Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о спортивной форме




Спортивная форма — такое состояние спортсмена, которое позволяет ему в наивысшей мере проявлять свои силы и способности, добиваться максимальных для него спортивных результатов.

Состояние оптимальной, наилучшей, готовности к спортивным достижениям, которое приобретается в результате соответствующей подготовки на каждой новой ступени спортивного пути, и принято называть спортивной формой. Спортсмен не может всегда находиться в форме. Периодическая утрата спортивной формы и восстановление ее на новой, более высокой, основе — закономерность спортивного совершенствования. Она включает все стороны готовности спортсмена к спортивному достижению — физическую, техническую, тактическую и психическую. Высокий уровень развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и других физических качеств в их нужном сочетании, владение спортивной техникой и тактикой, наличие волевых качеств, необходимых для успехов в спорте, — все это неотделимые компоненты спортивной формы, гармонически сочетающиеся друг с другом.

Спортивная форма развивается не самопроизвольно. При известных условиях можно влиять на фазы ее становления, сохранения и утраты, управлять этим процессом. Наши усилия только тогда достигают цели, когда они согласуются с закономерностями развития спортивной формы.

Рассматривая фазы развития спортивной формы можно сделать вывод, что для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Каждая фаза развития спортивной формы достигается при особом, строго определенном содержании и построении тренировки.

В связи с этим учебно - тренировочный процесс имеет три периода:

подготовительный, за время которого создают предпосылки для приобретения спортивной формы и обеспечивают ее непосредственное становление;

соревновательный, где тренировка направлена на сохранение спортивной формы и на реализацию ее в спортивных достижениях;

переходный, обеспечивающий активный отдых и связывающий между собой два цикла тренировки. Эти три периода составляют в сумме один – два цикла тренировки. Например, при розыгрыше первенства РБ по футболу учебно-тренировочная работа проводится в течение одного годичного цикла. Баскетболисты, волейболисты, участвующие в соревнованиях зимой и летом, сводят учебно-тренировочную работу в два больших цикла: один цикл — осенне-зимний (примерно октябрь — март), второй — весенне-летний (примерно апрель — сентябрь).

Примерная схема периодизации учебно-тренировочного процесса

Длительность периодов и их содержание зависят от подготовленности занимающихся (возраста, пола, состояния здоровья, степени физической подготовленности, спортивного разряда, вида спортивной игры, сроков соревнований, климатических условий и др.).

В каждом периоде учебно-тренировочного процесса проводятся все виды подготовки (физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая). Однако в различные периоды тренировки тем или иным видам подготовки уделяется больше или меньше внимания.

Подготовительный период начинается с каждым новым циклом учебно-тренировочного процесса, а завершается к началу первых календарных игр основных соревнований. Длительность подготовительного периода зависит от того, какой объем нагрузки необходим для закладки новых основ достижений. При этом решающую роль играют специфические особенности того или иного вида спорта, тренировочный стаж и способность переносить нагрузки. Как при одноцикловой, так и при двухцикловой периодизации подготовительный период должен быть больше, чем соревновательный. У подрастающих спортсменов длительность его должна составлять около двух третей всего времени цикла. Такой срок необходим прежде всего в интересах полноценной физической и технико-тактической спортивной подготовки.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Цель тренировки Обеспечить приобретение спортивной формы, гарантирующую достижение результатов, соответствующая возможностям спортсмена в данном микроцикле Задачи: 1. приобретение и дальнейшее улучшение общей физической подготовки с помощью разнообразных средств из различных видов спорта и гимнастики; 2. дальнейшее развитие быстроты, силы, выносливости и других качеств, способствующих лучшему освоению технических и тактических приемов игры; 3. изучение техники и тактики игры, совершенствование ранее изученных приемов и действий; 4. дальнейшее совершенствование морально-волевых качеств; 5.приобретение новых теоретических знаний.  
Этапы, входящие в период Общеподготовительный Направленность тренировки -создание, расширение и совершенствование предпосылок формирования спортивной формы: повышение уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических способностей, пополнение фонда двигательных навыко и умений Типичными формами мезоциклов на этапе являются втягивающие и базовые. Число мезоциклов зависит от уровня подготовленности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и друг» обстоятельств   Специально-подготовительный Направленность тренировки -обеспечение становления спортивной формы. Фундаментальные предпосылки, сформированные на первом этапе, требуется свести воедино и обеспечить гармоническое единство компонентов готовности к спортивным достижениям Создание спортивной формы достигается в результате выполнения упражнений, частично или полностью моделирующих соревновательную деятельность. Поэтому увеличивается доля специальной подготовки. Изменяется и состав средств в пользу увеличения количества соревновательных упражнений Повышается роль и частота применения соревнований, как формы занятий, так и метода тренировки

 

На этапе общей подготовки большее внимание уделяется физической подготовке. ориентирована здесь на развитие «базовых» предпосылок спортивного результата. расширения объема тренировки повысить способность спортсмена переносить нагрузки, с тем чтобы создать физические, спортивно-технические, тактические, интеллектуальные и психические предпосылки более высоких спортивных достижений в избранном виде спорта. На этом этапе объем нагрузки выше, а средняя ее интенсивность ниже, чем на последующих этапах цикла. помогает подвести спортсмена к состоянию, на котором ему доступны более интенсивные нагрузки на последующих этапах и более стабильные достижения в течение всего соревновательного периода. «Воздержанность» в тренировочной нагрузке, особенно недостаточное повышение объема ее, влечет за собой недостаточный прирост достижений, недостаточную их стабильность и неспособность успешно пройти соревновательный период вплоть до его кульминационного момента.

Ей отводится до 40—45% общего времени. Соотношение общей и специальной физической подготовки в это время составляет примерно 2:1. На техническую подготовку на этом этапе отводится 35—40%, а на тактическую — 35—40% 20—25% общего времени. Психологической и теоретической подготовке уделяется большое внимание на всех этапах.На первом этапе решается задача создания прочного фундамента физической подготовки. На нее отводят до 45% времени тренировочных занятий. На долю совершенствования техники приходится до 40%, на тактическую подготовку — до 25% времени. На протяжении всего этапа проводится работа по воспитанию морально-волевых качеств, по теоретической подготовке. Усложняются задания по технике и тактике, в учебных двусторонних играх проводится комплектование звеньев команды, отрабатываются их взаимодействия. в первую очередь отрабатывают «связки» элементов и комбинации

2 этап - специально-подготовительный - Специальная физическая подготовка начинает доминировать над общей физической. Соотношение общей и специальной физической подготовки составляет примерно 1: 2. физической подготовки. Технической подготовке отводится примерно 30—35%, а тактической — 50—55% общего времени.

В результате занятий в подготовительном периоде перед началом соревнований должен быть достигнут уровень подготовки более высокий, чем в предыдущем году. В совершенствовании техники основное внимание уделяется точности и быстроте выполнения игровых приемов. Усложняются условия выполнения приемов. По тактической подготовке отрабатываются системы взаимодействия в защите и нападении. Командные взаимодействия совершенствуются в двусторонних учебных и товарищеских встречах. Возрастает интенсивность в выполнении нагрузок. Технику здесь осваивают и закрепляют преимущественно в связи со специфическими соревновательными нагрузками, чтобы выработать соревновательный динамический стереотип. Благодаря этому создаются оптимальные связи между физическими способностями и двигательными навыками, а также достигается высокая стабильность спортивной техники в условиях соревнования. В то время как общий объем нагрузки приблизительно сохраняется, интенсивность ее в специальных и в соревновательном упражнениях нарастает Если же спортсмен в течение соревновательного периода не достигает лучших, чем в начале его, результатов или даже ухудшает свои результаты, то это часто свидетельствует о том, что на втором этапе подготовительного периода была слишком быстро повышена интенсивность, слишком завышена доля специфической соревновательной нагрузки, а общий объем нагрузки в конце периода был чрезмерно сокращен.

Для подготовительного периода особенно выгодна такая организационно-методическая форма, как круговая тренировка. Оценивать интенсивность упражнений на занятиях может 1 человек. Ведется хронометраж занятий. Регистрируется содержание и продолжительность упражнений (перерывов) с точностью до полной минуты, а также темп выполнения каждого упражнения. Вычисление нагрузки проводится в такой последовательности: 1) интенсивность упражнения, 2) объем каждого упражнения, 3) общий объем занятия, 4) средняя интенсивность занятия.

По этим показателям можно вычислить объем и среднюю интенсивность нагрузки за неделю, месяц и т. д.

Соревновательный период

Соревновательный период включает отрезок времени от первой до последней игры календарных соревнований.

ССоревновательный период. ЗОсновные задачи периода:   оптимально развить и стабилизировать достижения спортсмена, способствовать достижению максимальных и стабильных результатов;сохранить спортивную форму в течение периода ответственных соревнований и реализовать ее в высокий для данного уровня тренированности спортивный результат.   Основные черты Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной (для макроцикла) специальной тренированности  
  1. дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовки; 2. совершенствование и закрепление спортивной техники; 3. овладение тактикой и приобретение опыта соревнований; 4.совершенствование моральной и волевой подготовки Технико-тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до высокой степени совершенства (увеличение степени надежности и вариативности, развитие тактического мышления) Специальная психическая подготовка направлена на мобилизацию физических и духовных сил и регулирование эмоциональных и волевых проявлений в спортивных состязаниях Особое внимание уделяется интегральной подготовке, важнейшим средством которой являются целостные соревновательные упражнения  
  Основное структурное звено периода Подводяший микроцикл основное соревнование нослесоревновательная фаза восстановления. При большой продолжительности соревновательного периода структура усложняется

Так как соревновательный период в спортивных играх очень продолжителен (до 6—7 м), то появляется необходимость дифференцированного планирования тренировок в зависимости от предстоящих игр. В начале объем нагрузок остается на уровне подготовительного периода. Затем объем постепенно сокращается, но зато возрастает интенсивность. К концу периода и объем, и интенсивность падают. В зависимости от интервалов между календарными встречами определяется оптимальное количество тренировок. Их может быть от 3 до 5 в неделю, в зависимости от класса команд и за учебными занятиями. Их объем и интенсивность также зависят от подготовленности, возраста и других причин.

В этом периоде много внимания уделяют тактической подготовке и психологическому состоянию игроков (установках на игру, проводится анализ игры, тактических схем, средств).

Эти задачи решаются с помощью специфических соревновательных нагрузок в тренировке и участия в соревнованиях. Ростом результатов в соревновательном периоде можно управлять в первую очередь с помощью частоты соревнований и объема специфических соревновательных нагрузок.

Если соревновательный период продолжается и после главных состязаний (спартакиад, юношеских первенств и т. д.), то рекомендуется включить особый этап в несколько недель, в течение которого доля специфических соревновательных нагрузок уменьшается, а общий объем нагрузок повышается за счет введения большого числа общеразвивающих упражнений (активный отдых!). Соревнования в это время нежелательны. Задача на данном этапе — восстановить физические и психические силы.

Переходный период начинается с окончания официальных соревнований и продолжается до начала тренировочных занятий в новом годичном цикле.

 

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Задачи: 1. постепенное снижение объема и интенсивности нагрузок; 2. полное физическое и психическое восстановление спортсмена, осуществление полноценного активного отдыха и сохранение определенного уровня тренированности 3. анализ результатов соревнований и всей учебно-тренировочной работы, проведенной за год.. Причины появления   Реализация спортивной формы в спортивный результат связана с максимальными физическими и психическими напряжениями, которые приводят к исчерпанию адаптационных возможностей организма, что может привести к перетренировке   Спортивная форма как оптимальное сочетание компонентов готовности спортсмена является таковым только для достигнутого в макроцикле уровня тренированности
Основное содержание занятий Общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха (смена характера и условий деятельности), физическая реабилитация Объем, интенсивность и частоту занятий надо подбирать так, чтобы, с одной стороны, был обеспечен отдых спортсмена, а с другой — могла сохраниться на достаточно высоком уровне его тренированность.
Структура периода   Два-три мезоцикла, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных  

Если в соревновательном периоде была значительно израсходована физическая и психическая энергия, новому подготовительному периоду должен предшествовать активный отдых — переходный период. Этот период относительно короток (не больше четырех недель). Это необходимая предпосылка для перехода в новом подготовительном периоде к большему объему нагрузки. Если же нагрузка повышается в стадии неполного восстановления, то в подготовительном периоде возникнут адаптационные трудности.

Уже к концу соревновательного периода, после последнего крупного соревнования, нужно постепенно сокращать объем специальных нагрузок. Во время переходного периода спортсмен должен заниматься теми упражнениями, которые ему наиболее интересны. В каждом отдельном случае нужно решать вопрос, оставить ли в программе тренировки специфические упражнения (соревновательные и специальные).

 

ОТБОР

Отбор — это комплекс мероприятий, обеспечивающих своевременное и достоверное определение способности (одаренности) к тренировке в определенном виде спорта. Отбор представляет собой многолетний процесс установления соответствия интересов и способности спортсменов к требованиям спортигры как вида спортивной деятельности. Необходимость отбора обусловлена тем, что далеко не каждый человек способен добиться высот мастерства даже при максимальном старании и наилучших условиях. Причиной этого являются различия как в уровне отдельных способностей у людей, так и в своеобразии их сочетаний. В спорте вершин достигают немногие. Тренеры давно заметили, что талант в спорте — редкость. Поэтому одна из главных задач отбора — поиск талантов (спортивная ориентация). Но в спортивных играх — коллективных видах спорта — нельзя ориентироваться только на людей с выдающимися способностями.

При отборе и прогнозировании важно учитывать темпы роста от исходных к конечным показателям. При высоких темпах роста спортивных достижений и хорошем здоровье, а также высокой физиологической экономичности систем организма можно обнаружить наиболее талантливых юных спортсменов. Это позволит проводить с ними тренировки с большей частотой, повышенным объемом и интенсивностью по сравнению с их сверстниками. Подобные одаренные спортсмены достигают стабильно высоких спортивных достижений в более короткие сроки, имея высокий уровень адаптационных возможностей всех систем организма.

Вторая задача отбора состоит в выборе лучших, наиболее одаренных из тех, кого удается просмотреть. В идеальном случае учебно-тренировочная группа комплектуется из достаточно способных спортсменов, среди которых есть и таланты. В таких условиях имеется благоприятная почва как для расцвета особо талантливых, так и для максимального совершенствования остальных игроков; комплектование командного спортивного коллектива; включение в сборные команды для подготовки и участия в крупнейших соревнованиях (спортивная селекция).

Определение спортивной пригодности на начальном этапе

В ходе школьных уроков физической культуры и внеклассных занятий в секциях для тренировок должны быть отобраны такие мальчики и девочки, которых отличает уровень достижений выше среднего. Это значит, что полученные на обязательных уроках и внеклассных спортивных занятиях нагрузки и другие воздействия были освоены особенно эффективно и что налицо хорошая способность к обучению и тренируемости; большой интерес к целеустремленной спортивной тренировке и выраженной потребности в ней; может быть реализован больший объем нагрузки.

Определенное значение при отборе имеют наследственные (генетические) факторы, а также факторы внешней среды. Генетическая предрасположенность установлена в строении и в форме тела, гибкости, латентном времени двигательной реакции, аэробной производительности, скоростно-силовых тестах, относительной мышечной силе, максимальной ЧСС.

Немаловажным прогностическим ориентиром является знакомство с конституцией, ростом и двигательными способностями родителей.

Наблюдения за динамикой вторичных половых признаков позволяют тренеру правильно оценивать результаты отборе, индивидуализировать планирование нагрузок и т. д.

Как правило, подросткам одного и того же пола и возраста с большими размерами тела соответствуют и более высокие темпы полового созревания.

Отбор — длительный процесс. Невозможно моментально оценить спортивную пригодность, какими бы совершенными ни были методы этой оценки. Если учесть изменчивость многих важнейших для спортивной деятельности человеческих характеристик, становится ясной необходимость систематического дополнения и уточнения первоначальных оценок. Продолжительность отбора равна длительности спортивной жизни, т. е. процесс определения соответствия способностей требованиям игры начинается в период комплектования спортивных школ и продолжается вплоть до комплектования команд и решения о включении игроков в основной состав команды на каждое данное соревнование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.