Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип единства общей и специальной подготовок




Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон РФ от 18 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).

3. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 года № 375 «Об утверждении административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

5. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 года № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (с изменениями и дополнениями).

6. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».

7. Приказ МЧС России от 10 июля 2009 года № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

8. СП 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы.

9. СП 2.13130.2009 Обеспечение огнестойкости объектов защиты.

10. СП 4.13130.2009 Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.

11. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.

12. СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования.

13. СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

14. СТО 36554501-006-2006 Правила по обеспечению огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций.

Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически.

Взаимосвязь общей и специальной подготовки способствует более гармоничному развитию занимающихся. Спортивная тренировка только в том случае достигает цели, если она строится как процесс всестороннего воспитания, направленный на развитие физических и духовных качеств спортсмена, на постоянное расширение фонда его знаний, умений, навыков. Будучи всесторонней, спортивная тренировка в то же время глубоко специализированна. Типичным явлением спортивной практики стала углубленная специализация, проводимая на основе всестороннего развития спортсмена.

В соответствии с этим спортивная тренировка объединяет два раздела: общую и специальную подготовку (физическую, техническую, тактическую, волевую). Общая подготовка создает и расширяет базу (предпосылки и условия) для спортивной специализации путем общего подъема функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических и волевых качеств спортсмена, а также путем обогащения его разнообразными навыками и умениями, способствующими совершенствованию в избранном виде спорта.

Специальная подготовка — это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений, она вооружает его техникой и тактикой, характерной для данного вида спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в "своем" виде спорта.

Неразрывное сочетание общей и специальной подготовки на разных этапах учебно-тренировочного процесса — одна из коренных закономерностей спортивной тренировки. Эти разделы тренировки должны быть представлены во всех ее периодах, на всех ее этапах. Вместе с тем их частное содержание, средства и методы, и, соотношение друг с другом в различные периоды тренировочного процесса изменяются и зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач.

На начальном этапе подготовки должна преобладать базовая ОФП независимо от вида спорта.

4. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок (требований, заданий). Обеспечивает высокую результативность без ущерба для здоровья. Он заключается в постепенном наращивании объема нагрузки применительно к отдельному занятию, а также и к более длительномуэтапу тренировок. Постепенное и максимальное увеличение нагрузок вытекает из необходимости готовить спортсменов к предельной мобилизации сил во время соревнований. То же самое относится к требованиям (заданиям) по технической, тактической и волевой подготовке. Это выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые мобилизуют его на овладение все более сложными и совершенными навыками и умениями, на все более высокие проявления физических и духовных сил.

Увеличение нагрузки достигается за счет повышения ее интенсивности. Под нагрузкой понимается объем и интенсивность. Необходимо, чтобы в каждый данный момент тренировки нагрузки соответствовали возможностям организма спортсмена. На определенных этапах тренировки, когда спортсмен приобрел достаточную тренированность, систематически применяются предельные, максимальные нагрузки, нагрузки «до отказа». Они позволяют достигать наибольшего уровня спортивной работоспособности. Обязательное условие использования максимальных нагрузок — тщательный врачебно-педагогический контроль.

Различное сочетание объема и интенсивности занятий способствует регулированию нагрузки. В различные периоды тренировки сочетание роста, стабилизации и снижения объема и интенсивности занятий различно.

Важно учитывать, что повышение тренировочных нагрузок идет не прямолинейно. Здесь мы подходим к следующей закономерности спортивной тренировки.

5. Волнообразность и вариативность нагрузок.

Волнообразный характер определяется процессами утомления и восстановления, требующими чередования нагрузок и отдыха, изменением величин и характера нагрузок в микроциклах, этапах и периодах подготовки. Волнообразное изменение нагрузки в большом и малых циклах обеспечивает постепенность биологических и психологических изменений организма, позволяющие спортсмену подняться на более высокий уровень тренированности. Это время тем длительнее, чем выше нагрузки. Неуклонное нарастание тренировочных нагрузок влияет на приспособительные реакции организма. В связи с этим в тренировочном процессе наряду с отдыхом необходимы временные перепады нагрузок облегчающие протекание биологических перестроек в организме. Отсюда динамика тренировочных нагрузок неизбежно приобретает волнообразный характер. Эти волнообразные изменения нагрузок происходят как в относительно небольших отрезках тренировочного процесса, так и в пределах его продолжительных этапов и периодов.

Важно правильно соразмерить все эти волны друг с другом на различных этапах тренировочного процесса. Сложность в том, что эти волны как бы раздваиваются на волны объема и волны интенсивности нагрузок, причем те и другие полностью по времени не совпадают.

Различают три категории волн нагрузки:

1) малые волны, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые включают в различных случаях от 2 до 7 дней и более;

2) средние волны, которые распространяются большей частью на 3—6-недельные отрезки тренировочного процесса;

3) большие волны — продолжительностью в несколько месяцев, они характеризуют общую тенденцию нагрузок по периодам тренировки.

Вариативность тренировочных нагрузок выражается в показателях объема интенсивности, в соотношении работы различной направленности и специфичности, зависимости между периодами напряженной работы и восстановления и т. д. При увеличении объема снижается интенсивность, и, наоборот: при повышении интенсивности уменьшается объем. Увеличение объема предшествует повышению интенсивности.

6. Принцип цикличности тренировочного процесса, обеспечивающий чередование различных видов подготовки и нагрузок.Цикличность тренировочного процесса заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий и занятий - микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы(годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий. В больших циклах рост начинается с объема, а позже, при некотором его снижении или стабилизации, увеличивают интенсивность.

Микроциклы охватывают несколько дней (часто неделю). Микроцикл должен принципиально строиться так, чтобы тренировочные занятия с особыми требованиями к быстроте и скоростной силе проводились в дни оптимальной работоспособности (увеличивают интенсивность (скоростно-силовая работа)). Они поэтому должны предшествовать тренировочным занятиям, в которых предъявляются большие требования к выносливости (объем), а не следовать за ними непосредственно. Построение тренировки в форме микроциклов способствует наиболее полному использованию работоспособности спортсмена, позволяет целеустремленно и с оптимальным успехом решать главные задачи его функциональной адаптации, технического и тактического совершенствования, а также «подводить» его к соревнованиям в возможно лучшем состоянии. Различают следующие типы этих циклов — втягивающие, ударные, подводящие, собственно тренировочные, соревновательные и восстановительные.

Микроциклы отличаются главным образом следующими признаками: структура нагрузки (соотношение объема и интенсивности) меняется в ходе цикла; степень нагрузки различна на отдельных занятиях и изменяется от незначительной до очень высокой, в зависимости от способности спортсмена переносить нагрузку и восстанавливаться; цикл включает тренировочные занятия с различными главными задачами, которые в зависимости от обстоятельств решаются специальными или общими средствами. Микроцикл при нарастающей нагрузке сохраняется так долго, как это целесообразно и необходимо для достижения целей и задач этапа тренировки.

Мезоциклы (средние циклы) —это относительно цельные этапы тренировочного процесса, необходимые для того, чтобы создать возможность применять высокие нагрузки, достигать соответствующего подъема и стабилизации результатов и предохранять в то же время от «перегрузок». Средний цикл возникает благодаря характерной динамике объема и интенсивности недельных нагрузок и смене фаз, одни из которых более длительны и имеют относительно высокую среднюю нагрузку, а другие более кратковременны и имеют сокращенную нагрузку. Основными типами средних тренировочных циклов считаются втягивающие, базовые (развивающие и стабилизирующие), контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие. Одной из характерных черт отдельных средних циклов является включение в них малых циклов с резко изменяющейся направленностью.

7.) Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и тренировки.

Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, являются основополагающими для построения тренировки на всех уровнях: тренировочные задания, тренировочные занятия, микроциклы, средние и годичные циклы, четырехлетний цикл для олимпийцев и многолетний цикл в сфере подготовки спортивных резервов. По мере приближения к основным соревнованиям соответствие их структуре в тренировке увеличивается, при этом не только по технико-тактическому содержанию, нагрузке и т. п., но и по моделированию предстоящих соперников, условий соревнований и т. д.

Нахождение правильного баланса в тренировке - это вопрос соотношения составляющих ее элементов, а также их количества и содержания. Только систематический и тщательный учет всей проделанной тренировочной работы позволяет определить правильное соотношение между объемом и интенсивностью занятий.

Компетентные топ-тренеры базируют правильные соотношения элементов своих тренировок на многих аспектах: индивидуальных характеристиках спортсменов: достигнутом уровне результатов и мастерства; использовании достижений спортивной науки; постоянном требовании высоких результатов. Решения задач осуществляются при помощи многообразных средств и методов, объединенных в компоненты тренировки.

Всем этим определяется ее содержание — физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и интегральная подготовка. Такое разделение видов подготовки является условным, ибо все они тесно связаны между собой.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры. Физическая подготовка должна быть связана с технико-тактической и соревновательной подготовкой.

Физическая подготовка складывается из общей и специальной, между ними существует тесная связь. Задачи общей физической подготовки:

• укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, формированию осанки;

• развитие основных двигательных качеств (быстроты, силы, координационных способностей (ловкости), выносливости, гибкости);

• совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);

• укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и групп мышц, несущих главную нагрузку в спортивной игре при выполнении специальных заданий на тренировке и в соревнованиях.

Средства, которые используют для решения задач общей физической подготовки, можно разделить на группы: общеразвивающие упражнения, стретчинг и занятия другими видами спорта (по отношению к избранной спортивной игре).

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие быстроты, силы, координационных способностей, гибкости, выносливости; на совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, метании; на укрепление связочного аппарата голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т.д.; на формирование правильной осанки (особенно у детей).

Занятия другими видами спорта дают должный эффект, если обучаемые освоят основы техники и тактики этих видов.

Задачи специальной физической подготовки:

• развитие физических способностей, специфичных для спортивной игры (скоростно-силовых качеств, скоростных возможностей,

силы, выносливости);

• развитие качеств, обусловливающих успех тактических действий обучаемого (скорость перемещения, прыгучесть, быстрота реакции и т.д.).

Основными средствами специальной физической подготовки являются специальные подготовительные упражнения, которые позволяют развивать физические способности, специфические для конкретной спортивной игры. Сюда входят упражнения для развития быстроты двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответных действий, быстроты перемещения (работа ног), прыгучести, умения быстро переходить из статического положения в движение и останавливаться после быстрого перемещения, силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов игры, координационных способностей (ловкости), гибкости, необходимых для овладения рациональной техникой игры; специальной выносливости (прыжковой, скоростной, силовой); акробатические упражнения, упражнения по технике и тактике игры; двусторонняя игра.

Подготовительные упражнения по способу выполнения делят на упражнения без предметов, с предметами - набивными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями и другими отягощениями (для звеньев тела и всего тела), на тренажерах. Большое место занимают специально отобранные и разработанные игры и эстафеты.

Успешность в решении задач физической подготовки зависит также от правильного выбора и умелого применения методов.

Упражнения, выполняемые с большим мышечным напряжением, называют силовыми. Сила является основой для проявления других качеств. От уровня ее развития зависит проявление быстроты, выносливости, ловкости. Она необходима для выполнения всех игровых приемов во всех видах спортивных игр.

В занятиях с девочками необходимо соблюдать осторожность. Дозировка и интенсивность упражнений для них будет меньшей, чем для мальчиков. Преобладают упражнения с отягощением весом собственного тела, гимнастическими палками, нетяжелыми снарядами.

Методы развития силы и скоростно-силовых качеств.

1. Метод кратковременных усилий характеризуется выполнением упражнения, при котором обучаемый проявляет силу, наиболь­шую для него в данном тренировочном занятии. По интенсивности это максимальные, или предельные, усилия - 90-100 % от максимальных и субмаксимальные, или околопредельные, усилия - 80-90% от максимальных результатов. Количество повторений в одном под­ходе в упражнении с максимальным усилием - 1, число подходов -2-3, интервал отдыха - 2-5 мин, с субмаксимальным усилием соответственно 2-3 повторения, 3-6 подходов и 3-4 мин.

2. Метод непредельных усилий - 30-50% от максимальных, проявляемых при предельной скорости выполнения упражнений. Число повторений 10-16, число подходов 3-5, интервал отдыха-2-3 мин.

3. Метод сопряженного (совмещенного) воздействия. Характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выпол­нение приема игры с отягощением всего тела.

4. Круговая тренировка. Организуется 6-12 «станций». Упражнения подбирают так, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания индивидуальны для каждого обучаемого (по количеству раз, величине отягощения, по времени). Вначале начинают с 50-60% максимальной нагрузки; по мере повышения уровня подготовленности нагрузку увеличивают. По направленности круговая тренировка бывает силовая, скоростно-силовая и на сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.

Быстрота это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Она характеризуется тремя факторами: быстротой ответного движения (двигательного действия) на какой-либо внешний раздражитель, быстротой одиночного движения и частотой движений в единицу времени. Все эти факторы проявляются комплексно.

Наилучшие результаты по развитию быстроты движений у детей достигаются в возрасте от 7 до 15 лет. Упражнения для развития быстроты не следует давать на фоне утомления, так как нарушается координация движений и теряется способность к скоростным действиям.

Упражнения для развития, быстроты даются систематически в начале каждого тренировочного занятия.

Методы развития быстроты

1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной, максимальной и превышающей ее скоростью. Учитывая большую роль быстроты реакции в спортивных играх, следует раздельно выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту выполнения отдельных движений и заданий. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота - от 5 до 15-20 с. Период отдыха между упражнениями должен подготовить спортсмена к работе - он колеблется от 30 с до 5 мин в зависимости от характера упражнений и состояния обучаемого.

2. Увеличение скорости движущегося объекта. Например, при обучении задерживанию мяча (шайбы) вратарем.

3. Увеличение внезапности появления объекта. Например, прием мяча в волейболе, когда противоположная площадка закрыта шторой. Вначале мяч посылают передачей и по высокой траектории; затем траекторию снижают, а скорость полета мяча увеличивают; в дальнейшем мяч направляют подачей и, наконец, нападающим ударом.

4. Сокращение расстояния до движущегося объекта. Например, обучаемый ловит мяч на большом расстоянии; затем расстояние уменьшается, а скорость полета увеличивается.

5. Увеличение числа возможных изменений обстановки. Вначале обучаемый реагирует на два сигнала двумя ответными действиями, затем на три тремя и т.д. Здесь незаменимы специальные устройства со световыми сигналами и т. п.

 

6. Метод сопряженного воздействия. Например, перемещения с отягощением и т.п.

7. Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки с преодолением сопротивления амортизатора и т.п.

8. Выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью, например бег под уклон.

9. Круговая тренировка. Упражнения подбирают так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы проявлялись быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и частота движений.

 

10. Игровой метод. Выполнение упражнения на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

11. Соревновательный метод. Выполнение заданий с предельной скоростью в условиях соревнования.

Выносливость — это способность человека длительное время преодолевать утомление, не снижая интенсивности и точности двигательных действий. Она обуславливается устойчивостью нервной системы к возбуждению большой интенсивности, энергетическим обеспечением деятельности организма, уровнем владения игровыми навыками.

Специальная выносливость достигается длительным выполнением техники игровых приемов, проведением учебных игр на уменьшенных площадках, увеличением времени на проведение игры, сокращением времени отдыха в перерывах между заданиями и т. д. Координационная выносливость развивается с помощью систематических упражнений до утомления в сложных по структуре игровых взаимодействиях между двумя или более игроками.

При работе с детьми следует помнить, что им свойственно переоценивать свои способности, поэтому необходимо проявить осторожность при подборе упражнений и дозировке нагрузок, широко использовать врачебно-педагогический контроль. Выполнение игровых заданий на фоне утомления в силу эмоционального состояния занимающихся может привести к нежелательным результатам.

Методы развития выносливости

1. Переменный метод. Непрерывное чередование ускорений и медленного бега, серийных прыжков в полную силу с прыжками через скакалку с небольшой интенсивностью и т. д.

2. Увеличение интенсивности при сокращении продолжительности. Сокращается время игры (таймов, партий), однако необходимо проводить их более интенсивно. Увеличивается число приемов по сравнению с тем, как это имеет место в игре.

3. Уменьшение интенсивности нагрузки при увеличении продолжительности. Увеличение игрового времени, числа игровых действий по сравнению с обычными условиями.

4. Поточный метод выполнения специального комплекса упражнений. Обучаемому приходится последовательно выполнять упражнения для развития силы, быстроты, ловкости в различных сочетаниях. Этой же цели может служить и круговая тренировка. Для развития игровой выносливости обучаемые выполняют поточно ряд имитаций технических приемов, а также и сами приемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.