Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культовая архитектура




Общий крепостной и замковый характер монументальной архитектуры XIV — первой половины XVII в. распространился и на культо­вое зодчество. Укрепленные храмы с мощными стенами, башнями, бойницами или обнесенные крепостным валом и стеной получили рас­пространение па белорусской земле.

Самостоятельную группу храмов оборонного типа составляют церкви в Сынковичах, Супрасле и Маломожейкове. Это прямоуголь­ные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя кре­постными башнями, выступающими по углам. Их планировка род­ственна четырехстолпным храмам западнорусских областей XII — XIII вв., что свидетельствует о продолжении традиций древнерусско­го строительства, о непрерывном процессе развития белорусского зод­чества. Вместе с тем отличительные черты этих церквей указывают на формирование собственных качеств архитектуры, вытекающих из местных условий и особенностей.

Сынковичская церковь (Гродненская область) является древней­шим оборонным храмом в Белоруссии. Наиболее вероятным време­нем ее строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Си­стема оборонных устройств церкви в основном повторяет подобные приспособления крепостного зодчества того времени. Массивные сте­ны, башни и помещение над сводами с бойницами сближают ее с не­большим замком. План представляет собой слегка вытянутый пере­кошенный прямоугольник с трехнефным членением, все нефы имеют почти одинаковую ширину.

Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нер­вюрами, занимают небольшую часть внутреннего пространства. По­этому интерьер церкви получил зальный характер. Зальность инте­рьера чувствуется и во внешнем объеме церкви, представляющем со­бой параллелепипед, покрытый высокой двускатной крышей.

Оригинальный прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под одним покрытием. Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, располо­женных между верхними частями апсидных полукружий. Такой при­ем по существу превращает крышу постройки с трехапсидным пла­ном в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмеча­ется в Троицкой церкви начала XVI в. в Вильнюсе, подтверждая гипотезу о единстве многих характеристик архитектуры православ­ных храмов в Великом княжестве Литовском.

В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готиче­ского зодчества. К первым можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, большая высота крыши с острым щипцом, применение звездчатого свода в правой апсиде — элементы готики. Следовательно, в церкви наряду с чертами, близки­ми русским культовым постройкам, наблюдаются формы, распростра­ненные в архитектуре западноевропейских стран. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочис­ленными декоративными нишами, которые снимают впечатление тя­желовесности стены. Подобный прием распространен в белорусской архитектуре.

Своеобразно объемное построение и отдельные архитектурные де­тали церкви. В серии оборонных церквей XV — XVI вв. на Украине, в Литве и Польше этот памятник белорусского зодчества наряду с чертами, общими для всех храмов подобного типа, имеет свое архи­тектурно-художественное решение как результат творческой перера­ботки различных традиций местными мастерами. В этом заключается ценность памятника.

Церковь оборонного типа в Маломожейкове относится к началу XVI в. Она представляет собой четырехстолпную одноапсидную по­стройку. Апсида занимает всю ширину храма, являясь органическим продолжением его внутреннего пространства. Звездчатые своды со­стоят из гуртов, расходящихся от середины во все направления. Спле­тения гуртов или нервюр образуют ромбы и треугольники разнообраз­ного очертания и величины. Такая же система готического свода от­мечается в одной из апсид церкви в Сынковичах.

Фасады церкви в Маломожейкове имеют много декоративных элементов, снижающих впечатление монументальности храма. Прием обработки фасадов церкви в Маломожейкове и Сынковичах один и тот же: многочисленные неглубокие ниши разнообразного рисункаукрашают плоскости стен, фронтона и башен. Следует отметить спа­ренные полуциркульные ниши с небольшим замком — мотив москов­ской архитектуры — па башнях и боковых фасадах. Своеобразной формой является круглое окно в центре западной стены. Такой прием характерен для культовых памятников романской и готической архи­тектуры.

Маломожейковская церковь при родстве с сынковичским храмом имеет и свои отличительные свойства. Из них необходимо выделить два основных — четкое построение плана и более пышную декора­цию. Система оборонных устройств церкви значительно слабее, чем в сынковичском храме.

Церковь Благовещенского мона стыря в Супрасле J^XVI в.) также имеет много элементов готической архитектуры. В интерьере они представлены разнообразными сводами — крестовыми, звездчатыми, сетчатыми или сотовыми; снаружи — формой апсид, высокой щипцо­вой крышей, стрельчатыми окнами, круглым проемом над входом. Устремленная вверх композиция постройки усиливается высоким ба­рабаном центрального купола и стройными угловыми башнями. Объемная целостность храма, четкость архитектурных членений и богатый декор наделяют памятник большой художественной силой.

Во всех рассмотренных церквах крутые крыши вызвали необходи­мость возведения высоких щипцов-фронтонов, в которых строители проявили умение соединять конструктивные принципы с богатой и изобретательной декоративностью. Можно предполагать, что этот прием послужил источником для ренессансного аттика грядущих сто­летий.

Храмом, приспособленным к обороне, но отличающимся от рас-, смотренных образцов, является Борисоглебская церковь в Новогрудке. Эта постройка относится к 1519 г. Позже, в первой половине XVII в., она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик.

Первоначально храм был значительно меньше но размеру: его западная фасадная стена с входом возвышалась на месте существую­щих ныне столбов в интерьере.»Об этом говорит нам наличие на чер­даке остатков былого фронтона, опиравшегося на столбы, иная техни­ка кладки и рисунок сводов и, наконец, существенное различие в ар­хитектурном декоре стен. Восточная (древнейшая) часть храма вы­ложена из большемерного кирпича (9X17X33 см), а западная (более поздняя) вместе с двумя башнями выполнена из кирпича, близкого современному (6X12X26 см).

Раньше церковь представляла собой небольшой четырехстолпный храм с планом, близким к квадрату со стороной около 14 м (без апси­ды). Широкая и сильно выступающая пятигранная апсида являлась как бы продолжением основного объема постройки. Углы храма укреплены почти на всю высоту гранеными контрфорсами. Ориги­нально выполнено декоративное оформление стен древней части цер­кви: тонкие вертикальные лопатки под карнизом завершаются свое­образным трехрядным поясом из стрельчатых арочек. Принятый мо­тив декорации создает иллюзию ажурности фасадных стен и придает им нарядность.

После перестройки план церкви получил форму вытянутого пря­моугольника, западная сторона которого фланкирована двумя башня­ми и притвором. Новые участки боковых стен имеют более простое, плоскостное решение. Высокие башни головной части храма в основа­нии имеют прямоугольное очертание, а вверху переходят в восьми­гранники. Башни сильно выдаются за пределы основного объема храма, тем самым повторяя в новой редакции композиционный прием церквей XV — XVI вв. Башни имели оборонное назначение, поэтому их степы прорезаны узкими бойницами, а верхняя часть завершена зубцами.На этом исчерпываются элементы оборонного устройства церкви. Предположение, что пространство над сводами первоначаль1-но также использовалось для нужд обороны, не подтверждается до­кументально и не имеет следов в современном облике памятника. В этой церкви, как и в других одновозрастных ей культовых зданиях, находим элементы готики. Это постройка с характерными звездчаты­ми сводами на нервюрах, контрфорсами, стрельчатыми проемами, де­коративным поясом стрельчатых арочек и пр. ЛЗ архитектуре церкви обнаруживаются отдельные черты, роднящие ее с бернардинским кос­телом в Вильнюсе (1525—1594) и приходским костелом в Гродно (1494). В первую очередь это относится к интерьеру, где наблюда­ются идентичные готические своды и профилированные колонны.

Церковь в Кодне (около 1530) на западном берегу Буга была построена на территории замка Сапеги. Она представляет собой трехнефную бескупольную постройку с одной сильно выступающей апсидой. Интерьер освещается только с южной стороны (аналогия имеется в Ишкольди). Окна узкие, высокие, с полуциркульным завер­шением. Объем храма компактен и лаконичен: это параллелепипед, завершенный высокой двускатной крышей. Ступенчатые контрфорсы имеются на всех фасадах. На главном, где собрано наибольшее коли­чество декоративных элементов, контрфорсы сильно вытянуты и объ­единяют основную часть храма со щипцовой стеной. Такой компози­ционный прием в других постройках этого типа не встречается.

Щипцовая стена расчленена на три яруса арочными нишами, поля которых оштукатурены и побелены. Контур щипца украшает гре­бень из рядов фигурных столбиков. Арочки разных размеров; боль­шинство из них спарены, напоминают прием, использованный в маломожейковском храме. Стены сложены из красного кирпича, с вве­дением в нижних частях традиционного узора из темных тычков пережженного кирпича. Все фигурные украшения фасадов набраны из лекального кирпича. Вставки из цветных и позолоченных изразцов в верхней части главного фасада усиливают красочную нарядность постройки.

Храм в Кодне, как и ряд других памятников культового строитель­ства (Сынковичи, Маломожейков, Новогрудок, Супрасль), являет пример развития художественного направления в зодчестве Белорус­сии XV—XVI вв. Отмечается творческая переработка унаследованных приемов древнерусской архитектуры, использование доступных и передовых конструктивных и художественных качеств готики, вы­сокое искусство местных мастеров в компоновке декоративных укра­шений. Это в сумме уже не переработка какого-либо известного ху­дожественного стиля, а свое творческое кредо, сложившееся в те­чение десятилетий и получившее признание в архитектурно-строи­тельной деятельности на белорусской земле.

Реформатские храмы, или «кальвинские сборы», также были при­способлены к оборонным нуждам. Они наподобие маленьких крепо­стей обносились камедными стенами с башенками или земляными валами с бастионами. Иногда использовались старые укрепления, обычно насыпные, в которые вписывали новую культовую постройку.

Известны церкви подобного типа в Дзержинске, Осташине, Де­ревне и Заславле.

Храм в Сморгони имеет качества, свойственные названным пост­ройкам, но вместе с этим характеризуется и другими чертами архитек­туры: в нем светское начало приобрело широкое воплощение как в общей композиции, так и в отдельных деталях.

Показательным примером реформатского храма является Преоб­раженская церковь в Заславле, построенная в середине XVI в. Рас­положение на высоком холме, подножие которого огибает извилистая речка, создало хорошие условия для организации круговой обороны. Земляные валы и бастионы по углам удачно завершили холм, созда­вая труднопреодолимую систему обороны. Преображенская цер­ковь — бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное и приземистое здание ее перекрыто высокой щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипятимет­ровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах вось­мигранная. Башня была пристроена позже, очевидно, в XVII в. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что су­ществующая верхняя степа с декоративными элементами сменила стены с бойницами, так как общий характер церкви с системой зем­ляных укреплений не вызывает сомнения. Башня была возведена одновременно с реконструкцией фасадов. Об этом свидетельствует общность их архитектурной обработки на уровне венчающей части стен церкви. Эта часть храма трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре ренессанса в Белоруссии.

Церковь в Сморгони (1553) является оригинальным памятником архитектуры ренессанса. План церкви представляет собой растяну­тый восьмигранник. Внутреннее пространство решено в виде цилинд­ра, перекрытого высоким куполом. Основание купола замаскировано аттиком, богато декорированным со всех сторон лопатками и спарен­ными полуциркульными нишами и гирьками. В противоположность аттику большая часть церкви выполнена в строгих формах. Монумен­тальная приземистая башня, через которую открывается доступ в церковь, имеет оборонный характер. Заслуживает внимания и не­большая полукруглая башенка с узкими окнами — бойницами, по­ставленная в месте примыкания основной башни к храму. Подобное устройство оборонного характера можно встретить в архитектуре жилья на белорусской и литовской землях. Такой композиционный прием стал традиционным. В каждом конкретном случае он приобретал свое выражение, исходя из прямого назначения здания, и в ка­кой-то мере перекликался с цилиндрическим фланкированием куль­товых и замковых памятников XVI в.

Реформатские храмы своеобразны в своей архитектуре. Они не похожи на костелы, по ж в значительной степени отличаются от пра­вославных церквей. С последними их сближают некоторые черты пла­нов и общий оборонный характер. Церкви в Осташине, Заславле, Сморгони представляют собой новый этап в развитии бесстолпных храмов Белоруссии, пришедших на смену многопролетной готиче­ской системе. По своей планировке, конструкциям и архитектуре они многообразны: с алтарем (Осташин) и безалтарные (Заславль), с коробовым сводом с люнетами (Деревна) и куполом (Сморгонь), с башней у главного фасада (Осташин) и безбашенные (Заславль, до реконструкции). В их архитектуре заметно влияние поздней готики и насыщение формами ренессанса. Контрфорсы, граненые апсиды, высокие щипцовые крыши и другие элементы, характерные для го­тики, уживаются с цилиндрическими сводами, аттиками, расчленен­ными фасадами - типичными для ренессанса чертами.

Реформационное движение коснулось преимущественно феодальной верхушки общества, а среди горожан и крестьян Белоруссии не нашло распространения. Местное население в своей борьбе против католической церкви пошло по пути организации православных братств. В такой исторической обстановке уже в конце XVI в. като­лицизму и контрреформации удалось свести на нет влияние реформационных идей.

Первые памятники католической архитектуры восходят к XVI и даже к концу XV в. Но это были лишь отдельные и редко встречав­шиеся постройки, которые растворились среди многочисленных пра­вославных храмов. Древнейшие каменные костелы носили черты крепостей. В их ар­хитектуре преобладают готические формы — контрфорсы, оборонные башни, характерные своды, стрельчатые пиши и проемы, имевшие широкое распространение в белорусском зодчестве почти до середи­ны XVII в. К таким постройкам можно отнести храмы в Ишкольди, Гнезно, Чернавчицах, Комаи, отдельные части бернардинского кос­тела в Гродно (все конца XV, XVI, начала XVII вв.). Вместе с тем уже в конце XVI в. появляются барочные костелы, близкие к италь­янским прототипам (Несвиж). В дальнейшем на их архитектуру ста­ли оказывать активное влияние местные традиции культового зодче­ства, в силу чего костельное строительство XVII и XVIII вв. в Бело­руссии приобретает своеобразие.

Костел в Ишколъди (Брестская область) является редким образ­цом деревенского готического храма. Построен в 1472 г. Его прямо­угольный план (10X14,5 м) завершается пятистенной апсидой. По своей площади апсида немногим уступает основной части храма, яв­ляясь ее органическим завершением как в плане, так и в объемном построении. Фигурное завершение главного фасада и криволинейные очертания контрфорсов сообщают костелу скульптурность, смягча­ющую монументальный облик постройки. Элементы, типичные для готики,— звездчатый свод над граненой апсидой, мощные контрфор­сы, декоративное убранство щипцовой стены плоскими нишами стрельчатого очертания, такой же формы окопные и дверные проемы, высокая крыша — не оставляют сомнения в добарочном характере постройки. Обработка главного фасада костела в Ишкольди в извест­ной мере перекликается с храмом Йонаса в Запишкисе (Литва, XVI в.).

Костел в Гнезно (Гродненская область), относящийся к первой половине XVI в., представляет собой невысокую и массивную построй­ку. Храм не был достроен: внутри отсутствуют опорные столбы и своды. Перекрытия более поздние, из дерева. Только высокая ярусная башня доминирует в его композиции. Степы с контрфорсами, окна и ниши стрельчатого очертания подтверждают принадлежность ко­стела к готической архитектуре. Вместе с этим конструктивная ха­рактеристика и особенности декора отличают храм от образцов за­падноевропейской архитектуры этого стиля, придавая ему своеобразие.

Костел в Чернавчицах (Брестская область), построенный во вто­рой половине XVI в., наделен чертами оборонной архитектуры. Так, у апсиды па южном фасаде храма высится цилиндрическая башня. Башни такого типа встречаются в ряде памятников белорусского зод­чества XV—XVI вв. (Сынковичи, Маломожейков). Можно полагать, что и введение в архитектуру костела такой башни объясняется из­вестным влиянием местных традиционных приемов строительства. Характерно сводчатое и украшенное скульптурными узорами пере­крытие костела. Декорация сводов восходит к ренессансу, что для Белоруссии явление редкое.

Костел в Комаи (Витебская область), построенный в 1606 г., яв­ляется примером связи католической культовой архитектуры Бело­руссии с местными традициями в церковном зодчестве. План костела имеет сходство с планом церкви в Маломожейкове и первоначально имел компактное построение, типичное для белорусских храмов. От­личительной чертой его является присутствие только двух круглых башен. Их подчеркнуто монументальный вид делает постройку сход­ной с небольшой крепостью.

Костелы в отличие от церквей в большинстве случаев отделялись от соседней застройки высокими степами (Друя) или плотно окружа­лись монастырскими строениями (Гродно). Создавались комплексы, изолированные от городских кварталов, способные в случае необхо­димости выдержать осаду. Единственным архитектурным акцептом в каменных оградах таких комплексов были входные ворота — бра­мы, представляющие собой высокохудожественные произведения, связанные с архитектурой костелов.

Раннее барокко б Белоруссии представляет костел в Несвиже. Этот первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой был воздвигнут архитектором-монахом Япом Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Его прототипом является римский храм Иль Джезу (1568—1584), построенный выдающимися итальянскими зодчими Д. Виньола и Д. Порта.

Костел представляет собой трехнефиую купольную базилику с одной полуциркульной вытянутой апсидой. Конструктивная схема постройки четкая и достаточно простая: средний продольный неф пе­рекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, рачлененные на квадраты,— крестовыми сводами, шесть массивных внутренних столбов с арками воспринимают нагрузку стен среднего нефа с верхними окнами.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные и горизонтальные членения. Первые решены пилястрами, вторые — развитыми поясами антаблементов и карнизами. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада орде­ром, обилие раскреповок, сложные профилировки, введение ниш со скульптурами. В главном фасаде здания особенно проявилась наряд­ность архитектуры барокко: оп представляет собой самостоятельную тему, мало связанную с композицией скромных боковых фасадов. Ин­терьер храма характеризуется торжественностью и пышностью. В его украшении больше использованы живопись и резьба по дереву, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником К. Хески в середине XVIII в.

На архитектуру бернардинского костела в Гродно вследствие за­тяжного строительства (1595—1678 гг., башня достроена в XVIII в.) наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельча­тые высокие проемы на тыловом и боковом фасадах — черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с некоторыми элемен­тами ренессанса. Последнее обнаруживается в тонких обрамлениях ниш и окон, а также в плоскостном решении степы со слабо выступа­ющими пилястрами. Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке пилястр коринфского ордера, нишах со скульптурами, Позднебарочными являются два верхних этажа баш­ни-колокольни со сложными фигурными шлемами. Несмотря на мно­гообразие архитектурных тем, все они удачно собраны в одно целое, представляют единую композицию большой художественной силы.

Определенной близости белорусских костелов с отдельными пра­вославными церквами способствовало нередко то, что они создавались на основе ранее построенных православных храмов. Однако главная причина этого своеобразия заключалась в том, что основными стро­ителями костелов были белорусские мастера-каменщики, которые из поколения в поколение передавали свой строительный опыт. Не от­казываясь от влияния западноевропейской архитектуры в прогрес­сивном се проявлении, они продолжали развивать приемы и мотивы местного народного узорочья, отражающего национальный орнамент и белорусскую природу. Эти элементы декора нередко включались в архитектуру костелов и монахами-архитекторами, стремившимися привлечь народные массы нарядностью и пышностью своих построек




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.