Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спорт высших достижений




Массовый спорт

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и дви­га­тель­ные возможности, укреплять здоровье и прод­ле­вать творческое долголетие, а зна­чит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и ус­ло­вий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта – укрепление здоровья, улучшение физического развития, подготовленности и ак­тив­ный от­дых.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тре­ни­ро­вок.

К эле­мен­там массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в не­ко­то­рых видах спорта даже в дош­коль­ном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в сту­ден­чес­ких коллективах. Заниматься разными видами массового спорта можно не только в сво­бод­ное время, но и в учеб­ное. При этом вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена не только имеет значение для него лично, но и ста­но­вит­ся общенациональным достоянием, так как рекорды и по­бе­ды на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в под­дер­жа­ние и ук­реп­ле­ние авторитета страны на международной арене.

Еще одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у вы­да­ющих­ся рекордсменов все системы организма функционируют в зо­не абсолютных физиологических и пси­хо­ло­ги­чес­ких пределов организма. Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и воз­мож­нос­тей человека в оп­ре­де­лен­ном виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и ме­то­да­ми физического совершенствования. Рекорды в меж­ду­на­род­ных, национальных и дру­гих видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и за­ня­тий физической культурой.

Спортивная классификация, ее структура и виды спорта

Действующая спортивная квалификация включает в се­бя почти все культивируемые в стра­не виды спорта. В ней весьма условно, в еди­ной градации по спортивным званиям и раз­ря­дам представлены нормативы и тре­бо­ва­ния, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и дос­ти­же­ния.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спор­тив­ных званий (от низших к выс­шим). Спортивные разряды: юношеские 3, 2, 1‑й (в шах­ма­тах и шаш­ках, кроме того, 4‑й и 5‑й разряды); 3, 2, 1‑й раз­ря­ды, «кандидат в мас­те­ра спорта России».

Спортивные звания: «мастер спорта России», «мастер спорта международного класса России» (к это­му званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шах­ма­тах и шаш­ках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и зва­ний в од­них видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и тре­бо­ва­ния, а в дру­гих только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в ме­рах времени, длины, веса и дру­гих количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

1) не­об­хо­ди­мо занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;

2) до­бить­ся определенного качества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Периодически в спор­тив­ную квалификацию вносятся коррективы.

Виды спорта, получившие международное признание, по характеру деятельности спортсмена условно разделяют на ряд групп: легкая и тя­же­лая атлетика, плавание, гребля, конькобежный и лыж­ный спорт; спортивные единоборства – бокс, борьба, фехтование; спортивные игры – футбол, хоккей, баскетбол и ви­ды спорта, использующие специальное оружие для поражения цели – стрельба пулевая, из лука, на стенде; состязания в мас­терстве управления средствами передвижения – велосипедом, мотоциклом, яхтой; игровые единоборства, построенные на абстрактно-ло­ги­чес­ком ком­позиционном мышлении человека – шахматы, шашки. Особый вид спор­та – конный, основанный на мастерстве управления и вы­ездки лошади. В нас­то­ящее время все большее распространение получают экстремальные виды спорта – горнолыжный спорт, дайвинг, парашютный спорт, альпинизм, скалолазание и т. д.

Также виды спорта можно классифицировать по преимущественно развиваемым у че­ло­ве­ка качествам: силе, быстроте, выносливости, ловкости, сочетанию разных качеств.

Особенно следует отметить наличие спортивной классификации по национальным видам спорта. Эти виды спорта культивируются в оп­ре­де­лен­ных регионах России. В их основе лежат традиционные народные упражнения и иг­ры, исторически связанные с ук­ла­дом жизни и осо­бен­нос­тя­ми труда в ус­ло­ви­ях данных регионов.

Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе

Массовая оздоровительная, физкультурная и спор­тив­ная работа является важной формой физического воспитания студентов, составной частью всей политико-вос­пи­та­тель­ной и культур­но-мас­со­вой работы, осуществляемой в ву­зе.

Планирование, организацию и про­ве­де­ние этой работы осуществляет спортивный клуб, который является первичным коллективом физической культуры – основным звеном физкультурного движения.

Основой деятельности спортивного клуба является широкая самодеятельность, самоуправление и са­мо­обслу­жи­ва­ние его членов с прив­ле­че­ни­ем к ра­бо­те спортивного студенческого актива.

В прав­ле­нии спортивного клуба организуются секторы, количество и на­име­но­ва­ние которых устанавливает правление спортивного клуба при согласовании с проф­ко­мом. Правление спортивного клуба работает под руководством профкома вуза.

Обязанности спортивного клуба:

1) про­во­дить работу по планированию развития физической культуры и спор­та в ву­зе;

2) ор­га­ни­зо­вы­вать систематические занятия студентов, аспирантов, преподавателей и сот­руд­ни­ков физической культурой и спор­том в фа­куль­тетских командах, секциях по различным видам спорта;

3) обес­пе­чи­вать повышение уровня спортивного мастерства спортсменов, подготовку спортсменов-раз­ряд­ни­ков;

4) участво­вать в про­ве­де­нии массовых физкультурных и спор­тив­ных мероприятий вуза;

5) ор­га­ни­зо­вы­вать спортивно-мас­со­вую работу в сту­ден­чес­ких общежитиях;

6) про­во­дить подготовку и обес­пе­чи­вать участие сборных команд вуза и от­дель­ных спортсменов в со­рев­но­ва­ни­ях, проводимых вышестоящими организациями;

7) ор­га­ни­зо­вы­вать физкультурно-мас­со­вую и спор­тив­ную работу с де­ть­ми сотрудников и пре­по­да­ва­те­лей вуза.

Непосредственное проведение учебных мероприятий и спор­тив­ных соревнований обеспечивается силами общественного актива при квалифицированной помощи кафедры физического воспитания.

Обязательными условиями участия в ме­роп­ри­яти­ях, где возможны большие физические нагрузки (кроссы, длительные походы, конкурсы силачей и др.), являются предварительная физическая подготовка и раз­ре­ше­ние врача. В це­лях выбора тех или иных форм изучаются интересы студентов, аспирантов, сотрудников и пре­по­да­ва­те­лей; результаты изучения используются в прак­ти­ке работы спортивного клуба.

Оздоровительные мероприятия включают в се­бя индивидуальные и груп­по­вые занятия с ис­поль­зо­ва­ни­ем средств гигиенического, оздоровительно-рек­ре­атив­но­го, профессионально-прик­лад­но­го и ле­чеб­но­го направлений. Эти мероприятия могут носить индивидуальный характер (зарядка, соблюдение режима дня, закаливание и т. д.) или групповой (зарядка, занятия в раз­лич­ных группах, турпоходы и др.) и про­во­дят­ся под руководством общественных инструкторов и тре­не­ров. Активный отдых в вы­ход­ные дни (туристические походы, прогулки, игры, купание и т. д.) предусматривает преимущественно групповые занятия и ме­роп­ри­ятия с ис­поль­зо­ва­ни­ем оздоровительно-рек­ре­атив­но­го и об­ще­под­го­то­ви­тель­но­го направлений.

Спортивные соревнования являются одной из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной, физкультурной и спор­тив­ной работы. Все крупнейшие соревнования можно разделить на три группы.

Первая группа – комплексные соревнования с за­че­том по многим видам спорта. К ним относятся: спартакиады народов России (летние, зимние), всероссийские студенческие спортивные игры.

Вторая группа – соревнования на первенство России (чемпионаты России) по всем культивируемым видам спорта. По некоторым видам дополнительно проводятся соревнования на Кубок России.

Третья группа – соревнования всероссийского масштаба, посвященные юбилейным датам в жиз­ни нашей страны, а так­же на призы, учрежденные различными организациями. На эти спортивные соревнования могут приглашаться зарубежные спортсмены.

Все эти соревнования проводятся в три этапа, что дает возможность каждому гражданину России, прошедшему соответствующую подготовку (тренировку) и до­пу­щен­но­му врачом, принять в них участие.

Первый этап – соревнования в кол­лек­ти­вах физической культуры средних школ, средних специальных и выс­ших учебных заведений, промышленных предприятий, учреждений.

Второй этап – соревнования на первенство районов, городов, областей, краев, республик.

Третий этап – финальные соревнования на первенство России.

По характеру зачета и оп­ре­де­ле­нию результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-ко­мандные и ко­мандные. По видам соревнования могут быть открытыми, очными и за­оч­ны­ми; одноразовыми и тра­ди­ци­он­ны­ми; однодневными и мно­год­нев­ны­ми; официальными и то­ва­ри­ще­ски­ми (тренировочными).

В сис­те­ме физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают большое место.

Только четко организованные спортивные соревнования могут полностью выполнить свои функции и обес­пе­чить достижение участниками наивысших спортивных результатов. Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складывается из многих пунктов: составления календарного плана спортивных соревнований, разработки положений о со­рев­но­ва­ни­ях, составления сметы расходов на каждое соревнование, подбора судейской коллегии и ор­га­ни­за­ции ее работы, обеспечения оповещения о со­рев­но­ва­ни­ях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.