КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманизация и демократизация педагогических отношений
Технология сотрудничества в обучении; Педагогика сотрудничества рассматривается как особого типа «проникающая» технология, в той или иной мере входящая во многие педагогические технологии как их часть. Цели педагогики сотрудничества: 1. переход от педагогики требований к педагогике отношений; 2. гуманно-личностный подход; 3. единство обучения и воспитания. Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: · гуманно-личностный подход к ребенку; · дидактический активизирующий и развивающий комплекс; · концепция воспитания; · педагогизация окружающей среды. Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Задача школы – вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи: 1. новый взгляд на личность как цель образования: · личность проявляется в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность; · личность – субъект педагогического процесса; · личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; · каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; · приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, совесть достоинство и др.). Гуманное отношение к детям включает: · педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; · веру в ребенка; · сотрудничество; · отсутствие прямого принуждения; · приоритет положительного стимулирования; · терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает: · уравнивание ученика и учителя в правах; · право ребенка на свободный выбор; · право на ошибку; · право на собственную точку зрения; · соблюдение Конвенции о правах ребенка; · отношения учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не запрещать, а предоставлять свободу выбора. 3. отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях. Учение без принуждения характеризует: · требовательность, основанная на доверии; · увлеченность, рожденная интересным преподаванием; · замена принуждения желанием, которое порождает успех; · ставка на самостоятельность и самодеятельность детей; · применение косвенных требований через коллектив. 4. новая трактовка индивидуального подхода, включающая: · отказ от ориентировки на среднего ученика; · поиск лучших качеств личности; · применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, особенности мыслительных процессов); · учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; · прогнозирование развития личности; · конструирование индивидуальных программ развития. 5. формирование положительной Я-концепции. Я-концепция – система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс открывает новые подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей: · содержание обучения – средство развития личности; · интеграция школьных дисциплин; · вариативность и дифференциация обучения; · положительная стимуляция учения. Концепция воспитания включает следующие положения: · превращение школы Знания в школу Воспитания; · постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; · формирование общечеловеческих ценностей; · развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности; · возрождение национальных и культурных традиций; · сочетание индивидуального и коллективного воспитания; · постановка трудной цели. Педагогизация окружающей среды: важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результат (личность выпускника) определяется совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |