. Ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.,2002.- С.320-356; 722-733.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Алимпиева Т.Г. Источники образования юридических обычаев / Вопросы гуманитарных исследований.- Актобе.- 2006. № 2.- С.128-131. 2. Алимпиева Т.Г. Соотношение обычного права и законодательства / Вопросы гуманитарных исследований.- Актобе.- 2006. № 1.- С.74-78.. 3..Классификация социальных норм общества/ Тлембаева Ж.О.Теория государства и права. Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2005. С.76-80. 4. Лебедев В.А., Маркина Е.А. Теория государства и права: Конспект лекций. Учебное пособие.- М., 2003. С.117-118; 119-125. 5. Право в системе социальных норм/ Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.У.Бейсеновой.- Алматы, 2006.- С.164-179.
1. В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на две большие группы – социальные и технические. Граница между ними проходит по предмету регулирования, а также содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и т.д.. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями (социальную жизнь). Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой (человек и орудия труда, человек и производство). Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования. Технические нормы, получившие закрепление в правовых актах и, таким образом, приобретшие юридическую силу, называются – технико-правовыми или технико-юридическими нормами ( правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п. ).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |