КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура периода формирования белоРусской народности (XIV — первая половина XVII В. )
Становление и развитие белорусской культуры проходило в сложных исторических условиях: с XIV в. территория современной Белоруссии, как и значительная часть Украины, была включена в Великое княжество Литовское, а с конца XVI до конца XVIII в. входила в состав Речи Посполитой. В силу этих обстоятельств различные области белорусского искусства, в первую очередь архитектура, оказались связанными не только с русским и украинским, но и с восточно- и в известной степени с западноевропейским средневековым искусством. Хотя белорусское искусство начало развиваться в рамках Великого княжества Литовского, оно не растворилось в искусстве других пародов, входивших в это княжество, и сохранило свое национальное лицо. В значительной мере этому содействовали могучие художественные традиции древнерусской культуры. В условиях тесного контакта между белорусским, русским, литовским, польским и другими народами появились предпосылки для взаимных влияний в области достижений строительства, обмена художественными ценностями. Несмотря на превратности истории, культурные связи между этими народами в течение веков не прерывались. Имеются сведения о том, что отдельные памятники каменной архитектуры Великого княжества Литовского создавались с участием мастеров переселенцев из Киева, Волыни, Гродно и других городов (степы замка Гедимина, Пречистенский собор в Вильнюсе). В Тракайском замке (XV в.) стены некоторых помещений были покрыты фресками, близкими по своему стилю к русско-византийской живописи. Известны также многочисленные росписи, выполненные русскими, украинскими и белорусскими художниками в польских городах Кракове, Люблине, Сандомеже, Вислице. С XIV в. заметно увеличиваются площади городов; в XV—XVI вв. в результате Грюнвальдской победы над Тевтонским Орденом (1410), а также существенных сдвигов в области социально-экономического развития общества и политических преобразований наблюдается дальнейший рост городов. Многие белорусские города и местечки получают самоуправление (магдебургское право); возрастают торговые связи с другими странами. В первой половине XVI в. начинают создаваться ремесленные цехи. С этого времени известен цех каменщиков Гродно. Плотники чаще объединяются в цехи ввиду широкого распространения дерева как основного строительного материала. В городах, где было мало ремесленников, создавались сборные цехи, куда входили мастера разных профессий. Обычными были специализированные или объединенные цехи. В них состояли ремесленники одной или нескольких близких профессий. К середине XVII в. число цехов в городах возрастает; особенно много их насчитывалось в Могилеве (21). В больших городах цехи насчитывали от 60 до 150 ремесленников. Формируется новая планировочная структура городов с двумя административными центрами — замком и ратушей. Дороги, подводившие к замку и рыночной площади, стали основными городскими магистралями; между ними сложилась уличная сеть сообразно с рельефом местности, но с регулярными началами в планировке площади и кварталов. Преуспевают в своем развитии, как центры латифундий магнатов, частновладельческие города-крепости (Несвиж). Расширение строительной деятельности обусловило количественный рост каменной застройки в городах (культовые комплексы, ратуши, купеческие и цеховые дома, гостиные дворы, корчмы и др.). Многие белорусские города окружались крепостными стенами и башнями, образующими развитую систему обороны (Полоцк, Витебск). В большинстве случаев городские укрепления были деревянными, но встречались стены и башни, выполненные частично или целиком из камня. Древнейшими из сохранившихся типов монументальных сооружений этой эпохи являются замки, крепости, оборонные церкви: белорусская земля была ареной частых войн и междоусобных распрей феодалов; резиденции феодалов укреплялись и в связи с угрозой народных восстаний. Большой удельный вес среди других видов строительства занимали земляные работы, они в первую очередь были связаны с наружными оборонными укреплениями городов и замков. Протяженность рвов и валов достигала нескольких сотен метров (Витебск, Несвиж, Гераноны). Параллельно развивается строительство из камня и дерева, являясь часто прямым отражением социального деления феодального общества: дерево веками абсолютно преобладало в массовом, народном строительстве; камень был основным строительным материалом для возведения замков и других монументальных зданий. В каменных конструкциях замков XIV—XVI вв. применялся валун, кирпич, глина, известь и дерево. Валун, который собирался с окрестных полей, употреблялся в кладке стен в необработанном виде или грубой колке. Шлифовка лицевой поверхности — явление редкое. Валунные камни укладывались горизонтальными рядами, и их размеры с высотой кладки - уменьшаются. Промежутки между камнями заполнены кирпичом. Нижние ряды кладки стен в некоторых постройках XIV в. положены на глинистом растворе (Крево). Более традиционен известковый раствор и цемянка. Наибольшее применение имел брусковый, так называемый литовский кирпич, однако использовалась и известная ранее древнерусская плинфа. Брусковый, или большемерный, кирпич перед обжигом получал на постели продольные полосы — борозды для лучшего схватывания с раствором. Кирпич не имел определенного стандарта: его наиболее ходовой размер в среднем 10X15X30 см (соотношение сторон от 2:3:6 до 1:2:4). Для кладки облицовочного слоя стен, перемычек, углов и других частей здания использовались разновидности кирпича. Например, для сводчатых перекрытий применялся более короткий и тонкий кирпич. В XV—XVI вв. с развитием и совершенствованием производства кирпича увеличивается и количество его видов: не редкость профилированный или фасонный — для деталей, плитняковый — для полов. Широкое распространение получил способ трехслойной кладки, состоящей из двух внешних стен и забутовки между ними. В этом случае внешние стены выполнялись из кирпича (Иовогрудок) или смешанной кладки (Мир), а забутовка состояла из камня и кирпичного боя, залитых связующим раствором. Со временем такие стены превратились в прочные монолитные массивы. Для жесткости вдоль стен закладывались дубовые связи а для конструктивной устойчивости часто вводились деревянные балки и стойки, увязанные с кладкой каменных стен и сводов. Нижние части многих крепостных стен и башен выполнены из бута и кирпича. Сплошь из кирпича сложены верхние части строения, своды, углы, откосы проемов. Этот прием кладки наблюдается в замковых постройках (Лида, Мир, Смольяны), а в дворцово-замковых комплексах (Несвиж, Голынаны) он постепенно исчезает, уступая место кладке только из кирпича. Стены не штукатурились, их фактура определялась разновидностями готической кладки. В кирпичных стенах конца XV — первой половины XVI в. в кладку включался пережженный кирпич-железняк темпо-серого цвета. Его тычки создавали на фасадах орнаментальный мотив простого геометрического узорочья (Кодень, Суп-расль, Ишкольдь). Оштукатуривание с декоративной целью начинает распространяться со второй половины XV в. для фрагментов фасада, обрамления проемов, профилированных тяг карнизов (Мир). В интерьерах использование штукатурки отмечается с более раннего времени (Гродно). Наружные стены иногда дополнительно усиливались контрфорсами, эволюция которых проходила от постепенной замены форм массивных на легкие. Контрфорсы играли не столько конструктивную, сколько архитектурно-декоративную роль: их разнообразие (плоские, ступенчатые, лекальные) нередко представлялось оригинальным рисунком, (Ишкольдь). В противоположность классическим образцам готики, в которых контрфорсы играли определяющую конструктивную роль, в белорусских постройках из кирпича вся нагрузка от сводов равномерно распределялась на массивные стены и внутренние опорные столбы; контрфорсы уничтожали только силу распора стен. Постепенный отказ от применения контрфорсов привел к использованию контурных связей в виде железных затяжек и анкеров. Самый сложный элемент средневекового зодчества — свод был наиболее показателен для культовых зданий и представлял собой обычно крестовую конструкцию с ребрами-нервюрами, выполненными из кирпича. Применяемый материал объясняет необычно малую стрельчатость сводов, постепенное отмирание нервюр. Последние становятся чисто декоративными узорами (часто звездчатого построения) в убранстве интерьера. Аналогия наблюдается в кирпичных конструкциях литовских памятников архитектуры XV—XVI вв. Арочные проемы делались полуциркульными, лучковыми или стрельчатыми. Крыши покрывались гонтом, реже черепицей — плоской, корыточной или фасонной для завершения верха и углов. Кровельная черепица иногда покрывалась разноцветной глазурью, производство которой уходит своими корнями в глубокую историю края. Крепости и замки на белорусской земле в зависимости от их расположения делятся на две группы. Первую группу составляют укрепления, построенные на возвышенностях, вторую — в низинах. К первой группе относятся укрепления старого типа (до XV в.). Мощность и неприступность крепостей этой группы определялись не только конструкциями, но и высотой и крутизной холма, на котором они сооружались. Для этого часто выбирался холм на мысу, у слияния рек. На сложном рельефе укрепления в общих чертах повторяли конфигурацию участка. Поэтому в очертаниях крепостей наблюдается многообразие. Ко второй группе относятся крепости и замки более позднего типа (Мир — начало XVI в., Геранопы — первая половина XVI в., Несвиж— конец XVI в.). Низинное расположение цитаделей получает широкое распространение после строительства князем Витовтом в первом десятилетии XV в. Тракайского замка (на востоке Литвы). Этот замок, расположенный на острове озера Гальве, представляет собой новый тип укрепления: он вобрал в себя достижения западного фортификационного искусства и вместе с тем в нем были использованы традиционные местные архитектурные приемы и формы. Многие замки XIV—XVI вв. имели черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами, высокие окна и двери стрельчатого очертания. Знакомство белорусских мастеров с готической строительной техникой и архитектурными формами сказалось в использовании ими наиболее приемлемых практически и интересных с художественной позиции приемов. В отдельных замках или крепостях (Лида) наряду с готическими деталями встречаются элементы романской архитектуры. Замковое строительство постепенно начинает отвечать не только задачам обороны, но и задачам представительства. В этой связи увеличивается количество парадных помещений, возрастает их декоративное убранство (Гродно). В целом в замковом зодчестве на белорусской земле прослеживаются связи с русским и западноевропейским фортификационным искусством. Некоторую роль в развитии этой типологической группы архитектуры сыграло появление в XVI в. в Великом княжестве Литовском значительной группы иностранных мастеров, военных и гражданских архитекторов: Ван Лаера, Нонхарта, Голланда, Валлона, Дондена и др. С XVI в. на территории Белоруссии строятся храмы, городские ворота — «брамы» и жилые дома (Гайтюнишки), фланкированные по углам башнями. Обычно эти башни имели цилиндрическую форму. Несомненно, что появление подобных композиций в культовом и отчасти жилом зодчестве было результатом прямого влияния крепостной и замковой архитектуры. Культовая архитектура оборонного типа наиболее полно представлена храмами в Сынковичах (XV в.) и Маломожейкове (начало XVI в.). Для этих памятников характерны компактный массивный объем с высокой щипцовой крышей и- наличие четырех или двух угловых башен с бойницами. Особенностью построения подобных укрепленных храмов является четкое разделение внутри па фортификационную и культовую части. При этом целостность архитектурной композиции не нарушается. Стены белорусских храмов делались толстыми, на них передавалась основная нагрузка сводов. Встречается интересная декоративная обработка фасадной стены тонкими вертикальными лопатками, которые заканчиваются под карнизом своеобразным трехрядным поясом из стрельчатых арочек (церковь Бориса и Глеба в Новогрудке). Трехнефные планы, хорошо развитые апсидные части с нервюрами и элементами декорации определяют поздпеготический характер их архитектуры. Высокие щипцы торцовых степ заметно облегчены за счет уменьшения толщины и введения многочисленных ниш по фасаду. Эти декоративные ниши встречаются и в замковом зодчестве (Мир), что свидетельствует о взаимовлиянии и художественной близости архитектуры различных типов построек. Храмы оборонного типа в Белоруссии имеют черты, родственные русским культовым постройкам, по в целом отличны от них. При трехнефном плане, близком западнорусским и новгородским образцам, у них отсутствует барабан с главой. Это позволило отказаться от мощных конструктивных столбов в интерьере и тем самым создать зальность внутреннего пространства. Тенденцией мастеров той эпохи было стремление к силуэтной и объемной выразительности построек. Велись поиски совершенных композиционных решений, гармонической уравновешенности самих масс зданий, фасады декорировались более скупо. В отличие от памятников западноевропейской готической архитектуры в зодчестве Белоруссии, как и Литвы, не прослеживается приверженность к высоким вертикальным построениям, что составляет одну из особенностей развития архитектуры этих земель. Во второй половине XVI в. наряду с готикой наблюдается проникновение на белорусскую землю, главным образом через Вильнюс, сначала элементов ренессанса, а затем барокко. Сохранившийся с некоторыми перестройками храм в Сморгони (XVI в.) вобрал в себя отдельные характерные черты архитектуры ренессанса — центричность композиции, аттик и др. Храм отличается суровой простотой, достигнутой за счет монолитности объема и отсутствия пилястр — элемента, типичного для итальянского ренессанса. Декоративный замысел выражен аттиком, который первоначально прикрывал купол. Сочетание элементов раннего ренессанса с различными элементами готики наблюдается и в украинской и литовской архитектуре (церковь Онуфрия в Добромиле, середина XVI в.; костел Петра и Павла в Шяуляй, начало XVII в.). Реформатским храмам были присущи элементы оборонного характера (Деревня, Заславль, Койдапово и др.), такие, как высокие земляные валы (Заславль) или крепостные стены с башнями (Осташин, Койдапово). Обязательной частью этих храмов была высокая, часто многоярусная башня, которая возглавляла объемную композицию постройки. В архитектуре также наблюдалось смешение приемов и форм ренессанса и готики с преобладанием первого (Заславль) или второго (Деревня). Характерный для ренессанса аттик становится весьма распространенным в первой половине XVII в. в архитектуре как Белоруссии, так и Литвы. Однако его применение не изменило вертикальную композицию зданий, свойственную готике. Часто аттик па торцовой стене не закрывал полностью щипца крыши. Поэтому в композиции построек наблюдалось оригинальное смешение новой, ренессансной, формы со старой, готической (например, храмы в Воронах, Ивье — до перестройки в XVIII в.). Говоря о костельном строительстве этого периода, следует отметить, что его первые памятники, сохранившиеся до нашего времени, восходят к концу XV в. Это костел в Ишкольди — оригинальный памятник белорусской готики, простой, по очень пластичный, с мягко очерченными линиями контрфорсов и предельно лаконичной архитектурой. Костел в Комаи имеет со стороны главного фасада две монументальные приземистые цилиндрические башни, прорезанные узкими окнами-бойницами. Архитектурное построение костела не обошлось без влияния оборонных построек православной церкви XV—XVI вв. Поэтому храм в Комаи, при всем своем отличии от храмов, допустим, в Сыпковичах, Маломожеикове, Новогрудке, имеет с ними схожие композиционные характеристики. Это положение объясняется как тесным взаимодействием разных культур на территории Белоруссии, так и прямым влиянием строительных традиций местных мастеров, строивших все монументальные здания, независимо от их принадлежности и назначения. В последнем десятилетии XVI в. на белорусской земле появляются первые, пока единичные памятники архитектуры барокко (костелы в Гродно и Несвиже). Основное развитие и расцвет этого стиля приходится на XVII—XVIII вв.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |