Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые термины. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий




Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсмена изменяется. Различают следующие состояния спортсмена:

● этап­ные, сохраняющиеся относительно длительное время – недели или месяцы (например, состояние спортивной формы);

● те­ку­щие, которые изменяются под влиянием одного или нескольких занятий;

● опе­ра­тив­ные, изменяющиеся под влиянием отдельных упражнений и быстро проходящие.

В со­от­ветствии с не­об­хо­ди­мостью оценивать вышеизложенные состояния принято различать следующие виды контроля:

● этап­ный контроль, позволяющий определить изменения состояния спортсменов под воздействием тренировки за длительный период. Предполагает регулярную регистрацию целого ряда показателей в на­ча­ле и в кон­це какого-то этапа годичного цикла;

● те­ку­щий контроль, позволяющий оценить реакцию организма спортсмена на работу различной направленности, определить процессы утомления под влиянием нагрузок на отдельном занятии, учесть протекание восстановительных процессов, выявить особенности взаимодействия разных нагрузок в те­че­ние одного дня или микроцикла;

● опе­ра­тив­ный контроль, предназначенный для срочной оценки функционального состояния спортсмена, его поведения, выбора таких упражнений и их комплексов, которые в на­иболь­шей мере будут способствовать решению поставленных задач. Служит основой для планирования срочного тренировочного эффекта, т. е. тре­ни­ров­ки в пре­де­лах одного занятия. При проведении оперативных обследований используются разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальные для каждого спортсмена режим работы и от­ды­ха, интенсивность упражнений, величину отягощения и т. д.

В про­цес­се контроля могут оцениваться эффективность соревновательной деятельности, уровень развития двигательных качеств, технико-так­ти­чес­кое мастерство, психическая подготовленность, реакция организма на предполагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восста­нов­ле­ния.

Студенты, занимающиеся в учеб­ных группах по видам спорта, помимо обязательных зачетных требований и нор­ма­ти­вов по общей физической подготовке должны выполнить определенные требования по индивидуальному виду спорта согласно спортивной классификации.

Психологическаяподготовка – совокупность психолого-пе­да­го­ги­чес­ких мероприятий и со­от­ветству­ющих условий спортивной деятельности и жиз­ни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и учас­тия в со­рев­но­ва­ни­ях.

Тактика – совокупность форм и спо­со­бов ведения спортивной борьбы в ус­ло­ви­ях соревнований. Различают индивидуальную, групповую и ко­манд­ную тактику.

Тактическаяподготовка – подготовка, направленная на овладение спортивной тактикой и дос­ти­же­ние тактического мастерства в избран­ном виде спорта.

Тактическийплан – программа основных действий отдельных спортсменов или команды.

Техническаяподготовка – подготовка, направленная на обучение спортсмена технике движений и до­ве­де­ние их до совершенства.

Физическаяподготовка – подготовка, направленная на укрепление и сох­ра­не­ние здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма и раз­ви­тие физических способностей.

Глава 9.
Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Организация и содержание врачебного контроля в вузе

Физическая культура, спорт и ту­ризм в выс­шем учебном заведении нельзя рассматривать в от­ры­ве от сегодняшней действительности. В нас­то­ящее время более 50% студентов страдают заболеваниями разной нозологии; 30% из них нуждаются в ле­че­нии и кор­рек­ции ряда функций и вы­нуж­де­ны заниматься физической культурой в спе­ци­аль­ных медицинских группах. Главной задачей кафедры физического воспитания является решение проблем, тесно связанных с рез­ким ухудшением здоровья студентов.

Занятия физическими упражнениями и спор­том оказывают на организм человека многообразные воздействия. Но только правильно организованные занятия с соб­лю­де­ни­ем принципов спортивной тренировки под наблюдением преподавателя и вра­ча укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность и по­вы­ша­ют работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. Исключить отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спор­том на здоровье призваны мероприятия врачебного контроля и са­мо­контро­ля занимающихся, осуществляемые путем наблюдения за происходящими в ор­га­низ­ме изменениями в про­цес­се занятий.

Врачебныйконтроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функцио­наль­ной подготовленности занимающихся физкультурой и спор­том. Он направлен на изучение состояния здоровья и вли­яния на организм регулярных физических нагрузок.

В ву­зах страны ежегодно проводится обязательный медицинский осмотр студентов. В со­от­ветствии с дан­ны­ми о сос­то­янии их здоровья уже на 1-м курсе каждого студента определяют в од­ну из трех медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Основная медицинская группа формируется из студентов, не имеющих отклонений в сос­то­янии здоровья, с хо­ро­шим физическим развитием. Они могут заниматься физическими упражнениями и участво­вать в со­рев­но­ва­ни­ях без всяких ограничений.

Подготовительная медицинская группа формируется из студентов, имеющих незначительные отклонения в сос­то­янии здоровья и фи­зи­чес­ком развитии. Освоение материала учебной программы в дан­ной группе проходит в об­лег­чен­ном варианте, с сок­ра­ще­ни­ем длительности выполнения упражнений и ко­ли­чества их повторений; используются те же виды занятий и контрольные испытания, что и в ос­нов­ной группе.

Специальная медицинская группа комплектуется из студентов, имеющих такие отклонения в сос­то­янии здоровья, которые являются основой для противопоказаний к по­вы­шен­ной физической нагрузке. На учебных занятиях по физическому воспитанию такие студенты занимаются по специальной программе под руководством преподавателей, прошедших соответствующую подготовку.

Периодичность врачебного контроля зависит от квалификации занимающегося, а так­же от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр один раз в год, спортсмены дважды.

Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация – система мероприятий по укреплению здоровья и дли­тель­но­му сохранению высокой спортивной работоспособности, направленная на предупреждение и вы­яв­ле­ние ранних признаков нарушения здоровья и функцио­наль­но­го состояния. Углубленные диспансерные обследования проводятся 1–2 ра­за в год.

Первичное освидетельствование проводится врачом по следующей апробированной схеме с за­не­се­ни­ем всех данных в спе­ци­аль­ную карточку или компьютерную программу:

1. Об­щий и спор­тив­ный опрос (анамнез).

2. На­руж­ный осмотр.

3. Антро­по­мет­ри­чес­кие данные.

4. Обсле­до­ва­ние нервной, сердечно-со­су­дис­той, дыхательной систем, органов брюшной полости и т. п.

5. Тес­ти­ро­ва­ние функциональными пробами с до­зи­ров­кой физической нагрузки и иссле­до­ва­ни­ем ЧСС, дыхания, кровяного давления (в по­кое, после физической нагрузки и в восста­но­ви­тель­ном периоде).

При необходимости для комплексного обследования могут быть приглашены хирург, невропатолог, окулист, стоматолог и дру­гие специалисты.

Обычно обследование проводится визуальными методами и пу­тем опроса, а так­же с по­мощью анкетирования.

Оценка физического развития производится с по­мощью антропометрических измерений и вклю­ча­ет в се­бя определение длин, диаметров и ок­руж­нос­тей. Антропометрические измерения дают возможность установить уровень и осо­бен­нос­ти физического развития, степень его соответствия полу и воз­рас­ту, имеющиеся отклонения, а так­же отследить улучшение физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и раз­лич­ны­ми видами спорта.

При массовых обследованиях измеряются рост (стоя и си­дя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и си­ла кисти сильнейшей руки. По полученным данным можно произвести оценку физического развития.

Рост (длина тела). Рост (стоя и си­дя) измеряется ростомером.

Коэффициент пропорциональности (КП) определяется по формуле

КП = · 100%,

где L1 – длина тела в по­ло­же­нии стоя;

L2 – длина тела в по­ло­же­нии сидя.

В нор­ме КП = 87–92%; у жен­щин он несколько ниже, чем у муж­чин.

Масса тела – объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Она определяется путем взвешивания на рычажных медицинских весах.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и мак­си­маль­но­го выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и вы­до­хе характеризует экскурсию грудной клетки, ее подвижность, тип дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пре­де­лах 5–7 см.

Жизненная емкость легких характеризует главным образом силу дыхательных мышц и элас­тич­ность легочной ткани. Она колеблется в больших пределах. Это зависит от целого ряда причин: роста, возраста, пола, веса, размера грудной клетки, длительности занятий спортом и т. д. С воз­рас­том ЖЕЛ увеличивается. Для ее определения пользуются водяным, воздушным или портативным спирометром. В сред­нем у муж­чин эта величина равна 3,5–5 л, у жен­щин – 2,5–4 л.

Для измерения мышечной силы кисти применяется ручной динамометр. Производят 2–3 из­ме­ре­ния на каждой руке, фиксируется лучший результат. Показатель зависит от возраста, пола. Средние показатели силы правой кисти у муж­чин 30–35 кг, а у жен­щин 25–33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5–10 кг меньше.

Для измерения силы мышц разгибателей спины применяют становой динамометр. Становая сила мужчин равна 130–150 кг, женщин – 80–90 кг.

При наружном осмотре определяется цвет кожи: бледный, нормальный или загорелый. Бледная кожа – признак малокровия и сер­деч­но-со­су­дис­той недостаточности. У здо­ро­вых людей кожа обычно нормальная, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней обменным процессам.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке у хо­ро­шо физически развитого человека голова и ту­ло­ви­ще находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в та­зо­бед­рен­ных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская или впалая, живот выпячен.

Форма спины бывает нормальная, круглая, седлообразная, плоская (рис. 10).

 

а б в г

Рис. 10. Форма спины:
а – нормальная; б – круглая; в – седлообразная; г – плоская

Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб – искривление позвоночника назад – называется кифоз, искривление вперед – лордоз, а вбок – сколиоз. Сколиозы по отделам позвоночника делятся на грудные, поясничные, тотальные; по направлению сколиозы бывают лево- или правосторонние и S-об­раз­ные (рис. 11).

Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и в сто­ро­ну, которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является неправильное физическое воспитание детей в семье и шко­ле, недостаточная двигательная активность, общая физическая слабость организма. Другой причиной является неправильное положение при работе за столом.

 

а б в г

Рис. 11. Сколиозы:
а – правосторонний; б – левосторонний; в, гS -образные

 

Грудная клетка бывает различной формы: коническая, цилиндрическая и уп­ло­щен­ная (рис. 12).

 

а б в

Рис. 12. Форма грудной клетки:
а – коническая; б – цилиндрическая; в – уплощенная;
α – надчревный угол

 

Форма ног бывает нормальная, О-об­раз­ная, Х-об­раз­ная (рис. 13).

 

а б в

Рис. 13. Форма ног:
а – нормальная; б – Х-образная; в – О-образная

Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плос­кая (рис. 14). Ее определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

 

а б в г

Рис. 14. Форма стопы:
а – полая; б – нормальная; в – уплощенная; г – плоская

О функцио­наль­ном состоянии сердечно-со­су­дис­той системы можно судить по частоте пульса. Пульс – волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в ре­зуль­та­те гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аор­ту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. Подсчет числа ударов, определение силы, ритма и нап­ря­же­ния пульса дают представление о ра­бо­те сердца. Частота пульса зависит от целого ряда причин: состояния здоровья, положения тела, времени суток, возраста и т. д.

О сос­то­янии здоровья в не­ма­лой степени свидетельствует и ар­те­ри­аль­ное давление. Чем выше нижнее, или диастолическое давление, тем хуже состояние периферических сосудов, ниже их эластичность. В сту­ден­чес­ком возрасте нормальное систолическое (верхнее) давление равно 110–120 мм рт. ст., диастолическое – 65–70 мм рт. ст. Установлено, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют нормализации артериального давления и, да­лее, некоторому его понижению.

Педагогический контроль, его содержание

Педагогическийконтроль – планомерный процесс получения информации о фи­зи­чес­ком состоянии занимающихся физической культурой и спор­том. Он проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тре­ни­ро­воч­ных занятий.

Задачи педагогического контроля.

1. Оце­нить эффективность применяемых средств и ме­то­дов тренировки.

2. Вы­пол­нить план тренировки.

3. Ус­та­но­вить контрольные нормативы, оценивающие физическую и тех­ни­чес­кую подготовленность спортсменов.

4. Вы­явить динамику развития спортивных результатов и спрог­но­зи­ро­вать достижения отдельных спортсменов.

5. Отоб­рать наиболее талантливых спортсменов.

Педагогический контроль включает контроль за посещаемостью занятий и вы­пол­не­ни­ем тренировочных нагрузок, за функциональным и пси­хо­фи­зи­чес­ким состоянием занимающихся, технической подготовленностью, поведением во время соревнований и учет спортивных результатов.

Главное в пе­да­го­ги­чес­ком контроле – оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Различают три типа состояний.

Первый тип – перманентный, сохраняющийся в те­че­ние длительного периода времени. Второй – текущий, с из­ме­не­ни­ями работоспособности в про­цес­се одного или нескольких занятий. И тре­тий – оперативный, изменяющийся под влиянием конкретных физических упражнений.

К ме­то­дам педагогического контроля относятся анкетирование занимающихся и тре­не­ров-пре­по­да­ва­те­лей, анализ рабочей документации учебно-тре­ни­ро­воч­но­го процесса, педагогические наблюдения во время занятий, тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.