Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизация и демократизация педагогических отношений




Технология сотрудничества в обучении;

Педагогика сотрудничества рассматривается как особого типа «проникающая» технология, в той или иной мере входящая во многие педагогические технологии как их часть.

Цели педагогики сотрудничества:

1. переход от педагогики требований к педагогике отношений;

2. гуманно-личностный подход;

3. единство обучения и воспитания.

Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

· гуманно-личностный подход к ребенку;

· дидактический активизирующий и развивающий комплекс;

· концепция воспитания;

· педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Задача школы – вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

1. новый взгляд на личность как цель образования:

· личность проявляется в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность;

· личность – субъект педагогического процесса;

· личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

· каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

· приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, совесть достоинство и др.).

Гуманное отношение к детям включает:

· педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

· веру в ребенка;

· сотрудничество;

· отсутствие прямого принуждения;

· приоритет положительного стимулирования;

· терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

· уравнивание ученика и учителя в правах;

· право ребенка на свободный выбор;

· право на ошибку;

· право на собственную точку зрения;

· соблюдение Конвенции о правах ребенка;

· отношения учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не запрещать, а предоставлять свободу выбора.

3. отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях. Учение без принуждения характеризует:

· требовательность, основанная на доверии;

· увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

· замена принуждения желанием, которое порождает успех;

· ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

· применение косвенных требований через коллектив.

4. новая трактовка индивидуального подхода, включающая:

· отказ от ориентировки на среднего ученика;

· поиск лучших качеств личности;

· применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, особенности мыслительных процессов);

· учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

· прогнозирование развития личности;

· конструирование индивидуальных программ развития.

5. формирование положительной Я-концепции. Я-концепция – система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс открывает новые подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

· содержание обучения – средство развития личности;

· интеграция школьных дисциплин;

· вариативность и дифференциация обучения;

· положительная стимуляция учения.

Концепция воспитания включает следующие положения:

· превращение школы Знания в школу Воспитания;

· постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

· формирование общечеловеческих ценностей;

· развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

· возрождение национальных и культурных традиций;

· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

· постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды: важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результат (личность выпускника) определяется совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.