Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Богатства народов» А. Смита




Адам Смит (1723 – 1790) родился в Шотландии в городе Кирколде (близ Эдинбурга) в семье таможенного чиновника. В 14 лет поступил в университет г. Глазго. По его окончании в числе лучших студентов он был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете, где учился вплоть до 1746 года. С 1751 по 1764 Смит преподавал в Глазговском университете. Крупная работа «Теория моральных чувств» (1759) принесла ему широкую известность. В дальнейшем научный интерес Смита все больше смещался к экономической науке.

В 1764 году он оставил кафедру и по материальным соображениям принял предложение сопровождать в заграничном путешествии молодого пасынка видного политического деятеля – герцога Баклю. Путешествие длилось более двух лет. Полтора года он провел в Тулузе, два месяца в Женеве, где ему довелось встретиться с Вольтером, и девять месяцев в Париже. Тесное знакомство за время поездки с французскими философами д'Аламбером, Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами, в том числе с Ф.Кенэ и А.Тюрго, отразилось впоследствии на его взглядах.

По возвращении в Шотландию в 1767 году Смит поселился у своей матери для завершения работы над своим главным трудом «Исследованием о природе и причинах богатства народов», к которому он приступил еще в Тулузе. Книга вышла в свет в 1776 году и имела огромный успех даже за пределами Англии. Ещё при жизни А.Смита она переиздавалась четыре раза. В 1804 г. «Богатство народов» было переведено на русский язык. Влияние А.Смита на своих современников было настолько велико, что не только ученые, но и государственные деятели объявляли себя его последователями. На книгу А.Смита ссылались в парламентских дебатах об экономической политике. Результатом влияния его творческого наследия следует признать и то, что один из его учеников - Дугалл Стюарт - в 1801 г. стал читать в Эдинбургском университете самостоятельный курс политической экономии.

В январе 1778 года Смит был назначен комиссаром шотландской таможни в Эдинбурге и оставался на этой должности до своей кончины в 1790 году. Из особенностей характера Смита известно, что ему были присущи подчеркнуто деликатное поведение о одновременно легендарная рассеянность.

Остановимся подробнее на «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Этот труд состоит из 5 книг. В 1-й книге содержится учение о труде как источнике богатства, о разделении труда, о стоимости, о ценообразовании, деньгах, прибыли, различных формах доходов. Во 2-й книге Смит исследовал капитал, уделив основное внимание его структуре. Третья книга посвящена истории развития хозяйства. В 4-й книге рассматриваются экономические системы. В 5-й книге Смит исследует вопросы финансово-налоговой политики, анализирует расходы и доходы государства.

Методология. Смит исходит из представления, что людям по природе присущ эгоизм, которым они руководствуются в своей хозяйственной деятельности. Общее благо стихийно складывается вследствие взаимоограничивающих действий отдельных индивидуумов, каждый из которых стремится к своей выгоде. " Невидимая рука рынка " направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения. Преследуя свои собственные интересы, человек часто более действенным образом служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.

Как эгоисты, люди оказывают друг другу услуги не безвозмездно, а лишь на основе взаимности. Её рациональной формой выступает взаимовыгодный обмен. Поэтому обмен товарами и услугами – это естественное явление, обусловленное природой. “Дай мне то, что мне нужно, - замечает Смит, - и ты получишь то, что нужно тебе. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах”.

Экономическая жизнь, по Смиту, - это процесс, подчиненный объективным, не зависящим от желания отдельных лиц законам. Он считал эти законы естественными и пытался вывести их из природы человека. Для этого прибегал к помощи дедукции (движения мысли от общего к частному и единичному, выведения частного и единичного из общего) и абстракции (отвлечения). Это позволило ему выявить основные черты капиталистического хозяйства. Одновременно Смит ставил себе и другую задачу – дать изображение конкретной экономической жизни. С этой целью онописывал и систематизировал явления капиталистического хозяйства в том виде, как они выступают на поверхности. Результаты, получаемые при применении разных методов, оказывались непосредственно несопоставимыми, что приводило к двойственности его позиции по ряду вопросов.

В качестве предмета изучения экономической науки, ее центральной проблемы Смит выделил экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Общество тем богаче, чем больше всевозможных предметов потребления приходится в расчете на одного жителя. Богатство общества создается трудом. Его величина зависит, во-первых, от доли населения, занятого производительным трудом, во-вторых, от уровня производительности труда. Причём второй фактор важнее первого. Источник богатства, по Смиту, не обращение, а производство. В отличие от физиократов, он считает, что ценность создается в любой отрасли материального производства, а не только в сельском хозяйстве. Как колебание в сторону физиократизма следует расценивать мнение Смита о том, что труд в сельском хозяйстве более производителен, чем в промышленности, так как в нём наряду с человеком «работает» природа.

Учение о производительном труде. Смит противопоставлял рабочих мануфактуры слугам. Первые не только возмещают свою заработную плату, но и приносят хозяину прибыль. Предприниматель богатеет, нанимая большое количество мануфактурных рабочих, и беднеет, если держит много слуг. Поэтому труд по производству товаров (т.е. вещей) является производительным, а труд по оказанию услуг – непроизводительным. Он писал: «Труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда и за который можно было бы получить потом равное количество труда... К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий – священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы и пр.». При капитализме только тот труд производителен, считал Смит, который производит прибавочную стоимость и капитал.

Главным условием роста богатства является повышение производительности труда. Будучи сыном своего времени – мануфактурного периода индустрии – Смит не уделяет внимания машинному производству, а повышение производительности труда объясняет разделением труда. Само разделение труда обусловлено естественной склонностью людей к обмену. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации отдельных групп рабочих на выполнениитолькоодной операции.

Смит различает в товаре два аспекта: меновую ценность и потребительную ценность. Он отвергает попытку вывести первую из второй: соотношение меновой ценности алмаза и воды не находится ни в каком соответствии с соотношением их потребительной ценности.

Рыночные цены товаров, по Смиту, складываются под влиянием спроса и предложения, поэтому они отличаются от «реальных», «естественных» цен. (Это различение проводил уже Петти). Естественная цена товара – это и есть его меноваяценность. Она определяется трудом. Труд выступает как источник и как мера ценности. Смит считал, что ценность определяется не индивидуальными затратами труда данного производителя, а затратами, необходимыми в среднем при данном состоянии производства. При этом за одно и то же время квалифицированный труд создаёт большую ценность, чем простой.

Объясняя, почему труд служит мерой ценности, Смит ссылается на то, что работник всегда рассматривает свой труд как жертву, как отказ от свободы и отдыха. Если человек что-либо отдает, он требует взамен нечто равноценное, в данном случае – товар, для производства которого он должен был бы понести такую же жертву в виде своего труда. Следовательно, Смит исходит из эквивалентного обмена товаров.

Однако в определении стоимости товара трудом Смит непоследователен. Говоря, что «труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах», он делает два уточнения. В соответствии с первым из них - только «в обществе первобытном и малоразвитом, предшествовавшем накоплению капитала и обращению земли в частную собственность, соотношение между количествами труда... было, по-видимому, единственным основанием... для обмена товаров друг на друга». В соответствии со вторым уточнением - стоимость определяется как сумма доходов (заработная плата, прибыль и рента), поскольку «в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену громадного большинства товаров».

Учение о доходах. Смит различал в капиталистическом обществе три класса - рабочих, капиталистов и землевладельцев. Соответственно этому он считал основными доходами: 1) заработную плату, 2) прибыль и 3) ренту.

Заработная плата рассматривается как единственная форма трудового дохода. Но в её объяснении Смит непоследователен. У него сосуществуют два, по сути взаимоисключающих толкования этой категории. Согласно первому, рабочий получает в виде заработной платы лишь часть стоимости (меновой ценности), созданной его трудом. Согласно второму, труд – такой же товар, как и все другие, следовательно, он имеет естественную цену и колеблющиеся вокруг нее рыночные цены. Заработная плата – это рыночная цена труда. Нижний ее предел обусловлен минимумом средств существования.

Разбирая вопрос об оплате труда по профессиям, Смит обосновал необходимость повышенной оплаты тех видов труда, которые требуют специальной подготовки. Более высоко, считал он, должен оплачиваться тяжелый и неприятный труд.

Двойственна у Смита и концепция прибыли. Если меновая ценность (стоимость) создается трудом, то прибыль – вычет из продукта труда рабочих. Стоя на этой позиции, Смит отвергает истолкование прибыли как оплаты труда капиталиста, поскольку прибыль зависит не от величины трудовых усилий предпринимателя, а от размеров его капитала; кроме того, многие капиталисты сами не работают, а нанимают управляющих. Но когда заработную плату Смит представляет как полную оплату труда, капитал выступает у него самостоятельным фактором образования стоимости. Его вклад – прибыль – предстаёт как компонент стоимости. Природа этой прибыли у Смита отчетливо не выписана: в одних местах она трактуется как результат производительности капитала, в других – как вознаграждение капиталиста за его услуги и риск.

Аналогичная двойственность присуща и объяснению ренты. Когда Смит рассматривает труд как единственный источник стоимости, рента выступает, как вычет из продукта труда, достающийся землевладельцам в силу их монопольного положения собственников земли. Когда же стоимость трактуется как сумма доходов, рента является у Смита естественным вознаграждением за землю, подобным вознаграждению за труд и за капитал.

Процент Смит рассматривает как оплату услуги заимодавца – он дает возможность предпринимателю, не имеющему своих денег, получать прибыль. За это заимодавец имеет право на часть полученной прибыли. Таким образом ссудный процент, по Смиту, есть доход вторичный.

Механизм саморегулирования экономики. Всякая цена, по мнению Смита, состоит из трех частей, причём они независимы друг от друга. Поэтому при изменении любой из частей меняется и сама цена.

Смит полагал, что в каждой местности существуют свои средние нормы зарплаты, ренты и прибыли. При неизменном уровне развития производительных сил они достаточно четко определены и не меняются. Он назвал их естественными нормами. Если цена товара такова, что три ее составные части примерно соответствуют естественным нормам платы за труд, прибыли на капитал и ренты с земли, тогда цена может быть названа естественной ценой. Любой товаропроизводитель не может длительное время продавать товар ниже естественной цены, так как будет терпеть ущерб. Ведь заработную плату и ренту ему придется платить в соответствии с нормами. Поэтому естественная цена в долгосрочном плане выступает как нижний предел допустимой цены.

Рыночные цены могут быть выше или ниже естественных цен товаров в зависимости от соотношения спроса и предложения. Под спросом Смит понимает количество товаров, которое покупатели хотели и могут купить по его естественной цене. Если предложение ниже спроса между покупателями возникает конкуренция и рыночная цена поднимается выше естественной. Если предложение товара превышает спрос, то обостряется конкуренция продавцов. Рыночная цена всей товарной массы опускается ниже естественной цены. При равенстве спроса и предложения рыночная цена оказывается близкой к естественной.

Важную роль в учении Смита играет его концепция денег. Их возникновение он объяснял техническими трудностями непосредственного обмена товара на товар. Для преодоления этих затруднений каждый производитель старался получить такой товар, который никто не откажется взять в обмен. Это всеобщее средство обмена, стихийно выделившееся из массы товаров, и стало деньгами. Золотые и серебряные деньги Смит сравнивал с шоссейной дорогой, которая, содействуя доставке товаров на рынок, ничего не производит. Деньги, по Смиту, это колесо обращения и общество заинтересовано в том, чтобы издержки обращения были максимально низкими. Он не видел разницы между полноценными металлическими и бумажными деньгами, поэтому отдавал предпочтение последним. Обращение бумажных денег, по Смиту, обходится обществу дешевле, чем обращение металлических. Признавая возможность обесценивания бумажных денег, Смит считал, что для избежания этого необходим их свободный размен на золото.

Смит впервые ввел в экономическую теорию категории валового и чистого дохода. Валовой доход в его толковании – это стоимость всех произведённых благ, включающая все материальные затраты, в том числе и повторно учитываемые при последовательной переработке на разных стадиях технологического процесса. Чистый доход – это только вновь созданная ценность, иначе говоря, национальный доход. В конечном счете, по Смиту, ценность материальных затрат сводится к доходам: заработной плате, прибыли, ренте. Но из продуктивных посылок были затем сделаны выводы, сыгравшие отрицательную роль. Так как Смит вообще игнорировал фактор времени, и получалось, что совокупный валовой доход за любой период тождествен совокупному чистому доходу. Это положение получило название «догма Смита».

Капитал в трактовке Смита - это запасы, используемые в процессе производства, от которых капиталист ожидает получить доход. Решающим для характеристики капитала он считает то, что капитал приносит прибыль. Главным фактором накопления капитала выступает бережливость. По словам Смита, она "является непосредственной причиной возрастания капитала". Пропагандируя бережливость, он утверждал, что сбережения образуют фонд для содержания производительных рабочих. Под оборотным капиталом Смит понимал ту его часть, которая постоянно уходит от своего владельца в одной форме и возвращается к нему в другой. Основной капитал - это капитал, не вступающий в процесс обращения и остающийся в руках владельцев. По его мнению, основной капитал непосредственно не дает прибыли, так как не участвует в обращении, но только при его “помощи” оборотный капитал приносит прибыль.

Экономическая роль государства. Государство, по Смиту, тоже порождается естественным ходом вещей. Люди, живущие сообща, приходят к необходимости иметь общую для всех власть, чтобы она охраняла в обществе мир, порядок, справедливость, имущество граждан, их свободу в достижении своих целей. Для этого государство обязано, заботиться об обороне страны, содержать полицию, отправлять правосудие и т.п. Для покрытия государственных расходов население должно платить посильные налоги. Резко осуждая непроизводительные затраты, Смит требовал экономии бюджетных средств.

В режиме естественной свободы за государством сохраняется очень важные функции: оно должно обеспечивать для общества такие услуги, которые невозможны, или не выгодны для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие или поддержание систем связи, транспорта, коммунальных служб, например, уличного освещения). К его обязанностям относится законодательное регулирование выпуска банкнот, минимума зарплаты, поощрение свободной конкуренции, отказ от поддержки монополий.

Государственное регулирование целесообразно только в тех случаях, когда свобода угрожает общественному благу.

Ссылаясь на целесообразность международного разделения труда, Смит отстаивал также свободу торговли между странами. Каждой стране следует развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других местах. Так сложится международное разделение труда. Оно будет выгодно всем странам. Всякие попытки мерами экономической политики помешать такой специализации в международном масштабе и свободе торговли принесли бы, по Смиту, только вред.

Выводы по 7 вопросу:

1. Своей вершины классическая политическая экономия достигла в трудах Адама Смита.

2. «Богатство народов» Адама Смита ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономической мысли. В своем труде ему удалось соединить практически все направления экономических исследований. Она подвела итог многовековой работе экономической мысли, явившись ее высшим достижением. Труд Смита оказался началом новой эпохи в развитии экономической мысли.

 

8. «Классическая школа» в трудах Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.