Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие форм организации и деятельности местного самоуправления и местной власти за рубежом




Смешанная модель местного самоуправления

Континентальная модель местного самоуправления

Англосаксонская модель местного самоуправления

Многообразие форм организации и деятельности местного самоуправления и местной власти за рубежом

План

Зарубежные модели соотношения государственной власти и самоуправления на местах

 

 

Система местных органов самоуправления зарубежных стран строится в соответствии с административно-территориальным делением, которое в унитарных государствах относится к компетенции центральной власти, а в федеративных, как правило, относится к полномочиям субъектов федерации. Первичными ячейками в зарубежных странах обычно являются городские и сельские коммуны, имеющие различное название. В Дании – муниципалитет, в Испании – хутор, приход, посад и др., в Англии приходской совет.

 

Специфика муниципальных организационных форм, взаимоотношения местных органов с центральной властью определяются историческими, географическими, демографическими особенностями зарубежных стран, их политическим режимом и правовой системой. Например, в США даже в пределах одного штата могут быть различные организационно-правовые формы местного самоуправления. Для многих стран характерным является прямое государственное управление на местах, проявляющееся в назначении представителей государственной власти на места. В Бельгии король из числа членов коммунального совета назначает бургомистра, который является одновременно представителем короля и главным магистратом коммуны. В Голландии бургомистр, являющийся председателем исполнительного органа муниципалитета, назначается королевским указом по рекомендации королевского комиссара по делам данной местности после консультации с муниципальным советом.

 

Опыт зарубежных государств характеризуется огромным многообразием форм организации и деятельности местного самоуправления и местной власти. Еще более разнообразны практические проявления этих форм в реальной жизни. Тем не менее, принято считать, что существует определенный набор моделей местного самоуправления, которые сформировались в Европе и распространились в определенных вариациях по всему миру. При этом очевидно, что появление тех или иных моделей было обусловлено спецификой социальной организации соответствующих обществ (в том числе, их политической и правовой культурой). Не имея возможности детально остановиться на описании данных моделей, отметим их ключевые особенности, которые важны для определения сути модели местного самоуправления, формирующейся в современной России.

Мировой опыт выработал такие модели организации управления на местах, как централизация, децентрализация, деконцентрация власти, кооперативные начала в местном самоуправлении и т.п. Выбор той или иной модели обусловлен историческими условиями, национальными традициями, географическими, социально-экономическими и политическими факторами. Системы управления периодически меняются: они зависят от соотношения социальных сил, экономического развития территории, возможности применения достижений научно-технического прогресса и иных обстоятельств.

 

В современной науке и практике существует два подхода к вопросу о соотношении государственной власти и местного самоуправления. В большинстве стран давно принята концепция, согласно которой органами государственной власти являются только центральные органы, распространяющие свою компетенцию на всю его территорию (глава государства, парламент, правительство), и их уполномоченные чиновники на местах (губернаторы областей, руководители районов и т.д.).

 

Выборные же на местах органы и должностные липа рассматриваются лишь в качестве органов самоуправления местных территориальных коллективов. Они реализуют власть не государства, а территориального коллектива, для чего создают собственные административные службы, нанимают должностных лиц, которые занимаются управленческой деятельностью в пределах компетенции территориального коллектива.

 

Органы самоуправления автономны, иерархически не подчинены друг другу (равно как один территориальный коллектив не подчиняется другому).

 

В настоящее время в большинстве современных конституций содержатся нормы об основах местного самоуправления, а также признается, что по умолчанию центра (в отдельных случаях — и без такового) органы местного самоуправления могут осуществлять некоторые функции органов государственной власти (такая возможность предусмотрена и в Конституции РФ).

 

В отличие от этого подхода конституционное законодательство и научная доктрина стран социализма, а также развивающихся государств, ориентирующихся на социализм, исходя из марксистско-ленинской концепции, предполагающей в качестве местного органа самоуправления советы, не делает различия между государственной властью и местным самоуправлением.

 

Местные представительные органы трактуются как звенья единой государственной власти сверху донизу: они не автономны, а иерархически соподчинены. Любой представительный орган, начиная с не­большого сельского совета, теоретически признается единственным полновластным органом, осуществляющим на своей территории государственную власть,

 

В настоящее время такая практика существует во Вьетнаме, на Кубе, в Китае, КНДР и некоторых других странах.

Различие между национальными (а иногда и региональными, поскольку внутригосударственная дифференциация муниципальной организации в федеративных государствах достаточно высока) системами местного самоуправления принято проводить обычно по следующим критериям:

 

а) статус местного самоуправления в рамках государственной системы управления – автономия местной власти или их включенность в систему органов государства;

б) степень детализации государством компетенции местного самоуправления;

в) уровень свободы муниципалитетов при оказании ими публичных услуг жителям;

г) степень фискальной автономии местного самоуправления;

д) возможности и формы государственного контроля деятельности муниципалитетов.

 

В соответствии с двумя подходами и с учетом национальных особенностей тех или иных стран можно выделить основные модели местного самоуправления: 1) англосаксонскую, 2) континентальную, 3) иберийскую и 4) смешанную.

 

Характерно, что в качестве полярных моделей местного самоуправления принято обозначать англосаксонскую и континентальную (романскую) модели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.