КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые термины. Двигательноеумение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и
Двигательноеумение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные Двигательныйнавык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Зонафизическойнагрузки – режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-либо показателями: физиологическими (пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопление лактата в крови и др.) или педагогическими (скорость, темп, усилия и др.). Общаяфизическаяподготовка – процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека. Специальнаяфизическаяподготовка – направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности. Спортивнаяподготовка – многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Физическиекачества – функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека. Основные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Глава 6. Роль физических упражнений в жизни студента Здоровье как самостоятельное понятие имеет вполне определенное содержание. Это полное физическое и психическое благополучие. Всестороннее физическое развитие и двигательная подготовленность, являющиеся элементами физического совершенства человека, обеспечивают возможность приспособления к окружающим условиям, высокую работоспособность и нормальное протекание жизненно важных функций в любом возрасте. Стремление к физическому совершенству не только желательно, но и необходимо современному человеку. Конечно, не все могут стать рекордсменами мира, олимпийскими чемпионами. Но физическое развитие, совершенство означает не только красоту телосложения, но и здоровье, и высокую работоспособность, и ровное хорошее настроение. Когда говорят о двигательных способностях человека, прежде всего имеют в виду такие качества, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Без достаточного их развития нельзя рассчитывать на сколько-нибудь серьезный успех ни в труде, ни в спорте. Решив заняться физическим совершенствованием, сначала необходимо определить цель своих занятий. Исходя из различной целевой направленности, формируются и специфические задачи процесса подготовки. Так, для всестороннего физического развития необходимо: ● достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц; ● приобрести выносливость общего характера; ● повысить быстроту выполнения разнообразных движений, усовершенствовать общие скоростные способности; ● увеличить подвижность всех (по возможности) суставов, эластичность мышц; ● улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения; ● научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных занятий физической культурой решающее значение должны иметь самостоятельные занятия физическими упражнениями. Формы и содержание самостоятельных занятий Основная цель самостоятельных занятий студентов – оптимизация учебной и трудовой деятельности с помощью физических упражнений, способствующих сохранению здоровья и работоспособности в профессиональной деятельности. Задачи самостоятельных занятий – повышение умственной работоспособности, оптимизация психических и физиологических процессов, предупреждение заболеваний, связанных с гиподинамией и психоэмоциональным стрессом. Основные формы самостоятельных занятий представлены на рис. 8.
Рис. 8. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями Утренняя гимнастика включает в себя комплекс упражнений на все группы мышц: упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, а также водные процедуры с элементами закаливания. Отмечено, что утренняя гимнастика не только ускоряет «пробуждение» всех органов и тканей, но и значительно активизирует всю последующую деятельность организма в течение рабочего дня. Физкультминутка – упражнения в течение учебного дня, которые выполняются самостоятельно в перерывах между учебными занятиями для снятия напряжения, предупреждения наступающего утомления, что способствует поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени. На рис. 9 представлен примерный комплекс упражнений физкультминутки.
Рис. 9. Примерный комплекс упражнений физкультминутки Упражнение 1. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле, руки на коленях, пальцы сцеплены (рис. 9, а). На счет «раз» – ноги выпрямить, руки вверх, ладонями наружу, потянуться, сделать вдох (рис. 9, б).На счет «два» – и. п. – выдох (повторить 4–6 раз). Упражнение 2. И. п. – сидя на стуле, руки на поясе (рис. 9, в). На счет «раз» – правая рука вверх с наклоном влево – выдох (рис. 9, г). На счет «два» – и. п. – вдох. На счет «три-четыре» то же повторить в другую сторону. Упражнение повторить 4–6 раз. Упражнение 3. И. п. – сидя на крае стула, руки на поясе, ноги выпрямлены (рис. 9, д). На счет «раз» – согнуть левую ногу (или обе ноги), обхватив колено руками, сделать выдох (рис. 9, е). На счет «два» – и. п. – вдох. Упражнение повторить 4–6 раз. Физкультурная пауза – это своего рода активный отдых, механизм которого заключается в переключении с деятельности одних нервных центров, утомляющихся при работе, на деятельность других центров, связанных с регуляцией движений при физических упражнениях. Важное значение физические упражнения имеют для студентов, пребывающих в неподвижном или малоподвижном состоянии в течение учебного дня. Самостоятельные тренировочные занятия относятся к большим формам. Структура самостоятельного занятия строится по общепринятой методике и состоит из разминки, задача которой – постепенная функциональная подготовка организма к нагрузкам, основной части, где реализуется главная задача занятия – укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, закаливания организма, заключительной части, во время которой организм приводится в оптимальное состояние – снижается возбуждение сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Самостоятельные тренировочные занятия должны носить постоянный характер в режиме дня студента, продолжаться не менее 1–1,5 ч и проходить как минимум 2–3 раза в неделю. К основным средствам самостоятельных занятий относятся следующие. Легкоатлетические упражнения: бег, прыжки, метания, вспомогательные и подготовительные упражнения, охватывающие практически весь спектр воздействий, необходимых для того, чтобы стать сильным, выносливым, гибким, ловким, быстрым. Все эти движения естественны, просты в выполнении и доступны при любом уровне подготовленности. Плавание, ходьба на лыжах способствуют разностороннему физическому развитию человека, укреплению его мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем, оказывают закаливающий эффект. В процессе занятий этими видами спорта наряду с воспитанием физических качеств формируются жизненно необходимые двигательные навыки. Гимнастические упражнения развивают и совершенствуют практически все двигательные способности, координацию движений, равновесие как функцию вестибулярного аппарата. Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. Она позволяет успешно использовать технические средства: телевизор, магнитофон, проигрыватель. Особенностью ритмической гимнастики является непрерывность движений под музыку в разных темпах; продолжительность занятий – от 10–15 до 45–60 мин. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела. Упражнения ритмической гимнастики воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют формированию походки, правильной осанки, культуры движений. Атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение. Она включает в основном общеразвивающие упражнения с гантелями, гирями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, эспандерами, а также упражнения без предметов, упражнения на гимнастической стенке, канатах, кольцах и других снарядах. Атлетическая гимнастика полезна женщинам. С ее помощью укрепляются опорно-двигательная и мышечная системы. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела. Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность. Коллективные действия в игре воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Особенно полезны игры на открытом воздухе. Самыми распространенными формами самостоятельных занятий являются прогулки на свежем воздухе и походы выходного дня. Прогулки и походы бывают пешеходные, велосипедные, автомобильные, лыжные, водные, железнодорожные и комбинированные (когда часть пути совершается пешком и часть – тем или иным видом транспорта). Длительное пребывание на свежем воздухе, особенно при походах с ночлегом под открытым небом и в палатках, способствует закаливанию организма.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |