КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология развивающего обучения
Развитие – процесс физического и психического индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему. Формирование выступает как результат развития личности и означает ее становление, приобретение устойчивых свойств и качеств. Закономерностями процесса развития являются: · имманентность – способность к развитию заложена в человеке природой; · биогенность – психическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности; · социогенность – социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает влияние на формирование личности; · психогенность – человек выступает саморегулирующей и самоуправляющей системой; · индивидуальность – личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития; · стадийность – развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка; · неравномерность: индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность). Физическое развитие ребенка осуществляется по генетической программе в виде роста размера скелета, мышечной массы и т.д. В отношении психического развития при ответе на вопрос в какой мере развитие сознания зависит от обучения и социальных условий, а в какой – от естественного возрастного созревания, существует несколько точек зрения: 1. биологизаторская – жесткая предопределенность развития наследственными или божественными факторами (Сократ: учитель – это повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться). Психическое развитие не зависит от обучения.
2. социологизаторская – все результаты развития приписываются влияниям среды (Т.Д. Лысенко: «Женщина должна нам дать организм, а мы сделаем из него советского человека»). Психическое развитие полностью зависит от обучения. 3. современная наука: обучение – это форма психического развития, необходимый элемент развития. Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы. однако в зависимости от определения преобладающего значения одного из этих процессов выделяются две точки зрения: 1. концепция обучаемого развития (Ж.Пиаже, З.Фрейд, Дж.Дьюи):ребенок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии (дооперационные структуры – формальные операции – формальный интеллект) до того, как обучение может приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди обучения (обучение всегда надстраивается над развитием, как бы «обучая» его); 2. концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В Давыдов, Д.Б. Эльконин): в интересах человека и общества обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Содержание понятия «развивающее обучение» раскрывается рядом положений. 1. Развивающее обучение – новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям личности; 3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности;
4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности; 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности; Л.С. Выготский: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: · сфера актуального развития – уже сформированные качества, то, что ребенок может делать самостоятельно; · зона ближайшего развития – те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка; 7. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает (проблематизация знаний, метод учебных задач); 8. Развивающее обучение – это коллективная мыследеятельность, диалог, деловое общение детей. Позиция учителя: «к классу не с ответом, а с вопросом», учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении. Позиция ученика: ученик – субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях)
Мета-план: 1. Индивидуальная мыследеятельность (10 мин); 2. Работа в парах (оформление тезисов на листочках 10 мин.); 3. Групповое смыслотворчество (10 мин); 4. Защита проектов
Вопросы для рассмотрения: 1. Гуманное отношение к детям включает: 2. Демократизация отношений: 3. Индивидуальный подход предполагает: 4. Сущность учения без принуждения (какие условия необходимо учесть в организации педагогического процесса, чтобы ребенок захотел учиться?)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |