КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые термины. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятийВиды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсмена изменяется. Различают следующие состояния спортсмена: ● этапные, сохраняющиеся относительно длительное время – недели или месяцы (например, состояние спортивной формы); ● текущие, которые изменяются под влиянием одного или нескольких занятий; ● оперативные, изменяющиеся под влиянием отдельных упражнений и быстро проходящие. В соответствии с необходимостью оценивать вышеизложенные состояния принято различать следующие виды контроля: ● этапный контроль, позволяющий определить изменения состояния спортсменов под воздействием тренировки за длительный период. Предполагает регулярную регистрацию целого ряда показателей в начале и в конце какого-то этапа годичного цикла; ● текущий контроль, позволяющий оценить реакцию организма спортсмена на работу различной направленности, определить процессы утомления под влиянием нагрузок на отдельном занятии, учесть протекание восстановительных процессов, выявить особенности взаимодействия разных нагрузок в течение одного дня или микроцикла; ● оперативный контроль, предназначенный для срочной оценки функционального состояния спортсмена, его поведения, выбора таких упражнений и их комплексов, которые в наибольшей мере будут способствовать решению поставленных задач. Служит основой для планирования срочного тренировочного эффекта, т. е. тренировки в пределах одного занятия. При проведении оперативных обследований используются разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальные для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность упражнений, величину отягощения и т. д. В процессе контроля могут оцениваться эффективность соревновательной деятельности, уровень развития двигательных качеств, технико-тактическое мастерство, психическая подготовленность, реакция организма на предполагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления. Студенты, занимающиеся в учебных группах по видам спорта, помимо обязательных зачетных требований и нормативов по общей физической подготовке должны выполнить определенные требования по индивидуальному виду спорта согласно спортивной классификации. Психологическаяподготовка – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. Тактика – совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактическаяподготовка – подготовка, направленная на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактическийплан – программа основных действий отдельных спортсменов или команды. Техническаяподготовка – подготовка, направленная на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства. Физическаяподготовка – подготовка, направленная на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма и развитие физических способностей. Глава 9. Организация и содержание врачебного контроля в вузе Физическая культура, спорт и туризм в высшем учебном заведении нельзя рассматривать в отрыве от сегодняшней действительности. В настоящее время более 50% студентов страдают заболеваниями разной нозологии; 30% из них нуждаются в лечении и коррекции ряда функций и вынуждены заниматься физической культурой в специальных медицинских группах. Главной задачей кафедры физического воспитания является решение проблем, тесно связанных с резким ухудшением здоровья студентов. Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека многообразные воздействия. Но только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спортивной тренировки под наблюдением преподавателя и врача укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность и повышают работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. Исключить отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом на здоровье призваны мероприятия врачебного контроля и самоконтроля занимающихся, осуществляемые путем наблюдения за происходящими в организме изменениями в процессе занятий. Врачебныйконтроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. В вузах страны ежегодно проводится обязательный медицинский осмотр студентов. В соответствии с данными о состоянии их здоровья уже на 1-м курсе каждого студента определяют в одну из трех медицинских групп: основную, подготовительную или специальную. Основная медицинская группа формируется из студентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием. Они могут заниматься физическими упражнениями и участвовать в соревнованиях без всяких ограничений. Подготовительная медицинская группа формируется из студентов, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Освоение материала учебной программы в данной группе проходит в облегченном варианте, с сокращением длительности выполнения упражнений и количества их повторений; используются те же виды занятий и контрольные испытания, что и в основной группе. Специальная медицинская группа комплектуется из студентов, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются основой для противопоказаний к повышенной физической нагрузке. На учебных занятиях по физическому воспитанию такие студенты занимаются по специальной программе под руководством преподавателей, прошедших соответствующую подготовку. Периодичность врачебного контроля зависит от квалификации занимающегося, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр один раз в год, спортсмены дважды. Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация – система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направленная на предупреждение и выявление ранних признаков нарушения здоровья и функционального состояния. Углубленные диспансерные обследования проводятся 1–2 раза в год. Первичное освидетельствование проводится врачом по следующей апробированной схеме с занесением всех данных в специальную карточку или компьютерную программу: 1. Общий и спортивный опрос (анамнез). 2. Наружный осмотр. 3. Антропометрические данные. 4. Обследование нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов брюшной полости и т. п. 5. Тестирование функциональными пробами с дозировкой физической нагрузки и исследованием ЧСС, дыхания, кровяного давления (в покое, после физической нагрузки и в восстановительном периоде). При необходимости для комплексного обследования могут быть приглашены хирург, невропатолог, окулист, стоматолог и другие специалисты. Обычно обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Оценка физического развития производится с помощью антропометрических измерений и включает в себя определение длин, диаметров и окружностей. Антропометрические измерения дают возможность установить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также отследить улучшение физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта. При массовых обследованиях измеряются рост (стоя и сидя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти сильнейшей руки. По полученным данным можно произвести оценку физического развития. Рост (длина тела). Рост (стоя и сидя) измеряется ростомером. Коэффициент пропорциональности (КП) определяется по формуле КП = · 100%, где L1 – длина тела в положении стоя; L2 – длина тела в положении сидя. В норме КП = 87–92%; у женщин он несколько ниже, чем у мужчин. Масса тела – объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Она определяется путем взвешивания на рычажных медицинских весах. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки, ее подвижность, тип дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5–7 см. Жизненная емкость легких характеризует главным образом силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. Она колеблется в больших пределах. Это зависит от целого ряда причин: роста, возраста, пола, веса, размера грудной клетки, длительности занятий спортом и т. д. С возрастом ЖЕЛ увеличивается. Для ее определения пользуются водяным, воздушным или портативным спирометром. В среднем у мужчин эта величина равна 3,5–5 л, у женщин – 2,5–4 л. Для измерения мышечной силы кисти применяется ручной динамометр. Производят 2–3 измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Показатель зависит от возраста, пола. Средние показатели силы правой кисти у мужчин 30–35 кг, а у женщин 25–33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5–10 кг меньше. Для измерения силы мышц разгибателей спины применяют становой динамометр. Становая сила мужчин равна 130–150 кг, женщин – 80–90 кг. При наружном осмотре определяется цвет кожи: бледный, нормальный или загорелый. Бледная кожа – признак малокровия и сердечно-сосудистой недостаточности. У здоровых людей кожа обычно нормальная, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней обменным процессам. Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская или впалая, живот выпячен. Форма спины бывает нормальная, круглая, седлообразная, плоская (рис. 10).
Рис. 10. Форма спины: Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб – искривление позвоночника назад – называется кифоз, искривление вперед – лордоз, а вбок – сколиоз. Сколиозы по отделам позвоночника делятся на грудные, поясничные, тотальные; по направлению сколиозы бывают лево- или правосторонние и S-образные (рис. 11). Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и в сторону, которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является неправильное физическое воспитание детей в семье и школе, недостаточная двигательная активность, общая физическая слабость организма. Другой причиной является неправильное положение при работе за столом.
Рис. 11. Сколиозы:
Грудная клетка бывает различной формы: коническая, цилиндрическая и уплощенная (рис. 12).
Рис. 12. Форма грудной клетки:
Форма ног бывает нормальная, О-образная, Х-образная (рис. 13).
Рис. 13. Форма ног: Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плоская (рис. 14). Ее определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.
Рис. 14. Форма стопы: О функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по частоте пульса. Пульс – волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. Подсчет числа ударов, определение силы, ритма и напряжения пульса дают представление о работе сердца. Частота пульса зависит от целого ряда причин: состояния здоровья, положения тела, времени суток, возраста и т. д. О состоянии здоровья в немалой степени свидетельствует и артериальное давление. Чем выше нижнее, или диастолическое давление, тем хуже состояние периферических сосудов, ниже их эластичность. В студенческом возрасте нормальное систолическое (верхнее) давление равно 110–120 мм рт. ст., диастолическое – 65–70 мм рт. ст. Установлено, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют нормализации артериального давления и, далее, некоторому его понижению. Педагогический контроль, его содержание Педагогическийконтроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Он проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий. Задачи педагогического контроля. 1. Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки. 2. Выполнить план тренировки. 3. Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую и техническую подготовленность спортсменов. 4. Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов. 5. Отобрать наиболее талантливых спортсменов. Педагогический контроль включает контроль за посещаемостью занятий и выполнением тренировочных нагрузок, за функциональным и психофизическим состоянием занимающихся, технической подготовленностью, поведением во время соревнований и учет спортивных результатов. Главное в педагогическом контроле – оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Различают три типа состояний. Первый тип – перманентный, сохраняющийся в течение длительного периода времени. Второй – текущий, с изменениями работоспособности в процессе одного или нескольких занятий. И третий – оперативный, изменяющийся под влиянием конкретных физических упражнений. К методам педагогического контроля относятся анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей, анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса, педагогические наблюдения во время занятий, тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |