Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология развивающего обучения




Развитие – процесс физического и психического индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Формирование выступает как результат развития личности и означает ее становление, приобретение устойчивых свойств и качеств.

Закономерностями процесса развития являются:

· имманентность – способность к развитию заложена в человеке природой;

· биогенность – психическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности;

· социогенность – социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает влияние на формирование личности;

· психогенность – человек выступает саморегулирующей и самоуправляющей системой;

· индивидуальность – личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития;

· стадийность – развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка;

· неравномерность: индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность).

Физическое развитие ребенка осуществляется по генетической программе в виде роста размера скелета, мышечной массы и т.д.

В отношении психического развития при ответе на вопрос в какой мере развитие сознания зависит от обучения и социальных условий, а в какой – от естественного возрастного созревания, существует несколько точек зрения:

1. биологизаторская – жесткая предопределенность развития наследственными или божественными факторами (Сократ: учитель – это повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться). Психическое развитие не зависит от обучения.

2. социологизаторская – все результаты развития приписываются влияниям среды (Т.Д. Лысенко: «Женщина должна нам дать организм, а мы сделаем из него советского человека»). Психическое развитие полностью зависит от обучения.

3. современная наука: обучение – это форма психического развития, необходимый элемент развития.

Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы. однако в зависимости от определения преобладающего значения одного из этих процессов выделяются две точки зрения:

1. концепция обучаемого развития (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Дж.Дьюи):ребенок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии (дооперационные структуры – формальные операции – формальный интеллект) до того, как обучение может приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди обучения (обучение всегда надстраивается над развитием, как бы «обучая» его);

2. концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В Давыдов, Д.Б. Эльконин): в интересах человека и общества обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.

Содержание понятия «развивающее обучение» раскрывается рядом положений.

1. Развивающее обучение – новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу;

2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям личности;

3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности;

4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности;

5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;

Л.С. Выготский: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:

· сфера актуального развития – уже сформированные качества, то, что ребенок может делать самостоятельно;

· зона ближайшего развития – те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка;

7. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает (проблематизация знаний, метод учебных задач);

8. Развивающее обучение – это коллективная мыследеятельность, диалог, деловое общение детей.

Позиция учителя: «к классу не с ответом, а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении.

Позиция ученика: ученик – субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях)

 

Мета-план:

1. Индивидуальная мыследеятельность (10 мин);

2. Работа в парах (оформление тезисов на листочках 10 мин.);

3. Групповое смыслотворчество (10 мин);

4. Защита проектов

 

 

Вопросы для рассмотрения:

1. Гуманное отношение к детям включает:

2. Демократизация отношений:

3. Индивидуальный подход предполагает:

4. Сущность учения без принуждения (какие условия необходимо учесть в организации педагогического процесса, чтобы ребенок захотел учиться?)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.